Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
УДК 796
Данилкина Юлия Алексеевна Москаленко Игорь Сергеевич Шульгов Юрий Иванович
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ
Аннотация
Статья посвящена вопросам оздоровительной физической культуры. Исследования показали, какое влияние оказывает оздоровительная физическая культура на организм человека.
Ключевые слова физическая культура, здоровье, спорт Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности; часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[1,2]
Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.[3]
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р.Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 20003000 ккал в неделю).[4]
Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса центральной нервной системы, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу ("мышечный насос"), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.
Согласно "энергетическому правилу скелетных мышц" И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.
Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии.
В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения "пика" спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность.^]
Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов.
С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения.
Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. [6]
Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.
Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.[7]
Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Список использованной литературы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическая культура
2. Федеральный закон Российской Федерации от 4.12. 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
3. ttp://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj -obraz-zhizni-zozh/
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
4. Белорусова В.В. Физическое образование. - М.: Логос, 2003. - С. 128
5. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Спб.: Нева, 2003. - С. 226
6. Ращупкин Г.В. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004. - С. 163
7. Физическая культуры./Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. - С. 191
© Ю.А. Данилкина, И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов, 2015
УДК 364+37.013.42
Кочьян Лали Мурмановна ,магистр социальной работы, преподаватель кафедры социальной работы, рекламы и социального права Российский государственный социальный университет, филиал
Г. Сочи, Российская Федерация E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация
Осуществлен сравнительный анализ теоретико-методологических обоснований социальной защиты детства в социальной работе и социальной педагогике.
Ключевые слова
Социальная защита детства, социальная работа, социальная педагогика, теоретико-методологическое обоснование.
Социальная защита детства относится к числу приоритетных направлений социальной политики Российского государства и находится в центре исследовательского внимания и практической деятельности представителей разных социально ориентированных профессий - социальных работников, социальных педагогов, социологов, медиков, психологов, правоведов, - каждая из которых вносит посильный вклад в решение проблемы в рамках дисциплинарной специфики. Вместе с тем, анализ специальной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности теоретико-методологических аспектов защиты детства как крупной социальной проблемы, которые служат научным и инструментальным фундаментом проведения эффективной социальной политики в отношении несовершеннолетних и оказания им разносторонней и действенной помощи и поддержки.
С этой точки зрения, по мнению автора статьи, значительный интерес представляет сравнительный анализ изучения теоретико-методологических основ защиты детства в социальной работе и социальной педагогике, как наиболее близких, но не идентичных, специальностях, предметно занимающихся проблемами защиты детей в теории и на практике. Исследование проблемы под таким углом зрения, по принципу дополнительности, одного из важнейших методологических и эвристических принципов науки, будет способствовать углублению научной теории социальной защиты детства.
К числу проблем, требующих всестороннего осмысления, относятся практически все базовые компоненты теории и методологии социальной защиты детства: понятийно-категориальный аппарат, объектно-субъектная сфера, подходы, формы, принципы, методы, функции, модели. С учетом необъятности объекта исследования [2, с. 5], как социальной защиты населения в целом, так и социальной защиты детства в частности, рассмотрим лишь некоторые из них.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что при всей несомненной специфике социальная защита детства выступает в качестве подсистемы комплексной системы социальной защиты населения в России, которая относится к числу собственных категорий теории социальной работы [8, с. 86]. Содержание и характеристики этой системы отражены в исследованиях известных российских специалистов в области социальной работы: Н.Ф. Басова, С.И. Григорьева, А.М. Гулиной, В.И. Жукова, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой и др. Не