Научная статья на тему 'Достижение высоких стандартов гимназического образования как условие формирования конкурентоспособности старшеклассника'

Достижение высоких стандартов гимназического образования как условие формирования конкурентоспособности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижение высоких стандартов гимназического образования как условие формирования конкурентоспособности старшеклассника»

Как видно из рисунка 2, органы областной и муниципальной власти являются координатором действий всех субъектов системы профориентации, при этом ведущую роль играют органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению социально-трудовыми процессами на территории Омской области.

Органы исполнительной власти располагают всей необходимой информацией, которая обязательна для эффективного осуществления социальной работы с молодежью в части подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии. Информация представляет собой совокупность следующих сведений: аналитические материалы о демографической ситуации, состоянии трудовых ресурсов, кадрового потенциала организаций, прогноз перспектив их развития в Омской области, состоянии рынка образовательных услуг, трудоустройстве выпускников учебных заведений профессионального образования. Функции органов исполнительной власти включают: участие в разработке программ содействия занятости населения, разработка перспективных балансов трудовых ресурсов, анализ состояния рынков труда и образовательных услуг. В целом можно заметить, что органы власти создают как правовую, так и научно-методическую основу, необходимую для нормального функционирования всей системы профориентации.

Смоделированная нами региональная система профориентации отвечает идеям выбранного нами междисциплинарного подхода к профориентации [2, с.27]. Если принять за исходную основу, что каждый субъект, представленный в системе, развивает свою деятельность в русле определенного аспекта профориентации (учреждения общего образования — педагогического, Центры занятости — экономического, Центры медико-социальной экспертизы и реабилитации — медико-биологического, учреждения профессионального образования — педагогического и экономического, Центр профориентации — психоло-

гического, органы областной и муниципальной власти — управленческо-организационного, правового регулирования, социологического), то взаимодействие всех субъектов в рамках вышеописанной системы позволит преодолеть фрагментарность исследований, разорванность аспектов, в которых ведется изучение и организация профориентационной работы. Именно в рамках такой структуры региональной системы профориентации возможно проведение системы организационно-педагогических форм, представленных в виде общегородской акции «Выбирая профессию — проектируешь жизнь», окружной акции «Выбираешь профессию — выбираешь будущее», школьной акции «Проверь себя и свой выбор». Это послужит основанием к повышению эффективности региональной системы профориентации по подготовке старшеклассников к осознанному выбору профессии, позволит обеспечить эффективную занятость выпускников общеобразовательных учреждений, успешную социализацию и достижение желаемого молодым поколением качества жизни.

Библиографический список

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.-М,: ВЛАДОС, 1998,-416с.

2. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д.Сазонов, В.Д.Симоненко, В.С.Аванесов, Б.И.Бухалов- М.: Просвещение, 1988.-223с.

ДУСЬ Татьяна Эдуардовна, аспирант кафедры социальной педагогики (заочная форма обучения) Омского государственного педагогического университета, специалист отдела народонаселения, трудовых ресурсов и развития персонала Комитета по социальной политике Омской области.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Маврин Сергей Анатольевич.

удк 371.3 Н.Н.СИДОРОВА

Гимназия «Лаборатория Салахова»,

г. Сургут

ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ СТАНДАРТОВ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

В условиях модернизации образования общество ставит перед школой цель - подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, знаниях-инструменте, психологических зна-

ниях, которые позволят обрести утраченный менталитет, эмоционально-нравственное отношение к жизни. При этом ключевыми задачами выступают ценностные ориентации, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия), но и

учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (человеческая личность, духовные ценности, творческая самореализация).

Важнейшими характеристиками конкурентоспособной личности является образовательная компетенция, составляющими которой являются общекультурная, допрофессиональная и методологическая компетенции, предполагающая: широкий гуманитарный профиль, эрудицию, стремление к самообразованию, сознательный выбор средств деятельности, гражданскую ответственность за последствия их реализации; сформированную положительную «Я-концепцию», критическое мышление, умение сотрудничать с окружающими, навыки корпоративной деятельности.

