Научная статья на тему 'Психоневрологические расстройства у детей с атопическим дерматитом'

Психоневрологические расстройства у детей с атопическим дерматитом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
807
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / CHILDREN / BRONCHIAL ASTHMA / MENTAL DISORDERS / NEUROPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Петренко Т.С., Ретюнский К.Ю., Филиппова А.С., Кузина О.Е., Люберцева А.А.

Цель исследования установить клинические психоневрологические и нейропсихологические особенности у детей, страдающих атопическим дерматитом. Материал и методы. В исследовании приняли участие дети от 6 до 12 лет с установленным диагнозом атопического дерматита 147 детей; контрольную группу составили 90 относительно здоровых детей того же возраста. Всем детям проводилось клинико-анамнестическое, неврологическое, психопатологическое и нейропсихологическое исследование. Результаты. В группе детей с атопическим дерматитом выявлена высокая взаимосвязь между поражением центральной нервной системы на ранних этапах развития и формированием психических и неврологических расстройств. У всех детей с атопическим дерматитом, прошедших нейропсихологическое исследование, отмечен разнообразный дефицит нейропсихологических функций. Выводы. Клиническая динамика психоневрологических расстройств у детей с атопическим дерматитом соответствует динамике резидульной церебральной органической недостаточности с характерной сменой синдромов на этапах нервно-психического реагирования. Выявленные нейропсихологические нарушения соответствуют преимущественному повреждению первого (энергетического) функционального блока мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Петренко Т.С., Ретюнский К.Ю., Филиппова А.С., Кузина О.Е., Люберцева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoneurological disorders in children with atopic dermatitis

Purpose. To establish the clinical neuropsychiatric and neuropsychological features of children with atopic dermatitis. Material and methods. The study involved children 147 from 6 to 12 years old with an established diagnosis of atopic dermatitis; the control group consisted of 90 healthy children of the same age. All children underwent clinical-anamnestic, neurological, psychopathological and neuropsychological studies. Results. We discovered strong relationship in children with atopic dermatitis between the early-stage damage of central nervous system and the development of mental and neurological disorders. In all children with atopic dermatitis who underwent neuropsychological research, various deficiencies of neuropsychological functions were found. Conclusion: the clinical dynamics of neuropsychiatric disorders in children with atopic dermatitis has been consistent with the dynamics of residual cerebral organic impairment with an inherent change of syndromes depending on the stages of neuropsychiatric response. The revealed neuropsychological disorders correspond to the predominant damage to the first (energy) functional block of the brain.

Текст научной работы на тему «Психоневрологические расстройства у детей с атопическим дерматитом»

УДК 616.5-002:616-009

Т.С. ПЕТРЕНКО1, 2, К.Ю. РЕТЮНСКИЙ2, А.С. ФИЛИППОВА3, О.Е. КУЗИНА1, А.А. ЛЮБЕРЦЕВА1

1 Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Екатеринбург

2 Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

3 Детская городская поликлиника № 13, г. Екатеринбург

Психоневрологические расстройства у детей с атопическим дерматитом

Контактная информация:

Петренко Тимур Сергеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3, тел.: +7-961-773-77-26, e-mail: psy66@yandex.ru

Цель исследования - установить клинические психоневрологические и нейропсихологические особенности у детей, страдающих атопическим дерматитом.

Материал и методы. В исследовании приняли участие дети от 6 до 12 лет с установленным диагнозом атопического дерматита - 147 детей; контрольную группу составили 90 относительно здоровых детей того же возраста. Всем детям проводилось клинико-анамнестическое, неврологическое, психопатологическое и нейропсихологическое исследование.

Результаты. В группе детей с атопическим дерматитом выявлена высокая взаимосвязь между поражением центральной нервной системы на ранних этапах развития и формированием психических и неврологических расстройств. У всех детей с атопическим дерматитом, прошедших нейропсихологическое исследование, отмечен разнообразный дефицит нейропсихологических функций.

Выводы. Клиническая динамика психоневрологических расстройств у детей с атопическим дерматитом соответствует динамике резидульной церебральной органической недостаточности с характерной сменой синдромов на этапах нервно-психического реагирования. Выявленные нейропсихологические нарушения соответствуют преимущественному повреждению первого (энергетического) функционального блока мозга.

