ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В.Н. Будко, П.А. Будко
EDUCATIONAL COMPETENCE AS FACTOR OF FORMING SCHOOL-LEAVER'S READINESS FOR STUDYING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Budko V.N., Budko P.A.
Basing on the analysis of sources devoted to the investigation of educational competences a specified model of profile school-leaver's readiness for studying at higher education institution has been elaborated.
На основе проведенного анализа работ по изучению образовательных компетенций разработана уточненная модель готовности выпускника профильной школы к обучению в вузе.
Ключевые слова: образовательные компетенции; коммуникативные компетенции; социальный интеллект; развитие критического мышления; модель готовности выпускника к обучению в вузе.
УДК 37.0:004(075.8)
Формирование образовательной компетентности - одна из главных целей профильной школы. В качестве подсистемных в структуре образовательной компетентности выделяют ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социальнотрудовую, а также способность к личностному самосовершенствованию.
Например, ценностно-смысловая компетентность - это ценностные ориентиры выпускника, способность видеть, понимать и ориентироваться в окружающем мире, уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать решения. Обеспечивает самоопределение в любой деятельности. Выбирает и реализует индивидуальную образовательную траекторию.
В ряду учебно-познавательных компетенций важно назвать знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности; владение креативными навыками продуктивной деятельности: владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; требования функциональной грамотности и т.д.
Структурообразующая роль в рамках исследуемой проблемы принадлежит коммуникативной компетентности, так как именно она в значительной мере обеспечивает успешность адаптации выпускника школы к обучению в вузе.
Коммуникация - есть сложный, символьный, личностный, и часто неосознаваемый процесс. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают относительно друг друга.
Коммуникативные взаимодействия могут быть успешными или могут закончиться коммуникативным провалом. Это зависит от культурно обусловленной взаимной коммуникативной компетентности участников коммуникативного события, т.е. от баланса между общим и различным в их процессах восприятия и символьных системах.
Коммуникативная компетентность -это знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Коммуникативная компетенция - это владение коммуникативными стратегиями и механизмами, необходимыми для обеспечения эффективного взаимодействия, как использовать имеющиеся средства в процессе обучения; это владение адекватными социальными и культурными знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия, а также способность индивида адаптировать своё коммуникативное поведение в изменяющихся условиях (1).
В состав коммуникативных компетенций входят следующие компоненты:
— лингвистические (языковые) компетенции - способность говорящего произвести на основе преподаваемых ему правил цепь грамматических правильных фраз;
— социолингвистические - использование и преобразование языковых форм в соответствии с ситуацией общения;
— социокультурные - знакомство с социокультурным контекстом, в котором используется язык;
— социальные - желание взаимодействовать с окружающими, чувствовать уверенность в себе, а также поставить себя на место другого.
Одной из форм выражения коммуникативной компетентности является общение. Общение представляет собой отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъективный процесс (8 - 8), как субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения; во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения; в-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования (т.е. говорят на одном языке), когда знаки и закреплённые за ними значения известны всем; в-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.) (2).
Новые требования к воспитанию у будущих студентов коммуникативной компетентности задает процесс перехода российских вузов к реализации задач формирования корпоративной культуры (3).
В соответствии с новыми педагогическими подходами к исследованию проблемы корпоративной культуры образовательного учреждения необходимо учитывать следующее:
— будущий студент должен быть готов (иметь представление) к усвоению принятых в вузе норм, правил, моделей поведения;
— представлять систему убеждений, ценностей, разделяемых персоналом вуза;
— знать (иметь представление) не только комплекс формальных ценностей,
норм, правил, но и неформальных отношений, установок.
В этой связи важно учесть, что ком -муникативная культура в образовательном учреждении имеет две области распространения: внутри образовательного учреждения и вне него. Образовательное учреждение как самостоятельный субъект вырабатывает собственные ценности. К особенностям этого процесса необходимо приучать в общеобразовательной школе: утверждать общие интересы и «общую судьбу», утверждать такие ценности, как солидарность, социальная и личная ответственность, конкурентоспособность, наличие традиций, обычаев, ритуалов, символики и атрибутики.
Готовить школьника к поступлению в новую корпоративную среду - значит надо объяснить, научить, как:
- создавать Networking - «создание круга знакомств», т.е. обучение налаживанию связей, знакомств:
- узнавать и активно использовать имена своих новых знакомых;
- уметь говорить о себе и своей деятельности, способность заинтересовать собеседника собой и своей работой;
- быть готовым узнать как можно больше о случайном собеседнике (4).
