Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / BUSINESS ENTITIES / PHARMACEUTICAL COMPANIES / COMPREHENSIVE ANALYSIS OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT OF AN ECONOMIC ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Голубецкая Наталья Петровна, Чиркова Тамара Валерьевна

Настоящее исследование направлено на исследование комплексной оценки влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора экономики России. Цель. Разработка комплексного подхода к оценке влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора в современных условиях. Задачи. Определение направлений инновационного развития фармацевтического сектора России в современных условиях. Оценка потенциала предпринимательской деятельности в данном сегменте деятельности хозяйствующих субъектов и разработка рекомендаций по повышению результативности деятельности фармацевтического кластера на региональном уровне управления. Методология. В работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проведен комплексный анализ конкурентных преимуществ компаний фармацевтического сектора, которые варьируются в зависимости от этапа жизненного цикла предпринимательской структуры. Помимо анализа финансовых показателей деятельности компаний важно на всех этапах проводить комплексную оценку конкурентных преимуществ и стратегических целей устойчивого функционирования предпринимательских структур. Результаты. В условиях инновационной экономики фармацевтическая отрасль занимает особое положение, поскольку она относится к числу наиболее стабильных видов деятельности, приносящих высокий уровень дохода компаниям. Более того? данный вид деятельности формируется и функционирует под влиянием все возрастающих потребностей системы здравоохранения в России. Инновационная направленность характерна для фармацевтики и биотехнологий, поэтому гибкость и адаптация должна обеспечивать устойчивое функционирование предпринимательских структур в данном сегменте. Для компаний этого сегмента характерным является высокий уровень затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в целом. Выводы. Фармацевтический рынок находится под влияниеv социальных, экономических тенденций, компании данного сегмента регламентированы нормативно-правовым полем, требованиями по производственным параметрам качества, потребительских характеристик и маркетинговых процедур. Экспертные оценки населения и практикующих медицинских работников, научно-исследовательских структурных подразделений позволяют гибко реагировать на структурные изменения потребностей рынка товаров и услуг. Государственная политика в сфере здравоохранения находится под влиянием оценки результативности деятельности населением. В комплексе все факторы оказывают существенное взаимодействие на стратегию и тактику реализации управленческих решений в отрасли, формируя приоритетные направления разработки, производственной цепочки, маркетинга и продажи лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Голубецкая Наталья Петровна, Чиркова Тамара Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Comprehensive Assessment of the Impact of Innovative Technologies on Business Entities in the Pharmaceutical Sector of the Russian Economy

The presented study undertakes a comprehensive assessment of the impact of innovative technologies on business entities in the pharmaceutical sector of the Russian economy. Aim. The study aims to develop a comprehensive approach to assessing the impact of innovative technologies on business entities in the pharmaceutical sector under current conditions. Tasks. The authors identify directions for the innovative development of the Russian pharmaceutical sector under current conditions, assess the business potential of this segment, and develop recommendations for improving the performance of the pharmaceutical cluster at the regional level of management. Methods. This study uses general scientific methods of cognition in various aspects to conduct a comprehensive analysis of the competitive advantages of companies in the pharmaceutical sector, which vary depending on the stage in the life cycle of a business entity. In addition to the analysis of financial performance, it is important to conduct a comprehensive assessment of the competitive advantages and strategic goals of sustainable operation of business entities at all stages. Results. The pharmaceutical industry holds a special position in the innovative economy, being one of the most stable and profitable activities. Furthermore, this activity is formed and functions under the influence of the growing needs of the Russian healthcare system. A focus on innovation is typical for pharmaceuticals and biotechnology; therefore, flexibility and adaptation should ensure sustainable operation of business entities in this sector. Pharmaceutical companies are characterized by high costs of research and development activities in general. Conclusions. The pharmaceutical market is affected by social and economic trends. Companies in this sector are regulated by a regulatory framework, requirements for production quality, consumer properties, and marketing procedures. Expert assessments of the population, medical practitioners, and research departments allow for a flexible response to structural changes in market needs. The government health care policy is under the influence of performance assessment by the population. All these factors combined have a significant impact on the strategy and tactics of implementation of managerial decisions in the industry, determining priority directions for the development, production, marketing, and sales of pharmaceuticals.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

Комплексная оценка влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора экономики России

A comprehensive Assessment of the impact of innovative Technologies on Business Entities in the Pharmaceutical Sector of the Russian Economy

УДК 303.732

Бургонов Олег Викторович

профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Oleg V. Burgonov

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Голубецкая Наталья Петровна

профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А Natal'ya P. Golubetskaya

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

CO

S <

i <

i ^

ш I-

o s

0

lu"

S

1

с m О 0. s с; ш ci

О ^

ш

О ^

О ш

Ц-

ш

I-<

Чиркова Тамара Валерьевна

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Tamara V. Chirkova

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Настоящее исследование направлено на исследование комплексной оценки влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора экономики России.

