Научная статья на тему 'Психоневрологические расстройства у детей с бронхиальной астмой'

Психоневрологические расстройства у детей с бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
709
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / CHILDREN / BRONCHIAL ASTHMA / MENTAL DISORDERS / NEUROPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Петренко Т. С., Ретюнский К. Ю., Левченко О. В., Измоденов П. А.

Цель исследования установить клинические, психоневрологические и нейропсихологические особенностей у детей, страдающих бронхиальной астмой. Материал и методы. Обследованы дети в возрасте от 6 до 12 лет с установленным диагнозом бронхиальная астма 135 детей; контрольную группу составили 90 относительно здоровых детей того же возраста. Всем детям проводилось клинико-анамнестическое, неврологическое, психопатологическое и нейропсихологическое исследование. Результаты. В группе детей с бронхиальной астмой достоверно чаще встречались повреждающие для центральной нервной системы патогенные факторы, действовавшие на ранних этапах онтогенеза. Представлена клиническая динамика психических и неврологических расстройств в зависимости от этапов нервно-психического реагирования. У всех детей с бронхиальной астмой, прошедших нейропсихологическое исследование отмечен серьезный дефицит большинства нейропсихологических функций. Выводы. Динамика психопатологических расстройств у детей с бронхиальной астмой соответствует динамике резидульной церебральной органической недостаточности. При этом клиническая картина ведущих синдромов определяется текущим этапом нервно-психического реагирования. Выявленный нейропсихологический дефицит соответствовал двум вариантам с преобладанием заторможенности (45%, n=108) и утомляемости, и с преобладанием гиперактивности и импульсивности (55%, n=108).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Петренко Т. С., Ретюнский К. Ю., Левченко О. В., Измоденов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoneurological disorders in children with bronchial asthma

Purpose. To establish the clinical neuropsychiatric and neuropsychological features of children with bronchial asthma. Material and methods. The study involved 135 children aged from 6 to 12 years old with an established diagnosis of atopic dermatitis; the control group consisted of 90 healthy children of the same age. All children underwent clinical-anamnestic, neurological, psychopathological and neuropsychological studies. Results. We discovered pathogenic factors affecting to central nervous system in the early stages of ontogenesis. The clinical dynamics of mental and neurological disorders in the group of children with bronchial asthma is presented, depending on the stages of neuropsychiatric response. All children with bronchial asthma who underwent neuropsychological research had a serious deficiency in most neuropsychological functions. Conclusion. The dynamics of psychopathological disorders in children with bronchial asthma corresponds to the dynamics of residual cerebral organic insufficiency. The clinical picture of the main syndromes is determined by the current stage of the neuropsychic response. The revealed neuropsychological deficiency corresponded to two variants with inhibition and fatigue (45%, n=108) and with hyperactivity and impulsivity (55%, n=108).

Текст научной работы на тему «Психоневрологические расстройства у детей с бронхиальной астмой»

УДК 616.248:616-009

Т.С. ПЕТРЕНКО1, 2, К.Ю. РЕТЮНСКИЙ2, О.В. ЛЕВЧЕНКО1, П.А. ИЗМОДЕНОВ1

1 Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

2 Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Психоневрологические расстройства у детей с бронхиальной астмой

Контактная информация:

Петренко Тимур Сергеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3, тел.: +7-961-773-77-26, e-mail: [email protected]

Цель исследования - установить клинические, психоневрологические и нейропсихологические особенностей у детей, страдающих бронхиальной астмой. Материал и методы. Обследованы дети в возрасте от 6 до 12 лет с установленным диагнозом бронхиальная астма - 135 детей; контрольную группу составили 90 относительно здоровых детей того же возраста. Всем детям проводилось клинико-анамнестическое, неврологическое, психопатологическое и нейропсихологи-ческое исследование.

Результаты. В группе детей с бронхиальной астмой достоверно чаще встречались повреждающие для центральной нервной системы патогенные факторы, действовавшие на ранних этапах онтогенеза. Представлена клиническая динамика психических и неврологических расстройств в зависимости от этапов нервно-психического реагирования. У всех детей с бронхиальной астмой, прошедших нейропсихологическое исследование отмечен серьезный дефицит большинства нейропсихологических функций.

