КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «КУПОК» КАК ТЕХНОЛОГИЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Алхазова Ф.Г.1, Никитина Л.Н.2, Балахонова Л.С.3
1Алхазова Франсуаза Георгиевна - воспитатель высшей квалификационной категории, 2Никитина Людмила Николаевна - воспитатель высшей квалификационной категории, 3Балахонова Лариса Сергеевна - воспитатель первой квалификационной категории АНО ДО «Планета детства «Лада» Детский сад № 186 «Вазовец» г. Тольятти
Аннотация: в статье раскрывается работа по развитию коммуникативных навыков и формированию социально-эмоционального интеллекта посредством использования комплекса развивающих игр «КУПОК».
Ключевые слова: игра, игровые технология, социально-эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, сотрудничество, умение работать в команде.
A COMPLEX OF DEVELOPMENTAL GAMES "BUY" AS A TECHNOLOGY THAT PROMOTES THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AND THE FORMATION OF SOCIAL-EMOTIONAL INTELLIGENCE Alkhazova F.G.1, Nikitina L.N.2, Balakhonova L.S.3
1Alkhazova Francoise Georgievna - teacher of the highest qualification category, 2Nikitina Lyudmila Nikolaevna - teacher of the highest qualification category, 3Balakhonova Larisa Sergeevna - teacher of the first qualification category, ANO DO "PLANET OF CHILDHOOD "LADA" KINDERGARTEN NO. 186 "VAZOVETS"
TOLYATTI
Abstract: the article reveals the work on the development of communication skills and the formation of social-emotional intelligence through the use of a complex of educational games "KUPOK".
Keywords: game, gaming technology, social-emotional intelligence, communication skills, cooperation, ability to work in a team.
УДК 373.2
Рассматривая игру, как ведущий вид деятельности ребёнка, можно с уверенностью сказать, что через неё ребёнок познаёт мир людей, предметов, учится чувствовать, а также проявлять внутреннюю потребность воздействовать на этот мир.
А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [4]
В данный момент жизнь общества быстро меняется и государству нужен инициативный, ответственный человек, готовый самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральной образовательной программе в разделе социально-эмоционального развития детей в первую очередь говорится о социализации ребёнка, о развитии эмоционального интеллекта и навыков коммуникации, что улучшает взаимоотношения в группе сверстников. [1]
Из этого следует, что педагогам необходимо создавать такие условия, в которых будет гармонично развиваться личность, умеющая эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения, сотрудничать, поддерживать, развивать и укреплять контакты. [3]
Что же будет способствовать формированию умения работать в команде, слушать собеседника и уважать позиции других, имея свою собственную?
На этот вопрос искала ответ творческая группа педагогов нашего детского сада, и ею был разработан комплекс развивающих игр «КУПОК», позволяющих создать необходимые условия для развития коммуникативных навыков у дошкольников и социально-эмоционального интеллекта.
В основе данного комплекса лежит игровая технология, как способ обучения, создающий возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала дошкольника. Применение игровых технологий в работе с дошкольниками имеет множество плюсов:
■ способствует двигательной активности
■ повышает познавательный интерес
■ развивает память, мышление и внимание
■ способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков, развивает логическое и критическое мышление
■ формирует навык выстраивания причинно-следственных связей
■ воспитывает креативный подход к решению поставленных задач
■ поощряет проявление инициативы
Данный комплекс является коммуникативным, универсальным, подвижным и образовательным. Коммуникативный, потому что в его состав входят игры, требующие от детей вступления во взаимодействие, диалог, установления эмоциональных контактов, работу в парах, командах, высказывания своего мнения;
Универсальный, потому что все игры имеют различные варианты, уровни сложности и рассчитаны на использование в работе с детьми от 3-х до 7- лет;
Подвижный, потому что созданное педагогом игровое пространство позволяет проводить обучение детей в подвижной форме, объединяя интеллектуальное развитие ребёнка и его двигательную активность;
Образовательный, потому что в каждой игре, входящей в комплекс, решаются образовательные задачи различных областей.
В комплекс развивающих игр «КУПОК» входят игры для разных образовательных кампусов: «Фитнес», «Игротека», «Диалог», «Ателье» и «Библиотека».
Мы расскажем об авторской настольной игре «Дом сказок», которая находится на образовательном кампусе «Библиотека». Данная игра имеет три уровня сложности:
■ стартовый
■ базовый
■ углубленный
На стартовом уровне дети знакомятся с игрой, правилами, способами выполнения заданий. На базовом уровне дошкольники самостоятельно выполняют игровые действия, следят за выполнением правил, оценивают результаты, учатся их презентовать, а также обращаются к педагогу для получения дополнительной информации, берут на себя роль ведущего.
На углубленном уровне дети самостоятельно выполняют игровые действия, следят за выполнением правил, оценивают результаты, презентуют их, проявляют творчество и воображение, а также могут сами придумывать новые задания и способы их выполнения, обучать вновь вступающих в игру игроков, подбирать недостающий материал для выполнения заданий.