Формирование качеств конкурентоспособной личности традиционно возлагалось на гимназии, т. к. они всегда занимали особое место в системе образования. Именно в стенах гимназий формировалась и формируется интеллектуальная элита общества — личности творческие, яркие, мыслящие и действующие нестандартно. Получив адекватное способностям образование, они задают направление, определяют темп и масштабы прогресса общества. Гимназия призвана готовить интеллигенцию, обладающую конкурентоспособностью на российской и международной арене. Она представляет собой образовательное учреждение, способствующее интеллектуальному развитию, личности знающей иностранные языки, современные компьютерные технологии, получающей серьезную подготовку по всем общеобразовательным предметам. Гимназическое образование направлено на развитие у учащихся культуры умственного труда, развитие методов и средств научного познания мира. В информационном обществе интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками.

Опыт показал, что гимназическое образование будет отвечать своему назначению, если содержание образования, используемые методы, средства и организационные формы обучения, педагогические технологии будут ориентированы на развитие познавательных, творческих способностей учащихся.

Гимназические стандарты образования нацелены на формирование образовательной компетенции, которая предполагает индивидуально- личностный результат образования, проявляющийся в способности личности решать проблемы, опираясь на полученные знания, приобретенные умения и собственную иерархию ценностей. Учитывая это, при выработке гимназических стандартов, мы опирались на потребности общества в подготовке высокообразованных специалистов, обладающих не просто суммой знаний, а владеющих способами самостоятельного исследования проблем как теоретического, так и практического характера и способных их решать.

Разрабатывая пути решения проблемы, мы, в первую очередь, определили, каковы цели и результаты гимназического образования с точки зрения родителей и учащихся. В гимназии было проведено исследование по методике Д. Равена.

Предлагая данную анкету родителям и старшеклассникам, мы предположили, что учащиеся и роди-

тели ожидают от педагогов помощи в формировании характера, лидерских качеств личности, профессиональном самоопределении, считая, что высокий уровень знаний, их универсальность, сама гимназическая среда помогают выпускнику самореализоваться, стать конкурентоспособной личностью.

Ранжирование предложенных целей образования (от 1 до 48) для различных социальных групп (родителей и старшеклассников) позволил сделать некоторые выводы.

Д. Равен разделил предложенные в анкете цели образования на 8 групп:

1 группа - образование должно быть направлено на самостоятельное развитие компетентности и характера.

2 группа - цели образования, связанные с профессиональной ориентацией.

3 группа - цели образования, направленные на получение информации, используемой в повседневной жизни и работе.

4 группа - цели образования, направленные на содержание учебных предметов.

5 группа - цели образования, направленные на нормативные требования общества.

6 группа - цели образования, направленные на формы деятельности, направленные на развитие «компетентностей».

7 группа - цели образования, направленные на положительный эмоциональный настрой.

8 группа - цели образования, направленные на подготовку к формальной аттестации.

Учащиеся и их родители среди наиболее важных целей образования поставили те, которые направлены на формирование личности:

- сформировать к окончанию школы уверенность в себе и желание проявлять инициативу и реформаторские способности;

- помочь формированию характера и личности;

- поощрять независимость и способность "стоять на ногах";

- помочь понять истинные цели жизни;

- сформировать готовность стать хозяином своей судьбы;

- стимулировать способность иметь собственные мнения;

- обеспечить умение хорошо и легко выражать свои мысли.

Исследование показало, что где бы в вопроснике ни располагались эти цели образования, и родители, и учащиеся выделяют их в первую десятку, что подтверждает их корреляцию.

Именно цели образования, направленные на самостоятельное развитие компетентности и характера, были поставлены в начало списка, исключение составили вопросы - 31,34,39,29, которые помещены во 2-ю часть списка. А вопрос 39 (научить умению уверенно и легко выполнять математические операции) помещен на 39-е место родителями и 33-е место — учащимися. Мы считаем, что, т. к. уровень образования, получаемый учащимися в гимназии, не вызывал сомнения у гимназистов, поэтому данный вопрос не ставился ими как цель для достижения.

Серьезную проблему перед исследователями поставил ответ родителей и гимназистов, определивших цель образования — «привить желание, окончив школу, сделать жизнь в своей стране лучше» в конец списка, как менее значимую для них. Родители поставили такую цель на 20-е место, учащиеся - на 23-е.