Выводы. Динамика психопатологических расстройств у детей с бронхиальной астмой соответствует динамике рези-дульной церебральной органической недостаточности. При этом клиническая картина ведущих синдромов определяется текущим этапом нервно-психического реагирования. Выявленный нейропсихологический дефицит соответствовал двум вариантам - с преобладанием заторможенности (45%, n=108) и утомляемости, и с преобладанием гиперактивности и импульсивности (55%, n=108).

Ключевые слова: дети, бронхиальная астма, психические нарушения, нейропсихология.

(Для цитирования: Петренко Т.С., Ретюнский К.Ю., Левченко О.В., Измоденов П.А. Психоневрологические расстройства у детей с бронхиальной астмой. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 104-108)

DOI: 10.32000/2072-1757-2019-3-104-108

T.S. PETRENKO1,2, K.Yu. RETYUNSKIY2, O.V. LEVCHENKO1, P.A. IZMODENOV1

1 Ural State Medical University, Ekaterinburg

2 Ural Federal University, Ekaterinburg

Psychoneurological disorders in children with bronchial asthma

Contact details:

Petrenko T.S. - Ph.D. (medicine), Associate Professor of the Department of Psychiatry

Address: 3 Repina St., Ekaterinburg, Russian Federation, 620028, tel.: +7-961-773-77-26, e-mail: [email protected]

Purpose. To establish the clinical neuropsychiatric and neuropsychological features of children with bronchial asthma. Material and methods. The study involved 135 children aged from 6 to 12 years old with an established diagnosis of atopic dermatitis; the control group consisted of 90 healthy children of the same age. All children underwent clinical-anamnestic, neurological, psychopathological and neuropsychological studies.

Results. We discovered pathogenic factors affecting to central nervous system in the early stages of ontogenesis. The clinical dynamics of mental and neurological disorders in the group of children with bronchial asthma is presented, depending on the stages of neuropsychiatric response. All children with bronchial asthma who underwent neuropsychological research had a serious deficiency in most neuropsychological functions.

Conclusion. The dynamics of psychopathological disorders in children with bronchial asthma corresponds to the dynamics of residual cerebral organic insufficiency The clinical picture of the main syndromes is determined by the current stage of the neuropsychic

response. The revealed neuropsychological deficiency corresponded to two variants - with inhibition and fatigue (45%, n=108) and with hyperactivity and impulsivity (55%, n=108).

Key words: children, bronchial asthma, mental disorders, neuropsychology.

(For citation: Petrenko T.S., Retyunskiy K.Yu., Levchenko O.V., Izmodenov P.A. Psychoneurological disorders in children with bronchial asthma. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 3, P. 104-108)

Бронхиальная астма (БА) относится к хроническим мультифакторным заболеваниям с высокой распространенностью, особенно среди детской популяции [1]. При этом механизмы возникновения болезни остаются недостаточно изученными, что приводит к малой эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. По мнению экспертов ВОЗ, БА относится к самой распространенной хронической болезни среди детей [2]. В России астмой страдают 6,9% населения страны. При этом 15% из них - дети до 11 лет [3]. Примерно в 30% случаев БА проходит к подростковому и взрослому периоду [4].

Современные представления о патогенезе БА связывают развитие заболевания с врожденными аномалиями нейро-иммунной регуляции, приводящим к воспалительно-аллергическим компонентам с гиперреактивностью бронхов [5]. Диатез-стрессовая модель БА основой заболевания считает раннее повреждение гипоталамо-диэнцефальных структур, приводящих к нарушению вегетативно-гуморальной регуляции, особенно проявляющиеся в эмоционально-мотивационных аспектах поведения [6]. Психоаналитическая концепция добавляет к указанному патогенезу свойственные для пациентов БА личностные проблемы - алек-ситимию, дефицит рефлексии, антиципационную несостоятельность. В результате к подростковому и взрослому возрасту формируется характерный психосоматический (тревожный) профиль пациента с БА [7].

