Научная статья на тему 'Комплекс мер по предупреждению преступности в республике Калмыкия'

Комплекс мер по предупреждению преступности в республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / TARGETED PROGRAMS / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / CAUSES OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надбитов Арслан Сергеевич

В статье проводится сравнительный анализ экономической ситуации в Республике Калмыкия на примере с другими субъектами РФ. Дана характеристика некоторых преступлений, приведены статистические показатели. Анализируется ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в регионе. Указываются целевые программы и комплексные мероприятия, направленные на предупреждение преступности в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Set of measures for crime prevention in the Republic of Kalmykia

The article presents a comparative analysis of the economic situation in the Republic of Kalmykia on the example of other Russian regions. The characteristics of certain crimes, the statistical indicators. Analyzes the situation of road accidents in the region. Include specific programs and comprehensive measures to prevent crime in the republic.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по предупреждению преступности в республике Калмыкия»

в оценке независимого оценщика. Однако приведенные выше выводы по налогу на прибыль основаны на норме, согласно которой передача имущества по договору инвестиционного товарищества входит в состав расходов, хотя и не учитываемых для целей налогообложения. Очевидно, что назрела необходимость устранить этот пробел и урегулировать порядок учета для целей налогообложения передачи имущества по договору простого товарищества.

Договор простого товарищества - очень важный и полезный институт, которой может и должен способствовать развитию совместной деятельности. На первый взгляд, в НК РФ ему уделено достаточно внимания. Тем не менее существующие пробелы в налогообложении порождают серьезные проблемы при применении этого договора. Известно, что компании, проанализировав налоговые риски, нередко отказываются от проекта. Поэтому необходимо как можно более оперативно устранять эти пробелы в действующем налоговом регулировании.

А. С. Надбитое КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ*

Основой для предупреждения преступности является учение о преступности как о социальном явлении. В криминологической литературе предлагаются различные трактовки понятия «предупреждение преступности». Одни авторы рассматривают предупреждение преступности как «социально-правовой процесс, снижающий, ограничивающий, ликвидирующий явления, порождающие 1

преступность» , другие - как «многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направленную на: 1) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и сниже-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В. В. Лунеевым.

1 Аванесов Г.А. Криминология, М., 1984. С. 338.

158 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 5/2013

ние этого риска; 4) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на ближайшее окружение»2.

По мнению В.В. Лунеева, под предупреждением преступности понимается совокупность различных взаимосвязанных мер, проводимых правоохранительными и иными государственными органами и общественными организациями, а также отдельными гражданами и направленных на предотвращение уголовно наказуемых деяний в семье, школе, общественных местах, на производстве, в городе, области, стране и минимизацию причин, порождающих

3

преступность .

Л.А. Иванова под предупреждением преступности предлагает понимать систему взаимосвязанных государственных и общественных мер, направленных на устранение причин и условий преступности либо на ослабление их действия и тем самым обеспече-

4

ние снижения уровня преступности .

Прежде чем перейти к анализу комплекса мер, направленных на предупреждение преступности в Республике Калмыкия, необходимо отметить, что она входит в состав Южного федерального округа и граничит с Республикой Дагестан, Волгоградской, Ростовской и Астраханской областями, Ставропольским краем. Территориальное расположение в значительной степени определяет и уровень криминогенной ситуации в Калмыкии.

Так, если общий уровень жизни в Южном федеральном округе на 25% ниже, чем в целом по России, то в Республике Калмыкия он составляет 40,5% от общероссийского уровня5. В 2011 г. Калмыкия занимала последнее место среди регионов Южного федерального округа по уровню денежных доходов в среднем на душу населения в месяц с показателем 8449 руб. 30 коп. (в 2012 г. - 10 032 руб. 30 коп.)6; номинальная начисленная заработная плата одного ра-

2 КудрявцевВ.Н., ЭминовВ.Е. Криминология. М., 2008. С. 287.

3 См.: Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. Общая часть. М., 2011. С. 925-926.

4 См.: Иванова Л.А. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе: Дисс...канд. юрид. наук. Иркутск, 2007. С. 78.

5 См.: Базырова Б.А. Причины и условия, влияющие на преступность несовершеннолетних (по материалам Республики Калмыкия). Элиста, 2007. С. 10.

6 См.: URL: http:7statrk.gks.ru (дата обращения: 13.06.2013).

ботника составляла 12 552 руб. 60 коп. Калмыкия отстает от среднего показателя по округу в 1,4 раза и в 1,9 раза от российского уровня7. В 2013 г. по экономическим показателям среди всех регионов страны республика занимает в рейтинге 77-е место8.