Ключевые слова: дети, атопический дерматит, психические нарушения, нейропсихология.

(Для цитирования: Петренко Т.С., Ретюнский К.Ю., Филиппова А.С., Кузина О.Е., Люберцева А.А. Психоневрологические расстройства у детей с атопическим дерматитом. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 109-113)

DOI: 10.32000/2072-1757-2019-3-109-113

T.S. PETRENKO1 2, K.Yu. RETYUNSKIY2, A.S. FILIPPOVA3, O.E. KUZINA1, A.A. LYUBERTSEVA1

1 Ural State Medical University, Ekaterinburg

2 Ural Federal University, Ekaterinburg

3 Municipal Children's City Polyclinic № 13, Ekaterinburg

Psychoneurological disorders in children with atopic dermatitis

Contact details:

Petrenko T.S. - Ph. D. (medicine), Associate Professor of the Department of Psychiatry

Address: 3 Repina St., Ekaterinburg, Russian Federation, 620028, tel.: +7-961-773-77-26, e-mail: psy66@yandex.ru

Purpose. To establish the clinical neuropsychiatric and neuropsychological features of children with atopic dermatitis. Material and methods. The study involved children 147 from 6 to 12 years old with an established diagnosis of atopic dermatitis; the control group consisted of 90 healthy children of the same age. All children underwent clinical-anamnestic, neurological, psychopathological and neuropsychological studies.

Results. We discovered strong relationship in children with atopic dermatitis between the early-stage damage of central nervous system and the development of mental and neurological disorders. In all children with atopic dermatitis who underwent neuropsychological research, various deficiencies of neuropsychological functions were found.

Conclusion: the clinical dynamics of neuropsychiatric disorders in children with atopic dermatitis has been consistent with the dynamics of residual cerebral organic impairment with an inherent change of syndromes depending on the stages of neuropsychiatric

110 ^TL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Том 17, № 3. 2019

response. The revealed neuropsychological disorders correspond to the predominant damage to the first (energy) functional block of the brain.

Key words: children, atopic dermatitis, mental disorders, neuropsychology.

(For citation: Petrenko T.S., Retyunskiy K.Yu., Filippova A.S., Kuzina O.E., Lyubertseva A.A. Psychoneurological disorders in children with atopic dermatitis. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 3, P. 109-113)

Атопический дерматит (АтД) является хроническим рецидивирующим заболеванием кожи, характеризующимся зудными и экзематогенными поражениями (зуд, эритема, пузырчатка, папуля-ции, экссудации, корки). В течение последних трех десятилетий заболеваемость АтД неуклонно растет [1]. Доля АтД среди аллергических заболеваний в детской популяции составляет до 75%. Заболевание выявляется у лиц обоего пола и в разных возрастных группах. Девочки болеют в 1,5 раза чаще мальчиков. В 70% случаев АтД дебютирует на первом году жизни. При этом у половины детей в дальнейшем формируется «атопический марш» -присоединение поллиноза, аллергического ринита и нередко бронхиальной астмы [2].

АтД может привести к психологическим нарушениям, таким как стигматизация, социальная изоляция и дискриминация [3]. В тоже время клиницисты отмечают психические нарушения у детей с АтД уже с периода раннего детства и даже младенчества. По данным обзора литературы, доля непсихотических психических расстройств у детей с АтД достигает 25% [4]. Частыми сопутствующими проблемами в этом случае становятся: школьная дезадаптация, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, невротические расстройства. Став взрослыми, такие пациенты подвержены тревожно-депрессивным расстройствам, имеют частые конфликты в семье, злоупотребляют психоактивными веществами.

Ряд ученых полагает, что стрессы в грудном возрасте могут провоцировать повреждение нейро-эндокринной системы, закладывая таким образом патогенетическую основу для аутоиммунного процесса [5]. В дальнейшем нарушается функционирование гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, иммунно-кожной системы, центральных нейро-медиаторных процессов [6]. Этим объясняется частое возникновение тревожно-депрессивных синдромов у пациентов с АтД.

