Научная статья на тему 'Комплексная клинико-психологическая характеристика непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях инклюзивного образования'

Комплексная клинико-психологическая характеристика непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПСИХОТИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / ШКОЛЬНАЯ ДИЗАДАПТАЦИЯ / EDUCATION REFORM / INCLUSIVE EDUCATION / NONPSYCHOTIC MENTAL DISORDERS / NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / SCHOOL DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалимов В.Ф., Казаковцев Б.А., Новикова Г.Р., Крамаренко И.А.

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в аспекте оказания специализированной помощи детям с непсихотическими психическими расстройствами, а также различные концепции включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Приведены критерии клинико-психопатологической и нейропсихологической диагностики непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного младшего школьного возраста. Описаны структурно-динамические особенности обратимых форм психических расстройств, имеющих дифференциально-диагностическое значение для оценки многомерных клинических картин в детском возрасте и пригодных для использования при построении функционального диагноза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шалимов В.Ф., Казаковцев Б.А., Новикова Г.Р., Крамаренко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive clinical and psychological characteristics of the nonpsychotic mental disorders in children of older preschool - primary school age, enrolled in institutions of inclusive education

The review deals with the problems of inclusive education in the aspect of rendering specialized care to children with nonpsychotic mental disorders, as well as various concepts of including children with disabilities in the educational environment, the criteria for the clinical-psychopathological and neuropsychological diagnostics of nonpsychotic psychiatric disorders in children of the older preschoolprimary school age. We describe the structural-dynamic peculiarities of the reversible forms of mental disorders, which are of differential-diagnostic significance in terms of assessing the multidimensional clinical picture in children, and which are usable for constructing the functional diagnosis.

Текст научной работы на тему «Комплексная клинико-психологическая характеристика непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях инклюзивного образования»

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2017 УДК 616.89

Для корреспонденции

Шалимов Валерий Федорович - доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., д.23 Телефон: +7 (495) 371-00-35 E-mail: shalimov1942@mail.ru

В.Ф. Шалимов, Б.А. Казаковцев, Г.Р. Новикова, И.А. Крамаренко

Комплексная клинико-психологическая характеристика непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях инклюзивного образования

Научный обзор

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования в аспекте оказания специализированной помощи детям с непсихотическими психическими расстройствами, а также различные концепции включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Приведены критерии клинико-психопатологической и нейропсихологической диагностики непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного -младшего школьного возраста. Описаны структурно-динамические особенности обратимых форм психических расстройств, имеющих дифференциально-диагностическое значение для оценки многомерных клинических картин в детском возрасте и пригодных для использования при построении функционального диагноза.

Ключевые слова: реформирование сферы образования, инклюзивное образование,

непсихотические психические расстройства, нейропсихологический анализ высших психических функций, школьная дизадаптация

V.F. Shalimov, B.A. Kazakovtsev, G.R. Novikova, I.A. Kramarenko

Comprehensive clinical and psychological characteristics of the nonpsychotic mental disorders in children of older preschool -primary school age, enrolled in institutions of inclusive education

Review

V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

The review deals with the problems of inclusive education in the aspect of rendering specialized care to children with nonpsychotic mental disorders, as well as various concepts of including children with disabilities in the educational environment, the criteria for the clinical-psychopathological and neuropsychological diagnostics of nonpsychotic psychiatric disorders in children of the older preschool-primary school age. We describe the structural-dynamic peculiarities of the reversible forms of mental disorders, which are of differential-diagnostic significance in terms of assessing the multidimensional clinical picture in children, and which are usable for constructing the functional diagnosis. Keywords: education reform, inclusive education, nonpsychotic mental disorders, neuropsychological analysis, higher mental functions, school disadaptation

В настоящее время образовательная политика ориентирована на активное внедрение концепции инклюзивного (совместного) обучения детей с отсутствием и наличием психических расстройств. Распространению идеи инклюзивного образования способствовало подписание Российской Федерацией в 2008 г. Конвенции ООН «О правах инвалидов». Государства-участники этой конвенции взяли на себя обязательство обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях в течение всей жизни человека (Конвенция о правах инвалидов [Convention on the Rights of Persons with Disabilities], 2006).