Как известно, преступным проявлениям в обществе сопутствуют безработица, незаконная миграция, распространение наркомании, алкоголизм и социально-экономическая необустроенность определенной части населения. Крайне актуальными остаются проблемы подростковой преступности, детской безнадзорности.

Одной из многих социальных проблем современного общества является бедность населения. Ее уровень в Калмыкии в 2011 г. вырос до 38,1% (в 2010 г. - 37,3%). Рост числа бедных объясняется, прежде всего, ростом на 13,8% прожиточного минимума: с 4790 руб. в 2010 г. до 5453 руб. в 2011 г. из-за роста цен на продовольственные товары и услуги. Среднедушевой доход бедного населения составлял 3604 руб.9

Что касается криминогенной ситуации в республике, то в 2012 г. по сравнению с 2011 г. отмечено снижение количества совершенных тяжких преступлений на 5,3% и увеличение зарегистрированного числа особо тяжких преступлений на 2,6%. Важно отметить, что в 2011 г. количество нераскрытых преступлений прошлых лет составляло 16 557, а в 2012 г. - 16 675 (+ 0,7%).

В структуре преступности наиболее распространенными и часто совершаемыми преступлениями являются кражи, и, несмотря на это, отмечается положительная динамика снижения данного вида преступлений. Так, с 2006 по 2011 г. уровень данного вида преступной деятельности снизился на 45,8% (с 1866 в 2006 г. до 1012 краж в 2011 г.), однако в 2012 г. произошло незначительное увеличение - 1029 краж (+1,6%).

В 2012 г. более половины преступлений в республике совершено лицами, не имеющими постоянного источника дохода (75,7%) и ранее совершавшими преступления (28,8%); женщины среди выявленных лиц составили 9,1%.

7 См.: Об уровне жизни населения Республики Калмыкия в 2011 году. Элиста, 2012. С. 6.

8 См.: URL: http:/rg.ru (дата обращения: 14.06.2013).

9 См.: Об уровне жизни населения Республики Калмыкия в 2011 году. С. 9.

Также в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом отмечено увеличение числа выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, на 87,5% (с 40 до 75).

Остается сложной дорожно-транспортная обстановка в регионе. Как и прежде, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. За 2012 г. сотрудниками ГИБДД выявлено более 2 тыс. случаев управления транспортными средствами лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.

Нельзя не отметить, что во второй половине 2000-х гг. в целях предупреждения преступности в республике были приняты целевые программы, направленные на обеспечение эффективного участия семьи в профилактике преступности несовершеннолетних, приобщение их к культурным ценностям, совершенствование деятельности образовательных учреждений, создание условий для занятий физической культурой и спортом и др. Например, программа «Дети Калмыкии» (2009-2011 гг.) включала подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Объем финансирования указанной программы в 2011 г. из федерального бюджета составил 13 млн руб., из республиканского - 10 186 млн руб. Также реализовывались программы «Молодежь Калмыкии на 2007-2011 годы», «Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2009-2011 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2008-2011 годы» (объем финансирования в 2011 г. составил: из федерального бюджета -69 712 млн руб., из республиканского - 73 726 млн руб., из местных бюджетов - 436 тыс. руб.).

Постановлением Правительства республики от 21 июня 2007 г. № 242 была утверждена республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2008-2012 годах». На ее финансирование было выделено в 2012 г. 69 млн руб. (из федерального бюджета - 49 млн руб., из республиканского - 19 млн руб., из местного - 1 млн руб.; внебюджетные источники составили 120 тыс. руб.). Предполагалось, что в результате ее реализации количество дорожно-транспортных происшествий сократится на 10%, а число погибших в дорожно-транспортных происшествиях - в 1,5 раза. Однако эти прогнозы не оправдались. Количество дорожно-транспортных происшествий по республике составило: в 2008 г. - 367; в 2009 г. -

383; в 2010 г. - 393; в 2011 г. - 474; в 2012 г. - 624. Количество погибших: в 2008 г. - 87; в 2009 г. - 98; в 2010 г. - 88; в 2011 г. -99; 2012 г. - 9510.

