спортсмена, занимающегося вольной борьбой // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1. С. 75-81.
8. Козырева О. А., Недзельская О. А. Особенности и условия социализации подростков как модель гуманизации современного образования // Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction : mater. of the V int. sc. conf., May 15-16, 2014. Prague: Sociosféra-CZ. P. 73-75.
9. Недзельская О. А., Козырева О. А., Петухова Н. А. Возможности и специфика самореализации подростков в ДЮСШ // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: науч.-метод. сб. Вып. I ; гл. ред. И. В. Романова. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. С. 44-46.
10. Горбунова А. С., Недзельская О. А., Козырева О. А. Возможности детерминации социализации и самореализации личности в спорте // Мир на пороге новой эры. Как это будет?: матер. II междун. науч.-практ. конф. (20 сентября 2014 г.) ; отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С. 49-50.
© О. А. Недзельская, 2015
УДК 796
Орехова Алина Владимировна Москаленко Игорь Сергеевич Шульгов Юрий Иванович
СПОРТИВНЫЙ ДОПИНГ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
История допинга в спорте и его влияние на организм.
Ключевые слова физическая культура, спорт Допинг - этот термин имеет употребление в спорте по отношению к наркотическим веществам, но к любым веществам природного или синтетического происхождения, которые применяются спортсменами для искусственного, принудительного повышения работоспособности в период учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Такие вещества могут резко поднимать на короткое время активность нервной и эндокринной систем и мышечную силу, к ним также относятся препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после воздействия нагрузок на мышцы. В зависимости от вида спорта они могут обладать совершенно различными и даже противоположными фармакологическими действиями: от психостимулирующего до транквилизирующего, от моченного до кардиотропного влияния. Огромное количество лекарственных средств имеют статус запрещенных для спортсменов во время соревнований. Современная концепция в области борьбы с допингом в спорте высших достижений приведена в Антидопинговом Кодексе ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство). ВАДА каждый год издает список запрещенных препаратов для спортсменов и новые версии так называемых стандартов: международный стандарт для лабораторий, международный стандарт для тестирования и международный стандарт для оформления терапевтических исключений. [1]
Вещества и методы, повышающие работоспособность человека, применялись задолго до того, как в Древней Греции были организованы первые Олимпийские игры, где разнообразные стимуляторы использовались спортсменами для получения лучших результатов. Есть свидетельство, что уже в III в. до н.э. в Греции олимпийцы использовали вещества, улучшающие их результаты. Участник древнегреческих Олимпийских игр считали, что семена кунжута повышают выносливость в беге, а борцу перед схваткой необходимо съесть десять фунтов ягнятины, запив вином со стрихнином. Применялись также некоторые лекарственные растения, семенники убитых животных, употреблявшиеся в пищи, всякие методы заговоров и другие приемы. Употребляли стимулирующие средства и Вавилон, и Древний Египет, которые вели активные военные действия со своими соседями и нуждались в повышении боеспособности воинов, а также,
возможно, спортсменов. В дальнейшем и в Европе стали использовать стимулирующие средства в связи с завоеваниями Александра Македонского и впоследствии - Римской империи. [2]
Само слово «допинг», первоначально использовавшееся для обозначения напитка, который южноафриканские племена принимали во время религиозных ритуалов, в спорте стало применяться в 1885 году. Впервые термин «допинг» применили по отношению к спортсменам, принимавшим стимуляторы во время соревнований по плаванию в Амстердаме. Впрочем, имеются и другие данные, согласно которым, словом «допинг» уже в первой половине XIX в. называли наркотические вещества, которые давали лошадям, участвующим в конных скачках в Англии. В 1886 году на соревнованиях по велосипедному спорту была зафиксирована первая смерть одного из участников заезда - англичанина Линтона, последовавшая из-за применения им допинга во время гонки по маршруту Париж - Бордо.
Первой международной федерацией, которая стала активно бороться с использованием допинга, оказалась Международная федерация легкой атлетики. Еще в 1928 г. она запретила использование стимуляторов. Другие федерации последовали ее примеру. Однако серьезного результата это не давало, поскольку отсутствовала система контроля за применением допинга.
Следует отметить, что допинг это обобщенный термин для стимулирующих веществ. Согласно определению медицинской комиссии Международного Олимпийского комитета(МОК), допингом считается введение в организм спортсменов любым путем фармакологических препаратов, искусственно повышающих работоспособность и спортивный результат. Применительно данному определению, допингом препарат может считаться лишь в том случае, если он сам или продукты его распада могут быть определены в биологических жидкостях организма с высокой степенью точности и достоверности. В довершении всего к допингам относят и различного рода манипуляции с биологическими жидкостями, производимые с теми же целями.