В последнее время все чаще высказывается мнение о серьезном вкладе гипоксического повреждения центральной нервной системы (ЦНС) и недоношенности в генез заболевания. Последствиями перинатального поражения ЦНС (ППЦНС) является функциональная неустойчивость корко-во-подкорковых взаимодействий, регулирующих респираторный комплекс. Недоношенность приводит к морфофункциональной незрелости мозговых структур, обеспечивающих автономную регуляцию жизненно важных функций. Гипоксия и недоношенность являются факторами несовершенства иммунного ответа новорожденного, приводя к частым инфекционным заболеваниям, нарушающих нейрогенную регуляцию бронхов [8, 9]. В отдельных исследованиях отмечается корреляция между глубиной поражения ЦНС и тяжестью симптомов БА, обусловленных более тяжелым нейро-иммун-но-эндокринным дисбалансом [10].

Неврологические и психопатологические нарушения, развивающиеся в результате ППЦНС, естественным образом замыкают порочные круги патогенеза БА, ограничивая адаптационные возможности пациента на протяжении всей жизни. В этой связи исследование клинико-динамических особенностей психоневрологических нарушений у детей с БА является весьма актуальной задачей, так как может способствовать совершенствованию методов профилактики и лечения этого заболевания.

Цель исследования - установить клинико-па-тогенетические закономерности развития психических расстройств у детей с БА.

Материал и методы

Исследование проведено на клинической базе кафедры психиатрии Уральского государственного медицинского университета в период с 2016 по 2018 гг. (протокол одобрения локальным этическим комитетом УГМУ № 6 от 24.06.2016). В исследование было включено 225 детей обоего пола в возрастном диапазоне от 6 до 12 лет, посещавших детские дошкольные учреждения и начальные классы общеобразовательных школ, с уровнем интеллекта по тесту Векслера не ниже среднего (0ИП>90 баллов).

В основную группу вошли 135 детей (66 мальчиков и 69 девочек), средний возраст 8,6±2,04 лет с установленным ранее (не менее года) диагнозом БА согласно критериям МКБ-10 (М5), в отсутствии сопутствующей тяжелой соматической или психической патологии. Для сравнения возрастных особенностей клиники дети основной группы были разделены на три подгруппы: 6-7 лет (п=52), 8-10 лет (п=51) и 11-12 лет (п=32).

Степень тяжести клинических проявлений БА на момент осмотра оценивалась врачом-педиатром в соответствии с общепринятой классификацией, с учетом частоты дневных и ночных симптомов, количественных показателей функции внешнего дыхания (объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1)). Интермиттирующая астма отмечалась у 61 ребенка из основной группы (п = 135), преимущественно младшей возрастной категории. Легкая степень тяжести персистирующей астмы отмечалась у 33 детей, средней тяжести - у 17 детей, тяжелой - у 28 детей основной группы (п = 135). У 69 детей с БА (п = 135) была выявлена сопутствующая гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь; у 83 детей - атопический дерматит, нередко с аллергическим ринитом (55 детей). Наследственная отягощенность атопическими заболеваниями у детей с БА была отмечена в 74,8% случаях (п = 135). Среди них наследственная бронхиальная астма выявлялась примерно в половине случаев (чаще по линии матери).

В контрольную группу вошло 90 детей (45 мальчиков и 45 девочек) с показателями относительного соматического здоровья. Средний возраст детей этой группы составил 8,7±1,94 лет. Для каждой предложенной возрастной категории было отобрано по 30 детей.

Клинико-анамнестический и клинико-психопа-тологический метод являлись основными в исследовании. Сравнительно-возрастной подход в исследовании был выбран на основании этапности клинических проявлений психоневрологических расстройств в зависимости от текущего возрастного периода [11, 12]. Анализировались патогенные факторов, влияющие на возникновение и течение психопатологических нарушений сопутствующих

PSYCHIATRY

БА в зависимости от возрастных этапов нервно-психического реагирования. Оценка психического и неврологического статуса проводилась по общепринятой схеме [13, 14]. Анкетирование родителей при помощи опросника Н.Н. Заваденко для оценки нервно-психической сферы ребенка дополняло клинический метод исследования [15].

