Научная статья на тему 'Основные методологические подходы к созданию комплексной автоматизированной информационной системы лечебно-профилактического учреждения'

Основные методологические подходы к созданию комплексной автоматизированной информационной системы лечебно-профилактического учреждения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Е. А. Берсенева, А. В. Егоров, Б. А. Юдин

По мнению ведущих европейских специалистов 31 страны, среди новых разработок, которые будут внедрены в ближайшие годы, ведущее место занимает проблема «применения информационных сетей в больницах». Лишь «применение полимеразной цепной реакции при генетических заболеваниях и в микробиологии», по своей актуальности сопоставимо с данной проблемой (Гудер В , Бюттнер Й , 1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные методологические подходы к созданию комплексной автоматизированной информационной системы лечебно-профилактического учреждения»



и информационные

технопогмм

Ь

Е.А.БЕРСЕНЕВА, А.В.ЕГОРОВ, Б.А.ЮДИН

ООО «Медкор-2000», г.Москва

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

По мнению ведущих европейских специалистов 31 страны, среди новых разработок, которые будут внедрены в ближайшие годы, ведущее место занимает проблема «применения информационных сетей в больницах». Лишь «применение полимеразной цепной реакции при генетических заболеваниях и в микробиологии», по своей актуальности сопоставимо с данной проблемой (Гудер В., Бюттнер Й, 1998).

нформационные технологии становятся неотъемлемой чертой современной реальности. Медицинская информатика в мире бурно развивается (Эльчиян Р.А., 2000; Миронов С.П., 2000) 2,5]. По мнению ведущих европейских специалистов 31 страны, среди новых разработок, которые будут внедрены в ближайшие годы, ведущее место занимает проблема «применения информационных сетей в больницах». Лишь «применение полимеразной цепной реакции при генетических заболеваниях и в микробиологии» по своей актуальности сопоставимо с данной проблемой (Гудер В., Бюттнер Й., 1998) [1].

Использование информационных технологий в медицине уже не кажется чем-то новомодным, уделом отдельных исследовательских центров. Успешная деятельность в современных условиях требует от всех субъектов здравоохранения постоянного совершенствования, рационализации использования ресурсов, оперативного принятия взвешенных решений во всех областях деятельности лечебного учреждения.

В обеспечении выполнения таких требований важную роль играет автоматизация деятельности.

Кроме того, в результате изменения за последние годы экономических и социальных условий работы медицинских учреждений значительно возросший в связи с этим объем вспомогательного документооборота, ведущегося медперсоналом, с одной стороны, стремительное развитие вычислительной и медицинской техники, с другой, настоятельно диктуют переходить от решения отдельных информационных задач к комплексному решению проблемы информационного обеспечения деятельности как отдельных медицинс-

© Е.А.Берсенева, А.В.Егоров, Б.А.Юдин, 2004 г.

F4I hil

ких учреждений, так и их совокупности (сети медучреждений, медучреждений ведомства) (Берсенева Е.А., 2003) [3].

Существующая ситуация с внедрением информационных технологий в здравоохранение далека от идеала. Системы комплексной автоматизации деятельности медицинского учреждения все-таки представляют собой редкое явление и существуют всего лишь в ряде учреждений. В основном же в среднем ситуация с автоматизацией в медицинских учреждениях следующая: существуют островки автоматизации. Ситуацию такого рода еще называют «лоскутной автоматизацией». Зачастую могут быть просто написанные разными людьми программы, автоматизирующие тот или иной процесс. Таких локальных программ может быть больше или меньше, очень часто они абсолютно не связаны друг с другом на уровне входных/выходных документов. Кроме того, как правило, по используемым программным технологиям, архитектурным решениям данные программы/системы не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

Особое место занимает лишь автоматизация учета услуг. Становление в нашей стране системы ОМС и связанной с этим необходимости учета оказанных в ЛПУ медицинских услуг дало сильный толчок в развитии информатизации в этой области. Практически во всех лечебно-профилактических учреждениях используют программы учета услуг, поставленные страховыми медицинскими компаниями или фондами ОМС. Охарактеризуем вкратце историю использования вычислительной техники в здравоохранении. Одни из первых попыток использования вычислительных устройств в здравоохранении для создания больничных информационных систем предприняты в середине 50-х годов в Соединенных Штатах Америки (Емельянов А.В., Злобин Д.С., Мальков Д.И., 2000) [4] с появлением на рынке универсальных компьютеров многоцелевого назначения. Первым проектом больничной информационной системы в США был проект МЕDINET, разработанный фирмой «General Electric».