Возможно, объяснением данного факта является неверие взрослых и учащихся в результативность

экономических реформ и возможность их реального участия в улучшении жизни. В этой ситуации старшеклассники оказались в тисках социальных противоречий, с которыми они сталкивались в реальной жизни, что могло породить у них нравственную индифферентность и равнодушие.

Наглядно результаты данной диагностики представлены в диаграмме 1.

Результаты проведенной диагностики подтвердили наш прогноз о том, что социальные потребности, личное самоопределение, успешная карьера для родителей и учащихся были наиболее приоритетными.

На второе место по значимости учащиеся и родители ставят важность образования для подготовки к формальной аттестации.

Учащиеся хотели, чтобы гимназия помогала им выявить и развить их индивидуальные способности, при этом они отмечали ценность хорошего образования как основного условия их профессионального самоопределения и успешной будущей карьеры (дополнительно это подтверждает опрос гимназистов 9-11 классов за несколько лет).

Связь между знаниями и познанием себя и мира стала той основой, которая обусловила жизненную стратегию старшеклассников.

Достижение образовательной компетенции гимназистов всегда являлось важнейшей планкой в стратегии развития гимназии.

Программа развития гимназии включала цели и приоритетные направления образования, конкретные задачи на каждый этап развития, а так же учебный план, программное обеспечение образовательного процесса, описание педагогических технологий, системы аттестации учащихся.

Концепция и программа развития гимназии определяет гимназическое образование как универсальное, комплексное, непрерывное. Его цель - обеспечить высокий уровень развития ребенка, привить вкус к творческому, интеллектуальному труду, развивать навыки самообразования и помочь в профессиональном самоопределении. Эти особенности определили принципы гимназического образования:

1. Системность обучения (предполагающая соответствия целей — содержания — форм — методов — средств обучения и результатов).

2. Индивидуализация обучения (на основе индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на конкретные образовательные потребности и цели).

3. Актуализация результатов обучения (предполагающая применение на практике приобретенных компетенций).

4. Выбор уровня сложности изучаемого предмета на основе разноуровневой системы.

5. Организация непрерывной системы образовательной деятельности (конкретизация новых целей после достижения поставленных ранее)

6. Организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Структура гимназии включает:

начальную (1-4 классы) и старшую прогимназию (5-7 классы);

гимназию (8-11 классы).

Особенность учебного плана гимназии — профильное обучение, которое было введено с 1997 года как эксперимент. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени предусматривает создание системы профильного обучения как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Опыт, накопленный в гимназии, подтверждает позиции, выдвинутые в «Концепции...», о том, что «переход к профильному обучению обеспечивает углубленное изучение предметов программы полного общего образования, создает условия для построения индивидуальных образовательных программ старшеклассников, расширяет возможности социализации». В Гимназии отработана модель «внутришкольной профилизации». В гимназическом учебном плане - три основных профиля (направления).

Отбор профилей (направлений) обучения для конкретного учащегося может осуществляться по различным основаниям:

1. Развитие интеллектуальных способностей учащихся;

2. Психологические способности (мышление, память, восприятие);

3. Свойства, отражающие индивидуальный приобретенный опыт (ЗУНы), необходимый для данного выбора профиля;

4. Личный выбор учеников.

Предварительный этап выбора профиля обучения

учащимися предполагает:

— разработку и уточнение перечня востребованных курсов по каждой образовательной области и практически по каждому учебному предмету;

— согласование их содержания с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;

— рекомендации по составлению индивидуального плана, адресованного учащимся, подготовка памятки для выпускника основной школы, чистых бланков с сеткой учебного плана, которые будут

I - образование должно быть направленно на самостоятельное развитие компетентности и характера.

2. Профессиональная ориентация.

3. Цель получения информации используемой в повседневной жизни.

А. Цель образования - изменение содержания учебных предметов.

5 Цель образования -нормативные требования общества.

6. Цель образования - деятельность, направленная на развитии компетенции.

7. Цель образования - положительный эмоциональный фон.

8. Цель образования - подготовка к формальной аттестации.