Сторонники психоаналитической концепции связывают симптомы заболевания с развитием специфических невротических черт личности. Навязчивое чувство зуда и желание себя царапать являются в этом случае отражением подсознательного неуемного чувства обиды на мать за отсутствие теплоты и любви в самом раннем возрасте [7].

Современные нейропсихологические исследования выявляют у детей с АтД неразвитость энергетического блока и слабость активирующей системы мозга [8]. Подобные нарушения могут быть объяснены диффузным органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) (с преимущественной локализацией в срединно-стволовых структурах) на ранних этапах онтогенеза. При этом ограничение тактильного контакта с матерью в связи с манифистацией симптомов АтД усугубляет клинику формирующихся психоневрологических расстройств [9].

Недостаточная изученность взаимоотношения симптомов АтД с психическим здоровьем, сопровождающихся серьезным ограничением адаптации на

протяжении всей жизни пациента обуславливает актуальность исследования закономерностей развития психических нарушений при АтД у детей.

Цель исследования - установить клинико-па-тогенетические закономерности развития психических расстройств у детей с АтД.

Материал и методы

Исследование проведено на клинической базе кафедры психиатрии Уральского государственного медицинского университета в период с 2016 по 2018 гг. (протокол одобрения локальным этическим комитетом УГМУ № 6 от 24.06.2016). В исследование было включено 217 детей обоего пола в возрастном диапазоне от 6 до 12 лет, посещавших детские дошкольные учреждения и начальные классы общеобразовательных школ, с уровнем интеллекта по тесту Векслера не ниже среднего (ОИП>90 баллов). Основную группу составили 147 детей (74 мальчика и 73 девочки), средний возраст которых составил 8,7±1,88 лет с установленным ранее (не менее года) диагнозом АтД согласно критериям МКБ-10 ^20), без сопутствующей тяжелой соматической или психической патологии. Учитывая сравнительно-возрастной подход в исследовании, было выделено три возрастные подгруппы: 6-7 лет (п=62), 8-10 лет (п=55) и 11-12 лет (п=30).

Выраженность клинических проявлений АтД на момент осмотра среди детей основной группы варьировалась от легкой до тяжелой. Оценка проводилась врачом-дерматологом по шкале SCORAD [10]. Легкая степень выявлялась у 53,1% детей основной группы (п = 147), среднее значение по шкале SCORAD составляло 16,7±9,8 (п=78). Умеренная степень клинических проявлений отмечена у 33,3% детей с АтД (п = 147), среднее значение SCORAD составило 33,8±10,2 (п=49). Тяжелая клиника была отмечена у 13,6% детей основной группы (п = 147), среднее значение SCORAD составило 62,1±13,8 (п=20). У 43 детей основной группы была выявлена сопутствующая бронхиальная астма; у 34 детей -гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Наличие наследственной отягощенности по атопическим заболеваниям по линии близких родственников было отмечено в 34,0% случаях (п = 147). Среди детей с наследственно обусловленным заболеванием преобладали дети старшей возрастной категории со стабильной легкой или умеренной клиникой. Контрольную группу составили 90 детей (45 мальчиков и 45 девочек) с показателями относительного соматического здоровья. Средний возраст детей этой группы составил 8,7±1,94 лет. В каждой возрастной категории оказалось по 30 детей.

Основными методами исследования являлись клинико-анамнестический и клинико-психопатоло-гический. Для установления клинических закономерностей течения психических расстройств при АтД использовался подход, основанный на периодизации этапов нервно-психического реагирования детей [11, 12]. Проводился углубленный анализ всех патогенных факторов, оказывающих влияние

