Научная статья на тему 'Эффективность использования электронной истории болезни в многопрофильном стационаре'

Эффективность использования электронной истории болезни в многопрофильном стационаре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — К.В.Лядов, Е.А.Берсенева, И.Г.Антонова

В настоящее время в Клиникодиагностическом комплексе № 1 Федерального Государственного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр» завершен первый этап внедрения комплексной АИС «ИНТРАМЩ», разработанной ООО «МЕДКОР-2000».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К.В.Лядов, Е.А.Берсенева, И.Г.Антонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования электронной истории болезни в многопрофильном стационаре»

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

К.В.ЛЯДОВ,чл.-корр.РАМН, профессор Е.А.БЕРСЕНЕВА, д.м.н., ООО «МЕДКОР-2000»

И.Г.АНТОНОВА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

В настоящее время в Клиникодиагностическом комплексе № 1 Федерального Государственного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр» завершен первый этап внедрения комплексной АИС «ИНТРАМЩ», разработанной ООО «МЕДКОР-2000».

В лечебном процессе участвует множество людей - медсестры, врачи, лаборанты, клинические фармацевты и т.д. Для оказания эффективной медицинской помощи очень важно, чтобы отдельные члены коллектива медиков и руководство могли свободно обмениваться необходимой информацией. Главным недостатком традиционной системы регистрации медицинских документов на основе бумажного документооборота является невозможность одновременного доступа к сведениям о пациенте для различных специалистов.

Основным держателем собранной клинической информации о стационарном пациенте является история болезни.

Поэтому цель комплексной автоматизированной информационной системы ЛПУ можно сформулировать как наиболее полное и адекватное информационное обеспечение участников процесса оказания медицинской помощи пациентам для достижения высоких показателей качества этой помощи с акцентом на рациональное использование имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов.

Основные задачи, которые мы ставили перед собой, начиная внедрение электронной истории болезни можно сформулировать следующим образом:

♦ оценка и анализ существующих методов лечения с целью выбора наиболее эффективных из них;

♦ оценка и оптимизация имеющихся ресурсов в том числе финансовых;

♦ поиск и изучение новых методик и организационных форм стационарного обслуживания;

© К.В.Лядов/Е.А.Берсенева/ И.Г.Антонова, 2006 г.

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

♦ выработка рекомендаций по лечебнодиагностическому процессу и качеству медицинской помощи с учетом эффективности использования имеющихся ресурсов;

♦ оценка эффективности принятых управленческих решений;

♦ получение результирующей информации производственно-экономического характера.

Естественно, что приведенный перечень глобальных задач предполагает достаточно развитую автоматизированную информационную систему стационара с развитыми аналитическими возможностями.

В таком случае ожидаемыми результатами автоматизации станут:

♦ совершенствование лечебно-диагностического процесса;

♦ совершенствование организационно-управленческого аспекта;

♦ повышение информационного обеспечения администрации.

Таким образом, основными ФУНКЦИЯМИ современной автоматизированной медицинской информационной системы являются:

Информационно-аналитическая, реализуемая через создание информационно-аналитических подсистем обработки, динамического анализа и оценки показателей производственно-экономической деятельности ЛПУ.

Организационно-управленческая, реализуемая через оценку, контроль и обеспечение качества медицинской помощи, прогнозирование и планирование потребности в медицинской помощи (со всеми вытекающими отсюда потребностями в медикаментозных препаратах, расходных материалах и т.д.)

Финансово-экономический анализ, включая эффективность использования финансовых ресурсов, затрат на одного пациента, себестоимости медицинской услуги, лекарственного обеспечения, койко-дня и пр.

Технологическая, реализуемая через оценку сложившегося в ЛПУ лечебно-диагностичес-

кого процесса, оценку внедрения в практику новых технологий (их затратность, востребованность, перспективность), СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ОБЩЕБОЛЬНИЧНОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ (КЛИНИЧЕСКИХ), СТАТИСТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

В первую очередь надо отдавать себе отчет в том, что именно на уровне врача сосредоточен весь конгломерат реализации профессионального врачебного процесса, экономики и организационных форм, именно его эффективная работа, его знания, умение и навыки, программно-технический и информационный сервис, предоставленные его работе определяют в конечном итоге конечный результат деятельности ЛПУ.

