Научная статья на тему 'Медицинские стандарты в комплексной промышленной информационной системе учреждения здравоохранения'

Медицинские стандарты в комплексной промышленной информационной системе учреждения здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / MEDICAL CARE STANDARD / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС) / AUTOMATIZED INFORMATION SYSTEM / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MEDICAL INSTITUTION / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Берсенева Е.А.

Статья посвящена вопросу внедрения медицинских стандартов в бизнес-логику автоматизированной информационной системы (АИС) учреждения здравоохранении. Охарактеризована концепция создания модуля «Медицинские стандарты» в рамках информационного обеспечения АИС, описывается разработка специализированного инструментария в рамках общего инструментария информационного обеспечения системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Берсенева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical Standards in the Complex Automatized Information System for Medical Institutions

The article describes the implementation of medical standards into the complex automatized information system for medical institutions. The concept of making a module «Medical standards» is presented, the development of special informational technologies for the system is discussed.

Текст научной работы на тему «Медицинские стандарты в комплексной промышленной информационной системе учреждения здравоохранения»

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

МЕДИЦИНСКИЕ СТАНДАРТЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е.А. Берсенева

Москва

Статья посвящена вопросу внедрения медицинских стандартов в бизнес-логику автоматизированной информационной системы (АИС) учреждения здравоохранении. Охарактеризована концепция создания модуля «Медицинские стандарты1» в рамках информационного обеспечения АИС, описытается разработка специализированного инструментария в рамках общего инструментария информационного обеспечения системы.

Ключевые слова: стандарт медицинской помощи, автоматизированная информационная система (АИС), учреждения здравоохранения, информационное обеспечение.

Информационные технологии непрерывно развиваются и становятся неотъемлемой частью современной реальности, в том числе и в медицине [5]. Информатизация здравоохранения на всех уровнях предполагает поддержку принятия управленческих решений руководителями с помощью разработки и внедрения новых информационных технологий для этой функции [2].

Важным аспектом управления является рациональное построение информационных систем на разных уровнях, в том числе на уровне учреждения, поскольку именно деятельность медицинских учреждений определяет эффективность политики в области здравоохранения в целом [4].

Данная статья посвящена вопросу имплантации работы с медицинскими стандартами в бизнес-логику автоматизированной информационной системы (АИС) учреждения здравоохранения и соответствующему специализированному инструментарию, разработанному

в рамках общего инструментария информационного обеспечения системы.

Перед нами стояла задача сделать гибкую, настраиваемую промышленную систему, предназначенную для комплексной автоматизации больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, а также их совокупности, пригодную для использования не в одном учреждении. Подобная система должна иметь возможность адаптации к изменяющимся условиям в существующей медицинской практике, поэтому предметное информационное обеспечение должно быть изменяемо без модификации программного кода, то есть реализовано посредством настроек системы.

В ходе проработки технологии создания информационного обеспечения комплексной АИС учреждения здравоохранения и его структуры было осуществлено следующее: • выработана концепция информационного обеспечения комплексной промышленной АИС;

• разработан (в соответствии с концепцией) соответствующий инструментарий в системе для ведения информационного обеспечения;

• создан базовый вариант информационного обеспечения, входящий в инсталляционный комплект системы;

• реализован как часть предметного информационного обеспечения системы инструментарий по вводу, редактированию медицинских стандартов (протоколов ведения больных, стандартов медицинской помощи) и настройки их на использование в конкретных учреждениях здравоохранения.

МЕДИЦИНСКИЕ СТАНДАРТЫ КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Согласно разработанной концепции информационное обеспечение системы должно складываться:

• из справочников и средств их ведения;

• предметного интеллектуального обеспечения системы и его настроек1;

• настроек системы и соответствующего инструментария их создания.

При этом предметное интеллектуальное обеспечение системы состоит:

• из организованной в системе структуры интеллектуального обеспечения;

• средств ведения интеллектуального обеспечения;

• настроек интеллектуального обеспечения;

• инструментария формирования настроек.

В свою очередь, структура предметного интеллектуального обеспечения системы состоит из следующих составляющих.

1. Протоколы осмотров (под протоколом здесь и далее понимается сформированное в соответствии с определенной структурой средство формирования записи) — представляют собой интеллектуальное обеспечение для формирования записей по результатам осмотров в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения и для формирования записей по результатам пер-

1 Термин введен автором статьи.

