Научная статья на тему 'Методическое сопровождение процесса развития профессиональных компетенций учителя гимназии'

Методическое сопровождение процесса развития профессиональных компетенций учителя гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Наталья Николаевна

Автор показывает этапы работы в педагогическом коллективе гимназии по развитию ключевых, базовых и специальных компетенций современного учителя. В статье представлена программа действий методической службы гимназии и первые результаты работы в данном направлении. Данная статья имеет практическую направленность и может быть использована в работе учебных заведений различного уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical support of development of professional competencies of a teacher in classical school

The author shows stages of work in pedagogical collective of a grammar school on development key, base and special competencies of the modern teacher. In the article the program of actions of the methodical service of grammar school and the first results of work in the given direction is presented. The given article has a practical orientation and can be used in work of educational institutions of a various level.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение процесса развития профессиональных компетенций учителя гимназии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

курсанты с высокими статусно-ролевыми (социальноролевой) позициями, и препятствуют курсанты, имеющие низкие статусно-ролевые позиции в учебной группе. То есть мы выявили, что благоразумие, сдержанность в проявлении эмоций (фактор F), высокая нормативность поведения, осознанное соблюдение общепринятых моральных норм, добросовестность и ответственность (фактор G) способствуют развитию внутриколлективных отношений в группе будущих офицеров.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что при развитии внутриколлективных коммуникаций, в учебно-воспитательной среде вуза необходимо корректировать процесс формирования индивидуальных особенностей обучаемых с низкими социально-ролевыми статусами в группе. Мы считаем необходимостью совершенствовать у них качества, оказывающие позитивные влияния на образовательный процесс и непосредственно на внутриколлектив-ные взаимодействия.

Библиографический список

1. Анцупов, А.Р. Социально-психологическая оценка персонала / А.Р. Анцупов, В.В. Ковалев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.

2. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: — СПб: Речь, 2001. — 104 с

3. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М. : МЗ-Пресс, 2004. — С. 46.

4. Воробьев, А.А. Внутриколлективные коммуникации в воспитательном процессе курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 2(24). — С. 44 — 46.

5. Маврин, С.А. Целостный процесс воспитания в оценочной деятельности: Монография. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1995. — 95 с.

ВОРОБЬЁВ Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры тактики и тактико-специальной подготовки.

Статья поступила в редакцию 01.02.08 г.

© А. А. Воробьёв

УДК 37 013 2 Н. Н. СИДОРОВА

Сургутский государственный университет

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ

Автор показывает этапы работы в педагогическом коллективе гимназии по развитию ключевых, базовых и специальных компетенций современного учителя. В статье представлена программа действий методической службы гимназии и первые результаты работы в данном направлении. Данная статья имеет практическую направленность и может быть использована в работе учебных заведений различного уровня.

Стремительные перемены в социально-экономической жизни требуют социокультурных преобразований, формирования новой концепции развития общества, кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Система образования стремится к наиболее полному соответствию изменяющимся социальным потребностям. Модернизация, фундаментализация образования обусловливают принципиально новые требования к качеству современного школьного учителя, который должен стать конкурентоспособным на рынке труда.

Одной из ведущих потребностей человека является его стремление к самоопределению, которое порождает внутреннюю активность личности, ориентирует ее на достижение успешности, самодостаточности. Активизация внутренних установок, преломляющих внешние воздействия, способствует развитию качеств конкурентоспособности.

Современному специалисту необходимо быть адекватным, жизнеспособным, умеющим изменять, радикально перестраивать жизненные условия и себя,

управлять собственной жизнью и собственным развитием.

В этой связи вопросы развития конкурентоспособности учителя нуждаются в целенаправленной деятельности, как самих учителей, так и администрации учебного заведения. На наш взгляд, одним из путей формирования качеств конкурентоспособного учителя в учебном заведении является компетент-ностный подход. Освоение ключевых, базовых и специальных компетенций учителем даст возможность не только сделать образовательный процесс более результативным, но и сформировать качества конкурентоспособной личности учителя.