на возникновение, клиническую динамику психопатологических нарушений, сопутствующих АтД, в зависимости от возрастных этапов нервно-психического реагирования. Клинический метод сопровождался оценкой психического и неврологического статуса среди всех детей основной и контрольной группы по общепринятой схеме [13, 14]. Психопатологический метод дополнялся анкетированием родителей при помощи опросника для оценки нервно-психической сферы ребенка, предложенной Н.Н. Заваденко [15]. Большей части детей основной группы (n=105) проводилось нейропсихологическое исследование по методике адаптированного нейропсихологического исследования [16], сокращенной в сравнении с общепринятой методикой А.Р. Лурия. Объективное исследование проводилось по схеме, включавшей 67 проб, отнесенных к 14 исследуемым функциям: мышление, речь, память, праксис, гнозис, координация. Интерпретация результатов нейропсихологического обследования строилась на выявлении нарушений, определении топических поражения и связанных с этим дисфункций систем мозга.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась на персональном компьютере под управлением операционной системы Windows 10, с помощью программы Statistica 12 [17]. Для анализа качественных признаков применялось сравнение долей (критерий хи-квадрат с поправкой Йейтса на непрерывность). Различия расценивались как значимые при уровне достоверности p<0,05 [18].

Результаты

В ходе клинико-анамнестического исследования были выявлены патогенные факторы, способствующие формированию психических нарушений, действовавшие на самых ранних этапах развития. Так, в основной группе достоверно чаще по сравнению с контрольной выявлялись признаки патологии беременности матери в виде: отягощенного акушер-ско-гинекологического анамнеза (50,3%, n = 147); угрозы прерывания беременности на различных сроках (40,8%, n=147); развития внутриутробной гипоксии (55,8%, n = 147); перенесенных во время беременности или хронических инфекционных заболеваний (43,5%, n = 147); потребления никотина или алкоголя на различных сроках беременности (26,5%, n = 147).

Частота встречаемости патологии родовой деятельности в исследуемых группах имела существенные различия. Недоношенная (срок менее 37 недель) или переношенная (срок более 42 недель) беременность в основной группе встречалась в 40,1% случаев (n=147), в контрольной - 23,3% (n=90). Оперативное разрешение родов (экстренное или плановое) у матерей детей основной группы имело место в 29,2% случаев (n = 147), в контрольной - в 12,2% случаев (n=90). Асфиксия в родах отмечена у 55,8% детей с АтД (n=147) и у 3,3% здоровых детей (n=90). Диагноз перинатального поражения ЦНС (ППЦНС) был установлен в 42,2% случаев среди детей основной группы (n = 147) и в 8,9% случаев среди детей контрольной группы (n=90).

Анализ манифестации клинических проявлений АтД у детей основной группы показывает, что начало заболевания в большинстве случаев приходилось на 1-2 год жизни ребенка (68,0%, n = 147). Реже, симптомы развивались в возрасте от 2 до 5 лет (21,8%, n = 147). В редких случаях клиниче-

ские проявления начинались после 6 лет (10,2%, п=147). Почти в половине случаев родители связывают начало заболевания с психотравмирующим фактором - испуг, эмоциональное напряжение и т. п. Исследование психологического климата в семье, типов воспитания и социальных условий проживания не выявило значимых отличий среди детей основной и контрольной группы.

По данным анамнеза и медицинской документации выявлялся синдром органической невропатии в возрасте до 1 года, представленный повышенной возбудимостью с длительным плачем, двигательным беспокойством с гипертонусом и тремором, явлениями вегетативной дисфункции в виде гипергидроза, субфебрилитетов, нарушением режима сна и бодрствования. Распространенность описанных явлений среди детей основной группы составляла 82,3% (п=147), среди детей контрольной группы -30,0% (п=90). У 30,6% детей с АтД (п = 147) в анамнезе до 1 года отмечены судорожные пароксизмы.

Изучение возможных патогенных факторов для ЦНС в период до 3 лет выявило различие между группами по частоте простудных заболеваний. Так, частые простуды (более 4 раз за год) среди детей с АтД отмечены в 66,6% случаев (п = 147), а среди детей контрольной группы - в 27,8% случаев (п=90).

Некоторые исследователи связывают патогенез АтД с ранней сенсибилизацией организма ребенка, возникающей в результате искусственного вскармливания [19]. В настоящем исследовании не было обнаружено достоверных различий между группами в начальном типе вскармливания. Однако период грудного вскармливания у большинства детей основной группы не превышал 4 месяцев (75,5%, п=147). Среди детей контрольной группы подобный переход на искусственное вскармливание отмечался только в 32,2% случаев (п=90). Также не было замечено различий между группами по употреблению матерями детей аллергенных продуктов в период активного грудного вскармливания.

