Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИЯ "R5 - ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ", КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФЕССИЮ'

КОМПЕТЕНЦИЯ "R5 - ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ", КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФЕССИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧЕМПИОНАТ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л.А., Лысак О.Г.

В статье рассматривается роль чемпионата WorldSkills по компетенции «R5 - Преподавание технологии» в профессиональном становлении студентов, будущих учителей технологии. Рассматривается конкурсное задание чемпионата и профессиональные компетенции, которые необходимы студентам для успешного участия в чемпионате и дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л.А., Лысак О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE "R5 - TEACHING TECHNOLOGY", AS THE FIRST STEP IN THE PROFESSION

The article discusses the role of the WorldSkills championship in the competence «R5 - Teaching technology» in the professional development of students, future teachers of technology. The competition task of the championship and professional competencies that are necessary for students to successfully participate in the championship and further professional activity are considered.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИЯ "R5 - ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ", КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФЕССИЮ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 372.862 КУЗНЕЦОВА Л.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: Kuznetsova2011.orel@yandex.ru ЛЫСАК О.Г.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: lisak.1970@mail.ru

UDC 372.862 KUZNETSOVA L.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Technology and Enterprise of Orel State University E-mail: Kuznetsova2011.orel@yandex.ru

LISAK O.G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Technology and Enterprise of Orel State University E-mail: lisak.1970@mail.ru

КОМПЕТЕНЦИЯ «R5 - ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ», КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФЕССИЮ COMPETENCE «R5 - TEACHING TECHNOLOGY», AS THE FIRST STEP IN THE PROFESSION

В статье рассматривается роль чемпионата WorldSkills по компетенции «R5 - Преподавание технологии» в профессиональном становлении студентов, будущих учителей технологии. Рассматривается конкурсное задание чемпионата и профессиональные компетенции, которые необходимы студентам для успешного участия в чемпионате и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: преподавание технологии, чемпионат по стандартам WorldSkills, учитель технологии, компетенции.

The article discusses the role of the WorldSkills championship in the competence «R5 - Teaching technology» in the professional development of students, future teachers of technology. The competition task of the championship and professional competencies that are necessary for students to successfully participate in the championship and further professional activity are considered.

Keywords: technology teaching, WorldSkills standards championship, technology teacher, competencies.

Преподавание технологии - исключительная профессиональная сфера школьного образования. Учитель технологии это учитель-уникум. Он может с лёгкостью объяснить и наглядно показать, как работает металлообрабатывающий станок, как сшить юбку, приготовить ужин или собрать робототехнический набор.

У учителя технологии «золотые руки», он может всё и может научить этому школьника, научить всему, с чем ему придётся столкнуться в быту. Как починить смеситель на кухне, забить гвоздь, сварить суп, поставить латку на одежду, как работать с разными материалами: древесиной, металлом, тканью, продуктами питания, бумагой и т.д.

Преподавание технологии - самая практико-ориентированная педагогическая специальность. Поэтому подготовка будущего учителя технологии должна быть довольно информационноёмкой, студенты должны овладеть знаниями не только по методике преподавания технологии, но и сформировать основные представления о современных способах преобразования материального мира [2].

Становление и развитие педагогического профессионализма будущего учителя технологии происходит через овладение компетенциями, заложенными в стандарте профессии. Современное образование постоянно преобразуется под влиянием изменяющихся условий

жизни, развитием технологий и инноваций. Одним из способов проверки уровня подготовки студентов, будущих учителей технологии может стать их участие в чемпионате по стандартам WorldSkills.

Согласно стандарту WoridskШs, будущий учитель технологии должен быть профессионально подкован как в гуманитарной и естественнонаучной области, так и в области предпринимательской деятельности. Поскольку именно профессиональные качества учителя технологии позволяют освоить и научиться решать задачи как технологического, так и производственного характера.

Внедрение в технологическое образование таких новых направлений как «Робототехника», «3D - моделирование и программирование», «\ГЯ и АБ реальность», «Нанотехнологии» и др., а также открытие «Точек роста», требуют новой, более современной подготовки будущего учителя технологии, позволяющей школьникам изучить перспективы новых профессий и специальностей.

Компетенция «Я5 - Преподавание технологи», появилась не так давно в 2017 году, пакет документации для неё был разработан специалистами и экспертами ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета.

