Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДИКТОР ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДИКТОР ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ / МЕЖВУЗОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКАДЕМИЧЕСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна

В статье рассматривается проблема изучения интерактивного оценивания как инновационного формата современного обучения, для эффективного внедрения которого необходимо решить широкий спектр проблемных вопросов, связанных с созданием банка оценочных средств, принятием решений по педагогическим целям и планируемыми результатам по уровням формируемых компетенций и других важных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX OF INTERACTIVE ASSESSMENT OF STUDENTS AS A PREDICTOR OF OPTIMIZATION AND IMPROVEMENT OF ONLINE EDUCATION

The article deals with the problem of studying interactive assessment as an innovative format of modern education, for the effective implementation of which it is necessary to solve a wide range of problematic issues related to the creation of a bank of evaluation tools, decision-making on pedagogical goals and planned results by the levels of formed competencies and other important indicators.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДИКТОР ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Контрольно-оценочный этап. На данном этапе осуществляется повторная диагностика эмоциональной сферы младших школьников, выявляются результаты проведенной работы в соответствии с критериями оценки ее эффективности.

Оценка эффективности результатов коррекционной работы по программе «Радуга эмоций» осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к младшим школьникам с ЗПР. При этом применяется индивидуальная норма оценки детей, т. е. результаты каждого ребенка, полученные после коррекционного обучения по программе «Радуга эмоций», сравниваются с его же результатами до обучения по данной программе. На основе сравнительного анализа делается соответствующий вывод об эффективности проведенной работы.

Выводы. Подводя итоги, мы отмечает, что проведение коррекционно-развивающих занятий с применением средств мультипликации по разработанной нами программе с соблюдением предлагаемых организационно-педагогических и методических условий ее реализации будет способствовать развитию и коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. Использование средств мультипликации в процессе проведения коррекционных занятий способствует достижению следующих результатов: существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; у школьников формируется способность понимать, какие эмоции испытывают другие люди для правильного выстраивания межличностных отношений; обучающиеся способны владеть эмотивной лексикой для характеристики переживаемых и воспринимаемых эмоций.

Литература:

1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - Москва: Просвещение, 1973. -Текст: непосредственный.

2. Комарова, А.А. Мульт-терапия как метод реабилитации детей с особыми образовательными потребностями / А.А. Комарова. Текст: непосредственный // Научно-практический журнал Аспирант. - 2016. - № 10. - С. 17-20.

3. Маслова, Е.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации / Е.В. Маслова, М.А. Дьячкова // Современные тенденции общего и дополнительного музыкального и художественного образования. Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2020. - С. 72-76. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Диривянкина Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДИКТОР ОПТИМИЗАЦИИ И

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения интерактивного оценивания как инновационного формата современного обучения, для эффективного внедрения которого необходимо решить широкий спектр проблемных вопросов, связанных с созданием банка оценочных средств, принятием решений по педагогическим целям и планируемыми результатам по уровням формируемых компетенций и других важных показателей.

Ключевые слова: интерактивное оценивание, контроль, ценностная парадигма интерактивного оценивания, межвузовская образовательная среда, большие данные, академическая культура, академическое мошенничество.

Annotation. The article deals with the problem of studying interactive assessment as an innovative format of modern education, for the effective implementation of which it is necessary to solve a wide range of problematic issues related to the creation of a bank of evaluation tools, decision-making on pedagogical goals and planned results by the levels of formed competencies and other important indicators.

Keywords: interactive assessment, control, value paradigm of interactive assessment, interuniversity educational environment, big data, academic culture, academic fraud.