Таким образом, корпоративная культура образовательного учреждения - это разделение персоналом ценности, представления, ожидания, которыми предстоит овладеть студентам, молодым преподавателям за время обучения, работы. Корпоративная культура определяет, как преподаватель, студенты, администрация решают проблемы обучающегося, как в целом осуществляют свою деятельность.
Такие знания помогут студентам-первокусникам выбрать правильный тип поведения, т.е. успешнее адаптироваться к новым условиям.
Коммуникативность как способность адаптироваться к условиям вуза - готовность стать частью группы. Стать частью группы означает признать существующие в ней формы. Выпускник, приходящий в вуз, вооруженный знаниями о том, что считается нормой в вузе, какие скрытые идеи разделя-
ются всеми, может интерпретировать происходящее, предвидеть будущее, успешно справиться с неизвестностью. Процесс вхождения в новое корпоративное сообщество, освоение коммуникативного пространства зависит от состояния сформированности умений и навыков учебного труда: чем успешнее выпускник школы овладел учебнопознавательной деятельностью, информационными компетенциями, тем эффективнее осуществляется процесс обучения студентов на младших курсах. К такому выводу позволило прийти изучение работ И.А. Зимней, В. А. Сластенина (5; 6). В исследованиях отмечаются характерные недостатки студен-тов-первокурсников, что позволяет говорить о недостатках их подготовки в школе: слабость умений и навыков работы с текстом, низкий уровень логического, понятийного мышления, недостаточный уровень готовности к самостоятельной работе, недостаточность информационной подготовки.
В современной педагогической науке решение этой проблемы основано на положении о том, что усвоение системы норм отношений к миру, друг другу является составным компонентом индивидуально-
личностного развития ребенка. С педагогической точки зрения, это означает необходимость развития в учащихся интеллектуальных способностей, которые определяют твердость и независимость суждений, сочетаемых с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществление свободного выбора содержания своей жизнедеятельности, умение рассматривать проблемы с различных точек зрения (7).
Исследователи ставят более сложную задачу: в процессе учебно-познавательной деятельности необходимо формировать не только умения и навыки умственного труда, интеллектуальные умения, но и социальный интеллект.
Социальный интеллект школьника представляет индивидуально-личностную
способность человека к прогнозированию результатов деятельности и познанию себя как субъекта деятельности, что определяется объективной оценкой себя в сопоставлении
с окружающими, формированием ценностно-смыслового отношения к происходящему и обеспечивает понимание себя и других людей.
В процессе становления социальный интеллект старшего подростка проходит три уровня: избегание трудностей (пассивное приспособление к условиям деятельности); определение целей (направленность деятельности); проявление ценностно-смыслового отношения (сотрудничество, выбор средств достижения целей). Уровень определения целей включает в себя в зависимости от характера направленности такие позиции: «ради себя», «ради себя и других людей», «ради других людей». Динамика становления социального интеллекта определяется проявлением рефлексии и характера самооценки стремлением к взаимодействию
(7).
Одним из эффективных средств формирования интеллекта, утверждают исследователи, являются учебно-познавательные задачи. Учебно-познавательная задача как средство становления социального интеллекта представляет собой учебную модель познания учеником себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Классификация включает в себя задачи операционнодейственной ориентированности и внешней обусловленности (усвоение учебной информации); операционно-действенной ориентированности и субъектной обусловленности (включение ребенка в целеполагание собственной учебно-познавательной деятельности); смыслообразующей ориентированности и внешней обусловленности (усвоение личностно значимой учебной информации); смыслообразующей ориентированности и субъектной обусловленности (проявление ценностно-смыслового отношения к происходящему).
В логике становления социального интеллекта учитель способствует созданию дидактических ситуаций преодоления познавательных, личностных и межличностных затруднений, которые определяют последовательность учебно-познавательных
задач, когда реализация одного типа задач
создает условия для предъявления последующих (7).
Информационная насыщенность
должна удовлетворяться параллельно с духовным становлением личности. Решение данной проблемы видится в создании новых педагогических условий активизации познавательной деятельности старшеклассников на примере современных инновационных образовательных учреждений, в поиске новых методологических подходов, стратегий, адекватных технологий и альтернативных методик проведения учебных занятий в инновационном образовательном пространстве.
Познавательную деятельность старшеклассников необходимо развивать посредством внутрипредметной и межпредметной интеграции, что повышает эффективность процесса обучения в общеобразовательных учреждениях инновационного типа за счет роста систематизации знаний, мотивации, повышения эффективности управления процессом обучения, реализации принципа гуманизации школьного образования.