Техническое задание по компетенции

© Кузнецова Л.А., Лысак О.Г. © kuznetsova l.a., Lisak O.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (91), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 91. 2021

«Преподавание технологии предполагает выполнение четырёх модулей включающих задания, отражающие основные компетенции необходимые в профессиональной деятельности учителя:

- разработка интерактивного сценария урока по технологии с использованием электронных образовательных ресурсов и демонстрация его фрагмента.

- организация проектной работы обучающихся.

- разработка внеурочного мероприятия с использованием цифровых ресурсов и демонстрация его фрагмента.

- разработка 3D-модели для проведения практической работы с обучающимися.

- разработка поурочного тематического планирования по одному из разделов программы.

- анализ урока по технологии с последующим составлением плана профессионального развития.

- разработка методических указаний по использованию оборудования (конструктора, технического набора и пр.) на основе первоначального знакомства и анализа его возможностей» [1].

Представленные основные виды профессиональной деятельности учителя технологии стали определяющими при разработке конкурсного материала задания. В задании отражена направленность педагогической деятельности учителя технологии, которая по своей сути во многом практико-ориентирована, учитель должен уметь организовать практическую, проектную, внеурочную деятельность. Выполнение заданий позволяет оценить коммуникативные и организаторские компетенции участника чемпионата, позволяет увидеть его способности к общению, демонстрации, владению аудиторией, выстраиванию взаимодействия с обучающимися [3].

Стандарт Worldskills по компетенции «Учитель технологии» одним из ведущих направлений деятельности будущего учителя выделяет ознакомление школьников с современными направлениями технологий. К ним можно отнести такие направления, как: «Образовательная робототехника», «Промышленный дизайн», «3D-моделирование и программирование», «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности», «Геоинформационные технологии», «Программирование беспилотного летательного аппарата на основе программы Python». Данные направления входят в состав компетенции блока FutureSkills - через них школьники знакомятся с профессиями будущего, узнают новые перспективные направления профессиональной подготовки.

В сентябре 2020 года кафедра технологии и предпринимательства Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева презентовала компетенцию R5 «Преподавание технологии» в рамках IV Вузовского отборочного чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

В связи с эпидемическими ограничениями чемпионат проходил в дистанционном формате на базе технопарка «Кванториум». Главным экспертом на площадке была Хапаева С.С.

В чемпионате приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Технология и экономика) и 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Технология). За два конкурсных дня студенты выполнили задания четырёх модулей отражающих основные направления профессиональной подготовки учителя технологии.

Конечно, приобщение студентов к подобным мероприятиям должно иметь системный характер, позволяя сильным студентам проявить себя, а слабым будет на кого равняться. Подготовка к чемпионату должна найти отражение в корректировке программ дисциплин профессиональной направленности, с учётом конкурсных испытаний. Во время учёбы и занятий по подготовке студентам надо давать задания направленные на развитие способности к импровизационной деятельности во время урока или внеурочного занятия, это качества необходимо, поскольку конкурсные испытания подразумевают элемент неожиданности, когда участнику надо выполнить задание по определенному набору материалов. Участие в чемпионате значительно расширяет кругозор участников, обогащает их политехнические и технологические знания. Во время выступления участники совершенствуют свои навыки к коммуникации, ставят профессиональную речь, развивают способности владения технической и технологической терминологией. Развивают свои актёрские таланты, отрабатывают практические навыки публичного выступления, ораторских способностей.

Соответствие будущего учителя технологии стандарту WoridskШs требует от образовательной организации серьезной профессиональной подготовки его в естественнонаучной и гуманитарной предметной (образовательной) областях. Именно от компетенций учителя технологии зависит возможность научить учащихся решению современных производственных и технологических задач: проектных, конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских. Он сопровождает ученика от этапа создания проекта до реализации уже готового продукта с развитием у школьников предпринимательских навыков и способностей на основе инициативного и инновационного творчества. Особое место занимает соблюдение правил безопасного труда с требованиями охраны труда, сани- тарных и гигиенических норм.