I га

■ II

III

■ ■ ■

■ I ■

Диаграмма 1. «Важность целей образования для старшеклассников и родителей».

215

заполняться учащимися, и других необходимых материалов;

— разъяснение учащимся и их родителям особенностей организации профильного учебного процесса, особое выделение ограничительных факторов (в индивидуальном учебном плане должны быть представлены все образовательные области, учебная нагрузка должна быть в пределах 36 часов в неделю, часть предметов должна быть выбрана для углубленного изучения и т.п.); проведение индивидуальной работы с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

— разработку новых принципов организации учащихся в группы, поскольку обычная классно-урочная система не соответствует используемой технологии (за основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя в практике экспериментального обучения группы переменного, «плавающего» состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету).

Большим и трудоемким этапом организации профильного обучения является согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана гимназии на текущий учебный год с учетом разноуровневой дифференциации, проектной деятельности и дополнительного образования. Вместе с тем накопленный двенадцатилетний опыт работы по направлениям, с учетом выбора учащимися уровня сложности изучения предмета значительно облегчил переход на профильное обучение, к этому готова и техническая база и, самое главное, участники образовательного процесса. Для обеспечения высоких образовательных стандартов предметов базисного плана основное внимание уделено подбору программ, учебных пособий и педагогических технологий, позволяющих ученику получить хорошую теоретическую базу, изучать предметы на повышенном уровне сложности с использованием современных образовательных технологий через проблемное обучение, метод проектов в исследовательской деятельности.

Учебный план гимназии направлен на реализацию основных принципов Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, отражал 13 -летний опыт работы данного учебного заведения, постепенное формирование и усложнение его структуры.

Учебный план построен по модели процесса, представляющего собой логику органического развертывания любого живого содержания: образ человека

сливался с образом культуры, знание — с переживанием, интуиция — с логикой.

Такую возможность мы получили благодаря включению в содержание образования, как части учебного курса, социальных процессов, связанных с жизнедеятельностью учащихся:

— сбалансированностью содержательного инварианта и потребностей ученика в процессе становления его личности;

— предоставление ученику права выбора предметов внутри образовательной области, построенной на принципе открытости курсов, которая предполагала изменение и перестройку в ходе совместной деятельности ученика и учителя.

Составляя учебный план, мы учитывали, что в XXI веке образованность и интеллект определены как национальные богатства, а конкурентоспособная личность, обладающая духовным и физическим здоровьем, разносторонностью его развития, широтой и гибкостью профессиональной подготовки, стремлением к творчеству и умением решать нестандартные задачи превратилась в важнейший фактор прогресса страны.

Для нас принципиально важным является утверждение: школа сможет выполнить социальный заказ общества в современных условиях, только если создаст личности условия для овладения следующими универсальными способностями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— способность к исследованию;

— способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействий;

— способность к принятию решения;

— способность осуществлять принятое решение;

— способность постоянно осваивать новые виды деятельности и, следовательно, менять подходы к содержанию образования.

Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив гимназии определил, что сформировать качества конкурентоспособной личности в учебном процессе возможно, если:

— оказать помощь ребенку в многовариантном освоении мира посредством изучения иностранных языков, наук и искусства;

— выработать у каждого гимназиста индивидуальный, предметный и исследовательский стили мышления;

— создать условия для становления личности, способной открывать богатства и постигать законы реального мира, впитывать знания, и научить выстраивать программу собственной жизнедеятельности.

Профиль (направление) Профильные предметы Смежные, обеспечивающие профиль предметы Предметно-ориентированные элективные курсы, обеспечивающие профиль

Естественнонаучный (химико-биологический) Химия, биология Математика, физика Латинский язык, аналитическая химия, экология, физиология растений, микробиология, практикум по решению задач

Гуманитарный История, русский язык и литература, иностранные языки МХК Зарубежная литература, социология, политология, латинский язык, поэтический анализ текста, риторика, журналистика, нравственные проблемы современной литературы

Физико-математический Математика, физика информатика Черчение, астрономия Математическая логика, математическая статистика, программирование, практикум по решению экспериментальных задач по математике и физике

При таком подходе у педагогов появилась возможность на основе согласования учебных программ по предметам строить общие занятия полипредметного или метапредметного содержания.