Цель. Разработка комплексного подхода к оценке влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора в современных условиях.

Задачи. Определение направлений инновационного развития фармацевтического сектора России в современных условиях. Оценка потенциала предпринимательской деятельности в данном сегменте деятельности хозяйствующих субъектов и разработка рекомендаций по повышению результативности деятельности

фармацевтического кластера на региональном уровне управления.

Методология. В работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проведен комплексный анализ конкурентных преимуществ компаний фармацевтического сектора, которые варьируются в зависимости от этапа жизненного цикла предпринимательской структуры. Помимо анализа финансовых показателей деятельности компаний важно на всех этапах проводить комплексную оценку конкурентных преимуществ и стратегических целей устойчивого функционирования предпринимательских структур.

Результаты. В условиях инновационной экономики фармацевтическая отрасль занимает

о

особое положение, поскольку она относится к числу наиболее стабильных видов деятельности, приносящих высокий уровень дохода компаниям. Более того, данный вид деятельности формируется и функционирует под влиянием все возрастающих потребностей системы здравоохранения в России. Инновационная направленность характерна для фармацевтики и биотехнологий, поэтому гибкость и адаптация должны обеспечивать устойчивое функционирование предпринимательских структур в данном сегменте. Для компаний этого сегмента характерным является высокий уровень затрат на научно-ис-о следовательскую и опытно-конструкторскую

деятельность в целом.

Выводы. Фармацевтический рынок находится о под влияниеу социальных, экономических

^ тенденций, компании данного сегмента регла-

^ ментированы нормативно-правовым полем,

J требованиями по производственным параме-

< трам качества, потребительских характери-

стик и маркетинговых процедур. Экспертные оценки населения и практикующих медицинских работников, научно-исследовательских структурных подразделений позволяют гибко реагировать на структурные изменения потребностей рынка товаров и услуг. Государственная политика в сфере здравоохранения находится под влиянием оценки результативности деятельности населением. В комплексе все факторы оказывают существенное взаимодействие на стратегию и тактику реализации управленческих решений в отрасли, формируя приоритетные направления разработки, производственной цепочки, маркетинга и продажи лекарственных средств. Ключевые слова: инновационные технологии; предпринимательские структуры; фармацевтические компании; комплексный анализ внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта.

Для цитирования: Бургонов О. В., Голу-бецкая Н. П., Чиркова Т. В. Комплексная оценка влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора экономики России // Экономика и управление. 2019. № 3 (161). С. 67-76.

The presented study undertakes a comprehensive assessment of the impact of innovative technologies on business entities in the pharmaceutical sector of the Russian economy. Aim. The study aims to develop a comprehensive approach to assessing the impact of innovative technologies on business entities in the pharmaceutical sector under current conditions.

Tasks. The authors identify directions for the innovative development of the Russian pharmaceutical sector under current conditions, assess the business potential of this segment, and develop recommendations for improving the performance of the pharmaceutical cluster at the regional level of management. Methods. This study uses general scientific methods of cognition in various aspects to

conduct a comprehensive analysis of the competitive advantages of companies in the pharmaceutical sector, which vary depending on the stage in the life cycle of a business entity. In addition to the analysis of financial performance, it is important to conduct a comprehensive assessment of the competitive advantages and strategic goals of sustainable operation of business entities at all stages. Results. The pharmaceutical industry holds a special position in the innovative economy, being one of the most stable and profitable activities. Furthermore, this activity is formed and functions under the influence of the growing needs of the Russian healthcare system. A focus on innovation is typical for pharmaceuticals and biotechnology; therefore, flexibility and adaptation should ensure sustainable operation of business entities in this sector. Pharmaceutical companies are characterized by high costs of research and development activities in general.

Conclusions. The pharmaceutical market is affected by social and economic trends. Companies in this sector are regulated by a regulatory framework, requirements for production quality, consumer properties, and marketing procedures. Expert assessments of the population, medical practitioners, and research departments allow for a flexible response to structural changes in market needs. The government health care policy is under the influence of performance assessment by the population. All these factors combined have a significant impact on the strategy and tactics of implementation of managerial decisions in the industry, determining priority directions for the development, production, marketing, and sales of pharmaceuticals.

Keywords: innovative technologies; business entities; pharmaceutical companies; comprehensive analysis of the external and internal environment of an economic entity.

Citation: Burgonov O. V., Golubetskaya N. P., Chirkova T. V. Kompleksnaya otsenka vliya-niya innovatsionnykh tekhnologiy na predpri-nimatel'skiye struktury farmatsevticheskogo sektora ekonomiki Rossii [A Comprehensive Assessment of the Impact of Innovative Technologies on Business Entities in the Pharmaceutical Sector of the Russian Economy]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 3 (161), pp. 67-76.