Освоение компетентностного подхода и применение его в образовательном процессе является частью реализации программы развития гимназии по теме «Формирование конкурентоспособной личности в элитарном образовательном учреждении (гимназии)» (2005 — 2010 гг.) и рассчитана на реализацию миссии гимназии — «Конкурентоспособный гимназист, учитель, администратор».

Сегодня учителю надо не просто знать ключевые и базовые компетенции, но, главное, уметь применять их в ежедневной деятельности. В современной школе сложились определенные противоречия:

. между требованиями общества подготовить молодых людей к жизни в информационном обществе, сформировать у них ключевые компетенции и качества конкурентоспособной личности и неготовностью педагогов перестраивать свою работу с ЗУНовского подхода к компетентностному.

. между высокой квалификацией педагога-пред-метника и недостаточными знаниями возрастной психологии ученика XXI века.

На разрешение противоречий направлена разработанная методической службой программа по теме «Методическое сопровождение процесса становления и развития профессиональных компетенций современного учителя гимназии». В ходе работы определены следующие цели:

1. Изменить профессиональное мировоззрение учителя гимназии и сформировать качества конкурентоспособного учителя.

2. Внедрить компетентностный подход в педагогическую деятельность каждого учителя гимназии.

3. Разработать систему сопровождения для разрешения учебных проблем, возникающих у учителя, включив в данную работу всех преподавателей гимназии.

Чтобы достичь поставленных в программе целей необходимо решить следующие задачи:

1. Повысить ключевые и базовые компетенции учителя гимназии. Создать Портфолио по освоению ключевых и базовых компетенций каждым учителем

2. Создать условия для освоения педагогическим коллективом современных педагогических технологий: развития критического мышления, технологии портфолио, дебаты, ППМС (психолого-педагогичес-кого медико-социального) сопровождения.

3. Проводить методическое сопровождение освоения педагогическим коллективом технологии по разрешению учебных проблем, диагностике, мониторингу, coaching (тренингу) по схеме Мейера в рамках российско-фламандского проекта.

Ключевые понятия, определенные в процессе работы:

Компетентностный подход, конкурентоспособная личность, ключевые, базовые, специальные компетенции, диагностика образовательного процесса, сопровождение образовательного процесса, схема Мейера.

Результатом намеченного методического сопровождения, которое поможет становлению и развитию компетенций современного учителя гимназии будет формирование качеств конкурентоспособного педагога, т.е. обладающего следующими качествами:

. ориентация на будущее, которая проявляется в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего;

. деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

. владение ключевыми, базовыми, специальными компетенциями;

. компьютерная грамотность;

. умение осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки;

. мотивация на непрерывную самообразовательную деятельность;

. психологическая устойчивость;

. умение работать в команде.

Проблемно-ориентированный анализ результативности экспериментальной и инновационной деятельности учителей гимназии как ресурсная база реализации программы

В гимназии «Лаборатория Салахова» работают 130 учителей. Уровень квалификации педагогов достаточно высок: 77 учителей высшей квалификационной категории, 34 — первой, 12 — второй квалификационной категории, 2 молодых специалиста планируют прохождение аттестации в следующем учебном году.

Коллектив гимназии рассматривает экспериментальную работу как неотъемлемую часть педагогической деятельности. В гимназии работают 2 кандидата педагогических наук, 4 аспиранта и соискателя.

В гимназии работает 8 заслуженных учителей Российской Федерации, 2 заслуженных учителя ХМАО, 15 отличников народного просвещения, 20 почетных работников общего образования; 14 учителей награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ, 3 преподавателя получили в 2006 г. Грант Президента РФ; 2 педагога гимназии и директор гимназии получили Грант Губернатора ХМАО за авторские программы; 2 программы гимназии, 15 учителей и 9 гимназистов получили премии главы города Сургута.

Методическая служба гимназии состоит из отдела по руководству предметными кафедрами, отдела поисково-исследовательской деятельности гимназистов, отдела технологий современного образования, отдела СМИ, ППМС отдела.

Цель методической службы — сопровождение индивидуальной педагогической траектории учителя.

Методическая служба гимназии организует экспериментальную и инновационную работу, вовлекая в нее каждого учителя.