Применение программно-методического обеспечения с использованием методов проблемного, интерактивного и развивающего обучения способствует повышению познавательной самостоятельности учащихся и эффективному усвоению, концентрации и последующему применению полученных знаний на практике.
Одним из показателей сформирован-ности интеллектуальных умений, умений и навыков умственного труда является, как уже было сказано, критичность мышления. В основе критического мышления лежит установка на критичность, под которой понимается готовность изменять, проверять и опровергать. Критическая установка принимает некоторую «схему ожидания», в которую входят предположения и гипотезы, но готова модифицировать, исправлять и отбрасывать эти ожидания.
Критичность является важнейшей характеристикой научного мышления. Она связывается с указанием на некоторые противоречия или несоответствия и на оценку достоверности выводов. Часто критическое
мышление ошибочно считают лишенным эмоциональности. Однако желательное решение какой-либо задачи бывает связано с выбором ценностей, проявлением чувств и демонстрацией собственных склонностей. В то же время для достижения хорошего результата возникает необходимость взглянуть на проблему со стороны другого человека
(8).
Развитие критического мышления у школьников будет проходить успешно при соблюдении следующих педагогических условий: у учащихся целенаправленно формируется такое обобщенное умение, как умение аргументации; стимулируется высказывание учащимися собственной точки зрения и собственной позиции по всем рассматриваемым проблемам; систематически используются в учебном процессе дискуссионные формы проведения занятий; осуществляется устранение формализма в оценке знаний и умений учащихся; отсутствие у учителя установки на фетишизацию позиции, излагаемой в учебнике; изложение педагогом различных теоретических позиций по изучаемому материалу; осуществляется переход от технологий обучения к технологиям самообучения; активизируется развитие образного мышления учащихся; учебный процесс не стимулирует развитие конформного мышления; организация учебного процесса осуществляется с позиций максимальной опоры на методы активного обучения; систематическое привлечение учащихся к научноисследовательской деятельности (8).
Важную роль в формировании образовательной компетентности исследователи отводят самостоятельной работе, эффективность организации которой определяется рядом педагогических условий: учебно-
методическое обеспечение (наличие специально разработанных заданий); разноуровневый характер применения кейс-технологий; психолого-педагогическая поддержка учащихся; организация работы в контексте будущей профессиональной деятельности; применение разнообразных форм контроля (самоконтроля).
Наибольшие трудности испытывают студенты в формировании языковых компе-
тенций, база которых в значительной мере закладывается еще в общеобразовательной школе. Для преодоления трудности, для развития данных компетенций целесообразно активизировать применение диалоговых приемов обучения, шире привлекать студентов к участию в оппонировании своих товарищей, в рецензировании, представлять студентам возможности для устных выступлений с докладами, обзорами, для подготовки тезисов, статей, а также других форм представления результатов учебно-исследо-
вательской и научно-исследовательской работы учащихся.
Вышесказанное позволяет перевести комплекс аргументаций в русло исследования проблемы культуры интеллектуального (умственного) труда. Культура интеллектуального труда, отмечается в ряде исследований, - это степень совершенства умственных действий на основе знаний гуманистической мотивации, интеллектуальных умений и навыков, отражающих существенные стороны образовательной культурной среды, в которой происходило становление личности старшеклассника, позволяющих свободно оперировать ими в процессе учебной деятельности и домашней самостоятельной работы учащихся старших классов.
Формирование культуры интеллектуального труда старшеклассников требует учета ряда психолого-педагогических условий, среди которых: целостность и интегра-тивность интеллектуальных действий, осуществляемых в процессе умственного труда старшеклассников; эмоциональный характер образовательного процесса и учебной деятельности; опора на уровни подготовки учащихся к использованию разнообразных умений интеллектуального труда; учет особенностей мыслительных процессов, памяти, эмоций, внимания, восприятия; этноре-гиональная мотивированность интеллектуальной деятельности; соответствие принципам обучения.
Культура интеллектуального труда не может быть полноценной без высокого уровня сформированности информационной компетентности.
Для нашего исследования явилась важной работа Н.И. Лантух, в которой показана система мер по формированию информационной культуры в системе «школа -вуз» (9).