По мнению зарубежных исследователей, такое усиление интегративных тенденций в области образования связано с изменением взглядов на умственную отсталость как на состояние, где важным компонентом выступает не интеллектуальный дефект, а дефицит адаптации [1].

Активное внедрение концепции инклюзивного образования при недостаточной научной проработке инклюзивных процессов приводит к ослаблению специального образования и роли учреждений здравоохранения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это порождает риски развития психических расстройств как у детей с нормальным развитием, так и у детей, нуждающихся в специальном обучении. Серьезным риском развития или обострения психических расстройств у ребенка может стать профессиональная некомпетентность педагогического персонала. В условиях сокращения числа коррекционных учреждений закономерны опасения, что учителя, не имеющие специальной профессиональной подготовки в области дефектологии (коррекционной педагогики), не смогут справиться с поставленными задачами. Краткие тематические курсы повышения квалификации вряд ли создадут необходимую профессиональную базу знаний и умений, чтобы разрабатывать и реализовывать адаптивные программы для разных категорий детей [2].

В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона об образовании, психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) предоставлено право определять правовой статус обучающегося с учетом клинической картины имеющихся расстройств (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2016-2017 гг. Однако практика показывает, что ПМПК не всегда может обеспечить необходимую дифференциацию детей с проблемами в развитии и нередко ограничивается выделением трех клинически оформленных групп психических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста: задержка психического развития, умственная отсталость и расстройства аутистиче-ского спектра. В связи с тем что функции медицин-

ского обслуживания учащихся полностью переданы учреждениям государственной системы здравоохранения, ПМПК ограничивается заключением психиатра. При этом рекомендации по организации образовательного процесса со стороны ПМПК сходятся к указанию на необходимость создания специальных условий обучения, однако содержания программы реабилитационных мероприятий не раскрывают, тогда как приказом Минтруда и социальной защиты России от 13 июня 2017 г. № 486н утвержден «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». В приказ Минтруда и социальной защиты России от 13 июня 2017 г. № 486н внесены дополнения в части «мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, которые осуществляются с учетом заключения ПМПК о результатах проведенного обследования ребенка. По приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального бюро), инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) в формировании ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) могут принимать участие с правом совещательного голоса специалисты медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Это связано с недостаточными у ПМПК возможностями для углубленного клинического диагностического обследования детей с использованием современных технических средств и взаимодействия с медицинскими специалистами.

Исторически детской психиатрии принадлежала ведущая роль в обеспечении междисциплинарного взаимодействия. Психиатры и неврологи оказали большое влияние на развитие дефектологии, требующей координации усилий общеобразовательной школы и медицины в оказании специализированной помощи детям с отклонениями в развитии [3].

В соответствии с реформой системы образования, функции медицинского обслуживания учащихся переданы учреждениям государственной системы здравоохранения. Однако система образования сохраняет за собой приоритет в вопросах сопровождения детей с ОВЗ. Многие из них стра-

дают непсихотическими психическими расстройствами, и часть из них несправедливо относят к инвалидам, тогда как они имеют принципиальную возможность обратного развития указанных расстройств с восстановлением позитивной социальной адаптивности.

Анализ современных представлений об этио-патогенезе дизонтогений показывает расхождения в научно-практических воззрениях авторов на клиническое понимание основных эволютив-ных и психопатологических феноменов. По мнению Е.В. Макушкина, в настоящее время в отечественной детской и подростковой психиатрии не существует единого методологического подхода к диагностике психических расстройств с различными типами ди-зонтогенеза [4].

