Научная статья на тему 'Методологические особенности обеспечения саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании'

Методологические особенности обеспечения саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PRESCHOOL EDUCATION / DEVELOPMENTAL AND HUMANISTIC INTERACTION BETWEEN ADULTS AND CHILDREN / PRIRODOOKHRANNOY THINKING OF THE TEACHER / SELF-DEVELOPMENT OF CHILDREN AND EDUCATORS / INTERACTIVE TECHNOLOGY / PERSONALITY DEVELOPMENT / GAMES COMPONENTS / DESIGN TECHNOLOGIES / HEALTH CARE / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА / САМОРАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ИГРОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева М.И.

Показана актуальность поддержки специфики общественных отношений у детей, а также необходимость обеспечения развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. Показана необходимость трансформации мышления педагога в направлении природосообразности и гуманности. В качестве существенных особенностей в обеспечении саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании выделены ориентация на использование интерактивных технологий развития индивидуальности в воспитании личности, введение в образовательную технологию игровых составляющих, использование технологии развивающего обучения, использование проектных технологий, обеспечение факторов здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лосева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL ASPECTS OF ENSURING SELF-DEVELOPMENT OF CHILDREN AND EDUCATORS IN PRESCHOOL EDUCATION

The urgency of the support of the specificity of social relations in children, as well as the need to provide educational and humanistic nature of interaction between adults and children. Shows the need for transforming the thinking of the teacher in the direction of nature-conformity and humanity. As essential characteristics in ensuring self-development of children and educators in preschool education dedicated towards the use of interactive technologies the development of individuality in the development of personality, introduction to educational technology’s components, the use of technologies of developing training, the use of design technologies to ensure the factors of health preservation.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности обеспечения саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании»

М.И. Лосева

Методологические особенности обеспечения саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании

Показана актуальность поддержки специфики общественных отношений у детей, а также необходимость обеспечения развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. Показана необходимость трансформации мышления педагога в направлении природосообразности и гуманности. В качестве существенных особенностей в обеспечении саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании выделены ориентация на использование интерактивных технологий развития индивидуальности в воспитании личности, введение в образовательную технологию игровых составляющих, использование технологии развивающего обучения, использование проектных технологий, обеспечение факторов здоро-вьесбережения.

Ключевые слова: дошкольное образование, развивающее и гуманистическое взаимодействие взрослых и детей, природосообразность мышления педагога, саморазвитие детей и воспитателей, интерактивные технологии развития личности, игровые составляющие, проектные технологии, здоровьесбережение.

the methodological aspects of ensuring self-development of children and educators in preschool education

The urgency of the support of the specificity of social relations in children, as well as the need to provide educational and humanistic nature of interaction between adults and children. Shows the need for transforming the thinking of the teacher in the direction of nature-conformity and humanity. As essential characteristics in ensuring self-development of children and educators in preschool education dedicated towards the use of interactive technologies the development of individuality in the development of personality, introduction to educational technology's components, the use of technologies of developing training, the use of design technologies to ensure the factors of health preservation.

Keywords:preschool education, developmental and humanistic interaction between adults and children, prirodookhrannoy thinking of the teacher, self-development of children and educators, interactive technology, personality development, games components, design technologies, health care.

Сведения об авторе

Марина Ивановна Лосева,

старший воспитатель дошкольного блока МОБУ

«СОШ № 4» г. Минусинск, Красноярский край Тел.: +7 (983) 505 72 48 E-mail: shkola4sekretar@mail.ru

Marina I. Loseva,

senior teacher, general school №4, Minusinsk, Russia Tel.: +7 (983) 505 72 48 E-mail: shkola4sekretar@mail.ru

Введение

В период кардинальных преобразований в общественных отношениях современной России предъявляются качественно новые требования к способности личности формировать адекватное отношение к процессу познания в постоянно меняющихся технологических и экономических условиях. Базовые ценности российского образования, предлагаемые Федеральным государственным образовательным стандартом, определяют задачи воспитателя-педагога. Поддержка специфики и разнообразия общественных отношений у детей, сохранения

их уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии личности предполагает необходимость обеспечения развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка является обязательным требованием при осуществления образовательного процесса в формах, специфичных для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности в сочетании художественно-эстетическим развитием ребенка, при условии эффективности обеспечения здорового образа жизни и безопасного поведения ребёнка в окружающей среде.

Технологии ноосферного образования детей в дошкольном возрасте

Педагог дошкольного учреждения выполняет роль первого посредника между ребёнком и социумом, т.е. окружающим его образовательным пространством. Именно поэтому от педагога требуется трансформация мышления в направлении природосообразности и гуманности. Глубокое осмысление способов и приёмов в профессиональной деятельности определяет возможности направленного обновления технологий субъект-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений (педагоги-дети-родители).