Таким образом, концептуальными основами учебного плана гимназии стали: универсальность знаний, высокая мотивация к учебе, целостность образовательного процесса, индивидуальный образовательный маршрут, проективная педагогика, здоровьесбе-регающие технологии и учет региональных особенностей.

Универсальность знаний предполагает учет потребности современного общества не в узких специалистах, а во всесторонне образованных молодых людях, владеющих навыками самостоятельного поиска информации, Хорошее гуманитарное и общетехническое образование, знания в области социальных наук, определили набор предметов и спецкурсов: два иностранных языка, латинский язык, экономика, МХК, журналистика, социология. В ряду основных учебных предметов видное место отводится логике, психологии, риторике, которые всегда выполняли функцию "инструментамысли" (И. С. Якиманская). На наш взгляд, универсальность знаний должна обеспечить возможность выпускнику гимназии сочетать "прагматизм" западной профессиональной подготовки с "академизмом" российской общеобразовательной гуманистической традиции" (Ф. Шереги).

Для учащихся с низкой мотивацией существует "скрытая опасность", которая заключается в том, что появляется "незанятое" свободное время, т. к. ученик, не способный освоить сложную программу, начинает избегать учебных занятий и не выполняет домашние задания. Стремясь найти для таких детей занятия по интересам, чтобы более точно определить его образовательный маршрут, мы предложили в рамках 2-й половины дня ввести в учебный план образовательные занятия: дополнительные иностранные языки, информатику, риторику, журналистику и прочие.

Целостность образовательного процесса на всех ступенях реализуется в дифференцированных формах. Принятая в "Концепции" идея организации содержания образования по образовательным областям применена и в нашем плане. Но сами образовательные области не могут быть идентичными на различных ступенях. Идею целостности здесь дополняют концентры. Предметы гимназического цикла на определенной ступени изучаются как обязательные (шахматы, риторика), а в дальнейшем учащимся предоставляется возможность выбора: продолжить изучение данного курса на более высоком уровне или перейти к другому предмету.

Идея региональное™ была реализована введением гимназического курса "История гимназии, города и семьи", интегрированными блоками родственных дисциплин. "География Ханты-Мансийского автономного округа", интегрированным курсом "Основы туризма и безопасности жизнедеятельности". Курс "Основы туризма..." практической направленности, он предполагал обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях природного, техногенного и социального характера, прививал чувство бережного отношения к природе края.

Важной особенностью учебного плана является выделение специального времени на организацию проектной работы школьников.

Проект как форма требует оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим. Соответственно возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации

проекта. Таким образом, проектная организация основной школы (а именно на этой ступени образовательного процесса и предусматривается введение такого вида учебной нагрузки) задает условия для реализации основных направлений стратегии модернизации общего образования: интеграции предметного содержания; развития пользовательских навыков в информационных технологиях; формирования коммуникативных компетенций.

Базовой компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Для успешной реализации метода проекта в образовательном процессе гимназии преподавателями был разработан практико-ориенти-рованныйкурс «Основы проектирования» для гимназистов 9 класса.

Показатели итоговой аттестации выпускных классов позволяют говорить о высоком уровне стандартов гимназического образования. В 2002/03 учебном году, впервые участвуя в эксперименте по ЕГЭ, учащиеся гимназии показали высокие результаты.

Экзамен по алгебре и началам анализа сдавали все гимназисты — 104 человека, из них 48 учащихся получили отметку «5», 41 гимназист получил отметку «4», 11гимназистов получили «3» и 1 человек — «2», качество знаний составило 85%.

75 выпускников сдавали русский язык и показали следующие результаты: 12 гимназистов получили «5», 55 учащихся получили отметку «4», 8 человек сдали экзамен на «3», качество знаний по результатам экзамена — 89%.

Мы считаем, что гимназические образовательные стандарты позволяют говорить о выполнении международных требований к уровню компетенций. Так, одним из требований Совета Европы содержало необходимость «овладения устным и письменным общением». Учитывая это требование, гимназическое образование предусматривает владение двумя иностранными языками, независимо от избранного направления, а на гуманитарном и химико-биологическом направлениях - латинским языком. В процессе учебной деятельности преподаватели большое внимание уделяют развитию навыков самостоятельного анализа текста, развитию логического мышления. Этому способствуют такие предметы, как шахматы, развитие творческого воображения, логика и другие.

