и информационные
технологии
□Т РЕДАКЦИИ:
Мы открываем новую рубрику для обзора диссертационных работ, посвященных вопросам автоматизации здравоохранения.
В.А.МИНЧЕНКО
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Шифр специальности: 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (медицинские науки) Ученая степень: кандидат медицинских наук
Наименование организации соискателя: Нижегородский военно-медицинский институт ФПС РФ, Медицинский информационно-аналитическом центр Министерства здравоохранения Нижегородской области Ф.И.О. научных руководителей: Е.П.Какорина, д.м.н.; С.Е.Квасов, д.м.н., профессор
Официальные оппоненты: Т.В.Зарубина, д.м.н., профессор; О.Е.Зекий, д.м.н., профессор
Ведущая организация: Тульский государственный университет Министерства образования Российской Федерации Дата защиты: 26 сентября 2003г.
Шифр совета: Д.208.110.01 при Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу: 127254, г.Москва, ул. Добролюбова, д. 11.
Структура диссертации: Диссертация изложена на 162 страницах текста, состоит из введения, обзора литературы, методики и объема исследования, трех глав собственных исследований, заключения, выводов и предложений. Список литературы включает 155 источников. Диссертация иллюстрирована: 21 таблицей и 23 рисунками. Цель исследования: разработать и внедрить модель эффективного управления здравоохранением региона с использованием автоматизированных информационных систем. Разработка велась на основе изучения состояния информатизации лечебно-профилактических учреждений региона, а также анализа показателей их деятельности и характеристики состояния здоровья населения Нижегородской области.
Ученый совет_www.idmz.nu _
№Э, 2004 ^
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние информатизации учреждений здравоохранения региона и дать оценку результатов использования информационных систем и регистров здоровья населения Нижегородской области.
2. Разработать систему компьютерного мониторинга и провести анализ современных тенденций динамики общественного здоровья населения Нижегородской области.
3. Разработать интегральный показатель оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений региона и создать мониторинг их деятельности с использованием компьютерных технологий с последующим анализом современных тенденций использования ресурсов здравоохранения.
4. Создать модель перспективного развития информационных технологий и телекоммуникационных систем в управлении здравоохранением региона.
Исходя из поставленных целей и задач, впервые в Нижегородской области:
♦ разработано информационное обеспечение управления системой здравоохранения, поддерживающее принятие управленческих решений руководителей всех уровней;
Объем проведен
♦ создана база данных для компьютерного мониторинга деятельности лечебно-профилактических учреждений по основным (управляемым) показателям, обеспечивающая динамическое наблюдение за качеством использования ресурсов здравоохранения;
♦ разработан интегральный показатель оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений, который позволяет повысить эффективность их работы;
♦ на основе многоуровневого использования средств вычислительной техники, существующего программного обеспечения и телекоммуникационных технологий сформированы концептуальные основы создания единого информационного пространства в здравоохранении территории.
Объем исследований включает в себя системный анализ государственной статистической отчетности, сведений о здоровье населения и деятельности учреждений здравоохранения, характеризующих эффективность использования ресурсов отрасли, а также интегральных показателей оценки деятельности ЛПУ в динамике за 5 лет. Общий объем проведенных исследований (табл.1)составил чуть более 18 000 наблюдений.
Таблица 1
>1х исследований
№ Отчетная медико-статистическая документация Ед.изм. (форм/таблиц) Всего (форм/таблиц)
1 2 3 4
I. Государственная статистическая отчетность
1 Формы госстатотчетности, утвержденные Госкомстатом России, характеризующие состояние здоровья населения 50 административно-территориальных образований Нижегородской области за период 1996-2001 гг. 23 формы 6900 форм
2 Формы госстатотчетности, утвержденные Госкомстатом России, характеризующие ресурсы здравоохранения 50 административно-территориальных образований Нижегородской области за период 1996-2001 гг. 18 форм 5400 форм
Итого 12 300 форм
II. Региональные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения
3 «Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Нижегородской области» (сборник таблиц за период 1996-2001 гг.) 200 таблиц 1200 таблиц
4 «Комплексная оценка деятельности ЛПУ» (ежеквартально за период 1997-2001 гг.) 3 сводные таблицы 3360 таблиц
5 «Мониторинг здоровья населения и деятельности ЛПУ Нижегородской области» (ежеквартальный бюллетень за период 1997-2001 гг.) 62 сводные таблицы 1240 таблиц
Итого 5800 таблиц
>
W-ЩШШ kJH
и информационные
технологии
Результаты наших исследований показали, что средства вычислительной техники (СВТ) главным образом использовались в бухгалтерских расчетах, учете материальных ценностей, проведении сбора и обработки статистической информации. Эти разработки носили фрагментарный характер и не решали проблем управления здравоохранением региона в системном порядке.