Начиная с 70-х годов, развитие больничных информационных систем разделилось по двум различным направлениям. Часть разработок пошла по пути создания интегрированных комплексов, в которых один мощный компьютер (сервер) использовался для поддержки различных приложений. При

этом на начальном этапе вместо рабочих станций использовались терминалы. Другая часть разработок пошла по пути создания распределенных систем, которые поддерживали бы раздельную реализацию специализированных приложений с помощью самостоятельных компьютеров.

В обоих вариантах реализации основным был принцип общедоступной единой базы данных, в которой хранится информация о пациентах. Распределенные системы долгое время оставались уникальными и не могли получить широкого распространения до появления технологии информационных сетей, которая обеспечила возможность установления быстрой и надежной связи между отдельными разнотипными вычислительными устройствами. Начало бума внедрения компьютерных технологий на Западе приходится на середину 70-х годов, сразу после появления мини-компьютеров. Больничные отделения и небольшие административные подразделения получили возможность приобрести собственные специализированные компьютеры для разработки требуемых прикладных систем.

В начале 80-х годов первые мини-ЭВМ появились в отдельных крупных ведомственных лечебных учреждениях бывшего Советского Союза. Поскольку они обладали достаточными финансовыми возможностями, внедрение информационных технологий началось именно там. Большинство из них предпочло путь собственных разработок прикладных систем, строго отвечающих своим нуждам. В результате этого получались плохо тиражируемые и с трудом развиваемые системы. Обслуживанием и поддержкой функционирования этих систем занимались большие коллективы людей или даже целые вычислительные центры. Ситуация радикально изменилась, когда были созданы первые микропроцессоры и первые персональные компьютеры (ПК), или микрокомпьютеры.

Персональные компьютеры позволили значительно расширить базу для компьютеризации здравоохранения, что послужило толчком для разработки средств программного обеспечения (ПО) нового поколения.

В настоящее время в качестве пользователей ПК могут работать люди, не владеющие навыками программирования, что дает возможность использования их врачами. С началом массового распро-

>

W-ЩШШ kJH

и информационные

технопогмм

странения персональных компьютеров (в России это начало 90-х годов) процесс компьютеризации больниц и других лечебных учреждений приобрел неуправляемый характер. Такими же неконтролируемыми стали разработка и внедрение специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей.

Практически во всех медицинских учреждениях для собственных нужд разрабатывались многочисленные АРМ диагностов, клиницистов, фармацевтов, медицинских регистраторов, статистиков и т.п., которые в дальнейшем попадали на рынок программных средств и предлагались к широкому распространению. Даже в одной и той же больнице для разных отделений создавались или приобретались разные, несовместимые между собой автоматизированные системы, которые, безусловно, облегчали труд отдельных специалистов, но не давали значимого эффекта для учреждения в целом, а особенно для администрации ЛПУ.

Некоторые из таких АРМ, в основном разработанные собственными программистами или врачами-энтузиастами, работают и по сей день. Использование других постепенно прекратилось в связи с изменениями технологии работы и отсутствием поддержки со стороны разработчиков.

Этот период можно охарактеризовать как время «дикой» автоматизации. Вместо пользы она больше отпугивала, мешала работе и у людей начал складываться стереотип о медицинской информационной системе как о громоздкой, очень сложной и малоэффективной куче компьютеров и программного обеспечения.

Наша точка зрения заключается в том, что в настоящее время наиболее актуально создание именно комплексных автоматизированных систем лечебного учреждени я.

Создаваемая система ЛПУ, на наш взгляд, должна иметь следующие ключевые характеристики:

♦ система должна быть комплексной, т.е. автоматизировать все ключевые бизнес-процессы лечебного учреждения;

♦ система должна иметь общность решения, т.е. в идеологию системы должны быть заложены базовые решения, позволяющие путем настроек модифицировать систему под конкретное ЛПУ;

♦ предметное информационное наполнение системы должно быть полностью настраиваемо (дан-

ное требование связано со значительным многообразием медицинских школ, а также претерпевающим значительные изменения медицинским законодательством);

♦ время отклика системы не должно создавать препятствий для течения стандартных бизнес-процессов лечебного учреждения;

♦ система должна иметь модульную структуру;

♦ масштабируемость;

♦ возможность интеграции системы со специализированными предметными системами, являющимися в настоящее время промышленными стандартами (PACS, LIS, 1С и др.);

♦ соблюдение подходов к безопасности данных;

♦ надежность работы;

♦ интуитивно-понятный для медиков интерфейс, обусловливающий легкость в освоении и работе.

