Научная статья на тему 'Интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы в детском саду'

Интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапаева Светлана Сергеевна

Современные дети окружены компьютерами, телефонами, разнообразными интерактивными устройствами. Родители зачастую позволяют играть ребёнку с гаджетами с 2-3 летнего возраста. Мы можем иметь различное отношение к решению родителей, но когда вопрос стоит об использовании интерактивного оборудования и электронных ресурсов в организации дошкольного образования, то необходимо грамотное профессиональное решение, анализу данной проблемы посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы в детском саду»

Хапаева С.С.

ГОУ ВПО Московский государственный областной университет, г. Москва, к.п.н., доцент кафедры теории и методики профессионального образования, hapaeva @ mail.ru

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

РЕСУРСЫ В ДЕТСКОМ САДУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Интерактивное оборудование, электронные образовательные ресурсы, дошкольное образование.

АННОТАЦИЯ

Современные дети окружены компьютерами, телефонами, разнообразными интерактивными устройствами. Родители зачастую позволяют играть ребёнку с гаджетами с 2-3 летнего возраста. Мы можем иметь различное отношение к решению родителей, но когда вопрос стоит об использовании интерактивного оборудования и электронных ресурсов в организации дошкольного образования, то необходимо грамотное профессиональное решение, анализу данной проблемы посвящена статья.

По данным исследования Google у россиян в среднем по 2,4 цифровых устройства на человека, следовательно, ребёнок с раннего детства окружён разнообразными интерактивными устройствами. Рынок предлагает огромное количество игр, тренажёров, ресурсов для детей младшего возраста. Большинство из них не являются ресурсами, специально созданными для дошкольников, и не учитывают возрастные особенности детей. Анкетирование родителей показало, что большинство дошкольников 65 % играют дома в компьютерные игры. Как правило, это игры для взрослых, но на низком уровне сложности. Родители часто не представляют последствий такой игры. Во-первых, если это игра на телефоне, то изображения недопустимо малы для ребёнка. Рассматривание мелких изображений — это очень серьёзная нагрузка для глаз, поэтому возрастает риск развития миопии (близорукости) у дошкольника. Практически невозможно контролировать степень психической нагрузки при самостоятельной игре ребёнка с гаджетом. Сменяющиеся картинки, звуки, яркие цвета привлекают непроизвольное внимание ребёнка и ему сложно самостоятельно переключиться на другую деятельность. Сюжеты компьютерных игр зачастую носят негуманный характер, у ребёнка могут быть сформированы модели поведения, не соответствующие моральным нормам. Обо всех этих проблемах и рисках необходимо говорить с родителями дошкольников, и, если они разрешают ребёнку использовать гаджеты, то лучше подбирать ресурсы, специально созданные для дошкольников, и помнить о важности физической активности для нормального развития ребёнка.

Дошкольные образовательные учреждения тоже сегодня стоят перед выбором: применять или не применять при организации педагогического процесса компьютеры, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивное оборудование. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, у образовательных организаций есть свобода выбора в решении данного вопроса. И, если было принято решение — использовать новое оборудование, то необходимо это делать разумно, обоснованно, заботясь о сбережении здоровья детей и их развитии.

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 [1] ЭОР — образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

Электронные образовательные ресурсы по сравнению с традиционными средствами обучения и воспитания обладают существенными преимуществами, такими как:

• мультимедийность — возможность объединить в электронном ресурсе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (ЭОР может содержать статические и подвижные изображения, сопровождаемые звуками, что обеспечивает высокую степень наглядности, и соответствует наглядно-образному мышлению ребёнка дошкольного возраста);

• вариативность — возможность выбора ЭОР для ребёнка и педагога (разнообразие

ресурсов и их модульность (целостность, независимость друг от друга) позволяет педагогу включать игры, упражнения, задачи в различных сочетаниях в процесс организации развивающей деятельности детей, а каждому ребёнку выбрать игру по интересам);

• интерактивность — возможность взаимодействия с ресурсом как для педагога, так и для ребёнка (интерактивные персонажи, элементы позволяют нелинейно выстраивать сценарий игры или развивающей деятельности, ребёнок может самостоятельно играть с ресурсами, получая от компьютерных персонажей реакции, помогая им справляться с трудностями, соревнуясь с программой и управляя ею);

• доступность — свободное размещение в сети Интернет и в локальной сети образовательной организации, что позволяет педагогу, ребёнку, родителю получить доступ к ресурсу в любое удобное время.

В 2014 г. коллективом авторов совместно с компанией 1С была проведена работа по созданию электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

При разработке ЭОР мы опирались на педагогические и психологические знания о возрастных особенностях дошкольников, которые позволили нам сформулировать основные принципы и правила работы.

• Изображения для детей играют основную роль по сравнению с текстом. Изображения могут быть очень обобщёнными, плоскостными без лишних деталей. Для уменьшения нагрузки на мышцы глаз необходимо делать изображения для дошкольников максимально большими. Среда, в которой действуют персонажи, не должна быть загружена деталями в ущерб персонажам.