Изучалось развитие речи и моторики в период первого возрастного криза (возраст 3-4 года), когда заканчивается соматовегетативный этап и начинается психомоторный. Речевые и психомоторные нарушения, очевидно, отражают повреждение структур мозга на ранних этапах его развития. Задержка речевого развития к возрасту 4-х лет у детей основной группы отмечалась в 60,5% случаев (п = 147), в контрольной группе - в 17,8% случаев (п=90). Задержка формирования моторных навыков в основной группе отмечена в 62,6% случаев (п = 147), в контрольной группе - в 8,9% случаев (п=90).

Клинико-психопатологическое исследование детей в различных возрастных категориях позволяет выявить типологию и динамику нервно-психических нарушений у детей с АтД. Седьмой и восьмой год жизни ребенка соответствует второму возрастному критическому периоду, когда на психомоторный этап развития (3-10 лет) наслаивается аффективный (7-12 лет). Для этого этапа характерна декомпенсация резидуально-органической церебральной недостаточности в виде оформленных психовегетативных расстройств, манифестации психомоторных нарушений, начала формирования неврозо-подобных расстройств. В следующей возрастной категории - 8-10 лет происходит компенсация начавшихся ранее психовегетативных расстройств, раскрывается клиника психомоторных нарушений, оформляются неврозоподобные синдромы. В воз-

112 ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 3. 2019

расте 11-12 лет возникает следующий критический период, связанный с окончанием аффективного и началом эмоционально-идеаторного этапа развития, формированием самосознания. Этому периоду характерна декомпенсация текущих церебро-ор-ганических нарушений, существенно влияющих на формирование личностных черт. Соответственно в этот период активно прогрессируют патохаракте-рологические реакции, аффективные колебания, психопатоподобные расстройства [11, 12, 20].

Среди детей возрастной категории 6-7 лет проявления церебрастении в виде упорной головной боли с тошнотой и носовыми кровотечениями, метеозависимости, раздражительной слабости и ве-стибуловегетативных нарушений были выявлены в 88,7% случаев среди детей основной группы (п=62), среди детей контрольной группы - в 30,0% случаях (п=30). Неврозоподобные нарушения в виде тикоидных гиперкинезов, заикания, энуреза, энкопреза, нарушения сна и аппетита среди детей основной группы отмечены в 80,6% случаев (п=62), среди детей контрольной группы - в 13,3% случаев (п=30). Более чем в половине случаев у детей с АтД отмечались диссомнические расстройства (66,7%, п=62). У 23 детей основной группы этой возрастной категории (п=62) выявлены признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), соответствующего критериям МКБ-10 ^90).

В возрастной категории 8-10 лет у 69,1% детей с АтД (п=55) сохраняются церебрастенические явления, носящий более мягкий характер по сравнению с предыдущей возрастной категорией, но с более частыми явлениями эмоциональной лабильности. Среди детей контрольной группы церебра-стенические нарушения отмечены в 20,0% случаев (п=30). Также у детей этого возраста заметно реже встречались неврозоподобные синдромы: у детей основной группы - 65,5% случаев (п=55), у детей контрольной группы - 10,0% случаев (п=30). У 41,8% детей с АтД в возрасте 8-10 лет (п=55) выявлены невротические реакции «избегающего типа» на генерализованные кожные проявления. У 15 детей основной группы (п=55) родителями отмечены истерические отказные реакции в предрасполагающих ситуациях; у 11 детей с АтД (п=55) замечены тревожно-фобические и депрессивные состояния; у 18 детей этой группы (п=55) выявлялись признаки СДВГ. Подобных явлений среди детей контрольной группы выявлено не было.