В условиях инновационной экономики фармацевтическая отрасль занимает особое положение, поскольку она относится к числу наиболее стабильных видов деятельности, приносящих высокий уровень дохода. Более того, данный вид деятельности формируется и функционирует под влиянием все возрастающих потребностей системы здравоохранения в России. Инновационная направленность характерна для фармацевтики и биотехнологий, поэтому гибкость и адаптация должны обеспечивать устойчивое функционирование предпринима-

тельских структур в данном сегменте. Для компаний этого сегмента характерным является высокий уровень затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.

Высокие темпы развития фармацевтической отрасли влияют на формирование и устойчивое развитие инновационных кластеров. Тенденции и направления совершенствования медицинского обслуживания определяются инновациями в фармацевтической сфере. В настоящее время наметилась тенденция снижения уровня заболеваемости по большинству диагностических направлений, но в связи с демографическими проблемами в ряде регионов возникают новые проблемные зоны и очаги, требующие инновационных технологий в мониторинге и лечении пациентов.

Комплексный анализ оценки потенциала предпринимательских структур позволяет осуществить внедрение инновационных технологических цепочек, которые в дальнейшем обеспечат существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими компаниями в данном виде деятельности. Факторы внешней и внутренней среды оказывают существенное влияние на формирование и реализацию стратегии развития предпринимательской структуры. Инновационные технологии определяют тенденции развития фармацевтического рынка России и в мире. При комплексном анализе инновационного развития отрасли дискуссионной до сих пор является проблема изготовления фармацевтических субстанций для лекарственных препаратов. Технологические инновации могут повысить риски функционирования организации в связи с острой конкурентной борьбой и появлением альтернативных заменителей с более низкими ценами производства.

Системообразующие предпринимательские структуры в фармацевтической отрасли по существу задают вектор инновационного развития данного вида деятельности в России, они формируют кластеры взаимодействия всех хозяйствующих субъектов, конечным результатом деятельности которых является повышение эффективности функционирования здравоохранения. Фармацевтические компании характеризуются высоким уровнем развития научно-исследовательских подразделений, которые являются фундаментом инновационного развития биотехнологий и сопутствующих секторов.

Новые технологии производства лекарственных средств (ЛС) оказывают существенное влияние на развитие фармацевтического рынка. Технологические инновации могут повысить риски функционирования организации в связи с острой конкурентной борьбой и появлением

альтернативных заменителей с более низки- ™

ми издержками производства. Формирование <

и развитие современного фармацевтического <

кластера является сложным и противоречивым з

явлением, основными характеристиками кото- I

рого являются высокая капиталоемкость, тех- ^

нологичность, фундаментальные разработки, ^

маркетинг, менеджмент и высококвалифици- ш

рованные кадры. Мировой фармацевтический ^

<

рынок является совокупностью национальных ^ фармацевтических рынков, объединенных ^ в единую экономическую и маркетинговую 5 систему производства и реализации ЛС [1; 2]. о

На основе оценки параметров внешней среды ^ можно осуществлять коррекцию принимае- 2 мых решений и снизить риски, связанные с 2 существенными изменениями в нормативно- ^ правовых и экономических инструментах ре- | гулирования на макроуровне экономики [3]. н В фармацевтической отрасли особенно зна- 2 чимыми являются технологические факторы, которые включают мониторинг и оценку инновационных цепочек изготовления лекарств, производства медицинского оборудования и современных методов диагностики.

Целью исследования является разработка комплексного подхода к оценке влияния инновационных технологий на предпринимательские структуры фармацевтического сектора экономики России в современных условиях.

Используемые методики комплексного анализа конкурентных преимуществ компаний варьируются в зависимости от этапа жизненного цикла предпринимательской структуры и гибкости в принятии стратегических управленческих решений. Помимо анализа финансовых показателей деятельности компании важно на всех этапах проводить комплексную оценку ее конкурентных преимуществ и стратегических целей устойчивого функционирования [4]. Использование различных методик с целью разработки инновационного развития предпринимательской структуры на протяжении ее жизненного цикла представлено на рис. 1.

По результатам практических исследований ряда авторов методы SWOT-анализа являются эффективными на этапе возникновения и развития компании, они позволяют оценить угрозы и возможности развития предпринимательских структур. SNW- и PIMS-анализы, как правило, используются на следующем этапе жизненного цикла — стабилизация, устойчивое развитие и начало застойных процессов в развитии [5-7].

Фундаментом поступательного развития здравоохранения за рубежом и в России являются фармацевтическая отрасль и сопутствующие ее развитию виды деятельности. В целом стратегической целью ее развития

Реорганизация

Ликвидация /

Банкротство >-

в'\АГС>Т-&нализ

SW0T-aнaлиз РЕвТ-анализ

SNW-aнaлиз ЬОБТ-анализ

РШЭ-анализ йАР-анализ

Рис. 1. Комплексная оценка предпринимательских структур с учетом этапа жизненного цикла компании

в современных условиях является производство и повышение качественных характеристик лекарственных препаратов. Данные приоритетные направления должны способствовать повышению эффективности использования инструментов повышения трудоспособности и продолжительности жизни населения РФ. Для устойчивого функционирования российских фармацевтических компаний необходимо использовать инновационные технологии в системе менеджмента, разработке и внедрении лекарственных средств, обеспечивая постоянный рост прибыли предприятия [8; 9].