При углубленном анализе спектра автоматизированных информационных систем, используемых в здравоохранении Нижегородской области, было установлено, что значительное количество типовых средств программного обеспечения, разработанных различными авторами, не имели соответствующих сертификатов (свидетельств) для их использования в здравоохранении. В связи с этим было принято решение об упорядочении эксплуатации средств программного обеспечения в подведомственных учреждениях.
Так, за период 1997-1998 гг. по нашей инициативе в Минздраве России был сертифицирован целый ряд средств программного обеспечения, разработчиками которых в основном являлись авторы проведенного исследования.
В настоящее время органами управления и учреждениями здравоохранения области используются только 16 автоматизированных информационных систем, разработанных с нашим участием. Эти системы позволили автоматизировать всю медико-статистическую информацию, формируемую в лечебно-профилактических учреждениях региона. Нам удалось обеспечить внедрение этих автоматизированных информационных систем в 156 (58%) больничных и 292 (63%) амбулатор-но-поликлинических учреждения областного центра и районов Нижегородской области.
На основе проведенного нами анализа состояния обеспеченности компьютерной техникой ЛПУ региона были осуществлены конкретные мероприятия по оптимизации процесса компьютеризации учреждений здравоохранения. В результате обеспеченность компьютерной техникой возросла более чем в 6 раз.
В среднем на одно учреждение здравоохранения по итогам 2002 г. показатель обеспеченности ПЭВМ составил более 13 компьютеров, что больше, чем в среднем по стране (7,6).
Обеспечение компьютерной техникой ЛПУ области проводилось в соответствии с разработанной нами целевой программой.
ЛПУ рпГюиии Нижегородской области
ЛПУ г. Н.Новгорода
ЛПУ областного
ПОЛЧ[[Н1 ння
ЛПУ г. Дзержинска
Всего по области: 1997г. - 985 2002г. - 6217
677
2036
гзз4:
1000
1500
2000
2500
3000
3500
□ 1997г. □ 2002г.
Рис.1. Состояние компьютеризации ЛПУ Нижегородской области в 2002 году в сравнении с 1997 годом
F4I
www.idmz.ru hil
№9, 2004
Рис. 2. Структура обеспеченности ЭВМ здравоохранения Нижегородской области на 01.01.2003г.
Показатель обеспеченности ПЭВМ ЛПУ областного подчинения увеличился в 2 раза, а в ЦРБ он возрос в 8 раз. Это в конечном итоге позволило повысить уровень информатизации сельского здравоохранения (рис.1).
Произошли и качественные изменения компьютерных комплексов: число ПЭВМ типа «Pentium» достигло 67% от их общего числа (рис. 2).
Одним из важных результатов исследования явилась разработанная нами методика расчета интегрального показателя комплексной оценки деятельности ЛПУ, которая основана на расчете коэффициента отклонения фактически достигнутых показателей от плановых.
Методика нацелена на выявление факторов, негативно влияющих на работу отдельных учреждений здравоохранения региона. Данная методика явилась основой для разработки многоуровневой автоматизированной информационной системы «Комплексная оценка деятельности ЛПУ».
Кроме этого, нами разработана автоматизированная информацион-
ная система - «Мониторинг здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений», обеспечивающая проведение динамического наблюдения за большим количеством экспертно установленных показателей здравоохранения в регламентированном временном и информационном режиме.
Мониторинг представляет собой 62 аналитические таблицы, содержащие более 300 показателей. Для расчета этих показателей используется около 150 абсолютных цифровых значений, представляемых лечебно-профилактическими учреждениями на бумажных и электронных носителях на региональный уровень. На основе полученной информации ежеквартально выпускается соответствующий бюллетень, представленный вашему вниманию.
Вышеупомянутые программные продукты внедрены и эксплуатируются во всех центральных районных больницах (49), лечебно-профилактических учреждениях областного подчинения (16) и г.Дзержинске (34 учреждения) региона с 1997 г.
В результате проведенной работы нам удалось сформировать интегральный технологический инструмент, обеспечивающий управление ресурсами здравоохранения, оптимизацию работы больничных и амбулатор-но-поликлинических учреждений, развитие и совершенствование проводимых профилактических и реабилитационных мероприятий.
