шеклассники на первое место ставят литературу (59,2%), поскольку при изучении данного предмета они на примерах других людей часто рассматривают вопрос о смысле жизни, узнают о жизни литературных героев, при этом сравнивают себя с ними.
Выбор остальных предметов обусловлен, прежде всего, тем, что в данном возрасте юноши и девушки связывают свою жизнь с будущей профессией, и значимость школьных предметов обусловлена, прежде всего, направленностью на будущую профессию. Так, для 12,2% старшеклассников важным становится изучение предмета «человек и общество»; 10,2% - русского языка, истории и физкультуры; 8,2% - информатики и биологии; 6,1% -математики и для 2% - экономики, черчения, географии, химии, физики, иностранного языка и др.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что смысловой спектр у подавляющего большинства испытуемых представлен ограниченным числом смыслов, чаще всего общего характера. Недостаточно развиты также механизмы эмпатии, альтруизма, рефлексии. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности смысловой сферы личности в данном возрасте.
Для развития смысловой сферы личности необходима целенаправленная работа со школьниками, заключающаяся в системе психолого - педагогических воздей-
Н. Н. СИДОРОВА
Высшая гимназия-лаборатория Салахова, г. Сургут
УДК 37.014.3
Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности старшеклассника обусловлена наличием ряда проблем:
- необходимостью обоснования конкурентоспособности как педагогической категории, а также закономерностей, условий и механизмов исследования формирования конкурентоспособности как личностного качества;
- отсутствием опыта подготовки конкуренто-способ-ных людей в социальных институтах, в первую очередь -в инновационных учебных заведениях, таких, как гимназии;
- противоречивостью целей педагогов и родителей в осознании сущности и способов подготовки формирования конкурентоспособности старшеклассников.
В последние годы проводились исследования, которые рассматривали конкурентоспособную личность в профессиональном образовании в рамках экономического вуза, лицея, колледжа (А. С. Гаязов, Р Я. Ахметшин, М. И. Рожков, О. С. Гребенюк, И. Г Нохрина). Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии пока не было предметом специального исследования.
Исходными положениями нашего исследования являются теории личности, ценностей и теория деятельности.
Нами было выдвинуто предположение о том, что сформировать конкурентоспособность у старшеклассника возможно в том случае, если образовательный процесс в гимназии будет направлен на:
ствий, с одной стороны, направленных на расширение семантического поля, а с другой - на более четкую конкретизацию смыслов и одновременно на активизацию механизмов функционирования смысловой сферы, таких, как альтруизм, эмпатия и рефлексия.
Литература
1. Кон И.С. Психология ранней юности: - М.: Просвещение, 1989.
2. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1997.
3. Тареев М.М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. Антология. - М„ 1999.
4. Толстой Л.Н. Исповедь // Собр.соч. в 22 т. -Т. 16-М.: «Правда», 1983.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
6. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированное™ от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал - 1995. - Т. 16. - С. 15 -26.
7. MaslowA. Motivation and Personality. - N.Y., 1954.
АНДРОНОВ Дмитрий Александрович, аспирант кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета.
- обеспечение гимназистов высокими образовательными стандартами на основе универсальности и вариативности образования;
- предоставление гимназистам права выбора индивидуального образовательного маршрута, на основе разноуровневого обучения, многопрофильное™ и специализации;
- развитие коммуникативных умений старшеклассника в корпоративной деятельности через проективные формы работы в образовательном процессе;
- создание в гимназии специально организованной конкурентостимулирующей среды.
Анализ названных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы.
Первым положением является утверждение о том, что в современном мире конкуренция и конкурентоспособность из экономического феномена приобретают социальное и педагогическое значения. Изучая конкурентоспособную личность, мы обратились к термину «конкуренция», освещенному в литературе с различных позиций. БСЭ определяет биологическое значение конкуренции как взаимоотношение, соревнование и социальное - как борьбу, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует данное понятие как соперничество, борьбу;
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ_
СЛОЖНОСТЬ РЕФОРМАТОРСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОТСУТСТВИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫДВИГАЕТ ТРЕБОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОКОЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ.
Оксфордский словарь английского языка и Словарь Веб-I стера рассматривают его как соревнование, конкурс. Наиболее широкое распространение термин «конкуренция» получил в экономической науке (А. Смит, А. Маршалл, М. Портер). Современные философы (И. Пригожин, И. Стингер, И. Егоров) считают свободную конкуренцию универсальным принципом регуляции общественных процессов. Литературно- критический анализ позволил нам рассматривать конкуренцию: во-первых, как объективно существующую реальность всех живых организмов, и человека в том числе, во-вторых, как соревнование, проходящее по определенным правилам, дающее возможность каждому участнику лучше раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, что позволяет регулировать отношения человека и социальных групп в современных условиях развивающегося общества. Для нашего исследования важным является поведение личности в условиях рынка, а значит, и в условиях конкуренции. Поэтому, на наш взгляд, к личности применимо такое понятие, как конкурентоспособная.