Тенденции и направления совершенствования медицинского обслуживания определяются инновациями в фармацевтической сфере. Как показывает опыт зарубежных стран, создание и производственные цепочки по изготовлению качественных лекарственных средств привели к повышению продолжительности жизни большинства населения. С одной стороны, наметилась тенденция снижения уровня заболеваемости по большинству диагностических направлений, но, с другой, в связи с демографическими проблемами в ряде регионов возникают новые проблемные зоны и очаги, требующие инновационных технологий в мониторинге и лечении пациентов. Кроме того, мощные рекламные компании формируют большую потребительскую аудиторию и повышают объем спроса на лекарственные препараты. Данная тенденция наблюдается на протяжении последних 20 лет в США, европейских странах и России [10].

Анализ объема потребления ЛС показывает, что Россия является одним из лидеров данного сегмента и входит во вторую десятку стран мира, заняв в 2017 г. 12-е место [11]. По приблизительным оценкам, около 22% составили темпы роста данного вида деятельности, но по показателям потребления ЛС на душу населения Россия отстает от развитых стран в 15 раз: 10.5 ед. на человека — РФ, 143 ед. — США (рис. 2).

Качество и объем производимой продукции фармацевтическими компаниями существенно влияют на уровень предоставления государственных услуг и параметры здоровья населения в целом. Для осуществления инновационного сценария развития отрасли необходимо создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных ЛС и технологий за счет оптимизации системы управления и снижения рисков, связанных с административными барьерами и высоким уровнем давления за счет экономических механизмов регулирования. Инновационный сценарий развития российской фармацевтической отрасли возможен при непосредственном участии государственных и региональных административных органов управления. В настоящий момент государственные закупки и субсидии как инструмент реализации программы развития фармацевтики позволяют оптимизировать риски и зоны персональной ответственности структур бизнеса и административных органов управления в социальной сфере [12].

Объем фармрынка, 2017, млрд долл.

Турция Аргентина Мексика Россия Индия Канада Испания Англия Италия Бразилия Франция Германия Япония Китай США

7,6 8Д 9,4 15,2 19,0 Р 21,0 Р 22,1 Р 26,1 Р 30,6 Р 33,2 Р 34,2 47,3 =1 84,6 =1 122,3

Прирост, 2016/2017, долл., %

□ 2

-1 С

-51

=1 465,4

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 14

=| 9 □ 8

□ 6

□ 6

□ 2

=| 2

□ 22

□ 19

Объем потребления ЛС на душу населения, долл.

□ 9,4 : 18,3

□ 7,3 =1 10,5

1,4

I 57,3

=□ 47,6 □ 39,5 =| 50,5

15,8

=| 50,9

-1 57,4

I 66,8

□ 8,8

о х о

О

о о

□ 143,0

Рис 2. Показатели развития фармацевтического рынка в 2017 г.

В качестве основных проблем, связанных с развитием отрасли, можно отметить необходимость использования импортных лекарственных препаратов и технологий с целью развития внутреннего рынка и поддержки отечественного товаропроизводителя. По сравнению с зарубежными странами негативным моментом является низкий уровень инновационных преобразований для производства ЛС и технологий [13]. Комплексный анализ инновационного развития предпринимательских структур фармацевтической отрасли приведен на рис. 3 и включает динамику параметров, связанных с рыночными показателями, тенденциями в развитии производственных процессов, технологических и административно-правовых характеристик.

Фармацевтический рынок находится под влиянием социальных, экономических тенденций в развитии региональных систем управления, компании данного сегмента регламентированы нормативно-правовым полем, требованиями по производственным параметрам качества, потребительских характеристик и маркетинговых процедур. Экспертные оценки населения и практикующих медицинских работников, научно-исследовательских структурных подразделений позволяют гибко реагировать на структурные изменения потребностей рынка товаров и услуг [14; 15].

Комплексный анализ конкурентных преимуществ российских компаний по сравнению с Индией и Китаем в данном виде деятельности позволяет выявить возможности и перспективы развития компаний в данном сегменте и предложить сценарии их инновационного устойчивого развития по воспроизводству лекарственных средств и

их субстанций на долгосрочную перспективу, связанные с сотрудничеством науки и производства [16; 17]. При этом для крупных фармацевтических предпринимательских структур российский потребительский рынок является прибыльным и перспективным. Параметры внешней и внутренней среды будут определять сценарий развития компаний в данном сегменте в перспективе. На рис. 4 представлена динамика развития фармацевтического рынка России за период с 2015-го по 2018 г. [11].