Созданные программные продукты в системе оперативного наблюдения позволяют отслеживать выполнение Программы государственных гарантий по обеспечению населения Нижегородской области бесплатной медицинской помощью как по объемам различных видов медицинской помощи, так по источникам финансирования здравоохранения региона.
Благодаря внедрению оригинальных информационных технологий и принятию необходимых управленческих решений, руководством отрасли были проведены определенные мероприятия по реструктуризации сети ЛПУ и оптимизации работы учреждений здравоохранения.
Так, за период проведенного исследования было сокращено более 30 неэффективно функционирующих больничных и 300 амбулаторно-поликлинических уч-
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
199« г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2001 г.
О Число коек (абс.)
Рис. 3. Сведения о реструктуризации коечного фонда лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области в 1996-2001 гг.
Рис. 4. Сведения о количестве пролеченных больных в лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области в 1996-2001 гг.
реждений; в общей сложности за 5 лет было сокращено около 4000 коек круглосуточного пребывания. Одновременно с этим получили свое развитие различные формы стационарозамещающих технологий. Общее число коек круглосуточного пребывания в динамике за последние 6 лет сократилось на 5,1%. (рис. 3). Несмотря на это, количество пролеченных больных за этот же период увеличилось на 9,3% (рис. 4).
Данная тенденция стала возможной вследствие увеличения показателя среднегодовой занятости койки, который в 2001 г. составил 317 дней (рис. 5), что выше среднероссийского показателя 2002 г. - 313 дней в году.
Главным образом это связано со значительным (на 11,9%) снижением среднего числа дней пребывания больного на койке: с 17,6 дня в 1996 г. до 15,5 дня в 2001 г. (рис. 6).
Наиболее позитивные результаты достигнуты в информационной поддержке профилактики инфекционных заболеваний управляемыми средствами специфической профилактики. В результате целенаправленной работы по вакцинопрофи-лактике удалось коренным образом изменить эпидемиологическую ситуацию по указанной группе заболеваний (рис. 7).
В том числе:
♦ в 4 раза снизить заболеваемость коклюшем;
♦ в 19 раз снизить заболеваемость эпидемическим паротитом;
♦ сохранить на спорадическом уровне заболеваемость дифтерией и корью.
Сводный анализ деятельности больничных учреждений показал, что реструктуризация коечного фонда и сокращение неэффективно работающих коек носят позитивный характер. На этот процесс существенное влияние оказали, на наш взгляд, два основных фактора:
♦ введение мониторинга деятельности ЛПУ на основе автоматизированных информационных систем;
гчш
www.idmz.ru кЛ
№9, 2004
♦ разработка и внедрение методики комплексной оценки деятельности ЛПУ, в основе которой заложен количественный интегральный показатель оценки эффективности функционирования учреждений здравоохранения.
Экономическая эффективность при внедрении автоматизированных информационных систем в управлении объемами медицинской помощи и снижении заболеваемости с ВУТ составила около 32 млн. рублей.
Экономическая эффективность использования АИС в оптимизации работы больничных учреждений -29 млн. 634 тыс. рублей.
Экономическая эффективность использования АИС в оптимизации работы службы скорой медицинской помощи - 2 млн. 314 тыс. рублей.
Экономическая эффективность использования АИС в анализе заболеваемости с ВУТ - 367 млн. 866 тыс. руб.
В ходе проведенного исследования и в целях совершенствования информатизации здравоохранения нами разработана трехуровневая иерархическая модель информационно-аналитической службы региона (рис.8).
Первый уровень информационно-аналитической службы региона представляют медицинские информационно-аналитические отделы (группы) лечебно-профилактических учреждений, в состав которых могут входить:
♦ отделения (кабинеты) медицинской статистики;
♦ отделы (группы) АСУ;
♦ экономические отделы (группы) и организационно-методические отделы (при их наличии) в центральных
321т'
320
318
31Й
314
312
310
3118
ЗОЙ
304
302
317.2
-
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
П Среднегодовая занятость Koiii.ii (в днях)
Рис. 5. Сведения об увеличении показателя среднегодовой занятости койки в лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области в 1996-2001 г.г.
Рис. 6. Сведения о снижении среднего числа дней пребывания больного на койке в лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области в 1996-2001 г.г.
