Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции будущих учителей посредством применения веб-квест технологии'

Формирование профессиональной компетенции будущих учителей посредством применения веб-квест технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муслимов Нарзулло Алиханович, Уразова Марина Батыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции будущих учителей посредством применения веб-квест технологии»

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ

Н. А. Муслимов М. Б. Уразова

Модернизация системы высшего образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Современная система высшего образования Республики Узбекистан находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной составляющей модернизации высшего образования. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения, формирующие профессиональные компетенции студента, которые проявляются в его самостоятельной деятельности и личной ответственности. На концепцию модернизации высшего образования Республики Узбекистан возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков. Это невозможно без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет.

Такими возможностями владеет новая технология Web-Quest. Впервые термин «web-квест» (Web-Quest) был предложен в 1995 г. профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем. Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции их в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения [6]. Слово web (англ. - паутина), слово quest (англ. -исследование, поиски). Следовательно, Web-Quest можно перевести как поиски в паутине. Таким образом, web-квест представляет собой сайт в сети Internet, который содержит в себе информацию по какой-либо определенной теме или разделу учебного предмета, при этом большая часть найденной информации находится в виде гиперссылок на те web-страницы, на которых она располагается [7]. Под web-квестом в педагогике понимается образовательный web-сайт в сети Internet, когда часть или вся информация, с которой работают учащиеся, находится на различных web-сайтах [1]. Особенностью образовательных web-квестов, с одной стороны, является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы студентов с ним находится на различных web-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом может стать публикация работ студентов в виде web-страниц или web-сайтов (локально или в сети Internet), презентационных приложений, портфолио. С другой стороны, что web-квест - это одновременно игра и обучение, способные улучшить процесс обучения, заинтересовать студента и преподавателя [4].

Wеb-квест - уникальная возможность использования всемирной сети для непрерывного обучения в течение всей жизни. Будущие учителя учатся смотреть на свою будущую профессиональную деятельность с разных точек

150

зрения [2]. Web-квест позволяет будущим учителям делать открытия, а не просто усваивать информацию. Wеb-квест может завести студентов в любое место в мире, помочь им решать творчески учебно-воспитательные задачи. Кроме того, web-квест позволяет исследовать проблему более или менее глубоко, и, таким образом, он идеален для будущего учителя любого уровня. Он прекрасно подходит для обучения в команде, повышает уверенность в своих силах, пробуждает интерес и самооценку будущего учителя. Это способствует формированию коммуникативной компетенции [3].

Web-квест технологию целесообразнее использовать по модели, разработанной Берни Доджем, состоящей из ключевых элементов: введение, задание, описание ролей, ресурсы для получения информации, критерии оценок, заключение [6]. Такая модель технология в обучении является конструктивной, так как будущий учитель занимается сбором и систематизацией материала, направляя их на решение поставленной перед ним задачи. Считаем, что веб-квесты подходят для работы в мини-группах. Однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов.

Возможность реализации технологии веб-квеста можно продемонстрировать на изучении дисциплина «Современные педагогические технологии в преподавании гуманитарных дисциплин», которая изучается в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. При этом веб-квест выступает как один из видов самостоятельной работы с использованием возможностей глобальных сетей. Использование web-квестов на занятиях позволили нам определить ряд достоинств: повышается мотивация будущих учителей к изучению предметов, с одной стороны, и к использованию компьютерных технологий в учебной деятельности, с другой. Будущие учителя приобретают навыки научно-исследовательской деятельности и работы с информацией, а также навыки публичных выступлений; развиваются навыки командного решения проблем. Все это способствует формированию как коммуникативной, так и информационной компетенций, обеспечивает необходимые условия для мотивированной, самостоятельной, творческой деятельности обучаемых. Web-квест проекты могут стать хорошими помощниками при изучении различных дисциплин с применением глобальной сети Internet.

Список литературы

1. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003.

2. Быховский Я. С. Образовательные web-квесты. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.ito.su/1999/III/1/15.html.

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.vio.fio.ru/Vio_07/resource/Print/art_1_12.htm.

4. Семинар-практикум «Internet-технологии в образовании» для учителей общеобразовательных школ. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.bspu.secna.ru/Okrug/seminar.

5. Хеннигер М. Эффективные стратегии поиска в Internet/ - М.: Центр-пресс, 1998.

6. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests 1995-1997. [Электронный ресурс]. - URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html, http://bestwebquests.com.

7. March T. Why Web Quests? An introduction. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.ozline.com/webquests/intro.html.

151

КОМПЕТЕНЦИИ

И СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Н. Н. Найденова

В современном мире проблема формирования общей функциональной грамотности у всех обучающихся на разных ступенях обучения и разных видов профессионального обучения становится очень актуальной и прежде всего в системах непрерывного и профессионального образования. Устойчивое развитие общества возможно, если все члены общества обладают общей функциональной грамотностью, профессиональными компетенциями, социально-эмоциональным интеллектом. В современном понимании социальноэмоциональный интеллект надо развивать на протяжении всей жизни, как и поддерживать общую функциональную грамотность на определенном уровне. Профессиональные компетенции могут изменяться на протяжении всей жизни, так как человеку свойственно менять свои профессиональные занятия. Поэтому очень важно определиться с этими понятиями, как это принято в мировом образовательном пространстве. Профессиональные компетенции жестко привязаны к профессии, поэтому не являются тем общим, что развивается непрерывно на всех ступенях обучения от дошкольника до обучающихся третичного возраста. Следовательно, особое внимание следует уделить именно формированию общей функциональной грамотности и социально-эмоциональному развитию.

Понятно, что в образовательных организациях профессионального образования при большом разнообразии специальностей требуются и различные инструментарии измерения общей функциональной грамотности и социально-эмоционального развития, причем обучающий и обучающийся должны владеть общей функциональной грамотностью и быть нравственными в одинаковой степени, как минимум. И не только быть нравственными и компетентными в своей профессии, а владеть всеми типами общей функциональной грамотности, уметь управлять своими эмоциями и быть своим в социуме, где человек живет, работает и учится на протяжении всей жизни.

Качество образования зависит от множества факторов и формируется на основе разных знаний, умений и компетенций. В процессе профессионального образования необходимо ориентировать студента на: (а) персональное развитие ментальных и физических способностей; (б) уважение прав человека и гражданских свобод; (в) признание идентичности по языку, национальности, культуре, традициям и ценностям; (г) развитие толерантности к религии, равенству полов, свободе взглядов, местным обычаям, национальным особенностям; (д) заботу о сохранении окружающей среды. Таким образом, компетентный специалист - это человек, имеющий: (1) достаточный уровень сформированных профессиональных компетенций; (2) высокий уровень общей функциональной грамотности; (3) соответствующий возрасту и занимаемому месту в обществе уровень социальноэмоционального развития. Образование ведется не только в рамках образовательного учреждения или конкретной группы студентов одной специально-

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.