У детей в возрастной категории 11-12 лет церебрастенические явления встречались в 33,3% случаях в основной группе (п=30) и в 13,3% случаях в контрольной (п=30). У таких детей выявлялись аффективно-возбудимые черты характера и дис-фороподобные пароксизмы. Более чем у половины (56,7%) детей этого возраста с АтД (п=30) отмечены невротические реакции в виде тревожно-фоби-ческих, тревожно-мнительных или депрессивных кратковременных (до двух недель) состояний. Нев-розоподобные нарушения в виде заикания, энуреза, диссомнии выявлялись у 56,7% детей основной группы (п=30) и 13,3% - контрольной (п=30). Подростковый вариант СДВГ был обнаружен у 12 детей основной группы возрастной категории 11-12 лет (п=30). Патохарактерологические реакции, отмеченные у 56,7% детей с АтД в возрасте 11-12 лет (п=30), были представлены реакциями отказа, оппозиции, компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации.

Анализ влияния психологического состояния на клинические проявления АтД установил усиление клинических проявлений заболевания на фоне стресса различного генеза у 43 детей основной группы (п = 147). Обычно подобное обострение имело кратковременный характер - не превышало две недели.

Анализ результатов нейропсихологического исследования показал, что в 100% случаев у детей с АтД всех возрастных категорий (п = 105) установлены многочисленные зоны дефицитарности, свидетельствующие о несформированности большинства нейропсихологических функций. Особенные проблемы выявлены при выполнении проб на кинестетический и динамический праксис, зрительно-пространственную и слухо-моторную координацию.

Обсуждение

В результате сравнительного исследования были проанализированы клинические особенности и выявлены закономерности развития психоневрологических расстройств у детей с АтД. Патологическое течение беременности, выявленное у большинства детей с АтД (82,3%, п = 147), создает условия для повышенной уязвимости ЦНС плода. Нарушение развития плода (40,1% детей с АтД, п = 147) приводит к иммунно-эндокринным нарушениям, способствуя развитию атопических процессов. Диффузному органическому поражению головного мозга способствует асфиксия и ППЦНС, выявляемые в родах у детей с АтД (42,2%, п = 147). Все эти факторы явились предопределяющими в развитии последующих психопатологических и неврологических проявлений резидуально-орга-нического генеза и соответствующие этапам нервно-психического реагирования. Манифестация заболевания, пришедшаяся преимущественно на первые два года жизни в большинстве случаев у детей с АтД, сопровождалась симптомами органической невропатии в возрасте до 1 года. К возрасту 3-4 лет у многих из этих детей возникала задержка речевого и психомоторного развития. Декомпенсация резидуально-органического поражения ЦНС в возрасте 6-7 лет проявилась мощной церебра-стенической симптоматикой, манифестировали нарушения, характерные для психомоторного этапа нервно-психического реагирования (СДВГ, тики, заикание). Компенсация церебрастении в возрасте 8-10 лет у большинства детей с АтД сопровождалась активной неврозопобнобной симптоматикой в виде аффективных реакций, невротических состояний, связанных с внешним видом кожи. В возрасте 11-12 лет более чем у половины детей с АтД к имеющейся клинике присоединились патохаракте-рологические реакции с аффективно-возбудимыми чертами и дисфороподобными пароксизмами.

Наиболее выраженные нейропсихологические нарушения у детей с АтД обнаружены в работе первого (энергетического) блока мозга, проявляющиеся недостатком нейродинамической регуляции. Работа второго и третьего функциональных блоков у таких детей характеризуется тугоподвижностью и неразвитостью альтернативных алгоритмов, что обусловлено слабостью развития системы внутри-и межполушарных связей. По-нашему мнению, дополнительным фактором развития нейропсихо-логического дефицита является депривация сенсорных и кинестетических ощущений, возникающая в результате развития кожного заболевания.

Психологические факторы семейного характера имели ограниченное влияние в исследуемой группе. По-видимому, действие подобных факторов оказывается значимым лишь при наличии изначальной органической неполноценности ЦНС.

Выводы

Результаты клинико-анамнестического исследования позволили выявить патогенные факторы, предопределившие клиническую динамику психопатологических и неврологических нарушений. Было установлено, что эти нарушения соответствуют динамике резидуально-органической церебральной недостаточности, с характерной сменой ведущих симптомов в соответствии с этапами нервно-психического реагирования.