Существующий список запрещенных препаратов ежегодно пересматривается медицинской комиссией МОК и дополняется новыми средствами. Международные спортивные федерации имеют и собственные дополнительные списки допинговых средств. В настоящее время запрещенный список ВАДА включает 11 групп допинговых препаратов и перечень запрещенных манипуляций и методов. В данный момент к допинговым средствам относят препараты следующих 5 групп[3]:
1. Стимуляторы(стимуляторы центральной нервной системы, симпатомиметики, анальгетики)
2. Наркотики (наркотические анальгетики)
3. Анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства
4. Бета-блокаторы
5. Диуретики.
В зависимости от вида спорта, они могут обладать совершенно различными действиями: от психостимулирующего до транквилизирующего; от мочегонного до кардиотропного влияния. Однако с точки зрения достигаемого эффекта спортивные допинги можно условно разделить на две основные группы:
1. Препараты, применяемы непосредственно в период соревнований для кратковременной стимуляции работоспособности, психического и физического тонуса спортсмена.
2. Препараты, применяемые в течение длительного времени в ходе тренировочного процесса для наращивания мышечной массы и обеспечения адаптации спортсмена к максимальным физическим нагрузкам.
В первую группу входят разнообразные средства, стимулирующие центральную нервную систему:
1. Психостимулирующие средства (или психомоторные стимуляторы): фенамин, центедрин (меридил), кофеин, сиднокраб, сиднофен; близкие к ним симпатомиметики: эфедрин и его производные, изадрин и другие;
2. Аналептики: коразол, кордиамин, бемегрид;
3. Препараты, возбуждающе действующие преимущественно на спиной мозг: стрихнин[4].
К этой же группе относятся некоторые наркотические анальгетики со стимулирующими или седативным (успокаивающим) действием: кокаин, морфин и его производные, включая промедол, омнопон, кодеин, дионин, а также фентанил, эстоцин, пентазоцин (фортрал), тилидин, дипидолор и другие. Во вторую группу допинговых средств входят анаболические средства (АС) и другие гормональные анаболизирующие
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
средства. Кроме этого, существуют специфические виды допингов и других запрещенных фармакологических средств:
1. Средства, улучшающие координацию движений и нормализирующие сердцебиение и кровеносное давление: бета-блокаторы, алкоголь;
2. Средства, способствующие уменьшению веса, ускорению выведения из организма продуктов распада анаболических стероидов и других допингов - различные диуретики (мочегонные средства);
3. Средства, обладающие способностью маскировать следы анаболических стероидов во время поведения специальных исследований по допинг - контролю.
Из всех перечисленных препаратов, наибольшее распространение среди культуристов и тяжелоатлетов получили анаболические стероиды (АС).
К допинговым методам относятся:
1. Кровяной допинг - использование продуктов, которые расширяют прием, поступление или доставку кислорода, т.е. эритропоэтины, модифицированный гемоглобин, продукты заменителей гемоглобина, основанные на крови, продукты гемоглобина в микрокапсулах, перфлюохимикаты и эфапроксирал.
2. Генный метод - нетерапевтическое использование генов, генных элементов и/или клеток, которые могут улучшить спортивный результат.
Все виды физической деятельности подразделяются по интенсивности нагрузок на очень высокие, высокие, средней и низкой интенсивности. Это соответствует квалификации спортсменов экстра-класса, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, разрядников и т.д. Разумеется, что и требования к этим лицам, их подготовленность, питание и фармакологическое обеспечение будут различными. Однако все они имеют пределы своих возможностей, которые ограничивают физическую работоспособность человека. Для того чтобы увеличить свою выносливость, скорость, силу, координацию с учетом интенсивности физических нагрузок спортсмены и стали прибегать к допингу. Но не следует забывать, что в зависимости от вида спорта и интенсивности нагрузок каждый допинг действует на организм по-разному. [5]
Родственные виды спорта Допинг Осложнения
Тяжелая атлетика, метания, культуризм, спринтерские дистанции в легкой атлетике, плавании, конькобежном спорте, лыжных гонках. Анаболические стероиды, соматотропин, гонадотро-пин, амфетамины, диуретики и др. Резкие изменения: обмена веществ, гормонального профиля, маскулинизация у женщин и вирилизация у мужчин
Бег, плавание, лыжные гонки, велосипедные гонки, конькобежный спорт (длинные дистанции). Анаболические стероиды, соматотропин, гонадотропин, кровяной допинг, психостимуляторы и др. Потеря ориентации и сознания, смертельные исходы, нарушения гормонального статуса и др.