Также важным является выбор технологии создания системы. На наш взгляд, должны выполняться следующие требования:

♦ с технологической точки зрения система должна быть проста в эксплуатации и администрировании;

♦ информация в систему должна вводиться только один раз;

♦ доступ к данным в системе должен предоставляться каждому субъекту с любого компьютера в соответствии с его правами доступа;

♦ система должна быть открытой и построена на основе современных промышленных стандартов по трехуровневой или более технологии «клиент-сервер»;

♦ уровень хранения данных в системе должен иметь единую базу данных, содержащую всю информацию о деятельности ЛПУ;

♦ простота администрирования должна достигаться отказом, где это возможно, от использования «толстых клиентов» и отсутствием необходимости установки, настройки, обновления прикладного программного обеспечения на каждом клиентском компьютере и применением Intranet/Internet-технологий (снижается совокупная стоимость владения системой);

♦ уровень представления должен быть реализован в виде «тонкого клиента» на базе интернет-браузера, например, Microsoft® Internet Explorer,

F4I hil

который входит в состав клиентской операционной системы.

На наш взгляд, только соблюдение всех этих требований позволит создать востребованную в настоящее время в ЛПУ систему и обеспечить ее внедрение и эксплуатацию в ЛПУ в реальном времени. Несколько слов необходимо сказать также и о составе команды, занимающейся созданием комплексной автоматизированной системы для ЛПУ. В ее состав, безусловно, должны входить 1Т-специалис-ты; еще обязательным является вхождение в состав команды специалиста, владеющего как знаниями в предметной области, так и в области информационных систем (С.А.Гаспарян называл таких специалистов «специалистами-интерфейсами»).

К необходимости такого состава мы пришли в результате опыта создания и внедрения медицинских информационных систем. Связано это требование с тем, что в составе команды разработчиков должны быть специалисты, которые могут говорить на одном языке с врачами (так как врачи и ^-специалисты, как правило, плохо понимают друг друга), формировать постановочные документы на систему и согласовывать предлагаемые решения с программистами, а также отвечать за идеологию

создания предметного информационного наполнения.

Описанный выше подход к созданию автоматизированной информационной системы (базовым характеристикам комплексной системы, технологии создания, составу команды) был отработан нами при создании автоматизированной информационной системы «Интрамед».

АИС «Интрамед» предназначена для автоматизации процессов деятельности ЛПУ, имеющего в своем составе стационарное и/или амбулаторное подразделения, в области организации лечебно-диагностического обслуживания пациентов, управления лечебным питанием, применением медикаментов, учета лекарственных средств, трансфузионных сред, оборудования, медицинских услуг, формирования счетов и реестров за оказанные услуги, формирования статистических отчетных данных.

Понимание нашей командой потребностей специалистов здравоохранения в плане информатизации их деятельности, необходимый для создания подобных систем состав команды обеспечили создание системы, максимально покрывающей потребности лечебного учреждения: как администрации, так и медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

ti 1. Г/дер В., Бюттнер Й. Клиническая химия в лабораторной медицине Европы//Клиничес-,.■ i кая лабораторная диагностика. - 1 998.-№ 1 0. - С.35-39.

fr 2. ЭльчиянP.A. Редакционная статья//Кремлевская медицина. Клинический вестник. - 2000. ' г -№4.

3. Берсенева Е.А. Организация информационного наполнения медицинской информационной системы//Здравоохранение. - 2003. - № 11. - С.25-32.

4. Емельянов А.В., Злобин Д.С., Мальков Д.И. Построение комплексной системы связи медицинского центра Управления делами Президента Российской федерации//Кремлевская медицина. Клинический вестник. - 2000. - № 2. - С.39-43.

5. Миронов С.П. Медицинская информатика в начале нового тысячелетия//Кремлевская медицина. Клинический вестник. - 2000. - № 4. - С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.