Психоневрологические наращения у детей с АтД обусловлены действием на ранних этапах онтогенеза патогенных для ЦНС экзогенно-органических факторов. Сенсорная и моторная депривация ребенка в раннем возрасте (до 3-х лет), неизбежно наступающая в силу манифестации соматического страдания, усугубляет формирование нейропсихо-логического дефицита и структурирование резиду-альной цереброорганической симптоматики.

Анализ клинических закономерностей развития психических нарушений у детей с АтД открывает перспективы обнаружения общих патогенетических механизмов в развитии психоневрологических, соматовегетативных и нейро-иммунных нарушений при АтД. Это позволит разрабатывать комплекс обоснованных лечебно-реабилитационных и профилактических мер по борьбе с АтД и сопутствующими расстройствами.

Петренко Т.С.

http://orcid.org/0000-0001-7328-9894 Ретюнский К.Ю.

http://orcid.org/0000-0003-1302-483X Филиппова А.С.

http://orcid.org/0000-0002-9989-1207 Кузина О.Е.

http://orcid.org/0000-0003-2038-7575 Люберцева А.А.

http://orcid.org/0000-0002-3797-8243

ЛИТЕРАТУРА

1. Ревякина В.А., Смирнов Г.И. Научно-практическая программа «атопический дерматит и инфекции кожи у детей: диагностика, лечение и профилактика» // Вопросы современной педиатрии. -2004. - № 3. - С. 30-32.

2. Staab D., et al. Age related, structured educational programmes for the management of atopic dermatitis in children and adolescents: multicentre, randomised controlled trial // BMJ. - 2006. -№ 332 (7547). - P. 933-938.

3. Montes-Torres A., et al. Biological Treatments in Atopic Dermatitis // J Clin Med. - 2015. -№ 3-4 (4). - P. 593-613.

4. Buske-Kirschbaum A., Geiben A., Hellhammer D. Psychobiological aspects of atopic dermatitis: an overview // Psychother Psychosom. -2001. - № 70 (1). - P. 6-16.

5. Jafferany M. Psychodermatology: A Guide to Understanding Common Psychocutaneous Disorders Prim Care Companion // J Clin Psychiatry - 2007. - № 9 (3). - P. 203-213.

6. Afsar F.S., Isleten F., Sonmez N. Children with atopic dermatitis do not have more anxiety or different cortisol levels compared with normal children // Journal of Cutaneous Medicine and Surgery. -2010. - P. 13-18.

7. Manzoni A.P.D. da S., et al. Assessing depression and anxiety in the caregivers of pediatric patients with chronic skin disorders // An Bras Dermatol. - 2013. - № 88 (6). - P. 894-899.

8. Ретюнский К.Ю., Соколова И.В. Нервно-психические расстройства у детей с атопическим дерматитом // Научные ведомости Белгородского государственного университета: Медицина. Фармация. - 2011. - № 4 (13). - С. 30-34.

9. Юсупова Л.В., Ретюнский К.Ю. Непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы // Практическая медицина. - 2013. - № 1 (66). -С. 176-181.

10. Камашева Г.Р., Хакимова Р.Ф., Валиуллина С.А. Методы оценки степени тяжести атопического дерматита у детей раннего возраста // Земский Врач. - 2010. - № 4. - С. 32-34.

11. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей: изд. 2-е пер. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 c.

12. Буторина Н.Е. Резидуально-органический психосиндром в клинической психиатрии детского и подросткового возраста. - Челябинск: АТОКСО, 2008. - 192 с.

13. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Руководство по неврологии детского возраста. - М.: Просвещение, 1998. - 425 с.

14. Ткаченко А. Психопатологическое исследование. - М.: Проект letterra, 2012. - 233 с.

15. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

16. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». - М.: Знание, 1991. - 48 с.

17. STATISTICA (data analysis software system). USA: StatSoftInc., 2014.

18. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М.: Практика, 1998. - 459 с.

19. Торопова Н.П., Сорокина К.Н., Лепешкова Т.С. Атопический дерматит детей и подростков - эволюция взглядов на патогенез и подходы к терапии // Российский журнал кожных и венерических болезней. - 2014. - № 6 (17). - С.50-59.

20. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медицина, 1974. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.