N. jij.fi ------1 11.* ' ф ЙЛ
-ПТ*- и
1»» юн ш
♦ к!». 11.11
Рис. 7. Заболеваемость вакциноуправляемыми инфекциями по Нижегородской области в 1999-2002 гг. (на 100 тыс. населения)
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
>
Федеральный уровень
МИНЗДРАВ РОССИИ (ЦНИИОИЗ)
Региональный уровень
ТРЕТИИ УРОВЕНЬ
Медицинский информационно-аналитический центр
Уровень муниципального образования
ВТОРОИ УРОВЕНЬ
Медицинские информационно-аналитические отделы (группы) районных (городских) органов управления здравоохранением
Уровень лечебно-профилактических учреждений
Медицинские информационно-аналитические отделы (группы) лечебно-профилактических учреждений (кабинеты медицинской статистики, отделы (группы) АСУ, экономические отделы, оргметодотделы)
Рис. 8. Трехуровневая иерархическая модель информационно-аналитической службы региона
районных больницах, областных (городских) больницах и специализированных диспансерах.
Второй уровень представляют медицинские информационно-аналитические отделы (группы) районных и городских органов управления здравоохранением. Структура этих отделов формируется по усмотрению руководства органов управления по примеру первого уровня и может быть территориально расположена при одном из ведущих лечебно-профилактических учреждений.
Третий уровень составляют медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ) областного, краевого и республиканского подчинения, которые осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью первого и второго уровней, участвуют в формировании единого информационного пространства здравоохранения региона. МИАЦ осуществляют свою работу в тесном взаимодействии с Центральным НИИ ин-
гчш
www.idmz.nu ЬЛ
№9, 2004
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
ОМИАЦ ОМИАЦ
ОМИАЦ ОМИАЦ
МИАЦ МИАЦ
МИАЦ МИАЦ
УРОВЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Окружные медицинские информационно-аналитические центры
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Медицинские информационно-аналитические центры
Рис. 9. Модель единого информационного пространства здравоохранения в Приволжском федеральном округе
форматизации и организации здравоохранения Минздрава России по созданию единого информационного пространства отрасли.
На основе опыта нашей работы по созданию системы информационного обеспечения представителя МЗ РФ в Приволжском федеральном округе разработана модель единого информационного пространства здравоохранения РФ (рис. 9).
В данной модели предусмотрено создание окружных МИАЦ в 7 федеральных округах, возглавляемых исполнительной дирекцией. Руководители региональных МИАЦ являются членами Совета директоров МИАЦ округа. Председатель Совета директоров окружного МИАЦ состоит в членстве Совета директоров
МИАЦ Минздрава России, который образуется при Центральном НИИ информатизации и организации здравоохранения Минздрава России.
Такая модель позволяет решить много проблем, связанных с разобщенностью информационных технологий, и делает возможным осуществлять реальный переход к созданию единого информационного пространства отрасли.
Разработанная модель перспективного развития информационных технологий и телекоммуникационных систем в управлении здравоохранением региона составлена с учетом реально сложившихся условий в здравоохранении Нижегородской области.
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Информатизация здравоохранения Нижегородского региона является стратегическим направлением развития отрасли, повышения качества медицинской помощи населению.
Число автоматизированных информационных систем, используемых в ЛПУ Нижегородской области, за период с 1997 по 2001 гг. сократилось с 200 до 16 комплексов, которые послужили основой формирования единого информационного обеспечения управления здравоохранением региона.
Внедрение унифицированных автоматизированных информационных систем проведено в 156 больничных (58% от общего числа) и в 292 (63%) амбулаторно-поликлинических учреждениях региона. Обеспеченность средствами вычислительной техники лечебно-профилактических учреждений области возросла более чем в 6 раз. Число компьютеров составило 6217 единиц (в 1997 г. - 985 единиц) и достигло в среднем 13 ПЭВМ на одно учреждение (по РФ - 7,6).
В результате проведенных мероприятий по совершенствованию и развитию инфраструктуры информатизации здравоохранения региона общая численность штатных единиц инженерно-технического персонала информационных служб ЛПУ за период 1997-2001 гг. возросла в три раза и достигла 248 единиц, а число пользователей ПЭВМ составило около 8 тысяч человек.
Несмотря на значительный рост объемов и потоков медико-статистической информации, количество специалистов службы медицинской статистики возросло незначительно (врачей-статистиков с 42 человек в 1997 г. до 65 человек в 2002 г.), а численность медицинских статистиков снизилась, соответственно, с 299 до 291 человека. Это указывает на высокую эффективность внедрения информационных технологий в здравоохранение региона.