Футбол, баскетбол, регби, бейсбол, хоккей с мячом и с шайбой, гольф и др. Алкоголь, кокаин, героин, амфетамины, марихуана и др. Летальные исходы, потеря сознания, токсические эффекты.
Прыжки в высоту, прыжки в воду, фигурное катание, гимнастика, фехтование и др. Алкоголь, наркотические аналгетики, транквилизаторы, бета-блокаторы и др. Наркотическая зависимость, алкоголизм и др.
Все виды борьбы, бокс, восточные единоборства и др. Наркотические аналгетики, марихуана, алкоголь. Лекарственная зависимость, наркомания и др.
Обнаружение допинга грозит спортсмену суровыми наказаниями, вплоть до полного отлучения от спорта. При первом выявлении запрещенных средств (за исключением симпатомиметических препаратов, таких как эфедрин и его производные) он дисквалифицируется на 2 года, при повторном - пожизненно. В случае приема симпатомиметиков в первый раз - дисквалификация на 6 месяцев, во второй на 2 года, в третий - пожизненно. При этом наказанию подвергается также тренер и врач, наблюдавший за спортсменом.
Применение в качестве допинга каких-либо средств, официально отнесенных к наркотическим, влечет соответствующие административные и уголовные наказания. В настоящее время в законодательные органы страны внесены предложения о введении уголовного наказания за прием анаболических стероидов без медицинских показаний, или склонение к их приему.
Список использованной литературы: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Допинг
2. http://www.velomania.ru/2013/05/06/print:page,1,sportivnyjj_doping_klassifikacija_i_vozdejjstvie.html
3. http://www.shooting-ua.com/antistimulant.htm
4. Медицинская энциклопедия, -М.:КРОН-ПРЕСС, 2009.
5. Базулько А.С. Биохимические основы спортивной мышечной деятельности: Учебное Пособие для вузов, 2007.
© А.В. Орехова, И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов, 2015
УДК 796
Орехова Алина Владимировна Данилкина Юлия Алексеевна Москаленко Игорь Сергеевич
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ГТО Аннотация
Данная работа описывает методику разработки нормативов ГТО.
Ключевые слова физическая культура, ГТО, спорт
Под нормой в физическом воспитании понимают результат, позволявший классифицировать людей, занимающихся спортом, к одной из групп.
В практике физического воспитания для оценки уровня физической подготовленности человека используют различные виды норм. Следует, однако, подчеркнуть, что те или иные виды норм являются следствием использования одного из критериев уровня физической подготовленности. В настоящее время наиболее обоснованы три вида норм: должные, сопоставительные и индивидуальные. Должные нормы соответствуют критерию, основу которого составляют требования деятельности. Сопоставительные нормы учитывают процент лиц, которым доступна та или иная норма или время, необходимое для освоения проверочных упражнений. Индивидуальные нормы дают сравнительную характеристику показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях.
Е.Я. Бондаревский рекомендует в основу построения нормативных требований программ по физической культуре положить следующие принципы: "должных величин", "цикличности" норм, реального учета уровня физического развития (доступности), "поразрядной дробности" (дифференцированной системы оценки результатов), "единых шкал". Согласно утверждениям автора, построение нормативных требований в физическом воспитании на основе изложенных принципов позволит:
1. Обеспечить преемственность в системе физического воспитания.
2. Дать четкое научное обоснование нормативного содержания.
3. Определить задачи каждого звена системы физического воспитания.
4. При разработке нормативов учитывать современные требования жизни, спортивной и военной деятельности.[4,6]
Ю.К. Демьяненко предлагают разрабатывать нормативы по физической культуре для лиц различного возраста на основе анализа 10% лучших результатов в каждой возрастной группе. При этом за уровень оценки "отлично" в каждой группе принимаются результаты младших по возрасту занимающихся, за оценку "хорошо" - результаты, соответствующие началу интервала последующей возрастной группе. Оценка "удовлетворительно" выставляется, исходя из средних значений результатов занимающихся, старших в данной возрастной группе.[7]
Е.Я. Бондаревский предложил в качестве должных учебных нормативов студентов требования Наставления по физической подготовке для военнослужащих 1-го года службы. [3,5]