Для успешной подготовки будущих учителей технологии в вузе должна быть направлена на овладение ими способностями:

- организовывать рабочее пространство и рабочий процесс в учебной мастерской с перспективными направлениями развития технологического образования: робототехника, нанотехнологии, альтернативная энергия, АБ и \гЯ-технологии, 3D-моделирование, беспилотные аэротехнологии и др. (знание о назначении технического оборудования, владение им; соблюдением правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований; знание возрастных и индивидуально-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

типологических особенностей обучающихся; знание технологий и методов работы в учебных мастерских; соблюдение правовых, нравственно-этических норм и требований деонтологии);

- преподавать технологию по основным общеобразовательным про- граммам: начальное, общее и среднее образование с новыми учебными курсами «Промышленный дизайн», «Геоинформационные технологии», «Основы программирования на языке Python на примере программирования беспилотного летательного аппарата», «VR-AR и 3D моделирование» (знание психолого-педагогических и организационно-методических основ организации технологического обучения в школе; владение традиционными и современными технологиями обработки конструкционных и художественных материалов, энергии и информации; осуществление отбора учебного материала для урока с учетом возрастных особенностей детей по овладению ими предметно-практической и проектно-технологической деятельности на всех этапах обучения; умение разработать рабочую программу по технологии в соответствии с требованиями ФГОС; умение планировать, организовывать и анализировать разные типы работ на уроке технологии, в том числе достижения школьников);

- организовывать внеурочную деятельность школьников технико- технологической направленности с элементами творчества в технопарке «Кванториум. Знать и уметь применять психолого-педагогические и методические основы организации внеурочной работы со школьниками технико-технологической направленности. Знать и владеть содержанием, формами и методами организации внеурочной работы по технологии; уметь планировать и реализовывать проектную и исследовательскую деятельность учащихся с элементами творчества. Уметь планировать, организовывать и ана-

лизировать занятия внеурочной деятельности технико-технологической направленности; уметь развивать у школьников универсальные учебные действия в продуктивной деятельности;

- методически обеспечивать преподавание технологии с внедрением STEM-технологии (знание современных подходов к содержанию и методике преподавания; преподавание технологии с учетом психолого-педагогических, гигиенических и методических требований; умение подготовить дидактических или иной материал для урока технологии с применением средств ИКТ);

- способность к самообразованию и профессиональной рефлексии (владение основными формами самоанализа профессионального опыта; умение осуществлять исследовательскую деятельность с применением инновационных педагогических и технологических методик; умение осуществлять коммуникацию и работать с группами, поддержка профессионального сообщества).

Итоги участия в чемпионате позволили сделать определенные выводы, касающиеся подготовки будущих учителей технологии в вузе. Она должна быть направлена на овладение и совершенствование таких компетенций как:

- преподавание предмета «Технология» по основным образовательным программам, включая современные направления технологического образования;

- создание образовательной среды в учебной мастерской, включая перспективные технологии и направления технологического образования;

- организация внеурочной деятельности школьников с элементами творчества на базе детских домов творчества, технопарков «Кванториум» и т.д.;

- умение внедрять в образовательный процесс цифровые и STEM-технологии.

Библиографический список

1. Конкурсное задание. Компетенция «Преподавание технологии» https://www.ntspi.ru/upload/Конкурсноеo/o20задание_птpdf

2. Лесин С.М. Проблемы проектирования и организации конкурсных заданий по компетенции «Учитель технологии» для проведения вузовских чемпионатов по стандартам World Skills Russia / С. М. Лесин. — Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). М.: МГПУ, ООО «АПриор», 2018. С. 36-46.

3. Хентонен А.Г. Подготовка будущих учителей технологии в условиях применения стандартов Worldskills/ А.Г.Хентонен, Э.О.Мищерин -Актуальные проблемы преподавания предметной области «Технология» в условиях инновационного развития образования : Материалы XII Международной научно-практической конференции (21-22 ноября 2019 г) / науч. ред. Н.В. Зеленко; отв. ред. И. В. Герлах. Армавир: РИО АГПУ, 2019. - с. 241-245.

References

1. Competitive task. Competence " Teaching technology». https://www.ntspi.ra/upload/Конкурсное%20задание_птpdf

2. Lesin S.M. Problems of designing and organizing competitive tasks for the competence "Teacher of technology" for conducting university championships according to the standards of World Skills Russia / S. M. Lesin. - Problems of advanced training of workers based on Worldskills standards: Collection of materials of the Interregional Scientific and Practical Conference (March 26-27, 2018, Moscow, GAOU V MSPU). Moscow: MSPU, LLC "APrior", 2018. Pp. 36-46.

3. Hentonen A.G. Training of future teachers of technology in the conditions of application of Worldskills standards / A.G. Hentonen, E. O. Mishcherin-Actual problems of teaching the subject area "Technology" in the conditions of innovative development of education: Materials of the XII International Scientific and Practical Conference (November 21-22, 2019) / scientific ed. N. V. Zelenko ; ed. I.V. Gerlach. Armavir : RIO AGPU, 2019 Pp. 241-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.