Процесс формирования информационной культуры у старшеклассников в системе «лицей - вуз» обусловлен следующими особенностями: созданием специально организованного информационно-образователь-
ного пространства вуза (широкое внедрение элементов дистанционного и открытого образования, базирующегося на информационных технологиях; предоставление обучаемым возможности работы по индивидуальному плану благодаря широкой поддержке самостоятельной работы с электронными ресурсами; внедрение электронных учебных курсов по учебным и элективным дисциплинам; свободное нерегламентиро-ванное, асинхронное общение с педагогами посредством коммуникационных технологий (электронная почта, электронная конференция); использование учащимися ресурсов электронных библиотек, сети 1П;ете1); учетом психологический особенностей старшеклассников, их возрастных и индивидуальных различий; подготовкой преподавательского состава к эффективной работе в условиях информатизации образования.
Педагогические условия формирования информационной культуры у старшеклассников - это комплекс мероприятий, направленных на информатизацию образовательного пространства лицея. К ним относятся:
- разработка содержания образования на основе интеграции новых информационных технологий;
- применение в образовательном процессе наряду с традиционными проблемными и игровыми методами обучения, методов, основанных на применении новых информационных технологий, таких как компьютерное моде-
лирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний;
- развитие внутриличностной готовности старшеклассников к формированию информационной культуры путем выявления и использования стимулов активитизации познавательной деятельности учащихся с применением различных новых информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;
- выработка определенного стиля педагогической деятельности преподавателей, ориентированного на формирование информационной культуры у старшеклассников в системе «лицей -вуз» (9).
Изучение специальной литературы по исследованию проблемы, обобщению опыта, позволило (с учетом специального заказа на высокое качество образования, его конкурентоспособности, реальных возможностей школы) разработать уточненную модель готовности выпускника профильной школы к обучению в вузе (рисунок). Необходимо подчеркнуть, что поступление в вуз требует достаточного уровня сформированности социальных взглядов, ответственности, социальной зрелости, знаний и опыта в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Выпускник школы, поступая в вуз, уже должен иметь опыт самообразования, саморазвития, самосовершенствования. Данная составляющая готовности направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: непрерывное самопознание, развитие личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Готовность выпускника
Профессиональная Образовательная Социальная Г отовность к
направленность компетентность компетентность саморазвитию
Ценностно- Общекуль- Учебно- Информа- Комму- Социаль-
смысловая турная познава- ционная никати- но-тру-
тельная » вная к довая і к
Языковая
Рефлексивная
Организационно -проективная
Опыт учебно-познавательной деятельности
Опыт социальногражданской деятельности
Условия формирования готовности
Интеграция основного и дополнительного образования Учебно-методическое сопровождение са-мостоятель-ной работы Система профессио- нальной ориентации Информационная насыщенность среды Насыщен- ность общекуль- турной среды Единство традиционных и инновационных технологий
Рис. Модель готовности выпускника профильной школы к обучению в вузе
Общекультурная компетентность - это осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человечества, отдельных народов и людей, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роли науки и религии в жизни человека, опыт освоения научной картины мира и т.д.
Достаточный уровень готовности выпускника к обучению в вузе зависит от ряда условий: интеграции основного и дополнительного образования, учебно-методического сопровождения самостоятельной
работы, системы профессиональной ориентации, информационной сферы, общекультурной среды, сочетания традиционных и инновационных технологий.
Таким образом, успешность формирования готовности к обучению в вузе зависит от ряда условий:
— интеграции основного и дополнительного образования;
— учебно-методического сопровождения самостоятельной работы;
— системы профессиональной ориентации;
— информационной насыщенности среды;
— единства традиционных и инновационных технологий.
Структурообразующая роль в рамках исследуемой проблемы принадлежит коммуникативной компетентности, так как именно она в значительной мере обеспечивает успешность адаптации выпускника школы к обучению в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. — 3е изд. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
2. Знаменская С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. — 22 с.
3. Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного
учреждения // Педагогика. — 2006. — №10. — С. 11-20.
4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие - М.: Логос, 2006. - 224 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 447 с.
6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 2003. — 576 с.
7. Оданович И.В. Дидактические условия ста-
новления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебнопознавательных задач: Автореф. дис. .
канд. пед. наук. — Воронеж, 2002. — 20 с.
8. Мухина Е.А. Развитие критического мышления: Учебное пособие. — Сочи: НОЦ РАО, 2002. —113 с.
9. Лантух Н.И. Педагогические условия формирования информационной культуры у старшеклассников в системе «лицей — вуз»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 23 с.
Об авторах
Будко Валентина Николаевна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - профильноориентированное обучение иностранным языкам. Будко Павел Александрович, доктор технических наук, доцент профессор кафедры мировых информационных ресурсов и электронного бизнеса Ставропольского государственного университета.
Ъи>!ко62@.таП. ги