Введение. Комплекс интерактивного оценивания - это, на сегодняшний день, ядро инновационного формата современного обучения. Для эффективного подхода к данным видам работы необходимо решить широкий спектр проблемных вопросов: во-первых, это поиск ответов на проблемные вопросы, связанные с организацией системы интерактивного оценивания обучающихся: как организовать и встроить в учебный процесс тесты, задания и экзамены; как подготовить рабочие программы; во-вторых, это проблемные маркеры, связанные с методикой внедрения: всесторонний и глубокий анализ не только сущностной характеристики адаптивного и формирующего оценивания, но и содержательной стороны и устройства проектного обучения; в-третьих, проблемное поле, связанное непосредственно с разработкой: именно здесь важно понять, по каким принципам создаются и проходят апробацию тесты и задания, оформляются и защищаются права интеллектуальной собственности; в-четвертых, это, безусловно, все структурные элементы технологии внедрения: поиск ответов на вопросы о том, как устроены сервисы и как они интегрированы в ЭИОС учебного заведения; и, наконец, в-пятых, это практический опыт и подходы к его совершенствованию и оптимизации: статистика использования интерактивного оценивания и оценка ее эффективности / неэффективности, понимание системы отбора курсов с тестами, заданиями, экзаменами, а также непосредственно самих процедур тестирования.

Изложение основного материала статьи. Новые стандарты, новая реальность, онлайн-обучение стали катализаторами формирования большого банка оценочных средств. Это обусловлено тем фактом, что форматы, которые были раньше, стало сложно использовать в смешанном дистанционном обучении. Не всегда методически правильно осуществить перевод в цифровой формат традиционных форм, например, на Moodle или какие-то альтернативные LMS-системы тех наработок, которые применялись в очном формате традиционного обучения, и не всегда это дает хороший методический результат с точки зрения контроля и аттестации. Для этого нужен банк оценочных средств, который должен быть, с одной стороны, большим, т.к. от его объема зависит свобода преподавателя в определении тех или иных индивидуальных образовательных траекторий, с другой стороны, от объема зависит возможность академического мошенничества (списывание, нелегальная коммуникация со старшекурсниками, если, например, преподаватель ежегодно дает одни и те же задания, или одни и те же темы эссе, курсовых или проектных работ, то многие работы начинают кочевать с курса на курс). Поэтому большой банк оценочных средств дает преподавателю большую гибкость и освобождает его время для целенаправленного очного, личного взаимодействия со своими студентами [1; 2].

В этой связи хотелось бы обратиться к ценностной парадигме. Ценности современного вузовского образования, безусловно, имеют отношение к оцениванию. Если вуз своей целью видит построение траектории интерактивного оценивания, то ценности в данном случае играют одну из ключевых ролей (таблица 1).

Таблица 1

Модель ценностной парадигмы интерактивного оценивания

Вид ценности Ресурс реализации

Ценность образования Банк вопросов

Партнерство и горизонтальное взаимодействие в образовательной системе Сетевой контент

Современность образовательных инструментов Онлайн

Уважение к труду преподавателя и академические свободы Автоматизация и индивидуализация

Соблюдение норм академической этики и прав интеллектуальной собственности Объективность

Доказательное образование на открытых данных Большие данные

Наличие контроля во многом определяет ценность. Чем выше и строже, чем лучше продумана система контроля и аттестации, тем больше ценят сам образовательный процесс, курс или программу слушатели и студенты. По критерию ценности «Партнерство и горизонтальное взаимодействие в образовательной системе» современные вузы стремятся к реализации через сетевой контент, потому что достаточно сложно в режиме автономии высшему учебному заведению создать достаточной большой банк тестовых заданий. Именно поэтому в настоящее время актуализируется мотивация обмена различными заданиями в межвузовской образовательной среде. Назрела проблема формирования единого сетевого банка оценочных средств.

Это достаточно интересная и трудоемкая задача, потому что нужно объединить в контент преподавателей, владеющих различными методиками, преподавателей из разных научных школ, с разными подходами, но в совокупности получается так называемый «принцип википедии», когда объединено много отдельных пользователей, каждый из которых может быть субъективен, но при этом создается достаточно информативный и разнообразный пул данных [3; 4].

По критерию ценности «Современность образовательных инструментов», единственным релевантным цели построения эффективного интерактивного оценивания, является онлайн-формат. В рамках критерия ценности «Уважение к труду преподавателя и академические свободы» прослеживается хрупкий баланс между автоматизацией и индивидуализацией, при этом, с одной стороны, необходимо уважать преподавателей и стремиться к тому, чтобы разгрузить их от рутинных процедур, очевидно, что если тесты можно проверить автоматически, с использованием программных продуктов, то это должно использоваться, в противном случае, преподаватель тратит часы своей жизни на эти проверки, с другой стороны, труд преподавателя предполагает возможности и мотивацию для того, чтобы вникнуть в проблемы целевой аудитории, ведение студентов, возможно тьюторство. Это может быть достигнуто при работе уже не с тестами, а с индивидуальными заданиями, в ходе выполнения которых осуществляется ручная проверка, взаимодействие, проходит много итераций, может быть получена обратная связь и налажен процесс интерактивной коммуникации в диаде «преподаватель-студент» для того, чтобы было достигнуто качественное выполнение заданий. Этот элемент следует рассматривать как совместную работу, как совокупность труда и студента, и преподавателя.

При анализе сущностной характеристики такого ценностного критерия как «Соблюдение норм академической этики и прав интеллектуальной собственности», очевидно, что оценивание должно быть максимально объективным. Безусловно, с каждой новой системой оценивания параллельно возникают способы ее обхода и академического мошенничества. По критерию ценности «Доказательное образование на открытых данных» мы говорим, исключительно, о больших данных (Big Data), которые мы накапливаем, систематизируем, анализируем и т.д. [5].

Таблица 2

Модель использования структурных элементов образовательной платформы для интерактивного оценивания

Структурные элементы образовательной платформы Ресурс использования

Цифровой контент Банк вопросов

Сервисы и инструменты Технология

Методики преподавания Проведение

Повышение квалификации Использование

Публичная площадка Сравнение

Аналитика и отчетность Решения

Если проанализировать потенциал образовательной платформы, то можно увидеть, что ее наполнение может быть рассмотрено в контексте совершенствования и оптимизации системы контроля и оценивания (таблица 2). В ряде исследований, посвященных данной проблеме, встречается точка зрения, что, например, цифровой контент - это собственно банк вопросов, сервисы и инструменты - это та технология, с помощью которой происходит оценивание, т.е. это технологии серии взаимодействий между преподавателем и студентом, а также между студентом и автоматическим оцениванием.

Методики преподавания - это, непосредственно, проведение оценивания, т.е. это организация, правильное встраивание оценивания по отношению к материалу. На приоритетные позиции в процессе совершенствования и оптимизации системы интерактивного контроля и оценивания выходит также повышение квалификации, позволяющее преподавателю научиться правильно использовать те или иные технологии. Публичная площадка нужна для того, чтобы мы могли сравнивать между собой данные по качеству и уровню формирования профессиональных компетенций, транслируемых обучающимися, в межвузовском образовательном пространстве. Интересным экспериментом, в этой связи, представляется входное тестирование, которое популяризируется сегодня в ряде педагогических исследований. Аналитика и отчетность - это фундамент для принятия взвешенных решений и определения путей дальнейшей работы. Решения могут быть и педагогическими, и управленческими [6; 7; 8].

В современных реалиях актуализируется использование цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), имеющих в своей структуре элементы, отвечающие требованиям Единого стандарта качества образовательного контента: курс лекций (лонгрид); тесты-задания-экзамены; медиа и внешние ссылки; методики и рабочие программы; платформа; апробация и обратная связь [9; 10].

Лонгриды - формат текстовых материалов, который появился относительно недавно. Но он быстро завоевывал свое высокое место в рейтинге инструментов маркетолога, журналиста, владельца бизнеса и простого человека, ведущего блог. Лонгрид - это длинная история с разбором какого-либо явления (от англ: Long - длинный, Read - чтение). Стандартный объем таких материалов - не менее 1200 слов или 8000 символов. Из такого определения кажется, что любой текст огромного объема - это лонгрид. Но на деле, это не так. Лонгрид - это не просто длинная история, это глубокий анализ явления, который преобразован в качественный структурированный текст. Такой материал отвечает на все вопросы пользователя касательно разбираемого явления, после него читатель получает полное понимание того, о чем идет речь. Таким образом, хорошим лонгридом нельзя называть текст без: предварительного анализа целевой аудитории глубокого анализа явления, о котором идет речь в тексте качественной структуры дополнения текста медиа-материалами Ценность лонгридов состоит в том, что они качественно доносят информацию до пользователя, закрывают все или почти все вопросы.

Работа по интерактивному оцениванию может строиться в три разных этапа: на первом этапе целесообразно провести входное тестирование, в ходе которого мы замеряем, диагностируем входной уровень студентов. Это важно для того, чтобы преподаватель мог адаптировать свой курс с учетом дифференциации заданий по уровням сложности. На втором этапе проводится формирующее тестирование и выдаются задания. Это текущий уровень контроля знаний. На третьем этапе проводится итоговая аттестация в виде экзаменов (таблица 3).

Таблица 3

Этапы интерактивного оценивания и контроля

Этап Цель Содержание

1-й Входное тестирование Определение входного уровня студента

2-й Формирующее тестирование, задания Контроль и адаптация по уровню усвоения материала

3-й Экзамены Индивидуальная диагностика компетенций

Интерактивное оценивание требует тщательной подготовки. Схема всего процесса может быть представлена в виде триады: «Разработка-внедрение-апробация». На этапе разработки авторы и методисты создают банк оценочных средств, решают, какие педагогические цели он выполняет, распределяют этот банк по компетенциям и другим важным показателям.

На этапе внедрения оценивание перемещается во внешнее поле: происходит оценивание определенной группы студентов, зачастую не всегда можно прогнозировать действия пользователей, которые меняют сам характер задания, или ставят какие-то вопросы там, где нам все кажется очевидным. По результатам этапа внедрения происходит анализ проблемных моментов, требующих переработки или улучшения.

На этапе апробации тесты и задания выпускаются в открытый режим, и на большой выборке можно сопоставить слабые и сильные стороны всего процесса.

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что для внедрения эффективного интерактивного контроля и оценивания, в первую очередь, нужно помнить об академической культуре, которая транслирует необходимость уважения к авторским разработкам коллег из педагогического сообщества и негативно относится к различного рода компиляциям и плагиату. Здесь можно пересмотреть со своей авторской позиции педагогические цели: переформулировать задания, поставив собственные условия, комбинировать виды, форматы, тренировку различных компетенций. Однообразие скучно для всех участников педагогического процесса. Необходимо помнить о том, что примитивные тесты и задания никому не интересны, и тем более, они не способствуют учебному процессу.

Литература:

1. Азанова, А.Е. Цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся / А.Е. Азанова, А.А. Гущина. - Текст: // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. - С. 54-56. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15754 / (дата обращения: 04.11.2021).

2. Боцоева А.В., Мосина О.А. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 51-55.

3. Боцоева А.В., Галкин В.Н., Титоренко М.Ф. О проблемах и перспективах перехода на формат онлайн-обучения в высшей школе: контекст рисков и возможностей // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 47-51.

4. Боцоева А.В., Лазаренко Л.А., Титоренко М.Ф. Проблема применения интерактивных педагогических технологий в междисциплинарном образовательном пространстве социально-гуманитарного блока дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 65-69.

5. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 54-66.

6. Гнатышина Е.А., Гордеева Д.С., Рябчук П.Г., Корнеев Д.Н. Профессиональная самоидентификация преподавателя педагогической высшей школы: ценности и мотивация // Вестник ЮУрГГПУ. - 2019. - №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.09.2021).

7. Гнатышина Е.А., Гордеева Д.С., Якупов В.Р., Матвеева П.А., Матвеев В.В. Истоки проблем самоидентификации современного преподавателя // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.10.2021).

8. Диривянкина О.В. Психологические характеристики и педагогические условия реализации эвристически организованной учебно-познавательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 5. - С. 188.

9. Лейбина А.В., Шукурян Г.А. Способы повышения эффективности онлайн-образования (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. - 2020. - Том 9. - № 3. - C. 21-33. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.20200900302

10. Сергеев П.В. Оценивание учебных достижений учащихся при работе в цифровой образовательной среде // Педагогические измерения. - 2020. - №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.