Игра «Дом сказок» рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет (в зависимости от возрастной категории игровое поле упрощается педагогом путём сокращения количества карточек и изменения заданий на их обратной стороне). Каждая из игр посвящена какой-либо одной сказке, выбранной педагогом. Дети как бы «гуляют по этажам дома со сказкой» (в зависимости от возраста детей педагог принимает решение о необходимости выполнения дополнительных заданий (отгадать загадку о сказке, поделиться на команды, выложить название сказки из букв, найти данную сказку на книжной полке в библиотеке и другие).
Независимо от того, какую сказку выбрал педагог, в ходе игры будут решаться следующие задачи:
■ формирование дружеских отношений между детьми, коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, воспитание способности к объединению в команды и достижения поставленных задач;
■ формирование умения договариваться, высказывать свою точку зрения, слушать мнение членов команды.
Игровое поле представлено 9-ю карточками, размером 15х15 см: с одной стороны - цветовой окрас (3 желтого цвета, 2 фиолетового цвета, 2 оранжевого цвета, 1 коричневый), с другой символические изображения:
-звёздный шлейф - задание «Волшебный предмет»
-облако мысли - задание «Волшебные фразы сказочных героев»
-прямоугольник, разделённый на 3 квадрата, последний из которых -перечёркнут - задание «Убери лишнего героя сказки»
-тёмный силуэт - задание «Угадай героя сказки по его силуэту»
-3-4 прямоугольника, разделённые стрелками вправо - задание «Выложи
картинки в соответствии с последовательностью сюжета»
-книга, в сторону которой направлены следы - задание «Введи нового героя и продолжи сказку» -«тест» и вопросительный знак - задание «Ответь на вопросы теста к сказке» -пиктограмма человека, выполняющего физические упражнения - задание -«Динамическая пауза», связанная с содержанием сказки.
-пиктограмма человека с облаком мысли и волшебной палочкой в руках - задание «Как бы ты применил волшебный предмет?»
Также имеются 2 добавочные белые карточки:
1- отображает вершину (крыша) дома, на ней размещён знак вопроса
2- с написанными на ней заданиями, которыми игроки могут воспользоваться (или не воспользоваться) во время игры на своё усмотрение. Задания отражают добавочные вопросы по теме произведения и направлены на внимание читателя. Для поддержания интереса к дополнительным вопросам, педагог может изменять варианты вопросов.
В игре «Дом сказок» существует два варианта разложения цветовых квадратов.
1 вариант. Педагог заранее выкладывает дом из квадратов, сверху белый цвет карточки.
2 вариант. Педагог предлагает ребятам самим выложить дом сказок, соблюдая условие - цветная сторона карточки сверху.
В ходе игры могут быть использованы различные современные образовательные технологии: -здоровьесберегающие: (физминутки, психогимнастики),
-командообразование (тимбилдинг) - выполнение заданий игры может происходить в командах; -тайминг (ограничение по времени выполнения того или иного задания игры) - ИКТ-технология (электронные ресурсы для просмотра мультфильма, фрагмента сказки, просмотр диафильма) - просмотр понравившегося эпизода сказки и обыгрывание его мини-постановке;
-ТРИЗ «Хорошо-плохо» (развивать способность видеть в одном и том же поступке хорошие и плохие стороны).
Таким образом, используя игровую технологию - серию развивающих игр «КУПОК», мы создаём благоприятные условия для коммуникации в двух направлениях: «ребёнок - ребёнок» и «ребёнок -взрослый». Играя, мы не только решаем круг образовательных задач (обобщаем знания детей о а сказках, их героях, характерных качествах; формируем умение ориентироваться в порядке появления героев в сказках, выстраивать последовательность сюжета; совершенствуем связную речь), но и способствуем самовыражению детей, развитию умений высказывать свою точку зрения, сотрудничать со сверстниками для решения поставленной задачи. Пройдя стартовый и базовый уровень игры, дошкольники переходят на углубленный, где имеют возможность проявить самостоятельность, например, ввести начинающего игрока в новую для него игру или же придумать новое задание.
Считаем использование комплекса развивающих игр эффективным для успешной социализации детей - умения контактировать с окружающей средой. Играя в любую из игр развивающего комплекса, ребёнок проводит время в кругу сверстников, а педагог выступает в роли «игротерапевта», который ненавязчиво способствует формированию уверенности в себе, умения самостоятельно разрешать конфликты, обращаться за помощью и самому её оказывать тем, кто в ней нуждается.
Л.С. Выготский говорил: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» [2].
Список литературы /References
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), 2023г.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2009. 144 с.
3. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2 -е изд. М.: Просвещение, 2005. 91с.
4. А.С. Макаренко «Общение с трудными детьми». 24 с.
5. Савенков А.И. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность как предикаты жизненного успеха//Химия в школе. 2009. № 2, с.2-6
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. (Классическая учебная книга), 352 с.