По статистическим данным, произошло повышение объемов продажи лекарственных средств весной 2018 г., наметилась тенденция роста потребительского спроса на долгосрочную перспективу. В условиях замещения импортных препаратов отечественными чрезвычайно важными являются мониторинг и оценка сценариев развития рынка в данном направлении (рис. 5, а и б). За последние 2 года наблюдается динамика роста потребления отечественной продукции в России по сравнению с зарубежными аналогами [11].

Российский рынок обеспечен зарубежными лекарственными средствами, которые производятся транснациональными компаниями и традиционно занимают существенное положение на потребительском рынке. По результатам расчетов на долю импортных фармацевтических средств приходится около 70%. В современных условиях российский рынок остается под влиянием зарубежных производителей, поэтому необходимо создать условия для поддержки отечественных производителей лекарственных средств и технологий с использованием административного ресурса и экономических стимулов [18].

к с в м К ► Высокие входные барьеры ► Необходимы значительные инвестиции для входа на рынок

► Сильная конкуренция ► Зарубежные игроки оказывают сильное давление

Рч

в ■в ► Большой объем подделок ► Недоверие к отечественным ЛС затрудняет сбыт

Э

в у о ► Производство дженериков ► Ориентация на низкорентабельную дженеро-продукцию

к

а ► На мировом рынке нет российских компаний ► Единственный конкурентоспособный отечественный производитель ОАО «Фармстандарт» (+ОтпСиФарм)

Низкая инновационность Отсутствие научно-технической базы приводит

О ЛС к невозможности производства оригинальных препаратов

Рч о

км и й-И" ► Минимальные инвестиции в НИОКР Проблемы с покрытием расходов на полный цикл НИОКР

о £9 в о м к о К о ► Низкий уровень НИОКР ► Отсутствие источников долгосрочного финансирования, высокая стоимость привлечения средств

в Изношенность Недофинансирование технического перевооружения

оборудования г отрасли, отсутствие отечественного оборудования

'В В К нй Бй с а ► Трудность производства новых ЛС > Дорогостоящие этапы разработки, испытаний и внедрения новых технологий производства

► Сложный процесс создания и апробирования ► Огромная научная и финансовая составляющая стадий создания и продвижения новых ЛС

§§ X * Устаревшие технологии производства ► Слабое развитие технологической базы, связанное с высокой стоимостью, низким спросом и компетенциями

Н

И Старая техническая база ► Отечественные предприятия не могут конкурировать с зарубежными в скорости создания и качества новых ЛС

О

Я в

Я

Я м

И В

<1 №

Ь 1=1

И О «

В в в о ер о я

5 В

Сложный бюрократический механизм регистрации новых ЛС

Трудный, длительный процесс регистрации новых ЛС увеличивает затраты, направлен на повышение качества и снижение к минимум негативных рисков от применения новых препаратов

Отсутствие гармонизации отечественных и зарубежных стандартов ► Запаздывание перехода отечественных предприятий к единым международным стандартам качества (ОМР) и трудности с выводом продукции на зарубежный рынок

Рис. 3. Направления комплексного анализа инновационного развития российских фармацевтических предпринимательских структур

Особое место в программе развития данного сегмента занимают препараты-дженери-ки. Четкая процедура использования данных лекарственных средств позволила бы в перспективе обеспечить производство продукции российскими компаниями по более низкой

себестоимости по сравнению с зарубежными аналогами. Предпринимательские структуры, имеющие в своем ассортименте производственные цепочки по выпуску данной лекарственной продукции, обладают потенциалом и мощностями, обеспечивающими возможность постав-

110 000

100 ООО

90 ООО

80 ООО

70 ООО

60 ООО

50 ООО

40 ООО

4?

чг . £ &

V /

/

* /

л? / /

£ Т СУ

А1

/ / # ^

в #

£

О х о

о

о о

Рис. 4. Показатели фармацевтического рынка России в динамике с 2015-го по 2018 г.

ки на рынок несколько десятков дженериков различной направленности. Компании, имеющие возможность производить дженерики, как правило, обладают большим объемом выпуска и гибко реагируют на изменения потребностей рынка портфелем лекарственных препаратов [19; 20].

При комплексном анализе инновационного развития отрасли дискуссионным до сих пор является проблема изготовления фармацевтических субстанций для лекарственных препаратов [21]. Под фармацевтическими субстанциями подразумеваются лекарственные средства как действующие вещества биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, которые должны обладать фармакологической активностью, они предназначены для производства лекарственных препаратов, влияющих на эффективность их применения пациентами. До сих пор нерешенной проблемой остается зависимость российских фармацевтических компаний от импортных субстанций лекарственных препаратов, которая является фактором, снижающим уровень конкурентоспособности предпринимательских структур. В первую очередь это связано с недостаточной рекламной деятельностью большинства российских компаний на мировом рынке товаров и услуг [22].

Комплексный анализ деятельности предпринимательских структур на фармацевтическом рынке России свидетельствует об основных направлениях использования компаниями инновационных подходов.

1. На государственном уровне управления необходимо создать благоприятные условия

для разработки и практической реализации

новых лекарственных препаратов, которые должны заменить импортные аналоги.