Большей части детей основной группы дополнительно проводилось нейропсихологическое исследование (n = 108) по методике адаптированного нейропсихологического исследования Э.Г. Симер-ницкой, сокращенной в сравнении с общепринятой методикой А.Р. Лурия [16]. Схема исследования включает 67 проб, относящихся к 14 исследуемым функциям: праксис, гнозис, координация, мышление, речь, память. Интерпретация результатов позволяла установить локусы поражения ЦНС и обосновать возникающие дисфункции мозга.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась на персональном компьютере под управлением операционной системы Windows 10, с помощью программы Statistica 12 [17]. Для анализа качественных признаков применялось сравнение долей (критерий хи-квадрат с поправкой Йе-йтса на непрерывность). Различия расценивались как значимые при уровне достоверности p<0,05 [18].

Результаты

Клинико-анамнестическое исследование позволило выявить патогенные факторы, действовавшие на стадии антенатального и перинатального периода, способствующие формированию неполноценности ЦНС у детей с бА. К факторам патологии беременности были отнесены: отягощенный акушерско-гинекологического анамнеза, выявленный в 66,7% случаев среди детей основной группы (n = 135); угрозы прерывания беременности (20,0%, n = 135); инфекционно-вирус-ные заболевания матери во время беременности (40,7%, n=135); токсикозы на различных сроках с гестозами (45,9%, n = 135); алкоголизация или табакокурение во время беременности (17,0%, n=135). Были установлены следующие факторы перинатального периода: недоношенность, выявленная у 34,8% детей основной группы (n=135); переношенность (11,6%, n = 135); асфиксия плода в родах (60,0%, n=135); установленный диагноз ППЦНС (60,0%, n = 135). Все перечисленные факторы имели статистически значимое различие с одноименными показателями в контрольной группе. Интересно отметить, что в исследуемой выборке тревожность матери во время беременности, часто указываемая учеными как фактор развития БА, была сходной в основной и контрольной группах.

Одним из способов ретроспективной оценки манифестации БА является отслеживание повторных эпизоды бронхообструктивного синдрома (БОС). У 80,0% детей основной группы БОС появились уже на первом-втором году жизни. При этом 25,9% детей основной группы перенесли 5 и более БОС за первый год жизни. Нередко БОС развивались на фоне простудных заболеваний. Частые респи-раторно-вирусные инфекции (более 4-х раз за год) среди детей с БА отмечены в 75,6% случаев (n = 135), а среди детей контрольной группы - в 27,8% случаев (n=90).

Исследование психологического климата в семье, типов воспитания и социальных условий проживания не дало однозначных результатов. Связь

начала симптомов БА с психотравмирующими событиями была отмечена в 44,4% случаях среди детей основной группы (п = 135). Родители таких детей часто указывали на острые внутрисемейные конфликты и размолвки, обусловленные появлением ребенка, а также отсутствие одного из родителей в семейном сообществе. Характерологическими чертами для части детей с БА были осторожность, скованность, бедность эмоций (25,9%, п = 135); у других - отмечались истероидные черты формирующегося характера (23,7%, п = 135). Возможной причиной могло стать воспитание в условиях повышенной ответственности или, наоборот, в условиях гиперопеки. У этих детей нередко выявлялись копинг-стратегии родительского поведения.

Анализ раннего развития участников исследования позволил установить ряд клинических особенностей, характерных для детей с БА.

В возрасте до 1 года у детей с БА достоверно чаще встречался синдром органической невропатии, определяемый по наличию 5 и более рези-дуально-органических знаков. Наиболее частыми среди детей основной группы оказались следующие симптомы: гипервозбудимость, гипертонус и тремор на высоте плача, пирамидный синдром, нарушение режима сна и бодрствования, частые субфебрилитеты и потливость, признаки гидроцефалии и внутричерепной гипертензии. Данные явления отмечались среди детей основной группы в 94,1% случаев (п = 1з5), среди детей контрольной группы - 30,0% (п=90).У 55 детей с БА (п = 135) в анамнезе до 1 года отмечены судорожные пароксизмы.

