Научная статья на тему 'Компетенции и социально-эмоциональное развитие'

Компетенции и социально-эмоциональное развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетенции и социально-эмоциональное развитие»

КОМПЕТЕНЦИИ

И СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Н. Н. Найденова

В современном мире проблема формирования общей функциональной грамотности у всех обучающихся на разных ступенях обучения и разных видов профессионального обучения становится очень актуальной и прежде всего в системах непрерывного и профессионального образования. Устойчивое развитие общества возможно, если все члены общества обладают общей функциональной грамотностью, профессиональными компетенциями, социально-эмоциональным интеллектом. В современном понимании социальноэмоциональный интеллект надо развивать на протяжении всей жизни, как и поддерживать общую функциональную грамотность на определенном уровне. Профессиональные компетенции могут изменяться на протяжении всей жизни, так как человеку свойственно менять свои профессиональные занятия. Поэтому очень важно определиться с этими понятиями, как это принято в мировом образовательном пространстве. Профессиональные компетенции жестко привязаны к профессии, поэтому не являются тем общим, что развивается непрерывно на всех ступенях обучения от дошкольника до обучающихся третичного возраста. Следовательно, особое внимание следует уделить именно формированию общей функциональной грамотности и социально-эмоциональному развитию.

Понятно, что в образовательных организациях профессионального образования при большом разнообразии специальностей требуются и различные инструментарии измерения общей функциональной грамотности и социально-эмоционального развития, причем обучающий и обучающийся должны владеть общей функциональной грамотностью и быть нравственными в одинаковой степени, как минимум. И не только быть нравственными и компетентными в своей профессии, а владеть всеми типами общей функциональной грамотности, уметь управлять своими эмоциями и быть своим в социуме, где человек живет, работает и учится на протяжении всей жизни.

Качество образования зависит от множества факторов и формируется на основе разных знаний, умений и компетенций. В процессе профессионального образования необходимо ориентировать студента на: (а) персональное развитие ментальных и физических способностей; (б) уважение прав человека и гражданских свобод; (в) признание идентичности по языку, национальности, культуре, традициям и ценностям; (г) развитие толерантности к религии, равенству полов, свободе взглядов, местным обычаям, национальным особенностям; (д) заботу о сохранении окружающей среды. Таким образом, компетентный специалист - это человек, имеющий: (1) достаточный уровень сформированных профессиональных компетенций; (2) высокий уровень общей функциональной грамотности; (3) соответствующий возрасту и занимаемому месту в обществе уровень социальноэмоционального развития. Образование ведется не только в рамках образовательного учреждения или конкретной группы студентов одной специально-

152

сти, но и вне институциональных рамок: вне групп, специальностей, факультетов или даже учреждений [1; 2].

Содержательная структура общей функциональной грамотности.

Общую функциональную грамотность студента вне зависимости от специальности, на которой он обучается, можно разделить на четыре круга.

Первый круг включает два крупных блока: информационную и математическую грамотность. Без достаточного уровня грамотности по математике и работе с информацией нельзя подготовить успешного студента по любому профилю и любой специальности.

Второй круг состоит из следующих компетенций, которые формирует педагог любого профиля и уделяет им внимание в течение своего предметного обучения: (а) сотрудничество и лидерство внутри группы; (б) критическое мышление, решение проблем и принятие решения; (в) креативность и инновации; (г) социальная, культурная, глобальная и экологическая ответственность; (д) коммуникативность; (е) цифровая и технологическая беглость; (ж) непрерывное образование, личная ответственность и управляемость, благополучие.

Уметь работать в коллективе и руководить маленьким коллективом при решении любой предметной проблемы являются теми умениями, которые оцениваются при оценке качества образования. Поэтому повышение квалификации педагога в вузе должно включать и весь второй круг вне зависимости от дисциплины обучения. Если же посмотреть на кадровый состав вузовских педагогов, то наблюдается лишь обучение по профильным дисциплинам, а функции, которые характеризуют современного студента в мировом образовательном пространстве, выпадают из практики обучения педагога. Так как студент в процессе обучения находится постоянно в социальной, культурной, глобальной и экологической среде, то и развитие ответственности в этих сферах включается в общую функциональную грамотность.

Третий круг включает только предметные области и отдельные дисциплины, включая профессиональную специализацию. В общую функциональную грамотность включены следующие предметные области: чтение, математика, государственный и иностранный языки, естествознание, социальные дисциплины (история и граждановедение прежде всего), художественное образование (музыка, рисование, танец и литература), спортивные дисциплины.

Четвертый круг - (1) занятие научно-исследовательской деятельностью; 2) этические и гражданские ценности; (3) предпринимательский дух.

Измерение этических и гражданских ценностей, а также формирование предпринимательского духа ведется через ситуативные юниты в тесте или посредством анкетирования в той или иной формах. В рамках измерения общей функциональной грамотности оценивание успешности занятий научноисследовательской деятельностью ведется на основании анкетирования студента и преподавателя, включая их экспертные оценки по шкале Лайкерта, обычно с нечетной длиной [3].

Социально-эмоциональное развитие. Среди основных задач социально-эмоционального развития следует отметить следующие: (а) знать, как включаться в социальные отношения, принятые в разных социумах, с

153

которыми приходится взаимодействовать человеку; (б) уметь строить свои социальные отношения как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни; (в) быть эмоционально развитым в соответствии с возрастом и местом в обществе, т. е. понимать собственные эмоции и эмоции других людей с тем, чтобы управлять эмоциями в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми; (г) уметь проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях; (д) уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать свое поведение.

