Научная статья на тему 'Комплексная автоматизированная система лечебно-прошилактического учреждения «Интрамед»'

Комплексная автоматизированная система лечебно-прошилактического учреждения «Интрамед» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
266
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Е. А. Берсенева, В. А. Блехер, Б. А. Юдин, А. Б. Алехин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная автоматизированная система лечебно-прошилактического учреждения «Интрамед»»

Комплексная компьютеризация ЛПУ

-/-

Е.А.БЕРСЕНЕВА, В.А.БЛЕХЕР,

ООО «Медкор-2000», г.Москва Б.А.ЮДИН, А.Б.АЛЕХИН,

ООО «Програмбанк», г.Москва

КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНТРАМЕД»

Существующая ситуация с внедрением информационных технологий в здравоохранение далека от идеала. Системы комплексной автоматизации деятельности медицинского учреждения представляют собой редкое явление и существуют всего лишь в ряде учреждений. В основном же ситуация с автоматизацией в медицинских учреждениях, следующая: существуют островки автоматизации.

Ситуацию такого рода еще называют «лоскутной автоматизацией». Зачастую могут быть просто написанные разными людьми программы, автоматизирующие тот или иной процесс. Таких локальных программ может быть больше или меньше, очень часто они абсолютно не связаны друг с другом на уровне входных/выходных документов. Кроме того, как правило, по используемым программным технологиям, архитектурным решениям данные программы/системы не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

В результате у людей начал складываться стереотип о медицинской информационной системе как о громоздкой, очень сложной и малоэффективной куче компьютеров и программного обеспечения.

Лишь автоматизация учета услуг занимает особое место. Становление в нашей стране системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и связанной с этим необходимости учета оказанных в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) медицинских услуг дало сильный толчок в развитии информатизации в этой области. Практически во всех лечебно-профилактических учреждениях используют программы учета услуг, поставленные страховыми медицинскими компаниями или фондами ОМС.

© Е.А.Берсенева, В.А.Блехер, 2004 г. © Б.А.Юдин, А.Б.Алехин, 2004 г.

Однако информационные технологии становятся неотъемлемой чертой современной реальности. Медицинская информатика в мире бурно развивается. По мнению ведущих европейских специалистов (31 страна), среди новых разработок, которые будут внедрены в ближайшие годы, ведущее место занимает проблема «применения информационных сетей в больницах». Лишь «применение полимеразной цепной реакции при генетических заболеваниях и в микробиологии» по своей актуальности сопоставимо с данной проблемой [2].

Успешная деятельность в современных условиях требует от всех субъектов здравоохранения: постоянного совершенствования, рационализации использования ресурсов; оперативного принятия взвешенных решений во всех областях деятельности лечебного учреждения.

В обеспечении выполнения таких требований важную роль играет автоматизация деятельности. Кроме того, в результате изменения за последние годы экономических и социальных условий работы медицинских учреждений, значительно возросший в связи с этим объем вспомогательного документооборота, ведущегося медперсоналом, с одной стороны, стремительное развитие вычислительной и медицинской техники, с другой, настоятельно диктуют переходить от решения отдельных информационных задач к комплексному решению проблемы информационного обеспечения деятельности как отдельных медицинских учреждений, так и их совокупности (сети медучреждений, медучреждений ведомства) [1].

Наша точка зрения заключается в том, что текущая ситуация диктует необходимость создания и вне-

>

W-ЩШШ kJH

и информационные

технологии

ь

>

дрения в ЛПУ комплексных автоматизированных систем. С полным пониманием существующей ситуации, а также требований, накладываемых на автоматизированную систему ЛПУ и команду создателей системы, нами была создана система «Интрамед». Следует отметить, что в нашей компании создана линейка медицинских информационных систем: клиническая информационная система «Интрамед»; автоматизированная телемедицинская радиологическая информационная система (АТРИС); автоматизированная информационная система «Морфология»; автоматизированная лабораторная информационная система (АЛИС); автоматизированная система административно-хозяйственный комплекс (АХК); автоматизированная телемедицинская система (ТМС). Их совместное внедрение в ЛПУ позволяет решить задачу комплексной автоматизации ЛПУ. В настоящей же статье мы рассмотрим лишь систему «Интрамед».

АИС «Интрамед» предназначена для автоматизации процессов деятельности ЛПУ, имеющего в своем составе как стационарное и амбулаторные подразделения и их совокупность, в части:

♦ организации лечебно-диагностического обслуживания пациентов;

♦ управления лечебным питанием, применением медикаментов;

АИС «Интрамед»

Подсистема «Поликлиника»

Подсистема «Стационар»

(5 С

Регистратура

раклинические службы

С

5/7 X t

^¡1 ^Стагисти

Приемный Л покой )

Экономическая часть

ЗС

С,

Лечебный Л процесс )

Лечебный процесс

а ) /параклиническиеЧ

^J I службы J

г—Л

[ Статистика 1

Рис. Т. Структура АИС «Интрамед»

♦ учета лечебных средств, трансфузионных сред, оборудования, медицинских услуг, коечного фонда;

♦ формирования счетов и реестров за оказанные услуги;

♦ взаимодействия клинических подразделений и параклинических служб;

♦ формирования статистических отчетных данных.

АИС «Интрамед» позволяет создать базу данных

историй болезни и амбулаторных карт на основе электронной медицинской карты пациента (ЭМК).