Значимым для развития психоневрологических нарушений у детей с БА по результатам исследования оказалась длительность периода грудного вскармливания. Так, только 63,0% детей с БА (п = 135) получали грудь матери в течение первых трех месяцев жизни. Большая часть из них (82,3%, п=85) были переведены на адаптированные искусственные смеси, что, вероятно, способствовало ранней сенсибилизации и формированию атопиче-ского фенотипа. Среди детей контрольной группы подобный переход на искусственное вскармливание отмечался в 32,2% случаев (п=90).Среди детей, получавших грудь до 12-18 месяцев, из обеих групп не было замечено значимых различий по употреблению их матерями аллергенных продуктов в этот период.

В возрасте до 3-х лет у многих детей определялся неспецифический невропатический симпто-мокомплекс, представленный явлениями психической гиперестезии, гиперподвижностью, ночными страхами, бруксизмом, непослушанием, разнообразными соматовегетативными синдромами (частые срыгивания, запоры, диарея, избирательность в еде, метеочувствительность). Среди детей основной группы подобные симптомы отмечались в 81,5% случаев (п = 135), среди детей контрольной группы - в 32,2% случаев (п=90).

Следующим важнейшим этапом развития психики ребенка является развитие речи и моторики, приходящиеся на возраст от года до 3-4 лет. Кроме того, возраст 3-4 лет соответствует первому возрастному кризу, когда заканчивается соматове-гетативный этап и начинается психомоторный. Задержка речевого развития у детей основной группы к возрасту 4-х лет отмечалась в 49,6% случаев (п = 135), в контрольной группе - в 17,8% случаев (п=90). Задержка формирования моторных навы-

ков в основной группе отмечена в 40,7% случаев (п = 135), в контрольной группе - в 8,9% случаев (п=90).

Исследование динамики психоневрологических нарушений у детей с БА становится возможным благодаря сравнительно-возрастному подходу. Возраст 6-7 лет соответствует второму возрастному критическому периоду, когда на психомоторный этап развития (3-10 лет) наслаивается аффективный (7-12 лет). На этом этапе возникает декомпенсация возникших ранее мозговых повреждений в виде оформленных психовегетативных расстройств, манифестации психомоторных нарушений, начала формирования неврозоподоб-ных расстройств. В возрасте 8-10 лет происходит компенсация соматовегетативных нарушений предыдущего этапа, достигает своего пика клиника психомоторных нарушений, активно формируются неврозоподобные синдромы. На период 11-12 лет приходится следующий критический период, связанный с окончанием аффективного и началом эмоционально-идеаторного этапа развития. На этом этапе происходит декомпенсация всех сформированных церебро-органических расстройств, накладывающихся на формирование личности. Проявлением этого процесса являются яркие па-тохарактерологические реакции, аффективные колебания, психопатоподобные расстройства [11, 12, 20].

В подгруппе 6-7 лет явления церебрастении выявлены в 100% случаев среди детей основной группы (п=52), среди детей контрольной группы - в 30,0% случаях (п=30). Неврозоподобные нарушения в виде тикоидных гиперкинезов, заикания, энуреза, энкопреза, нарушения сна и аппетита среди детей основной группы отмечены в 79,6% случаев (п=52), среди детей контрольной группы - в 13,3% случаев (п=30). Диссомнические расстройства в виде частых ночных пробуждений, беспокойства во сне отмечались у 65,3% (п=52). У 23 детей основной группы этой возрастной категории (п=62) выявлены признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), соответствующего критериям МКБ-10 ^90).

В подгруппе 8-10 лет церебрастенические явления остаются у 78,4% детей с БА (п=51). При этом более выраженной стала повышенная чувствительность к внешним воздействиям, впечатлительность, неустойчивость настроения. Среди детей контрольной группы подобные нарушения отмечены в 20,0% случаев (п=30). Неврозоподобные синдромы в этом возрасте у детей основной группы обнаруживались в 58,8% случаев (п=51), у детей контрольной группы - 10,0% случаев (п=30). У 88,2% детей с БА в возрасте 8-10 лет (п=51) выявлены невротические реакции на стрессовые ситуации, опасения развития БОС. У 18 детей с БА (п=51) родителями были отмечены истерические отказные реакции в предрасполагающих ситуациях; у 35 детей с БА (п=51) в анамнезе отмечены нередко и тревожные, тревожно-депрессивные состояния; у 25 детей этой группы (п = 51) выявлялись признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Подобных явлений среди детей контрольной группы выявлено не было.