• Темп реакций персонажей, их передвижения, музыкального сопровождения должен соответствовать темпу детей старшего дошкольного возраста.

• В сценарий ЭОР для дошкольников должны вноситься игровые моменты, так как игра является ведущей деятельностью для дошкольников.

• Такие особенности, как антропоморфизм (наделение животных, растений и явлений неживой природы человеческими свойствами) и анимизм (ребёнок воспринимает реальность как одушевлённую и живую) определяют сказочность сюжетов ЭОР для дошкольников.

• Дошкольник ещё не умеет читать, поэтому инструкции должны быть либо озвученные, либо картнночные и интуитивно понятные.

Рисунок 1. Группируем животных по заданному признаку

Результатом работы стала публикация электронного издания «1С:Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет» [2], которое содержит более 470 интерактивных заданий и тренажёров разного типа (рис.1).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования мы распределили ресурсы на пять образовательных областей, чтобы с изданием было удобно работать педагогам:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Для поддержки специалистов, использующих ресурс, были разработаны Методические рекомендации [2], содержащие идеи по его применению, которые могут быть использованы и преобразованы педагогами.

Например, рекомендации по применению ресурса «Освободи принцессу» (Таблица 1).

Целевой ориентир: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма).

Педагогические задачи: развитие умения размышлять, делать простейшие умозаключения и выводы, развитие представлений о форме фигуры, формирование умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.

Таблица 1. Рекомендации по применению ресурса «Освободи принцессу»

Название ресурса Иллюстрации Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника

Освободи принцессу •■шв Предлагает ребятам игру — спасти принцессу из плена. Для этого необходимо убрать сначала круги, щёлкая по ним мышкой, затем четырёхугольники и потом треугольники Усложнить задачу можно, если предложить ребятам самим по нарисованной инструкции догадаться, что нужно сделать. чтобы освободить принцессу. Называет фигуры, щёлкает мышкой на соответствующие фигуры, удаляя их и освобождает принцессу из плена

Рекомендации по применению ресурса «Ёлки» (Таблица 2).

Целевой ориентир: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размер).

Педагогические задачи: развитие умения размышлять, делать простейшие умозаключения и выводы, развитие умения применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение, сериация).

Сериация — логический приём последовательного расположения материала по порядку на основании определённых признаков.

Таблица 2. Рекомендации по применению ресурса «Ёлки»

Название ресурса Иллюстрации Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника

Ёлки О ^АТ 4 ^ @© © Предлагает ребятам рассмотреть ёлочки, сравнить их, объяснить, чем они отличаются, применяя слова «выше», «ниже» Предлагает выстроить ёлочки по росту от самой маленькой до самой большой Рассматривает ёлочки, обсуждает отличия, сравнивает высоту ёлочек, перетаскивая и накладывая их друг на друга, выстраивает ёлочки по высоте — от самой маленькой до самой большой

Название ресурса Иллюстрации Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника

О 4 к а4т @в ©

Рекомендации по применению ресурса «Волшебная ось» (Таблица 3).

Целевой ориентир: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (число, часть и целое).

Педагогические задачи: совершенствование навыков количественного и счета в пределах 8, счёта по заданной мере, когда за единицу счета принимается предмет или часть предмета, на наглядной основе решение простых арифметических задач на сложение и на вычитание.

Данное издание будет интересно детям и взрослым:

• дошкольникам — получать новые знания в доступной для данного возраста игровой форме, проверить свои силы и способности при выполнении увлекательных заданий, с интересом и максимальной пользой проводить время за компьютером;

• воспитателям — правильно и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, обеспечить индивидуальный подход в работе, сделать занятия более интересными, увлекательными и яркими, формировать и закреплять стойкие познавательные интересы;

• специалистам (психологам, логопедам) — дополнить и разнообразить коррекционно-развивающую составляющую образовательного процесса;

• родителям — сделать увлекательными интересными и развивающими совместные с детьми игры и занятия.

Таблица 3. Рекомендации по применению ресурса «Волшебная ось»

Название ресурса Иллюстрации Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника

Волшебная ось 0 $ н-а-а ® О 0Ш01 © Предлагает ребятам поиграть с волшебной осью — решить хитроумные задачи, которые ось предлагает ребятам Начинает игру, проговаривает условия задачи, перемещается по числовой оси на определённое в задаче количество шагов и при верном решении задачи просматривает анимацию

В настоящий момент организована апробация электронного издания. Цель апробации: определение функциональности, полезности, достаточности и применимости в организациях дошкольного образования данного электронного ресурса. В исследование вовлечены дошкольные учреждения более 20 регионов России.

Выводы исследования будут касаться эффективности применения электронных образовательных ресурсов, возможности их сочетания с какими традиционными средствами работы с дошкольниками, как карточки, природные материалы и др., отзывов педагогов-психологов о целесообразности и развивающих возможностях применения ресурса.

Литература

1. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы национальный стандарт российской федерации. Дата введения 2011-01-01. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 01.06.2015).

2. Хапаева С.С., Бревнова Ю.А., Филатьева М.С. Методические рекомендации к электронному изданию «1С:Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет». — М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014 — 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.