Социально-эмоциональный интеллект состоит из четырех атрибутов: (1) самосознания (человек распознает свои собственные эмоции и знает, как они влияют на его мысли и поведение, знает свои сильные и слабые стороны, т. е. чувствует уверенность в своих силах); (2) самоуправления (человек в состоянии контролировать импульсивные чувства и поведение, управлять своими эмоциями в социальных отношениях, может взять на себя инициативу, выполнить обязательства и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам); (3) общественного сознания (человек понимает потребности и обязанности общественных групп, реагирует на эмоциональные сигналы, чувствует себя комфортно в социуме, развивается в соответствии с динамикой отношений в группе); (4) управления отношениями (человек знает, как развивать и поддерживать хорошие отношения, общаться ясно, вдохновлять и влиять на других людей, хорошо и бесконфликтно работать в команде).

Социально-эмоциональное развитие оказывает сильное влияние на процесс обучения или трудовую деятельность, на физическое и ментальное здоровье человека, на социализацию. Можно определить пять ключевых умений, которыми должен владеть социально-развитый человек: (1) снижать стрессовое воздействие на себя и других людей во время конфликтных ситуаций; (2) строить социальные отношения без стресса, обладая эмоциональной осведомленностью о методах и способах разрешения конфликтных ситуаций; (3) уметь вести невербальное общение; (4) использовать юмор при решении проблем; (5) позитивно решать конфликтные ситуации.

Социально-эмоциональный интеллект отражает те аспекты интеллекта, которые регулируют самопознание и социальную адаптацию. Термин впервые появился в 1985 г. в докторской диссертации Уэйна Пейна [4]. Эмоциональный интеллект является крупнейшим показателем успеха на рабочем месте. Надо сказать, что педагогически это понятие реализуется в России в дошкольном образовании, но практически нет работ по социальноэмоциональному развитию на других ступенях обучения и в целом в непрерывном образовании. Психологически эта тема более развита, чем педагогически, и за рубежом.

Заключение. В рамках современных парадигм развития непрерывного образования для устойчивого развития можно сделать следующие выводы: (а) образование больше не ограничено установленными рамками образовательной организации и осуществляется параллельно или последовательно на конкретных рабочих местах, дома, в сообществах и др., а также может теперь предоставляться общественными, частными и корпоративными организациями; (б) наблюдается существенный рост не только формального

154

образования, но и самообразования как среди взрослых, так и среди молодежи в соответствии с ожиданиями рынка; (в) обучение профессиональным компетенциям и общей функциональной грамотности должно стать более гибким по своей доступности; (г) при обучении следует учитывать культурные, национальные и другие потребности студентов; (д) императив качества образования взрослого человека включает обязательное наличие высокого уровня общей функциональной грамотности помимо его профессиональных компетенций; (е) в современное время социально-эмоциональное развитие человека является актуальнейшей проблемой взрослого образования.

Список литературы

1. Brockett R. G. (1987). A perspective on humanistic research in adult education. Lifelong Learning Forum, 4 (2), 1,3-4.

2. Donovan S., Bransford J. & Pellegrino J. (Eds.) (1999). How People Learn: Bridging Research and Practice. Washington DC: National Academy Press.

3. Найденова Н.Н. Измерение ключевых компетенций в национальных стандартах школьного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 3.

4. Payne W.L. (1983/1986). A study of emotion: developing emotional intelligence; self integration; relating to fear, pain and desire. Dissertation Abstracts International, 47, p. 203A (University microfilms No. AAC 8605928).

155

ФОРМИРУЕТ ЛИ СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ У ОБУЧАЕМЫХ?

И. С. Носова

Одна из современных тенденций - стремление все стандартизировать - отразилась и на российском образовании. Недавно утвержденный профессиональный стандарт [1] педагога раскрывает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, регламентирует уровни квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, указывает пути планирования карьеры, а также служит для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. В основу разработки нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВПО) был положен компетентностный подход, поэтому выпускники высших образовательных учреждений должны обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Так как в каждой специальности прописан целый ряд различных компетенций и ФГОСы ВПО каждой специальности по структуре этих компетенций отличаются, то возникает ряд вопросов. Мы посмотрели перечень компетенций у бакалавров различных специальностей. Так, количество общекультурных компетенций составляет от 14 до17, профессиональных - от 11 (у педагогов [3]) до 35 (реклама и связи с общественностью [2]). Реально ли сформировать и развить компетенции, если их такое количество?

Проведем выборочное сравнение общекультурных компетенций (далее ОК) на примере нескольких направлений бакалавриата. Компетенция «выпускник осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» по направлению подготовки «Юриспруденция» [4]; в квалификации «бакалавр» значится по направлению подготовки «Экономика» [5]; по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» [2] (в этом направлении компетенция сформулирована иначе: «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности»), а вот в бакалавриате «Педагогическое образование» [3] эта компетенция отсутствует, хотя должна быть доминирующей.

Вопросы возникают и при рассмотрении других компетенций, например: «Выпускник способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» (юристы, экономисты, педагоги, причем перед этой компетенцией у педагогов расположена компетенция «готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья») Никто не спорит, что здоровье педагогу необходимо, но неужели речь педагога менее важна, чем физическое воспитание? Ведь основой любого общения является язык, устная, письменная или знаковая речь. Зато юристу физическая подготовка

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.