В подгруппе 11-12 лет церебрастенические явления встречались в 25,0% случаях в основной группе (п=32) и в 13,3% случаях в контрольной (п=30). У таких детей выявлялись аффективно-возбудимые черты характера и дисфороподобные

пароксизмы. У 65,6% детей этого возраста с БА (п=32) в анамнезе отмечены тревожно-фобиче-ские, тревожно-депрессивные состояния. Невро-зоподоные нарушения в виде заикания, энуреза, диссомнии выявлялись у 37,5% детей основной группы (п=30) и 13,3% - контрольной (п=30). СДВГ подросткового типа был выявлен у 19 детей основной группы этой возрастной категории (п=32). Патохарактерологические реакции, отмеченные у 4 детей с БА в возрасте 11-12 лет (п=32), представленные реакциями отказа, оппозиции, компенсации и гиперкомпенсации.

Анализ влияния психологического состояния на клинические проявления БА оказался затруднительным из-за сложности выявления подобной связи по анамнезу. Часть исследуемых детей выявляли связь обострения симптомов БА с осенне-весенним периодом или временем начала учебного процесса (31,9%, п = 135). Явную связь с аллергенами отмечали родственники 34,8% детей с БА (п = 135). Обострение после респираторной инфекции отметили 80,0% исследуемых детей основной группы (п = 135).

Нейропсихологическое исследование выявило, что у всех изученных детей с Ба (п = 105) обнаруживаются множественные зоны топических корковых и подкорковых повреждений, свидетельствующие о несформированности большинства нейропсихологических функций. Выявленный ней-ропсихологический дефицит соответствовал двум вариантам - с преобладанием заторможенности (45%, п = 108) и утомляемости, и с преобладанием гиперактивности и импульсивности (55%, п = 108).

Обсуждение

Клинические особенности и течение психоневрологических расстройств у детей с БА является результатом действия патогенных факторов на самых ранних стадиях онтогенеза - антенатальном и перинатальном периодах. В большинстве случаев у детей с БА выявлялось патологическое течение беременности, что способствует повышенной уязвимости ЦНС плода. Нарушение развития плода (46,4% детей с БА, п = 135) приводит к нейро-иммунно-эндокринным нарушениям, способствуя формированию атопического фенотипа. Гипоксия и ППЦНС способствует диффузному органическому поражению головного мозга. Подобные явления у детей с БА были отмечены в 60,0% случаях (п = 135). Описанные факторы обуславливают развивающиеся в последствие психопатологические и неврологические нарушения, преимущественно резидуально-органического генеза. Первые признаки БА в виде повторяющихся приступов БОС приходились, как правило, на первый года жизни ребенка с БА и сопровождались симптомами органической невропатии. В возрасте 3-4 лет у многих из этих детей отмечалась задержка речевого и моторного развития. Декомпенсация рези-дуально-органического поражения ЦНС в возрасте 6-7 лет проявилась мощной церебрастенической симптоматикой, формированием неврозоподоб-ных расстройств (тики, заикание, энурез, диссо-мнии). В возрасте 8-10 лет у большинства детей с БА произошла компенсация церебрастении, но усиление неврозоподобных синдромов в виде невротических тревожно-мнительных и депрессивных состояний. В возрасте 11-12 лет у детей с БА продолжились процессы компенсации и декомпенсации имеющихся церебро-органических наруше-

PSYCHIATRY

ний, утяжелилась невротизация личности, начали формирование характерные для эмоционально-идеаторного этапа синдромы в виде патохаракте-рологических реакций.

Наиболее выраженные нейропсихологические нарушения у детей с БА обнаружены в работе первого (энергетического) блока мозга, проявляющиеся недостатком нейродинамической регуляции. В половине случаев дефицит сопровождался заторможенностью (45%, п = 108) и утомляемостью; в иных случаях преобладала гиперактивность и импульсивность (55%, п = 108).