2. На региональном уровне управления обеспечить развитие промышленных предприятий, производящих фармацевтические субстанции с учетом требований международных стандартов ОМР.

3. Расширить направления инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддерживающие российские предпринимательские структуры, деятельность которых направлена на эксперименты с поиском инновационных действующих веществ и субстанций лекарственных препаратов, инструментов оптимизации в создании отечественных инновационных лекарств, обеспечивающих инновационный вектор в развитии фармацевтических компаний.

4. Реализовывать программы по последовательному развитию инновационных фармацевтических кластеров на региональном уровне, деятельность компаний в которых должна способствовать развитию широкого спектра инновационных импортозамещающих лекарственных препаратов.

5. Поступательно наращивать экспорт российской фармацевтической продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в данном сегменте.

6. Осуществить инновационные преобразования в подготовке квалифицированных кадров для фармацевтической отрасли на основе современных информационно-коммуникационных и телемедицинских технологий. В современных условиях необходимо осуществить инновационные преобразования в фармацевтической отрасли, используя вертикальную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< <

о х о

<

со О

О

О О

а) 80 70 60 50 40 30 20 10 0

СО т-Ч «5 т-Ч СО т-Ч со т-Ч со т-Ч СО т-Ч со т-Ч СО т-Ч со т-Ч СО т-Ч со т-Ч СО т-Ч ь- т-Ч о т-Ч ь- тН ь- т-Ч ь- тН ь- т-Ч ь- тН 1> т-Ч о тН ь- тН ь- т-Ч ь- т-Ч 00 т-Ч 00 т-Ч 00 т-Ч 00 т-Ч 00 т-Ч 00 тН X тН 00 т-Ч

т-Ч О N О м о о Щ О СО о ь-о 00 о ОЭ о о т-Ч т-Ч т-Ч (М т-Ч Т-Ч О N о со о тс о ю о СО о ь-о 00 о ст> о о тН т-Ч гЧ (М тН т-Ч о N о ео о о 1А о сс о ь-о 00 о

----Продажи отеч. ЛС, млрд руб.

- - - Продажи имп. ЛС, млрд руб.

— — Доля в упаковках имп., %

б)

350 300 250 200 150 100 50 0

ЛЬ «А «Д А А А А А Л Л %%

в\> ¿Ь> <$>> <у> ¿Ъ> ч\> 0\> ¿Ь> <$>>

-Продажи отеч. ЛС, млн упаковок - - - Продажи имп. ЛС, млн упаковок

— — - Доля в упаковках имп., % --Доля в упаковках отеч., %

Рис. 5. Соотношение продаж отечественных и зарубежных упаковок: а) в стоимостном и б) в натуральном выражении (2016-2018 гг.)

диверсификацию как способ развития предпринимательских структур в формирующихся кластерах по производству конкурентоспособных медицинских препаратов. Фармацевтическая отрасль является одним из наиболее высокотехнологичных рынков экономики РФ с быстро обновляющейся продуктовой линейкой. Поддержание конкурентоспособности отрасли требует постоянных финансовых вложений и развития инновационных процессов, однако инвестиции в фармацевтический сектор способны обеспечить высокую норму прибыли, а сама отрасль может стать одним из двигателей российской экономики.

Качественная лекарственная помощь и положительный опыт ряда регионов должны

позволить развивать сценарий независимого фармацевтического рынка от зарубежных производителей лекарственных препаратов. На федеральном уровне управления стратегической целью являются замещение от импорта лекарственных средств по номенклатуре жизненно важных средств и препаратов, поддержка экспортного потенциала фармацевтических компаний. Прогноз динамики показателей свидетельствует об интенсивном росте продаж российских препаратов, поскольку резко выросла доля инновационных лекарственных средств на внутреннем рынке с более высокой стоимостью. Слабая инновационная активность отечественных фармацевтических предпринимательских структур является не только

тормозом развития отрасли, но и представляет определенную угрозу национальной безопасности, учитывая долю зарубежных производителей лекарственных средств на российском рынке, введение различных санкций против России, продолжающиеся разработки на Западе бактериологического оружия.

Комплексный анализ факторов, влияющих на инновационные технологии в компаниях фармацевтического сегмента России, отражает тенденции и сценарии развития данного вида деятельности в современных условиях. Улучшение качества жизни и здоровья является целевым ориентиром в данном направлении предпринимательской деятельности. В системе регулирования на государственном уровне важно осуществлять четкий контроль за производственной деятельностью компаний на основе утвержденных нормативов и стандартов, а также качества выпускаемой лекарственной продукции, оказывающей существенное влияние на здоровье населения, которое является критерием оценки результативности социального блока в экономическом развитии России. В современных условиях важным инструментом регулирования конкурентоспособности предпринимательских структур являются новые виды лекарственных препаратов, позволяющие осуществить замещение импортных аналогов.