2. Разработанная оригинальная методика расчета интегрального показателя деятельности лечебно-профилактических учреждений с ис-
пользованием индикаторов, характеризующих их работу, обеспечивает комплексную оценку и мониторинг их деятельности с использованием компьютерных технологий. Внедрение новых информационных систем позволило на основе целенаправленных управленческих решений проводить работу по реструктуризации отрасли и обеспечить поэтапное выравнивание объемов дорогостоящих видов медицинской помощи в соответствии с нормативами, утвержденными Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Нижегородской области.
3. Созданная система мониторинга позволила осуществить динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения и разработать целевые программные мероприятия по нивелированию существующих негативных тенденций.
Состояние здоровья населения Нижегородской области характеризуется низким уровнем рождаемости, который в 2002 г. составил 8,3% (в РФ - 9,8%о), высоким уровнем смертности
- 19,1% (в РФ - 16,3%) и высоким уровнем естественной убыли населения - 10,8% (в РФ
- 6,5%). Основными причинами смертности населения региона являются болезни системы кровообращения (62,6%), онкологические заболевания (12,4%), травмы и отравления (11,3%), болезни органов дыхания (3,4%) и болезни органов пищеварения (2,8%).
Показатели первичной заболеваемости населения, по данным обращаемости, имеют тенденцию к снижению (774,3 на 1000 человек), а уровень общей заболеваемости - к повышению (1349,0 на 1000 человек), что обусловлено социально-экономическими преобразованиями в стране, снижением доступности медицинской помощи, хронизацией патологии и другими. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания (19,6%), второе место - болезни органов кровообращения, доля которых составляет 16,1%, далее следуют травмы и отравления (8%).
Ученый совет_www.idmz.nu _
№9, 2004 ^
Показатель первичного выхода на инвалидность в области составил 115,2 на 10 тыс. населения (в РФ - 82,8).
4. Информационное обеспечение управления региональным здравоохранением привело к возможности перехода на ресурсосберегающие технологии и сокращению дорогостоящих видов медицинской помощи. За период с 1996-2001 гг. сокращено 34 больничных и 296 амбулаторно-поликлинических учреждений при увеличении их общей мощности. Наряду с сокращением больничных коек круглосуточного пребывания более чем на 2300 единиц, получили свое развитие стационарозаме-щающие технологии в форме дневных стационаров и стационаров на дому. Повысилась эффективность функционирования больничных учреждений, в результате чего увеличилось число пролеченных больных на 9,3%, показатель среднегодовой занятости койки возрос на 2,7 дня, среднее число дней пребывания больного на койке уменьшилось на 11,9%, а оборот койки увеличился на 16,5%.
Экономическая эффективность от сокращения числа дней пребывания больных в круглосуточных стационарах составила в 2001 году 29 634 000 рублей. С учетом сокращения объемов скорой медицинской помощи общая сумма экономического эффекта составила 31 947 939 рублей.
5. Система оперативного информирования органов исполнительной власти Нижегородской области о деятельности системы здравоохранения региона рекомендуется к использованию в субъектах Российской Федерации по ведению социально-экономического мониторинга развития регионов с формированием в его структуре раздела анализа тенденций состояния здоровья населения в корреляционной зависимости от условий жизни.
6. В связи с высокой информативностью разработанного в Бюро медицинской статистики интегрального показателя оценки деятельнос-
Разработанная оригинальная методика расчета интегрального показателя деятельности лечебно-профилактических учреждений с использованием индикаторов, характеризующих их работу, обеспечивает комплексную оценку и мониторинг их деятельности с использованием компьютерных технологий.
ти ЛПУ, который позволил повысить качество управления здравоохранением на всех уровнях, рекомендуется его внедрение в работу региональных медицинских информационно-аналитических центров.
7. Модель перспективного развития информационных технологий и телекоммуникационных систем в управлении здравоохранением региона, разработанная с учетом реально сложившихся условий в здравоохранении Нижегородской области, позволяет определить негативные факторы, препятствующие развитию информатизации органов управления и учреждений здравоохранения, и наметить основные направления их преодоления.
Предложенная иерархическая модель информационно-аналитической службы здравоохранения региона и интеграция ее в единое информационное пространство здравоохранения России в конечном итоге имеют целью восстановление вертикали управления отраслью. В развитии этой модели целесообразно создание окружных Медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) при Представительствах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах, функционирующих под руководством федерального Совета директоров окружных МИАЦ при непосредственном участии Центрального НИИ информатизации и организации здравоохранения Минздрава России.