Отграничение психопатологических феноменов, характерологических и поведенческих нарушений возрастных непатологических (психологических) аналогов и непатологических девиаций личности является важным этапом диагностического процесса, который предшествует анализу психологической структуры отдельных типов нарушенного развития. Более дифференцированно подходить к анализу клинической картины в детско-подростковом возрасте позволяют диагностические критерии, опирающиеся на систематику по уровням психических расстройств (или «регистрам», «осям»). Эти регистры охватывают все основные отклонения, специфические для данного возраста: регистр психопатологический; регистр дизонтогенетический; регистр личностных расстройств и нарушений поведения, регистр социального функционирования [5].

В клинико-психологической практике дифференциальная диагностика психических расстройств у детей опирается на классификации психического дизонтогенеза, в которых недостаточно отражены критерии клинико-психопатологической и ней-ропсихологической диагностики непсихотических психических расстройств у детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста [6].

Для практикующих врачей, клинических психологов, школьных психологов и педагогов важным является понимание того, как на отдельных стадиях возрастного психического развития соотносятся между собой расстройства психологического развития и психические расстройства.

Сосуществование психических расстройств с нормальным психическим развитием можно обнаружить, например:

- при соотнесении проявлений аутизма с проблемами младенческого периода в виде ранних психологических конфликтов, сопряженных с риском формирования зависимых отношений;

- при соотнесении оппозиционно-вызывающих и обсессивно-компульсивных расстройств с особенностями проявления первых личност-

ных реакций типа «Я сам», протекающих в виде активного или пассивного протеста;

- при соотнесении генерализованного тревожного расстройства с реакциями тревоги, всегда присущими ребенку и имеющими для него сигнальное и охранительное значение.

Практически важной является также позиция, согласно которой формирование психических расстройств и нарушений психологического развития должно рассматриваться с обязательным учетом места, которое занимали утраченные или неразвитые функции в первоначальном общем психическом развитии ребенка; характера системной организации нервных процессов; потенциальных возможностей компенсации, коррекции и восстановления функций; социальной ситуации; системы обучения и воспитания.

Непсихотические психические расстройства

Непсихотические психические расстройства ди-зонтогенетического регистра - довольно широкий спектр переходных состояний и функциональных отклонений от нормы:

- несформированные по возрасту (возрастная незрелость) высшие психические функции (ВПФ);

- обратимые формы отклонений возрастного психического развития;

- функционально-динамические психические расстройства, обусловленные воздействием различных факторов (психогенных, органических);

- нарушения личностного реагирования с проявлениями психической дизадаптации, включающей семейную депривацию и школьную неуспешность.

К непсихотическим психическим расстройствам в детском возрасте относятся:

а) функциональные расстройства, включая нарушения адаптации, астенические и аффективные расстройства:

- расстройства приспособительных реакций с вегетативным и психосоматическим уровнем реагирования;

- астеноневротические расстройства с тенденцией к утяжелению или компенсации;

- аффективные нарушения с эмоциональной лабильностью и склонностью к кратковременным депрессивным и дисфорическим реакциям;

б) сочетанные расстройства, обусловленные психогенными и органическими факторами, с нарушениями психологического развития в виде личностной незрелости, инфантилизма или нарушениями собственно психического развития, включая легкие когнитивные расстройства;

в) органические расстройства с эмоциональной лабильностью в сочетании с парциальными формами задержки развития высших корко-

вых функций и легкими когнитивными нарушениями (исключая органические расстройства личности, постэнцефалопатический и посткон-тузионный синдромы);

г) нарушения личностного реагирования с проявлениями нарушений приспособительных реакций;

д) отсутствие в силу личностной незрелости критического отношения к своему состоянию и поведению;

е) полиморфные непсихотические психические расстройства без признаков стойкого дефекта.