По-нашему мнению, дополнительным фактором развития нейропсихологического дефицита являются эмоциональная депривация и патологический тип воспитания (гиперответственность или гиперопека), что, вероятно, обусловлено ограничительным режимом, возникающим в результате развития приступов БА в самом раннем детстве. Нездоровый психологический климат в семье и неблагоприятные социальные условия, по-видимому, оказываются значимыми только при наличии изначальной органической неполноценности ЦНС.

Выводы

В результате исследования были выявлены патогенные факторы, предопределившие клиническую динамику психоневрологических нарушений, которые соответствуют динамике резидуально-ор-ганической церебральной недостаточности. При этом ведущие симптомы зависят от этапа нервно-психического реагирования.

Таким образом, психические нарушения у детей с БА относятся к психоорганическому кругу с явлениями психического дизонтогенеза и вторичными пограничными психическими нарушениями. Манифестация БА соответствует активации процессов компенсации и декомпенсации в ЦНС, возникающих в ответ на экзогенно-органические патогенные факторы антенатального и перинатального периодов. Преимущественной локализацией патологических процессов в ЦНС, по нашему мнению, являются лимбические структуры, диэнцефальные отделы мозга, межполушарные тракты.

Поиск общих патогенетических механизмов развития психоневрологических, соматовегетативных и нейро-иммунно-эндокринных нарушений при БА является перспективной задачей, решение которой позволит разработать комплекс эффективных мер первичной профилактики и лечения БА и сопутствующих расстройств.

Петренко Т.С.

http://orcid.org/0000-0001-7328-9894 Ретюнский К.Ю.

http://orcid.org/0000-0003-1302-483X Левченко О.В.

http://orcid.org/0000-0001-6085-2449 Измоденов П.А.

http://orcid.org/0000-0001-8951-7708

ЛИТЕРАТУРА

1. Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Revised 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://ginasthma.org/ (дата обращения: 29.04.2019).

2. The global asthmareport 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.globalasthmanetwork.org/publications/Global_Asthma_ Report_2014.pdf (дата обращения: 29.04.2019).

3. Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. -М.: Бином, 2000. - 512 с.

4. Becker A.B. Asthma guidelines: the Global Initiative for Asthma in relation to national guidelines // Current opinion in allergy and clinical immunology. - 2017. - № 17 (2). - P. 99-103.

5. Walter M.J. Holtzman M.J. A centennial history of research on asthma pathogenesis // American journal of respiratory cell and molecular biology. - 2005. - № 32 (6). - P. 483-489.

6. Haida М. et al. Psychological profiles of patients with bronchial asthma. First report: analysis according to the difference in severity of asthma // Arerugi Allergy. - 1995. - № 44 (1). - P. 16-25.

7. Провоторов В.М. c соавт. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой с алекситимией // Пульмонология. - 2000. - № 3. - С. 30-35.

8. Исраелян Ю.А. Особенности формирования и клинического течения бронхообструктивного синдрома у детей раннего возраста с перинатальным повреждением нервной системы: дис. ... канд. мед. наук : 14.00.09 / Ю.А. Исраелян. - Нижний Новгород, 2005. -153 с.

9. Юсупова Л.В., Ретюнский К.Ю. Непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Практическая медицина. - 2013. - №1 (66). -С. 176-181.

10. Маринич В.В. Нейропсихологические механизмы формирования бронхиальной астмы у детей // Здоровье для всех. - 2011. -С. 15-22.

11. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: 1пуководство для врачей: изд. 2-е пер. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 c.

12. Буторина Н.Е. Резидуально-органический психосиндром в клинической психиатрии детского и подросткового возраста. - Челябинск: АТОКСО, 2008. - 192 с.

13. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Руководство по неврологии детского возраста. - М.: Просвещение, 1998. - 425 с.

14. Ткаченко А. Психопатологическое исследование. - М.: проект letterra, 2012. - 233 с.

15. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

16. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». - М.: Знание, 1991. - 48 с.

17. STATISTICA (data analysis software system). USA: StatSoft Inc., 2014.

18. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М.: Практика, 1998. - 459 с.

ПСИХИАТРИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.