Электронная история болезни в КДК № 1 состоит из нескольких блоков:

♦ само ядро системы - автоматизированная история болезни - АИС «ИНТРАМЕД»;

♦ автоматизированная лабораторная система «АЛИС».

♦ автоматизированная телемедицинская радиологическая информационная система «АТРИС» предназначенная для поддержки процесса обследования пациентов в отделении лучевой диагностики, которая работает во всех визуализирующих отделении (лучевой диагностике, эндоскопическом отделении, УЗИ, ангиографии и т.д.), кроме того, обеспечивает возможность просмотра полученных изображений во всех лечебных отделениях стационара.

♦ система МОРФОЛОГИЯ (гистология и цитология) версия 2.0.

Внедрение автоматизированной технологии управления лечебно- диагностическим процессом в КДК№1 проводилось на основе доказательной медицины с использованием средств автоматизации.

Нас привлекала возможность создания в рамках «ИНТРАМЕД» системы поддержки принятия решений врача-клинициста, в этом плане мы считаем себя полноправными соавтора-

77

Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

ГР

ми разработчиков, так как именно опыт наших ведущих специалистов по ведению пациентов наполнил АИС. С.П.П.Р., практически, дерево, на которое нанизана информация, интерпретация которой позволяет врачу с определенной степенью вероятности выбрать наиболее верный механизм обследования и лечения пациента, поставить диагноз.

Механизм системы ИНТРАМЕД позволяет использовать когнитологический аспект, то есть возможность ИЗВЛЕЧЕНИЯ знаний и опыта специалистов для последующего тиражирования их в ЛПУ.

В настоящее время в электронной истории болезни введены стандарты лечения по различным нозологиям, принятые в нашем учреждении, что позволило существенно сократить время обследования пациентов до установления клинического диагноза, а значит сократить время пребывания пациента в стационаре, увеличить оборот койки.

Использование электронной истории болезни в КДК № 1 позволило улучшить работу приемного отделения. Организовать более четкое ведение очереди на госпитализацию, сократить время регистрации поступающих на госпитализацию пациентов, в режиме реального времени получать информацию о наличии свободных коек в стационаре, формировать в режиме реального времени необходимые для руководства и специалистов отчеты и справки.

Внедрение электронной истории болезни в клинических отделениях в разрезе утвержденных стандартов протоколов первичного осмотра, дневниковых записей, протоколов дежурных врачей, оперативных вмешательств, обоснований клинического диагноза, выписных эпикризов и пр., значительно улучшило качество ведения медицинской истории болезни, сократило время обследования пациентов и повысило его качества (за счет анализа обоснования целесообразности больших объемов исследований, а при использовании системы

«АРТИС» за счет визуализации результатов исследований на рабочих местах). Оперативный обмен информацией клинических отделений с диагностической службой, в частности с лабораторией и визуализирующими отделениями, в режиме реального времени позволяет врачам клинических отделений получать результаты лабораторных и инструментальных исследований сразу после их выполнения.

Наличие электронного архива обеспечивает мгновенный доступ к архивным историям болезни пациентов.

Кроме того, стандарты лечения по нозологиям включают и медикаментозное лечение. Оперативный контроль назначений, их обоснованности позволил сократить затраты на приобретение лекарственных средств.

Наличие экспертного блока в электронной испори болезни позволило проводить оперативную экспертизу по законченному случаю на трех уровнях: заведующего отделением, врача-эксперта и начмеда, осуществлять постоянный, всесторонний, текущий контроль в целях предотвращения принятия неверных решений.

Подключаемый к электронной истории болезни в настоящее время в КДК № 1 экономический блок обеспечивает полный контроль затрат на лечение пациентов, лечение которых ведется за счет различных источников финансирования.

Таким образом, с введением электронной истории болезни кардинально меняется уровень обеспеченности информацией администрации для принятия эффективных управленческих решений, уменьшаются затраты врача на ведение медицинской документации, сокращается время, необходимое для установления диагноза, а значит сокращается время лечения пациента, уменьшается количество ошибок при выполнении назначений средним персоналом, что, вместе взятое, позволяет существенно повысить качество лечения пациентов. is;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.