Возрастными эквивалентами нарушения психосоциальной продуктивности являются:

- сужение диапазона приспособительных возможностей, включая неуспешность обучения программам, соответствующим возрасту ребенка, и повторяющиеся нарушения поведения в значимых для ребенка сферах жизнедеятельности;

- стойкие конфликтные отношения в системах ребенок-родитель, ребенок-педагог, ребенок-ребенок (сверстник) [7].

Использование принципов многоосевой диагностики, учитывающих многоуровневость клинических проявлений непсихотических психических расстройств, дает возможность квалификации их «первичности», выраженности и сочетанности доминирующих клинических признаков.

Для реализации такого подхода оптимальной является концепция «функционального диагноза» с его многоосевой оценкой психических расстройств. Применительно к оценке нарушений психического развития (НПР) и психопатологических феноменов у детей с НПР «функциональный диагноз» можно представить в виде «блоков», которые кроме оценки соматического здоровья и уровня психосоциального функционирования включают:

- клинически выраженные функционально-динамические психические расстройства;

- психологические признаки нарушений нормального возрастного психического развития;

- клинические и нейропсихологические нарушения формирования ВПФ (восприятия, памяти, мышления, речи).

Анализ психопатологических синдромов, пато-биологических и психосоциальных факторов развития непсихотических психических расстройств необходимо проводить с учетом данных объективного и субъективного анамнеза, структурно-динамического клинического анализа психического состояния ребенка, изучения медицинской документации, заключений специалистов о психолого-педагогическом статусе учащихся.

Вследствие травмирующих психику ребенка психосоциальных факторов у детей 6-7 лет чаще преобладают психопатологические синдромы, которые могут

возникнуть при отсутствии каких-либо отклонений в развитии, обусловленных органическими или функциональными нарушениями центральной нервной системы. Среди них целесообразно выделять:

- расстройство приспособительных реакций;

- недифференцированное соматоформное расстройство.

Для расстройства приспособительных реакций характерна триада: временная связь болезненных переживаний с психической травмой; связь содержания переживаний с сюжетом травмы; постепенное ослабление психопатологических проявлений по мере отдаления во времени от момента действия психотравмирующих обстоятельств.

Для недифференцированного соматоформного расстройства характерны:

- наличие у ребенка множественных и различных жалоб на симптомы со стороны внутренних органов или других систем, для которых не было обнаружено адекватного объяснения соматического заболевания;

- игнорирование родителями ребенка заключений врачей об отсутствии соматической болезни;

- нарушение семейного и социального функционирования, связанного с соматическими симптомами и особенностями поведения ребенка.

Для нейропсихологического обследования целесообразно выделять следующие группы детей: дети с личностной незрелостью или нарушениями собственно психического развития; дети с органическими астеническими проявлениями с легкой когнитивной недостаточностью; дети с психогенно обусловленными астеноневротическими и аффективными нарушениями.

Нейропсихологические критерии нарушений психического развития

Нейропсихологическое обследование детей включает оценку состояния ВПФ. Для каждой исследуемой функции используются дифференцированная оценка уровня сформированности ее структурных компонентов, выделенных в соответствии с воздействием нейропсихологических факторов (регуляционного, нейродинамическо-го, частных модально-специфических), и оценка этапа процесса интериоризации. В зависимости от выраженности проявлений раннего органического поражения мозга и соотношения признаков задержки темпа развития и повреждения в диагностике целесообразно использовать сформирован-ность психологических функциональных систем, динамику возрастного развития ВПФ, возможности компенсации имеющихся отклонений [8].

Исследовать взаимосвязи между клиническими проявлениями и особенностями психического развития, прогнозировать обратимость имеющихся

структурно-динамических отклонений позволяют выделенные варианты [9].

Первый вариант наиболее близок к норме и связан с замедлением темпа становления возрастной динамики нормального онтогенеза в виде нарушения процесса перехода к формированию более сложных функциональных систем.

Здесь значимыми для диагностики являются:

- снижение процессов регуляции и контроля на этапе реализации программ;

- замедление интериоризации;

- зависимость недостаточности нейропсихологи-ческих показателей от сложности функциональных систем.