Литература

1. Голубецкая Н. П., Ушакова Е. В., Чиркова Т. В. Возможные сценарии инновационного развития региональных предпринимательских структур в условиях структурной перестройки российской экономики // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 68-74.

2. Бургонов О. В., Голубецкая Н. П., Виноградова Н. Ю. Моделирование системы управления корпоративной предпринимательской структуры // Экономика и управление. 2017. № 3 (137). С. 60-69.

3. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / под ред. Р. М. Нуреева. М.: ТЕИС, 2007. 479 с.

4. Голубецкая Н. П., Аралов А. В. Развитие системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности // Экономика и управление. 2015. № 6 (116). С. 52-59.

5. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Литагент Альпи-на, 2016. 740 с.

6. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

7. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Владыкина Л. Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономика региона. 2015. № 1 (41). С. 144-155.

8. Boutellier R., Heinzen M. Growth through innovation: managing the technology-driven enterprise.

Zurich: Springer International Publishing, 2014. ™

263 p. 5

^ <

9. Балашов А. И. Формирование механизма устой- ^

чивого развития фармацевтической отрасли: тео- >х

рия и методология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ^

ун-та экономики и финансов, 2012. 160 с. ^

10. Яшин С. Н., Амбарцумян А. Е. Методические ^ подходы к управлению инновационным развитием g предприятия рекламной сферы в условиях циф- ш ровой экономики // Научно-технические ведомо- ^ сти Санкт-Петербургского государственного по- < литехнического университета. Экономические о науки. 2018. Т. 11, № 6. С. 153-163. s

11. Фармацевтический рынок России. DSM group. ш 2019. январь. [Электронный ресурс]. URL: https:// о dsm.ru/docs/analytics/january_2019_pharmacy_ ^ analysis.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

12. Лопастейкина Л. Г. Развитие механизма регули- и рования фармацевтического рынка в регионе. ^ Ульяновск: Изд-во Ульян. гос. техн. ун-та, 2014. ^

158 с. 5

13. Бекарев А. А., Бекарева С. В. Подход к оценке ^ конкурентоспособности национальной фармацев- 2 тической отрасли // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, № 4. С. 78-92.

14. Ding M., Eliashberg J., Stremersch S. [eds.] Innovation and marketing in the pharmaceutical industry: emerging practices, research, and policies. New York: Springer, 2014. 775 p.

15. Яковлев Г. И. Особенности реализации импортозамещающей стратегии в российской промышленности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С. 59-64.

16. Бянкин А. С., Бурдакова Г. И. Развитие инновационного предпринимательства в регионе на базе вуза: решение проблем подготовки кадров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 1. С. 136-145.

17. Cohen F. J. Macro trends in pharmaceutical innovation // Nature Reviews Drug Discovery. 2005. Vol. 4. P. 78-84.

18. Доровской А. В. Сегменты мирового фармацевтического рынка: тенденции и противоречия развития // Бизнес Информ. 2014. № 9. С. 34-40.

19. Петрова И. Фармацевтика: в поиске наилучших практик // Стандарты и качество. 2014. № 12. С. 44-47.

20. Щетко В. А. Тенденции развития мирового рынка фармацевтической продукции // Журнал международного права и международных отношений. 2014. № 2. С. 86-91.

21. Хосева Е. Н. Состояние российской фармацевтической отрасли на современном этапе // Качественная клиническая практика. 2014. № 3. С. 35-40.

22. Трофимова Е. О. Новая реальность» российского фармрынка // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2016. № 6. С. 14-17.

References

1. Golubetskaya N. P., Ushakova E. V., Chirkova T. V. Vozmozhnyye stsenarii innovatsionnogo razvitiya regional'nykh predprinimatel'skikh struktur v us-loviyakh strukturnoy perestroyki rossiyskoy ekono-miki [Possible scenarios for the innovative develop-

ment of regional business structures in the context ^ of the restructuring of the Russian economy]. Eko-^ nomika i upravlenie, 2018, no. 10 (156), pp. 68-74. >x 2. Burgonov O. V., Golubetskaya N. P., Vinogradova N. Yu. ^ Modelirovaniye sistemy upravleniya korporativnoy J predprinimatel'skoy struktury [Simulation of a cor-¡5 porate enterprise management system]. Ekonomika i g upravlenie, 2017, no. 3 (137), pp. 60-69. m 3. Nureyev R. M., ed. Sotsial'noye rynochnoye khozyay-g stvo: kontseptsiya, prakticheskiy opyt i perspektivy < primeneniya v Rossii [Social market economy: concept, practical experience and application prospects x in Russia]. Moscow: Teis Publ., 2007. 479 p. w 4. Golubetskaya N. P., Aralov A. V. Razvitiye sistemy upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu khozyayst-vuyushchikh sub"yektov v polimernoy promyshlen-nosti [Development of an innovation management o system for tconomic entities in the polymer industry ^ under conditions of import substitution]. Ekonomika ^ i upravlenie, 2015, no. 6 (116), pp. 52-59. s 5. Porter M. E. The competitive advantage of nations. ^ N.Y.: The Free Press Publ., 1990. 896 p. (Russ. ed.: 2 Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: Konku-rentnye preimushchestva stran. Moscow: Alpina Publ., 2016. 740 p.).

6. Schumpeter J. A. The theory of economic development: An inquiry into profits, capital, credit, interest, and the business cycle. Piscataway, NJ: Transaction Publ., 1980. 267 p. (Russ. ed.: Schumpeter J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: Issledovanie predprinimatel'skoy pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla kon"yunktury. Moscow: Progress Publ., 1982. 455 p.).

7. Belkin V. N., Belkina N. A., Vladykina L. B. Teore-ticheskiye osnovy otsenki konkurentosposobnosti predpriyatiya [Theoretical basis of the company competitiveness assessment]. Ekonomika regiona, 2015, no. 1 (41), pp. 144-155.

8. Boutellier R., Heinzen M. Growth through innovation: managing the technology-driven enterprise. Zurich: Springer International Publishing, 2014. 263 p.

9. Balashov A. I. Formirovaniye mekhanizma ustoy-chivogo razvitiya farmatsevticheskoy otrasli: teor-iya i metodologiya [Formation of the mechanism of sustainable development of the pharmaceutical industry: Theory and methodology]. St. Petersburg: SPb. State Univ. of Economics and Finance, 2012. 160 p.

10. Yashin S. N., Ambartsumyan A. E. Metodicheskiye podkhody k upravleniyu innovatsionnym razvitiyem predpriyatiya reklamnoy sfery v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Methodical approaches to innovative development management of advertising companies in digital economy]. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogopolitekhnich-eskogo universiteta. Ekonomicheskiye nauki, 2018, vol. 11, no. 6, pp. 153-163. DOI: 10.18721/JE.11613.

11. Pharmaceutical market of Russia. DSM Group. January 2019. Available at: https://dsm.ru/docs/

analytics/january_2019_pharmacy_analysis.pdf. Accessed 02.02.2019. (in Russ.).

12. Lopasteykina L. G. Razvitiye mekhanizma reguli-rovaniya farmatsevticheskogo rynka v regione [Development of a mechanism for regulating the pharmaceutical market in the region]. Ulyanovsk: USTU Publ., 2014. 158 p.

13. Bekarev A. A., Bekareva S. V. Podkhod k otsenke konkurentosposobnosti natsional'noy farmatsevticheskoy otrasli [Approach to assessing the competitiveness of the national pharmaceutical industry]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki, 2014, vol. 14, no. 4, pp. 78-92.

14. Ding M., Eliashberg J., Stremersch S., eds. Innovation and marketing in the pharmaceutical industry: Emerging practices, research, and policies. N. Y.: Springer-Verlag, 2014. 775 p.

15. Yakovlev G. I. Osobennosti realizatsii importoza-meshchayushchey strategii v rossiyskoy promyshlen-nosti [Features of the implementation of import-substituting strategy in the Russian industry]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomich-eskogo universiteta, 2015, no. 5 (127), pp. 59-64.

16. Byankin A. S., Burdakova G. I. Razvitiye innovat-sionnogo predprinimatel'stva v regione na baze vuza: resheniye problem podgotovki kadrov [Development of innovative entrepreneurship in the region based on a higher education institution: Solving the problem of personnel training]. Nauchno-tekhni-cheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarst-vennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomi-cheskiye nauki, 2018, vol. 11, no. 1, pp. 136-145. DOI: 10.18721/JE.11112.

17. Cohen F. J. Macro trends in pharmaceutical innovation. Nature Reviews Drug Discovery, 2005, vol. 4, pp. 78-84.

18. Dorovskoy A. V. Segmenty mirovogo farmatsev-ticheskogo rynka: tendentsii i protivorechiya razvitiya [Segments of the world pharmaceutical market: Development trends and contradictions]. Ei3nec InfyopM, 2014, no. 9, pp. 34-40.

19. Petrova I. Farmatsevtika: v poiske nailuchshikh praktik [Pharmaceuticals: Looking for best practices]. Standarty i kachestvo, 2014, no. 12, pp. 44-47.

20. Shchetko V. A. Tendentsii razvitiya mirovogo rynka farmatsevticheskoy produktsii [Development trends of the global pharmaceutical market]. Zhurnal mezh-dunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy, 2014, no. 2, pp. 86-91.

21. Khoseva E. N. Sostoyaniye rossiyskoy farmatsevticheskoy otrasli na sovremennom etape [The state of the Russian pharmaceutical industry at the present stage]. Kachestvennaya klinicheskaya praktika, 2014, no. 3, pp. 35-40.

22. Trofimova E. O. "Novaya real'nost" rossiyskogo farm-rynka ["New reality" of the Russian pharmaceutical market]. Remedium. Zhurnal o rossiyskom rynke lekarstv i meditsinskoy tekhniki, 2016, no. 6, pp. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.