вичного осмотра пациентов в клинических отделениях стационара.

2. Протоколы дневников — представляют собой интеллектуальное обеспечение для формирования дневниковых записей.

3. Медицинские стандарты (реализация медицинских стандартов с внедрением их в рутинную работу пользователей). Данная часть интеллектуального обеспечения связана с использованием медицинских стандартов в рутинной деятельности; формированием направлений на исследования или консультации, формированием назначений.

4. Протоколы эпикризов — обеспечение для реализации функции формирования эпикризов.

5. Протоколы экспертных карт — для реализации функции формирования экспертных карт.

6. Протоколы операций — для реализации функции формирования протоколов операций.

7. Протоколы заключений по инструментальным методам диагностики — для реализации формирования соответствующих заключений.

8. Протоколы патологоанатомических заключений.

В начале создания модуля предметного интеллектуального обеспечения системы «Медицинские стандарты» было принято два отправных постулата:

1. Работа с медицинскими стандартами должна быть внедрена в бизнес-функции системы и облегчать работу пользователя системы при выполнении необходимых функций лечебно-диагностического процесса.

2. Медицинские стандарты должны быть настраиваемыми.

Соответственно, перед рассматриваемой частью информационного обеспечения системы стояла необходимость реализовать следующие возможности.

1. Ввод в информационное обеспечение системы медицинских стандартов, а также сопровождение этих данных в системе: редактирование, удаление.

2. Настройка связи обследований по стандарту с конкретными направлениями на лабораторные и инструментальные исследования в конкретном учреждении, а также на консультации.

3. Настройка связи назначений по стандарту с конкретными назначениями лечения.

4. Обеспечение использования информации стандартов при проведении оценки качества медицинской помощи, а также правомочности выполнения медицинских услуг (экспертный блок системы).

Создание информационного обеспечения системы и модуля «медицинские стандарты» осуществлялось в рамках создания комплексной промышленной АИС учреждения здравоохранения «Интрамед».

ВВОД, РЕДАКТИРОВАНИЕ, УДАЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СТАНДАРТОВ

Содержание медицинских стандартов утверждается на различных уровнях субъектов системы здравоохранения, в то время как непосредственная взаимосвязь данного содержания с конкретными услугами существует лишь на уровне учреждения. Поэтому в составе информационного обеспечения системы, связанного с медицинскими стандартами, в системе были выделены два уровня.

1. Базовый уровень1 — непосредственное содержание стандарта на понятийном уровне. Информационное обеспечение медицинских стандартов данного уровня может поставляться вместе с системой (в случае наполнения данны-

1 Термин введен автором статьи.

ми, используемыми на рассматриваемом уровне системы здравоохранения). Например, для Москвы в качестве наполнения базового уровня, поставляемого с системой, используются стандарты стационарной и консультативно-диагностической помощи, утвержденные Департаментом здравоохранения г. Москвы.

2. Связывающий уровень2 — обеспечивает связь содержания стандарта на понятийном уровне с конкретными направлениями на исследования и консультации и конкретными назначениями. Данный уровень будет подробно описан несколько позже.

Связь информации по количеству койко-дней не изменяется от учреждения к учреждению, и в базовом уровне стандарта и экспертного блока осуществляется программным путем.

Создание информационного обеспечения, связанного с медицинскими стандартами, в системе начинается с ввода именно базового уровня. Стандарты могут видоизменяться с течением времени, поэтому в системе должна быть заложена возможность редактирования и удаления как стандарта целиком, так и его отдельных структурных частей. Для ввода базового уровня стандарта были выделены структурные части стандарта и создан соответствующий инструментарий для ввода их содержания (рис. 1).

2 Термин введен автором статьи.

Рис. 1. Диалоговое окно пользователя при введении содержания структурной части стандарта

Рис. 2. Диалоговое окно пользователя при введении содержания базового уровня стандарта

При этом организована также иерархия хранения стандартов в системе и быстрого поиска. В режиме просмотра содержания базового уровня стандарта организована система последовательных фильтров (рис. 2):

• тип (учреждения здравоохранения);

• класс (раздел);

• код стандарта.