Только тогда, когда усвоенная информация и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения нового знания, можно говорить о развивающем характере познавательной деятельности. Умения работать с информацией гимназисты получают на занятиях по информатике, профильной специализации, используя широкий доступ в Internet, возможности электронной почты. В 2003/04 учебном году в гимназии разработана программа широкого применения информационных технологий в преподавании всех предметов учебного плана. Для этого несколько лет Центр новых информационных технологий создавал медиотеку и в настоящее время ее фонд самый большой в городе. Два зала в Центре новых информационных технологий предназначены для ведения уроков с применением Internet и других мультимедийных программ.

Для сохранения здоровья учащихся в учебном плане предусмотрено увеличение часов на физическую культуру, дополнительно введены занятия плаванием, туризмом, хореографией. В городских прези-

дентских соревнованиях гимназисты ежегодно занимают призовые места. Несмотря на то, что учащиеся не имеют времени для занятий в спортивных школах, в городской спартакиаде гимназисты успешно соревнуются и побеждают. В гимназии работают 10 спортивных секций.

Отдельным блоком в учебном плане вынесен курс "Основы медицинских знаний". В гимназии предусмотрены занятия с психологами.

В концепции гимназии в качестве основной заложена цель — создание системы стимулирования достижений учащихся, ориентированное на комфортное обучение каждого ученика и раскрытие его индивидуальности. Цель учета достижений — дать четкую, точную и полную картину личных достижений гимназиста, создать условия для персонального развития в той сфере, которая наиболее полно позволяет реализовать его возможности. Результаты педагогической диагностики и достижения гимназиста заносятся в зачетную книжку, где по каждому предмету

вынесены основные темы, ориентировочные сроки получения отметок по данной теме, записываются темы и результаты исследовательских работ, олимпиад различного уровня, участие в спортивных соревнованиях, других мероприятиях. Зачетную книжку выпускник гимназии получает вместе с аттестатом.

Опыт работы гимназии показывает, что изменение технологии обучения от репродукции к самостоятельной, творческой деятельности дает возможность учащимся перейти от уровня знания — запоминания и знания — воспроизведения к анализу, синтезу и оценке. Компетенция гимназистов дает возможность успешно социализироваться в быстроменяющемся мире, готовность решать нестандартные ситуации в свою пользу, стремиться к успеху, а не избегать неудач.

СИДОРОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора

Информация

Министерство образования, культуры и спорта Калужской области

Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского

проводят с 12 по 14 мая 2005 г. российскую научную конференцию на тему «Образование в России: медико-психологический аспект»

Направления

• Медико-психологические и гигиенические проблемы реформирования структуры и содержания среднего образования в 12-летней школе.

• Новые педагогические и компьютерные технологии и адаптация учащихся.

• Антропогенные воздействия на природные экосистемы и здоровье учащихся.

• Роль российского образования в формировании иерархии жизненных ценностей у молодежи.

• Научно-методические основы экологизации среднего и высшего образования.

• Профилактика социальной конфликтогенности в системе образования.

• Проблемы наркозависимости. Личностные особенности младших сибсов наркоманов.

• Проблемы толерантности.

• Феномен тревоги старших подростков как проблема современной России.

• Медико-психологические аспекты обучения детей с отклонениями в состоянии здоровья.

• Социально-гигиенический мониторинг здоровья учащейся молодежи.

• Практические технологии адаптивного обучения и воспитания безопасной жизнедеятельности детей с нарушениями здоровья.

• Проблема полового диморфизма в воспитании и обучении.

• Здоровьесберегающие технологии в условиях малокомплектной сельской школы.

• Проблема идеального образа родителей у детей, воспитывающихся вне семьи.

• Нерешенные задачи взросления как условие формирования зависимого поведения подростков.

Адрес: 248023, Россия, Калуга, ул. Степана Разина, 26.

Калужский государственный педагогический университет им.К.Э. Циолковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.