Таким образом, для каждого пациента можно просмотреть его амбулаторную карту, а также истории болезни по всем имевшим место госпитализациям.

Основные системные решения, используемые в АИС «Интрамед»:

♦ трехуровневая архитектура клиент-сервер;

♦ Интранет-технологии («тонкий клиент»);

♦ обмен данными с использованием языка XML;

♦ использование Cache-технологии (мульти-платформенная постреляционная СУБД фирмы InterSystems), разработанной и успешно применяемой в США специально для реализации прикладных задач в области медицинских технологий;

♦ использование продуктов Microsoft (MS Windows 2000/2003 Server, MS Windows 2000/XP Professional, MS SQL Server 2003/2003).

АИС «Интрамед» (рис. 1) состоит из двух подсистем: «Поликлиника» и «Стационар», которые могут функционировать как единый комплекс, так и автономно.

Как видно из рис. 1 подсистема «Поликлиника» включает следующие функциональные компоненты: «Регистратура», «Лечебный процесс», «Параклинические службы», «Статистика», «Экономическая часть», «Кадры». Компоненты «Экономическая часть», «Кадры» являются общими для подсистем «Поликлиника» и «Стационар».

Компонент «Регистратура» обеспечивает регистрацию новых пациентов или поиск карты в базе данных, если пациент ранее находился на лечении в ЛПУ.

Поиск может выполняться по начальной части фамилии, имени

Кадры ^

/ Экономическая^ I часть )

*

и отчества пациента, по домашнему адресу, по страховому полису и коду пациента.

Диалоговое окно пользователя при работе с компонентом «Регистратура» приведено на рис.2.

Компонент «Лечебный процесс» предназначен для автоматизации работы медицинского персонала лечебно-диагностических подразделений и выполняет следующие задачи:

♦ формирование электронной амбулаторной карты;

♦ создание учетных документов (талонов посещения).

Компонент «Параклинические службы» позволяет:

♦ автоматизировать деятельность персонала лабораторий, отделов лучевой диагностики и других диагностических отделений в плане записи на исследования и формирования заключений по выполненным исследованиям;

♦ формировать унифицированные протоколы исследований и выдаваемых заключений по консультациям пациентов.

Диалоговые окна пользователя при просмотре списка проведенных лабораторных исследований пациента и при просмотре результатов анализа приведены на рис. 3-4.

Компонент «Экономическая часть» позволяет:

♦ формировать счета и персонифицированные реестры за оказанные услуги;

♦ вести учет по оплате счетов пациентов;

♦ получать информацию по неоплаченным и не включенным в счета услугам за любой, определенный пользователем, промежуток времени;

♦ контролировать оплату выписанных счетов из личных средств пациентов;

♦ вести реестр договоров со страховыми медицинскими организациями.

Подсистема «Стационар» содержит следующие компоненты: «Приемный покой», «Лечебный процесс», «Параклинические службы», «Статистика», «Аптека», «Экономическая часть», «Кадры».

Остановимся на специфичных компонентах подсистемы. Компонент «Приемный покой» позволяет:

♦ зарегистрировать (или найти в базе данных) направленного на госпитализацию пациента;

♦ получить справку о наличии свободных койко-мест в отделениях;

♦ зарезервировать место и направить пациента в отделение;

Рис. 2. Диалоговое окно пользователя при работе с компонентом «Регистратура»

Рис. 3. Диалоговое окно пользователя при просмотре списка проведенных лабораторных исследований

♦ подготовить информацию о количестве поступивших пациентов за любой определенный промежуток времени.

Пример диалогового окна при просмотре данных по свободным койкам в отделении приведен на рис.5.

>

гчшш

ЬЛ1

и информационные

технологии

Ь

Рис. 4. Диалоговое окно пользователя при просмотре результатов анализа

Рис. 5. Пример диалогового окна пользователя при просмотре данных по свободным койкам в отделении

Компонент «Лечебный процесс» предназначен для автоматизации работы медицинского персонала лечебных подразделений и выполняет следующее:

♦ формирование ЭИБ;

♦ предоставление информации о наличии свободных койко-мест, размещении пациентов по палатам и койкам в отделениях стационара, проведенных хирургических операциях, выполнении назначенных процедур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ учет по приходу, расходу и имеющимся остаткам медикаментов в отделении;

♦ взаимодействие с параклиническими службами.

Компонент «Аптека» обеспечивает:

♦ регистрацию прихода лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения;

♦ получение сведений о наличии ЛС в аптеке и во всех отделениях ЛПУ;

♦ формирование списка требований в аптеке и регистрации отпуска ЛС согласно требованиям отделений;

♦ формирование справки о наличии ЛС в аптеке, приходе и расходе;

♦ просмотр списка ЛС с истекающим сроком годности;

♦ таксировку по результатам отпуска ЛС;

♦ формирование журнала протаксированных накладных.

Мы прекрасно знаем, как сказал Марк Тулий Цицерон, что «ни одно изобретение не может сразу стать совершенным».

Поэтому следует понимать, что система «Интра-мед» — не застывшая система.

Мы постоянно развиваем систему, занимаемся расширением ее функциональности, а также изменением функциональности в соответствии с требованиями текущего дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берсенева Е.А. Организация информационного наполнения медицинской информационной системы//Здравоохранение, 2003. - № 11.

2. Гудер В., Бюттнер Й. Клиническая химия в лабораторной медицине Европы//Клиническая лабораторная диагностика, 1998. - № 10. - С.35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.