Также активно проводились мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции в рамках республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2012 год» (утверждена постановлением Правительства республики от 12 января 2012 г. № 3), позволившей создать эффективную систему предупреждения и противодействия коррупционных проявлений. В рамках этой программы реализованы мероприятия по нормативному правовому и организационному обеспечению антикоррупционной деятельности, обеспечению прозрачности деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления, антикоррупционной кадровой политике, антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов республики и их проектов, проведению социологических исследований по вопросам коррупции, антикоррупционному мониторингу в органах исполнительной власти республики, формированию антикоррупционного общественного мнения, антикоррупционному воспитанию, образованию и просвещению.

17 октября 2012 г. в республике стартовал творческий конкурс «Чистые руки - чистая совесть», проведенный в рамках реализации указанной программы. В качестве целей организаторы данного мероприятия преследовали формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению 11

в молодежной среде .

Большое внимание в специальном предупреждении преступности уделяется организации и проведению комплексных оперативно-профилактических операций. Так, операция «Розыск» направлена на задержание обвиняемых и подозреваемых, находящихся в местном и федеральном розыске, а также на установление местонахождения без вести пропавших лиц; операция «Мак-2011» - на выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; операция «Контрафакт» - на выявление и пресечение производства и распространения контрафактной фальсифицированной продукции, выявление фактов нарушения авторских прав, выявление незаконно ввезенных на

10 См.: URL: http/gibdd.ru/stat (дата обращения: 13.06.2013).

11 См.: URL: http:/08.mvd.ru/news/324918 (дата обращения: 05.12.2012).

территорию России лекарственных средств и биологически активных добавок; операция «Степь» включает меры по предупреждению и профилактике преступлений, связанных с кражами скота, проверке животноводческих стоянок, выявлению лиц без определенного места жительства, розыску преступников; операция «Жилой сектор» направлена на предупреждение преступлений и административных нарушений в жилом секторе. Результаты этих операций заметно повлияли на криминогенную обстановку в республи-12 ке .

13 ноября 2012 г. министр внутренних дел Республики Калмыкия выступил с отчетом перед Народным Хуралом (Парламентом) республики о деятельности полиции в 2012 г., в котором подчеркнул важность работы с лицами, состоящими на различных видах профилактического контроля (всего 2522 гражданина). Сотрудниками полиции осуществлялся контроль за поведением 439 хронических алкоголиков, 391 освобожденным из мест лишения свободы, подпадающих под административный надзор, 877 лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, 68 семейных дебоширов, 122 больных наркоманией и 145 психически больных. По его словам, по-прежнему доминирующую роль в механизме совершения преступлений играет злоупотребление спиртными напитками. Несмотря на то что органами внутренних дел пресечены 32 преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной продукции, и более 15 тыс. нарушений административного законодательства за распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии опьянения, каждое восьмое преступление из числа раскрытых совершено в состоянии алкогольного опьянения. Так, из 222 преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, более 16% составляют тяжкие и особо тяжкие деяния. Также он указал на отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым; проблемы их трудового и бытового устройства осложняют процесс ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы. На 52,3% увеличилось число лиц, прежде вступавших в конфликт с законом (629). Как отметил министр, особое место в реализации государственной системы профилактики правонарушений

12 См.: Надбитов А.С. Тенденции преступности и организация мер по ее предупреждению в Республике Калмыкия (2000-2010 гг.) // Труды ИГП РАН. № 2/2012. С. 95.

отводится предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В целях сокращения числа преступлений и административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, а также выявления в общественных местах безнадзорных и беспризорных подростков, детей, находящихся в социально опасном положении, лиц, вовлекающих их в совершение преступлений, проведен комплекс специальных оперативно-профилактических мероприятий. Составлено более 1 тыс. протоколов, в том числе на несовершеннолетних - 301, на их родителей - 744, за нахождение подростков в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых -313, за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков - 51; выявлено 16 фактов продаж несовершеннолетним табачных изделий и алкогольной продукции. В органы внутренних дел доставлено 457 несовершеннолетних, из которых 137 - за употребление спиртных напитков. В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей помещено 23 подростка, 19 из которых являются жителями других регионов России. Благодаря этим и другим мерам в 2013 г. закреплены положительные тенденции, наметившиеся в 2008-2011 гг. в состоянии подростковой преступности. Число совершенных несовершеннолетними и при их соучастии преступлений снизилось на 16,1% (52), в том числе тяжких и особо тяжких составов - на 23,1% (10)13.

В настоящее время в Калмыкии реализуется программа «Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия на 2011-2013 годы», предусматривающая мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, создание многоуровневой системы профилактики правонарушений, системы стимулов ведения законопослушного образа жизни среди населения (объем финансирования предусмотрен в размере 21 391 млн руб. из средств республиканского бюджета).