Процесс развития конкурентоспособной личности длится на протяжении всей жизни, поэтому, в контексте сегодняшнего дня школе, гимназии необходимо ставить задачу - сформировать конкурентоспособность старшеклассника как личностное качество.
Для решения данной задачи в учебном заведении необходимо создать такую образовательную среду, в которой на основе целенаправленного выстраивания субъект -субъектных отношений, индивидуального образовательного маршрута можно сформировать конкурентоспособность как личностное качество. Мы назвали данную среду -конкурентостимулирующей. При этом мы опирапись на исследования К. Бернара, Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой.
Второе положение рассматривает сущность конкурентоспособной личности, как с внешних, так и с внутренних позиций. Внешними проявлениями являются: образовательная компетенция личности, ценностное и профессиональное самоопределение, лидерские качества, готовность к социальной мобильности. Внутренними проявлениями являются: креативное и рациональное мышление, умение четко ставить цель, психологическая способность личности пережить неудачу и рассматривать ее как стимул к достижению успеха.
Следующее положение определяет критериальную основу формирования конкурентоспособности старшеклассника как личностного качества, как совокупность когнитивного, эмотивного, деятельностного компонентов. Ход опытно-экспериментальной работы позволил определить уровни сформированное™ конкурентоспособности старшеклассника.
Компетенция как критерий когнитивного компонента выбран нами на основе анализа изучения трудов российских и зарубежных педагогов, требований Совета Европы. Для нашего исследования когнитивный компонент является важнейшим, поэтому первым условием формирования конкурентоспособности старшеклассника - является достижение высоких стандартов гимназического образования. Это позволит выпускнику, будущему специалисту стать не только социально успешным - во внешней ситуации; но и осознавать себя личностью творческой, способной мыслить и действовать нестандартно.
Высокие образовательные стандарты - устойчивое выражение, внесенное в педагогическую науку учеными петербургской школой (O.E. Лебедев, И. Ю. Гутник, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына), предполагают методологический уровень образовательной компетенции, принятый в инновационных школах. Высокие образовательные стандарты гимназического образования подтверждены учебным планом гимназии, вариативным и универсальным образованием. О верном выборе критерия когнитивного компонента свидетель-
ствуют данные опросов старшеклассников, в которых отражен приоритет интеллектуального труда в профессиональном самоопределении, стремление продолжать образование после окончания гимназии, 100% поступление в вузы и успешное обучение в них.
На основе включенного наблюдения были выявлены уровни сформированное™ конкурентоспособности как личностного качества. На начальном этапе эксперимента были зафиксированы следующие соотношения уровней когнитивного компонента:
высокий - до 5 %; достаточно высокий - до 26 %; средний - до 60 %; низкий - до 7%. На завершающем этапе эксперимента эти цифры изменились: высокий повысился до 12 %; достаточно высокий - до 42 %; средний снизился до 38 %; низкий остался прежним - 7%.
Эмотивный компонент конкурентоспособности характеризует всю совокупность проявлений, связанных с феноменом отношений, который выражает ценностные ориентации, мотивацию, интуицию. Проведенное исследование ценностных ориентаций гимназистов (186 человек) и их родителей (83 человека) по методике Д. Равена с целью определения отношения к образованию и роли образования в дальнейшем становлении личности выпускника показало, что наиболее выраженным в эмо-тивном отношении следует считать цель - «самостоятельное развитие компетенций и характера» - 1 место в ранжировании. Значительным для гимназистов и их родителей является ощущение конкурентоспособности «при выборе профессии» - 2 место и подготовка к экзаменам - 3 место. Меньшее проявление нашли цели образования, направленные на «изменение в содержании в учебных предметах» - 7место, «нормативные требования общества» - 8 место.
Исследование подтвердило, что формировать умение осознанно пользоваться свободой выбора необходимо еще в гимназии и сочетание вариативного, разноуровневого образования, индивидуального образовательного маршрута предоставляет для этого большие возможности.
Критерием оценки уровней сформированное™ конкурентоспособности старшеклассника в деятельностном компоненте определено профессиональное самоопределение (К.А. Абульханова-Славская, Л И. Божович, Е.А. Климов, Е.А. Кострюкова, В.Д. Повзун).
Опытно-экспериментальная работа в гимназии показала, что полученные гимназистами навыки в коммуникативной и проективной деятельности, дают возможность для профессионального самоопределения. Анкетирование, проведенное среди гимназистов 9-11 классов, показало, что 97% ребят выразили желание в дальнейшем повышать уровень своей эрудиции, совершенствовать приобретенные знания и умения и продолжать обучение в вузе. Суодения гимназистов - старшеклассников подтверждают ориентацию на успешную карьеру, престижную работу как залог материального благополучия. При выборе будущего места работы в качестве определяющего фактора называли интересную работу (48%), высокую зарплату (42%), престижную профессию (37%). Экспериментально проверочной ситуацией профессионального самоопределения старшеклассников служило участие гимназистов в конгрессе молодых ученых и школьников «Шаг в будущее», в 1996 г. в конгрессе участвовал 1 гимназист, а в 2002 г. - 70 гимназистов. Косвенным подтверждением конкурентоспособности гимназистов так же являются итоги учас™я учащихся в городских предметных олимпиадах. Представленные в приложении данные показывают, что из 112 призовых мест среди гимназий и лицеев города Сургута наши гимназисты заняли 64 призовых места.