Зависимость недостаточности нейропсихологи-ческих показателей от сложности функциональных систем разделяется на два вида:

- дезавтоматизация регулирования относительно элементарных актов сочетается с усилением контроля над деятельностью со стороны ребенка; затруднение процесса формирования внутренних умственных действий и их применения отражается на качестве элементов ориентировочной основы деятельности;

- при повышении уровня произвольности, включенности интеллектуальных действий страдают устойчивость, прочность регулирующей роли программы с нарушением самостоятельного контроля и коррекции ошибок.

Второй вариант структурно-динамических отклонений тяготеет к полюсу стойкой несформи-рованности ВПФ (поврежденное развитие). Его характеризует многоплановость нейропсихологи-ческой картины нарушений. С одной стороны, имеются признаки замедления темпа формирования психических функций: затронуты не только наиболее произвольные виды деятельности с включением интеллектуальных действий, но и относительно элементарные процессы сенсомоторной базы (акустический гнозис, двигательная сфера, фонематический слух, речевая моторика). С другой стороны, отмечаются качественные структурные изменения при усложнении форм межанализаторной интеграции и произвольной организации ВПФ (включая звено программирования). Дефицит активацион-ных и нейродинамических компонентов усугубляет функциональное несовершенство и затрудняет формирование и автоматизацию ВПФ.

Независимо от соотношения признаков ретардации и повреждения в структуре недостаточности психической деятельности сохраняется ресурс позитивной динамики в процессе системогенеза. Ведущую роль в реализации тенденции к обратимому развитию и компенсации играет помощь взрослого. Описанные нейропсихологические особенности отклоняющегося развития могут быть использованы для отграничения расстройств психического развития от психопатологических феноменов, свя-

занных с органическими поражениями головного мозга, а также от возрастных (индивидуально-психологических) аналогов и непатологических отклонений в формировании психических функций.

Алгоритм нейропсихологического исследования

В психическом онтогенезе «сенсомоторную базу» составляют различные виды праксиса и гнозиса, т. е. произвольные предметные действия и восприятие, включая фонематический слух и речевые кинестезии.

Обследование проводится по схеме нейропсихологического исследования, разработанной А.Р. Лурия [10]. Используются задания, направленные на исследование различных сторон когнитивной сферы и речи:

• памяти;

• наглядного мышления;

• различных видов речемыслительной деятельности (речевые и интеллектуальные умения);

• школьных навыков.

Нейропсихологические пробы и методики могут быть сгруппированы в кластеры соответственно объектам диагностики.

Произвольные предметные действия (праксис):

• воспроизведение ритмических последовательностей;

• реципрокная координация движений;

• воспроизведение графического ряда из двух сменяющихся звеньев;

• проба «перебор пальцев»;

• воспроизведение позы пальцев руки;

• пробы Хеда;

• складывание по образцам пространственно организованных структур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• условные двигательные реакции.

Перечисленные приемы направлены на разные

компоненты произвольных движений и действий -динамический, кинестетический, оптико-пространственный, конструктивный.

Восприятие (гнозис):

• проба на зрительный предметный гнозис;

• различение ритмических последовательностей;

• воспроизведение ритмических последовательностей.

Исследуются зрительный и акустический гнозис.

Память:

• заучивание 10 слов;

• пересказ текста.

Исследуются произвольное, целенаправленное запоминание и воспроизведение слухоречевого материала.

Мышление:

• проба Коса;

• понимание смысла сюжетной картинки;

• решение арифметических задач.

Методики направлены на различные ведущие компоненты мыслительных операций по психоло-

гической классификации: наглядно-действенный, наглядно-образный, вербально-логический.

Речь:

• исследование речевой моторики;

• исследование фонематического слуха;

• проба на понимание логико-грамматических конструкций;

• пересказ текста;

• составление рассказа по сюжетной картинке.

Исследуются сенсомоторная база речи, отдельные виды речемыслительной деятельности.

Школьные навыки:

• чтение;

• письмо;

• счетные операции;

• решение арифметических задач.

Показатели качественно-количественной оценки состояния высших психических функций

Для каждой исследуемой функции используется дифференцированная оценка. Она включает оценку уровня сформированности структурных компонентов ВПФ, выделенных в соответствии с проявлениями нейропсихологических факторов (регуляционного, нейродинамического, частных модально-специфических), и оценку этапа процесса интериоризации. Указанные параметры отражают:

- во-первых, этап становления функции (от развернутого, осознанного, произвольного до автоматизации психических операций и формирования навыка);

- во-вторых, действие нейропсихологических факторов, затрудняющих формирование ВПФ (расстройства нейродинамики, слабость высших форм регуляции, недостаточность частных модально-специфических функций).

Такая система оценки разработана специально для популяции детей с непсихотическими дизон-тогенетическими расстройствами. Необходимым критерием при ее создании был учет возрастных особенностей системогенеза (морфофизиологиче-ского и психологического) в старшем дошкольном

- младшем школьном возрасте.

Качественно-количественная оценка состояния

ВПФ устанавливает соответствие между системой балльной оценки эффективности выполнения заданий и уровнями сформированности психических процессов:

- 5 баллов - ВПФ интериоризированы, недостаточность структурных компонентов не выявляется;

- 4 балла - недостаточная автоматизация структурно сложившихся ВПФ. Характеризуется слабостью регуляции деятельности, проявляющейся в дефектности реализации программ; страдает интеграция сенсорных и моторных элементов в единые автоматизированные динамические системы, а с усложнением деятельности

- прочность и устойчивость регулирующей роли программ;

- 3 балла - несформированность ВПФ по функционально-динамическому типу. Слабость компонентного состава проявляется в зависимости от сложности функциональных систем, реализующих ВПФ, в виде: а) признаков модально-неспецифических расстройств нейродинамики; б) недостаточной произвольности и целенаправленности психической деятельности; в) задержки формирования процессов интеграции анализаторных систем; г) слабости функции планирования собственных действий при усложнении деятельности;

- 2 балла - стойкая несформированность ВПФ при усложнении деятельности.

При структурно-функциональной несформи-рованности психического процесса дифференцируются состояния несформированности ВПФ по функционально-динамическому типу (функциональная система неустойчива) и по типу недоразвития, которое выявляется при усложнении деятельности (3 и 2 балла соответственно).

Одной из ключевых характеристик нейропси-хологической картины непсихотических дизон-тогенетических расстройств является высокая индивидуальная вариативность, с которой проявляют себя различные состояния сформированно-сти ВПФ. Поэтому наряду с дифференцированной оценкой проводилась оценка внутригрупповых особенностей состояния каждой функции: анализировалось распределение индивидуальных данных во внутригрупповом континууме с выведением совокупного показателя, отражающего частоту встречаемости признаков определенного уровня сформированности (несформированности) ВПФ при разных типах НПР.

Помимо дифференцированной оценки степени сформированности ВПФ (5, 4, 3, 2 балла) дополнительно используются следующие показатели:

- особенности распределения индивидуальных данных степени сформированности каждой исследуемой ВПФ во внутригрупповом континууме результатов обследования;

- совокупный показатель, отражающий частоту встречаемости признаков сформированности (несформированности) компонентов структуры отдельных ВПФ (регуляционных, нейродинами-ческих, частных модально-специфических) в общегрупповой нейропсихологической картине (Е): Е1 - преобладание признаков одного из этапов интериоризации структурно сложившихся психических процессов; Е2 - преобладание признаков несформированности психических процессов;

- сравнительный анализ профилей сформирован-ностти ВПФ при разных типах НПР.