Реализация мероприятий позволит снизить количество зарегистрированных преступлений, в том числе совершенных в общественных местах; совершенных несовершеннолетними или при их участии; увеличить раскрываемость преступлений, а также создать благоприятные условия для адаптации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе освободившихся из мест отбы-

13 См.: ШЬ: Ьйр:/08.шуа.ги/пе™!з/324918 (дата обращения: 05.12.2012). 164

вания наказаний; улучшить материально-техническую базу органов внутренних дел.

Задачами программы являются: обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий путем предупреждения правонарушений; предупреждение правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению; дальнейшее развитие единой многоуровневой системы профилактики правонарушений; улучшение взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур по предупреждению правонарушений; предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению; социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы; снижение уровня правового нигилизма населения; повышение оперативности реагирования на заявления и сооб-

14

щения о правонарушениях .

31 мая 2013 г. Правительством Республики Калмыкия принято постановление № 260 «О выплате вознаграждения гражданам за добровольную сдачу найденного или незарегистрированного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»15. Добровольная сдача оружия и боеприпасов материально стимулируется правоохранительными органами.

Постановлением от 11 октября 2011 г. № 363 утверждена республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Калмыкия на 2011-2015 годы», направленная на создание условий для дальнейшего развития физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни, укрепления материально-технической базы физической культуры (объем финансирования в 2012 г.: из республиканского бюджета -5126 млн руб., из местных бюджетов - 3820 млн руб.). Предполагается, что в процессе реализации указанной программы удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составит 30%; а учащихся (общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений среднего про-

14 См.:URL: http:/gov.kalmregion.ru (дата обращения: 30.11.2012).

15 См.:URL: http:/ kalmregion.ru (дата обращения: 13.06.2013).

фессионального образования) - 90%; количество спортивных сооружений достигнет 575 единиц.

Объем финансирования целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Калмыкия на 2012-2014 годы» составляет 252 102 млн руб., из них: из федерального бюджета в 2012 г. - 30 380 млн руб., из республиканского -53 654 млн руб.

Важно отметить, что с алкоголизмом в республике борются и на религиозном уровне. Так, Указом Главы Республики Калмыкия от 4 июня 2012 г. № 56 4 июня объявлено Днем национального праздника. В этот день все буддисты мира празднуют День рождения Будды Шакьямуни. Вот уже второй год в Калмыкии по инициативе верховного ламы Калмыкии проходит акция «Принимаю обет трезвости». Обет принимают не только в главном буддийском храме республики, но и в других храмах, дома. Акция проводится совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Министерством образования, науки и культуры, Министерством здравоохранения и социальной политики Республики Калмыкия. Все больше и больше людей принимают в этот буддийский праздник обет осознанного отказа от употребления алкоголя16.

В Калмыкии действует целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства республики 22 октября 2010 г. № 320, целями которой являются создание общереспубликанской системы профилактики злоупотребления наркотиками различными категориями населения, борьба с незаконным оборотом наркотиков и на ее основе поэтапное сокращение распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с ними негативных социальных явлений (объем финансирования - 5460 млн руб., из них в 2012 г. - 935 тыс. руб.).

9 ноября 2012 г. распоряжением Правительства республики № 233-р принята Концепция республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 20132015 годы». Финансирование мероприятий этой программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета в объеме 1950 млн руб. (2013 г. - 650 тыс. руб., 2014 г. -

16 См.: Надбитое А.С. Алкоголизм и наркомания как детерминанты преступности в Республике Калмыкия // Публичное и частное право. 2012. № 4. С. 84.

650 тыс. руб., 2015 г. - 650 тыс. руб.). Запланированы проведение социологических исследований среди населения в целях оценки уровня коррупции в республике и эффективности принимаемых антикоррупционных мер; организация ежегодных республиканских конкурсов по проблемам коррупции; обучение государственных гражданских служащих, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, на семинарах или курсах по во-

17

просам противодействия коррупции .

Краткий анализ мер по предупреждению преступности в Республике Калмыкия свидетельствует о том, что особое внимание по-прежнему следует уделять социально-экономическому развитию региона, внедрению целевых программ по борьбе с безработицей, улучшению финансирования программ, борьбе с коррупцией, безнадзорностью детей, обеспечению безопасности на дорогах.

17 См.: иКЬ: М1р:/ка1т^юп.гц (дата обращения: 13.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.