НАСТРОЙКА СВЯЗИ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПО СТАНДАРТУ С КОНКРЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ НА ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНСУЛЬТАЦИИ И С КОНКРЕТНЫМИ НАЗНАЧЕНИЯМИ

Одной из предпосылок при разработке данного функционала было внедрение работы с медицинскими стандартами в бизнес-функции системы, другой — необходимость облегчения выполнения рутинных лечебно-диагностических функций. Поэтому было принято решение, что с использованием стандартов в системе должна реализовываться возможность «пакетного» направления на исследования/консультации, так же, как и «пакетного» формирования назначаемого лечения. Это подразумевает автоматизированное формирование всего перечня направлений на необходимые исследования или консультации и перечня назначаемого лечения; причем именно автоматизированного, а не автоматического, то есть интеллектуальные действия врача

по подтверждению предлагаемых пакетов или их корректировки подразумеваются самой реализацией. Был создан инструментарий, позволяющий организовать связывающий уровень медицинских стандартов для обеспечения описанных возможностей. При этом формировать данные настройки необходимо в каждом учреждении, в котором ставится система.

Созданный инструментарий по организации связи с направлениями на исследования или консультации обеспечивает возможность установления связи базового уровня стандарта и конкретных услуг в данном лечебном учреждении. После настройки связывающего уровня стандарта благодаря бизнес-логике, реализованной программным путем, в системе имеется возможность сформировать пакет направлений и осуществить запись на все направления данного пакета в автоматизированном режиме (нажатием функциональной клавиши «Формирование направлений»).

В свою очередь, разработанный инструментарий по созданию связи с конкретными назначениями обеспечивает возможность установления связи базового уровня стандарта и перечня надлежащих назначений. Поэтому после соответствующей настройки в системе обеспечивается автоматизированное формирование всего перечня необходимых назначений. При этом, как и в случае направлений, формировать данную настройку необходимо в каждом учреждении, в котором ставится система.

Рис. 3. Режим просмотра содержания базового уровня стандарта с системой последовательных фильтров

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИИ СТАНДАРТОВ В ЭКСПЕРТНОМ БЛОКЕ СИСТЕМЫ

В экспертном блоке системы существует возможность просмотреть выполненные медицинские услуги для каждого пациента с отражением, входят они в стандарт или нет, а в случае отсутствия услуги в стандарте — обоснование назначения данной услуги. Таким образом, в системе автоматизированы все этапы подготовки информации о следовании стандартам

для последующего ее использования врачами-экспертами. Обеспечивается это программным путем.

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Согласно вышеизложенному внедрение стандартов в лечебно-диагностический процесс обеспечивается следующими возможностями системы:

Рис. 4. Диалоговое окно в электронной истории болезни при автоматическом предложении системой стандарта, соответствующего поставленному диагнозу

• автоматизированное формирование «пакетов» направлений на исследования или консультации, а также «пакетов» назначений;

• автоматический выбор стандарта, соответствующего поставленному диагнозу или их совокупности;

• работа с режимом использования стандартов непосредственно из электронной истории болезни (рис. 4).

Необходимо отметить, что если поставленному диагнозу не соответствует никакой стандарт, система предлагает ближайший диагноз, для которого в системе стандарт существует. Если же на диагноз существует несколько стандартов, то в системе предлагается их перечень для выбора того, который будет использоваться в конкретной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев П.А. // Пробл. станд. в здравоохр. — 2004. — № 8. — С. 2—7.

2. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. — М., 2002. — 304 с.

3. Деркач Е.В., Бальчевский В.В., Авксентьева М.В., Воробьев П.А., Лукьянцева Д.В. // Там же. — 2004. — № 6. — С. 12—16.

4. Петров П.П., Новиков А.В. // Пробл. соц. медицины и управления здравоохранением. — 1995. — № 2. — С. 35—37.

5. Пулик А.В., Иванов И.В., Баев А.А., Гипп. Н.Н. Индивидуальная электронная карта пациента как универсальное средство хранения и обмена медицинской информацией // http://radiolog.ru/otdel/article.htm.

6. Таранов А.М., Климова Н.Б., Столбов А.П., Ново-лодский В.М. // Пробл. станд. в здравоохр. — 2003. — № 3. — С. 11 — 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.