Такой подход дает возможность выделить механизмы структурно-динамических отклонений, которые находятся в рамках общего континуума нарушений возрастного психического развития, но тяготеют к разным его полюсам. Один из них наиболее близок к норме и связан с задержкой становления механизмов возрастной динамики онтогенеза. Другой механизм отражает линию дефекта и тяготеет к другому полюсу континуума, а именно к полюсу стойкой несформированности психических функций.

Предложенная схема оценки состояния ВПФ при НПР позволяет отразить в заключении по данным нейропсихологического исследования морфологическую основу первичного нарушения и связанные с ней нейропсихологические факторы, а также роль первичного нарушения в осуществлении психических функций (нейропсихологический синдром).

Систематизированные с применением ней-ропсихологического метода закономерности НПР

функционально-динамического характера имеют дифференциально-диагностическое значение для оценки многомерных клинических картин в детском возрасте и могут быть использованы при построении функционального диагноза. Отражая качественное своеобразие и степень выраженности «первичного» нарушения, они определяют специфические объекты («мишени») коррекцион-но-реабилитационного воздействия и алгоритм междисциплинарного взаимодействия.

Применение комплексного медико-социального подхода с использованием клинико-психопато-логической и нейропсихологической диагностики может иметь значение для клинического понимания эволютивных и психопатологических феноменов, для систематизации в онтогенетическом плане исследований патогенетических механизмов отдельных типов психического дизонтогенеза.

Сведения об авторах

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва)

Шалимов Валерий Федорович - доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии

детей и подростков

E-mail: shalimov1942@mail.ru

Казаковцев Борис Алексеевич - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отдела эпидемиологических и организационных проблем психиатрии E-mail: bakazakovtsev@serbsky.ru

Новикова Галина Рудольфовна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения социальной психиатрии детей и подростков E-mail: gr_novikova@mail.ru

Крамаренко Ирина Александровна - младший научный сотрудник отделения социальной психиатрии детей и подростков

E-mail: potomuinekusaut@gmail.com

Литература

1. Моргачева Е. Н. Сравнительный анализ интегративных тенденций в американском и российском специальном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 47-52.

2. Шалимов В.Ф., Казаковцев Б.А. Системные риски развития психических расстройств у детей в условиях инклюзивного образования // Сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». Уфа, 2016. С. 327.

3. Шалимов В.Ф., Крамаренко И.А. Исторический опыт междисциплинарного взаимодействия детской психиатрии, неврологии специальной психологии и дефектологии в оказании специализированной помощи детям с отклонениями в развитии // Психическое здоровье. 2016. №12 (127). С. 67-72.

4. Макушкин Е.В., Голдобина О.А., Шалимов В.Ф. Система динамического мониторинга психического здоровья детей с нарушенным психофизическим развитием // Организация психиатрической помощи с

использованием современных методов управления, планирования и финансирования / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2008. С. 139-156.

5. Лубовский В.И., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология, 2011. № 5. С. 17-26.

6. Макушкин Е.В., Шалимов В.Ф., Новикова Г.Р. Совершенствование взаимодействия между медицинскими и образовательными учреждениями в оказании помощи детям с пограничными психическими расстройствами: Практическое руководство. 2013. 145 с.

7. Психические расстройства и расстройства поведения ^00^99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда. М.. Прометей. 2013. 584 с.

8. Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Нейропсихологическая оценка нарушений психического развития у детей 6-7 лет с пограничными психическими расстройствами: Методические рекомендации / ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015. 23 с.

Литература

9. Новикова Г.Р. Нейропсихологическое обследование как элемент 10. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения комплексной структурной схемы сопровождения детей с про- при локальных поражениях мозга. СПб. 2008. 624 с. блемами развития в процессе обучения в начальных классах общеобразовательной школы // Социальная психиатрия / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2004. С.127-129.