Четвертым положением мы утверждаем, что качества конкурентоспособной личности могут быть сформированы при наличии комплекса педагогических условий.
Во-первых, это обеспечение гимназистов высокими образовательными стандартами на основе универсальности и вариативности образования;
Во-вторых, предоставление гимназистам права выбора индивидуального образовательного маршрута, на основе разноуровневого обучения, многопрофильное™ и специализации;
В-третьих, создание в гимназии специально организованной конкурентостимулирующей среды;
В-четвертых, развитие коммуникативных умений старшеклассника в корпора™вной деятельности через проективные формы работы в образовательном процессе. Причем умение личности контактировать со сверстниками, владение навыками общения, способность определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими людьми - все это помогает молодым людям почувствовать силу единения, взаимной ответственности каждого за успех общего дела. Корпоративность может рассматриваться как важнейшее качество личности, с одной стороны, и как конкурентное преимущество (термин М. Портера) в соревновании, с другой.
Говоря о педагогических условиях формирования конкурентоспособности старшеклассника в гимназии, необходимо отметить, что гимназия, где проходило наше исследование, с 1991 года была определена в качестве экспериментальной площадки, министерством образования РФ по реализации учебных планов личносгно ориентированного образования, в 2002 году был получен статус ФЭП.
В целом, на основе проведенного исследования мы можем утверждать, что сформировать конкурентоспособность как качество личности в стенах гимназии возможно. Для этого необходимо изменить образовательные цели с ассоциативно-рефлекторных, основанных на ЗУНах - на иные цели - цели приобретения учащимися компетенций. Направить учебный процесс на развитие коммуникативных умений в корпоративной деятельности всех участников образовательного процесса на основе
Л. Н. АНТИЛОГОВА
Омский государственный педагогический университет
УДК 37.034
На фоне переосмысления прошлого у людей возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием сложившихся в их сознании представлений и ожиданий с реальным изменением социальной действительности.
Осознание необходимости нравственного возрождения личности, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь, является важнейшим фактором обновления общества. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни правильное взаимодействие человека с миром, ни само подлинное развитие человека.
В нравственном становлении и развитии личности ребенка важное место занимает формирование нравственного сознания, которое, являясь, с одной стороны, частью
метода проектов. Для успешного решения данных задач требуется создание конкурентостимулирующей среды, в которой смогут реализоваться все субъекты образовательного процесса. Причем такая среда будет иметь значение для ученика, родителя, учителя только тогда, когда в данной среде субъекты образовательного процесса смогут реализовать право свободного выбора:
-преподаватели - в творческой самореализации и выборе педагогической траектории;
- родители - в выборе образовательного учреждения, профильного направления и разных уровней обучения;
- гимназисты - в выборе направления, уровня сложности изучаемого предмета, исследовательской деятельности, индивидуального образовательного маршрута.
Стиль работы гимназии, личностное мироощущение учеников и преподавателей создают особым образом организованную среду и дают возможность гимназисту «сориентироваться во внешнем мире, осознать себя человеком, способным построить перспективу будущего и наметить путь движения в избранном направлении», т.е. сделать шаг к становлению конкурентоспособной личности.
Мы не претендуем на то, что выделили все качества конкурентоспособной личности и определили все условия, необходимые для ее формирования, т. к. проблема формирования конкурентоспособности старшеклассника является сложной и многогранной. Приведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и возможность формирования конкурентоспособности старшеклассника как качества конкурентоспособной личности в гимназии и, на наш взгляд, описанный опыт может быть использован в работе инновационных школ, гимназий и лицеев.
СИДОРОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора высшей гимназии-лаборатории Салахова по НМР, город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ.
общественного сознания, обладает всеми его общими признаками и особенностями, а с другой - непосредственным образом выявляет сущность человека, выступает как наиболее широкая по своим содержательно-ценностным ориентациям форма сознания, отражающая весь чувственно воспринимаемый мир в его человеческом значении [2].
Нравственное сознание как осознание социального бытия, осмысления человеком действительности представляет собой особый род его знаний о мире. Во-первых, составным элементом нравственного определения факта действительности является осознание его человеческой значимости, ценности; во-вторых, включенность отношения к воспринимаемому; в-третьих, особая обратная направленность на человека самого знания.
Таким образом, существенной особенностью нравственного сознания является то, что оно выступает не только
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ВСЕГДА ОСТРО СТОЯЩАЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРИОБРЕЛА ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ В СВЯЗИ С ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ, НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И БОЛЬШИМ МНОГООБРАЗИЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, УСТАНОВОК В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ.