Научная статья на тему 'Комплекс ГТО'

Комплекс ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2055
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс ГТО»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»

№4/2015

ISSN 2410-700X

акмеологического, здоровьесберегающего и личностного подходов создадут условия для сравнения результатов различных групп обучающихся, занимающихся плаванием - это группы здоровья, основные группы и группы обучающихся, занимающихся в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А. Ю., Бражникова А. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения понятий «социализация» и «самореализация» в плавании // Кризис XXI века: вчера, сегодня, завтра: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Саратов, 25 нояб. 2014 г.) ; в 2х ч. Ч. 1. Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С.22-24.

2. Головко С.А., Козырева О.А. Детерминация возможностей исследования социализации и самореализации личности спортсмена в плавании //Наука и современность:сб.ст. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна,2014.С.134-135.

3. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.

4. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.

5. Новотный И. В., Козырева О. А. Некоторые нюансы и возможности уточнения понятий «социализация» и «самореализация обучающихся в плавании» // Роль науки в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 марта 2015 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 134-136.

© Д. С. Васильев, 2015

УДК 796

Данилкина Юлия Алексеевна Москаленко Игорь Сергеевич Орехова Алина Владимировна

alina_1996@rabler.ru

КОМПЛЕКС ГТО Аннотация

Данная работа описывает программу под названием ГТО (Готов к труду и обороне). Она описывает её назначение, краткую характеристику и показывает различия между новой программой и старой.

Ключевые слова физическая культура, комплекс ГТО, спорт ГТО, или «Готов к труду и обороне» - это программа физической и культурной подготовки, которая существовала в общеобразовательных, спортивных, профильных и профессиональных организациях Советского Союза.

Предпосылки возникновения ГТО появились в послереволюционный период, когда наша страна столкнулась с двумя серьезными проблемами. Первая - Советский Союз был окружен со всех сторон чужими идеологически государствами. Вторая - гражданская война. Чтобы противостоять противникам как вне, так и внутри станы, нужны были сильные военные. Дисциплина, порядок и хорошая физическая подготовка -важные качества для любого военного, а их основой является спорт. Уже через год после революции Центральным Комитетом был издан декрет, который предполагал обязательное обучение военным делам. Этот декрет стал основой для развития ряда спортивных организаций. Для ГТО он также стал предпосылкой, и создание комплекса было делом времени. Военизированный уклон ГТО, акцент на военных видах спорта, также обусловлен привязкой к военному делу. [3]

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Началом программы «Готов к труду и обороне» принято считать принятие в 1931 году программы ГТО, которая состояла из двух частей. Первая часть была ориентирована на учащихся средней школы и называлась «Будь готов к труду и обороне СССР». В этой части было создано четыре возрастных ступени. Вторая часть - «ГТО» была ориентирована на учащихся старше 16 лет и на обычное население, она охватывала три ступени. С развития ГТО менялись нормативы программы, к примеру, спустя три года после создания ГТО появился комплекс БГТО («Будь готов к труду и обороне»), который также был изменен в 1940 году. В дальнейшем изменения вносились каждые 5-8 лет, до тех пор, пока в 1972 году не был утвержден последний физкультурный комплекс программы. В итоге, было принято пять ступеней ГТО, для каждой их которых были созданы свои требования. Самая первая ступень - «Смелые и ловкие» охватывала детей 10-13 лет. Вторая ступень - до 15 лет, третья - от 16 до 18, четвертая ступень различалась для мужчин и женщин. Для мужской части населения - 19-28 лет и 29-39, женщины - до 34 лет. Пятая, последняя ступень ГТО - от 40 до 601 для мужчин и от 35 до 55 - для женщин. Кроме того, в этом же году был принят военно-спортивный комплекс ГТО для военных, который соответствовал четвертой ступени.[3]

Вместе с развитием ГТО увеличивалось и число людей, занимавшихся спортом. Так, к примеру, за десять лет, с 1931 по 1941 года число людей, сдавших нормы ГТО первой степени, составляло 6 миллионов человек, вторую степень сдали около 100 тысяч. А уже к 1948 году людей, вовлеченных в спорт, было 7 миллионов. Эта цифра резко возросла к 1977 году, когда в стране нормы ГТО выполнили более 52 миллионов человек.

Эта система просуществовала ровно 60 лет, с 1931 по 1991 год. 11 июня 2014 года Президент России издал постановление, которое возобновляет забытый на 23 года комплекс. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян.

Для правильного анализа программ, мы решили проанализировать нормы ГТО 1972 года и 2015. [1,2] (Рисунок №1,2)

Таблица наглядно демонстрирует различия между старой и новой программами. Перовое отличие заключается в том, что раннее дети от 16 до 18 попадали под третью возрастную ступень, сейчас же они попадают под пятую. Это связанно с тем, что теперь дети начинаю принимать участие в соревнованиях с 6 лет. Данное нововведение, увеличило число возрастных ступеней до 11. Второе и, по своей сути, самое важное отличие заключается в том, что появились новые виды упражнений, а некоторые виды были исключены из перечня. Данное отличие включает в себя и нормативы, которые были усложнены и наоборот, облегчены.

У обеих программ осталась одна и та же задача. Все нормативы направлены на развитие всех групп мышц, увеличение выносливости, координации, умения рассчитывать свои силы и потенциал. Эта задача и стала толчком для возвращения ГТО, ведь, несмотря на усилия по продвижению ценностей здорового образа жизни, сейчас многие дети имеют хронические заболевания. Для решения этой проблемы Президент РФ Владимир Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка. Президент также предложил вносить оценку уровня физической подготовки в аттестат и учитывать её при поступлении в ВУЗы. [4]

Список использованной литературы

1. http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1131539

2. http: //www.gto -normy.ru/normy-gto -dlya-shkolnikov/#5-stupen

3. http://gto-normativy.ru/gto-sssr/

4. http://www.aif.ru/dontknows/1231297

© Ю.А. Данилкина, И.С. Москаленко, А.В. Орехова, 2015

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 796

Данилкина Юлия Алексеевна Москаленко Игорь Сергеевич Шульгов Юрий Иванович

milakovdor@mail.ru

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ

Аннотация

Статья посвящена вопросам оздоровительной физической культуры. Исследования показали, какое влияние оказывает оздоровительная физическая культура на организм человека.

Ключевые слова физическая культура, здоровье, спорт Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности; часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[1,2]

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.[3]

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р.Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 20003000 ккал в неделю).[4]

Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса центральной нервной системы, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу ("мышечный насос"), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.

Согласно "энергетическому правилу скелетных мышц" И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.