References

1. Morgacheva EN. Sravnitel'nyy analiz integrativnykh tendentsiy v amerikanskom i rossiyskom spetsial'nom obrazovanii. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2010;(3):47-52. Russian

2. Shalimov VF, Kazakovtsev BA. Sistemnyye riski razvitiya psikhicheskikh rasstroystv u detey v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. In: Sbornik materialov VI Natsional'nogo kongressa po sotsial'noy psikhiatrii i narkologii «Obshchestvennoye psikhicheskoye zdorov'ye: nastoyashcheye i budushcheye». Ufa, 2016. 327 p. Russian

3. Shalimov VF, Kramarenko IA. Istoricheskiy opyt mezhdistsiplinarnogo vzaimodeystviya detskoy psikhiatrii, nevrologii spetsial'noy psikhologii i defektologii v okazanii spetsializirovannoy pomoshchi detyam s otkloneniyami v razvitii. Psikhicheskoye zdorov'ye [Mental Health]. 2016;(12):67-72. Russian

4. Makushkin EV, Goldobina OA, Shalimov VF. Sistema dinamicheskogo monitoringa psikhicheskogo zdorov'ya detey s narushennym psikhofizicheskim razvitiyem. In: Organizatsiya psikhiatricheskoy pomoshchi s ispol'zovaniyem sovremennykh metodov upravleniya, planirovaniya i finansirovaniya. Ed. Dmitriyeva TB. Moscow; 2008:139-56. Russian

5. Lubovskiy VI, Novikova GR, Shalimov VF. Printsipy diagnostiki psikhicheskogo dizontogeneza i klinicheskaya sistematika zaderzhki psikhicheskogo razvitiya. Defektologiya [Defectology]. 2011 ;(5):17-26. Russian

6. Makushkin EV, Shalimov VF, Novikova GR. Sovershenstvovaniye vzaimodeystviya mezhdu meditsinskimi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami v okazanii pomoshchi detyam s pogranichnymi psikhicheskimi rasstroystvami. Prakticheskoye rukovodstvo FGBU GNTS SiSP im. Serbskogo VP. Moscow, 2013. Russian

7. Psikhicheskiye rasstroystva i rasstroystva povedeniya (F00-F99) (Klass V MKB-10, adaptirovannyy dlya ispol'zovaniya v Rossiyskoy Federatsii). Ed. BA Kazakovtsev, VB Golland. Moscow, Prometey;2013: 584 p. Russian

8. Novikova GR, Shalimov VF. Neyropsikhologicheskaya otsenka narusheniy psikhicheskogo razvitiya u detey 6-7 let s pogranichnymi psikhicheskimi rasstroystvami: Metodicheskiye rekomendatsii. Moscow; 2015. Russian

9. Novikova GR. Neyropsikhologicheskoye obsledovaniye kak element kompleksnoy strukturnoy skhemy soprovozhdeniya detey s problemami razvitiya v protsesse obucheniya v nachal'nykh klassakh obshcheobrazovatel'noy shkoly. Sotsial'naya psikhiatriya [Social psychiatry]. Ed. TB Dmitriyeva. Moscow; 2004. Russian

10. Luriya AR. Vysshiye korkovyye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga [Higher Cortical Functions in Man]. St. Petersburg, Piter; 2008: 624 p. Russian

НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Практика судебно-психиатрической экспертизы

Сборник научных статей. Выпуск № 55 Под редакцией Г.А. Фастовцова

Издатель: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

В сборнике рассмотрены проблемные в дифференциально-диагностическом и экспертном отношении случаи из судебно-психиатрической практики и дан анализ принятых по ним судебно-психиатрических заключений.

Для судебных психиатров, психологов, юристов.

Судебная психиатрия: актуальные проблемы

Сборник научных статей. Выпуск № 14

Под редакцией профессора В.В. Вандыша

Издатель: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

В сборнике обсуждаются актуальные проблемы судебной психиатрии - диагностики, экспертизы, организации судебно-психиатрической службы в стране.

Для судебных психиатров, психологов, юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.