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования, утверждённые Приказом Министерства Образования и Науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., задали новый виток в инновационной педагогической деятельности [1]. Базовые ценности российского дошкольного образования, предлагаемые ФГОС ДО, определяют для воспитателя функции и задачи. В то же время, на практике, для воспитателя представляет большую трудность выбор среди бурного потока предлагаемых методических новинок именно того профессионального инструментария, который будет приро-досообразным по своей сути и придётся по душе воспитателям, родителям и детям.

Существенными особенностями используемых в детских садах педагогических технологий является необходимость учитывать следующие факторы:

1. Использование интерактивных технологий развития индивидуальности в воспитании личности, позволяющих максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение всех субъектов.

2. Введение в образовательную технологию игровые составляющие, поскольку именно игру можно назвать практикой развития. Ребёнок играет, потому что развивается и развивается,

потому что играет. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на базовые потребности личности в пяти «самостях»: в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Неординарность решений в игре развивает способность малыша к творчеству. Его мысль не ограничивается требованиями взрослых, так как ему самому дается возможность выбрать путь достижения цели, открывая в себе собственный мир, не похожий на мир реальный. В таком мире он может творить по собственному усмотрению и желанию. В игровой деятельности ребенок научается действовать «в уме», проявляя смекалку, находчивость, развивая мышление, воображение, память.

3. Использование технологии развивающего обучения, как направления в теории и практике, которое ориентируется на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретные действия, на познание, на новое.

4. Использование проектных технологий, направленных на развитие исследовательских умений. В образовательном процессе дошкольного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества в триаде «педагог — ребенок — родители», где именно ребёнок занимает по праву центральное место.

5. Обеспечение факторов здоровьесбереже-ния, т.е. воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель применения таких технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Обретение валеологической компетентности позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Какие технологии важнее? Имеющие собственных детей и внуков ответят, скорее всего, — здоровьесберегающие. Уж слишком негативны современные тенденции детского здоровья. Неслучайно именно эти задачи должны являться приоритетными в модернизации российского образования.

Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а число детей без отклонений в здоровье снизилось в 3 раза. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональ-ных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. До 40% детей составляют группу риска по разви-

тию психических нарушений, причём в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов. При поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и посещающие дошкольные учреждения) имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.

Современные дошкольники бывают загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они, получая большое количество информации, устают физически и эмоционально. Самым простым и действенным инструментом снятия психического и мышечного напряжения является релаксация.

Основы релаксационной технологии, предлагающей глубокое мышечное расслабление, заложены Э.Джекобсоном. Он считал, что рефлекторные реакции гипервозбуждения и гиперраздражения связаны с нервно-мышечной ги-пертензией.

При понижении тонуса мышц рефлектор-но происходит успокоение. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных приёмов. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения. Такой отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и трудоспособность так же, как и сон. Общее расслабление мышц рекомендуется всем, но особенно необходимо людям с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители. К такой категории чаще всего и относятся дети, среди которых значительная часть страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности [2].

Все релаксации проводят под спокойную приятную музыку. Дети ложатся на коврики на спину, руки кладут свободно, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Воспитатель или психолог включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте обязательно даются различные позитивные установки на здоровье. Продолжительность релаксации — 2—7 минут, в зависимости от возраста детей. По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют упражнения с соблюдением ритма дыхания.

Для развития эмоциональной стабильности ребёнка важно научить его ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Для дошкольников уже разработаны и создаются специально подобранные упражне-

ния на расслабление определённых частей тела и всего организма. В них есть элементы игры, поэтому они очень нравятся детям.

В технологии ноосферного образования [3] релаксации отводится особое место. Это не просто расслабление. Это ещё и обучение, самый приятный и любимый момент для ребят. Нам представляется, что релаксация есть самый важный механизм, который объединяет все виды педагогических технологий в рамках ноосферного образования, а именно в биоадекватной методике преподавания:

— релаксация, будь то психокоррекционное или учебное упражнение, одинаково эффективна в аспекте сбережения здоровья. Это давно установленный факт, теперь уже не требующий доказательств. Поэтому в нашем опыте работы с детьми биоадекватная методика принята как здоровьесберегающая;

— учебная релаксация создаёт условия для запуска проектной функции головного мозга и использования потенциальных возможностей детей по законам развития мышления в дошкольном возрасте (от наглядно-действенного к наглядно-образному, от наглядно-образного к словесно-логическому). В результате релаксации ребёнок создаёт свой личный неповторимый образ в рамках изучаемой темы. Этот образ, нанесённый дошкольником на бумагу, становится для него самым красивым, добрым, полезным, «волшебным», совершенным продуктом собственного мышления, воображения и творчества [4]. Релаксация становится той благоприятной образовательной ситуацией, когда ребёнок самостоятельно присваивает информацию на основе положительных ощущений и эмоций. Он закрепляет её во время продуктивной деятельности, что полностью отвечает природе его развития (принцип природосообразности), а также современным требованиям к выбору форм, методов и приёмов в работе с дошкольниками (знания должны быть выводные!);

— важным свойством релаксации, как естественной воспитательной технологии, формирующей ситуацию, которая через природные образы прививает любовь и интерес к живому, к собственному миру. Опыт получения таких результатов дает основание считать биоадекватную методику преподавания — развивающей.

Учебная релаксация обеспечивает дошкольнику представление того, что он видел, знает, любит и более того — проект-игру в неведомое, неизвестное, которое рождается здесь и сейчас как личное открытие своих способностей в постижении окружающего мира и своей сопричастности с этим удивительным миром. И тогда мы имеем право считать биоадекватный способ работы с информацией игровой проектной технологией.

Во время презентации своего персонально-

го творческого продукта (учебного образа), дошкольник легко вступает в коммуникацию со сверстниками и воспитателем на основе мотивации радости, поскольку положительное подкрепление он уже получил в зоне комфортного мышления. Безусловно, биоадекватное обучение — интерактивная технология нового поколения, поскольку такое обучение происходит с хорошо организованной биологической и социальной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним многоканальным (все органы чувств!) обменом информации.

Вывод

Таким образом, можно заключить, что применение биоадекватной методики обучения не только отвечает требованиям, предъявляемым педагогическим технологиям в дошкольном образовании, но и интегрирует их, обещая результат дошкольного образования на высоком уровне.

Мы убедились в этом на своей практике. С 2014—2015 учебного года дошкольный блок «АБВГДейка» МОБУ «СОШ №4» г. Минусинска в рамках межрегиональной программы «Школа ноосферного развития» (рук. Н.Г. Куликова) в режиме начального освоения (16 занятий в год) внедряет в практику биоадекватную методику в подготовительной к школе группе «Фантазеры» (21 ребёнок). На основе аутентичной оценки дважды (на начало и конец года) оценивался уровень общего развития детей как средний показатель овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по всем образовательным областям: «Физическая культура», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В табл. 1 показаны результаты таких оценок, т.е. общее развитие детей получает уверенно

Таблица 1

Динамика показателей общего развития

Группа «Фантазеры» 21 чел. Показатели (уровень)

высокий средний ниже среднего низкий

чел % чел % чел % чел %

2014 год (октябрь) 3 14,5 9 43 6 28 3 14,5

2015 год (апрель) 7 33 12 57 2 10 0 0

положительную динамику. Входная интегрированная диагностика первоклассников (ФГОС) на начало 2015—2016 учебного года подтвердила результаты нашего мониторинга.

Биоадекватное обучение детей дошкольного блока «АБВГДейка» осуществлялось не только на учебных занятиях, но и специальных уроках, которые проводились по программе профилактики стоматологических заболеваний и здоровому образу жизни «Улыбка здоровья» (авт. Н.Г. Куликова, А.В. Захаров). Занятия проводились в обеих дошкольных группах с общим количеством 44 чел. Стоматологическая компетентность воспитанников, как показал мониторинг, возросла в 2,5 раза. Дети получили не только начальное ноосферно-стоматологи-ческое образование, но и медицинское сопровождение усилиями главного врача детской стоматологии г. Минусинска. Впервые в истории дошкольного блока было проведено стоматологическое обследование детей и заведены карты здоровья, выстроена работа с родителями.

На итоговом педагогическом совете дошкольного блока было принято решение утвердить биоадекватное обучение и воспитание детей в качестве основной интегративной технологии реализации ФГОС ДО и постепенно повышать ноосферную плотность занятий в учебном плане дошкольного блока.

Литература

1. Новый закон «Об образовании в РФ»: что необходимо знать руководителю ДОУ? / авт. сост. О.Е. Исаева. — Волгоград: Учитель, 2014. — 68 с.

2. Справочник старшего воспитателя / авт. сост. Н.А. Кочеткова (и др.). — Волгоград: Учитель, 2015. - 301 с.

3. Биоадекватная методика преподавания / Н.В.Маслова, Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова и др.; отв. ред. Н.Г. Куликова. — М.: Центр РАЕН «Планета Семь-Я», 2008. — 80 с.

4. Нечаев М.П, Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования // Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2014. — 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.