Гимназический коллектив имеет большой опыт деятельности в экспериментальном и инновационном режиме, с 1991 года коллектив работал как окружная и всероссийская экспериментальная площадка по разработке личностно-ориентированного учебного плана.

С 2001 года гимназия — окружная экспериментальная площадка по теме «Образовательная программа гимназии — вариативная модель реализации личностно-ориентированного образования».

С 2002 года — федеральная экспериментальная площадка по теме «Создание гимназии-лаборатории как культурно-образовательной среды, ориентированной на саморазвитие личности учащихся». В гимназии в рамках экспериментальной работы разрабатывались система разноуровневого образования, профильного обучения, ИОМа (индивидуального образовательного маршрута) гимназиста-старшеклас-сника, технология «Портфолио».

С 2005 года в гимназии разрабатывается система ППМС сопровождения образовательного процесса.

С 2007 года гимназия получила статус опорной школы по теме «Психолого-педагогическое медикосоциальное сопровождение педагогического процесса». Методическая служба способствует распространению передового педагогического опыта учителей и гимназической системы на муниципальном и всероссийском уровне.

В гимназии организованы постоянно действующие семинары, которые разрабатывают наиболее актуальные педагогические проблемы: разноуровневое обучение, профильное обучение, экстернат,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

индивидуальный образовательный маршрут. В 2006 — 2007 гг. работает семинар «Ключевые и базовые компетенции учителя гимназии».

Опыт работы гимназии обобщен в монографии Повзун В. Д. и Сидоровой Н. Н. «Формирование конкурентоспособности гимназиста в гимназии» (СПб, 2005 г.).

Преподаватели гимназии постоянно делятся своим педагогическим опытом:

2000 год — окружной семинар руководителей образовательных учреждений по теме «Гимназия-лаборатория как культурно-образовательная среда, ориентированная на саморазвитие личности учащегося».

2002 год — слет лучших учителей России. Гимназия принимала 6 слетов победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года» В данном слете принимали участие более 50 педагогов из 12 регионов России.

2002 год — месячные курсы-стажировка директоров Сургутского района в гимназии (стажировку прошли 11человек)

2002 год — площадка для проведения августовской конференции по теме «Гимназия-лаборатория как культурно-образовательная среда, ориентированная на саморазвитие личности учащегося», в «мастер-классах» участвовали 30 преподавателей гимназии.

2003 год проведен городской семинар учителей начальных классов (47 участников).

2004 год проведены городские семинары для учителей математики и иностранного языка (приняли участие более 70 человек).

2005 год—площадка по теме «Модель нового образовательного учреждения», в рамках августовской конференции «От качества управления — к качеству образования». В 6 педагогических мастерских выступили 23 преподавателя гимназии.

Преподаватели гимназии постоянно печатаются в «Педагогическом вестнике» (издание департамента образования и науки г. Сургута), журнале «Методист», «Учительской газете», предметных еженедельниках издательского дома «Первое сентября». О. А. Ткаченко, И. А. Гумирова, Т. С. Бобейко — победители конкурса «Я иду на урок» по литературе, географии, истории. В 2006 году 25 преподавателей гимназии приняли участие в конкурсе на лучший урок, который проводит журнал «Методист», 5 уроков наших преподавателей уже напечатаны в журнале «Методист» за 2006 — 2007 гг.

Материальная база гимназии позволяет проводить диагностику и мониторинг эксперимента организовывать семинары с привлечением отечественных и зарубежных ученых.

Концептуальные основания программы

При разработке данной программы были взяты за основу:

— компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образовательному процессу;

— исследования в области компетентностного подхода (Н. Ф. Радионова А. П. Тряпицына);

— ценностно-смысловые аспекты педагогической компетентности (В. П. Бездухов, А. В. Кирьякова, С. Е. Мишина, О. В. Правдина);

— личностно-ориентированное обучение (Е. В. Бон-даревская, И. С. Якиманская);

— формирование качеств конкурентоспособной личности (В. Д. Повзун, Н. Н. Сидорова);

— психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение образовательного процесса (Е. И. Казакова, Т. В. Светенко).

Обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетенций и компетентности, ученые РГПУ им. А. И. Герцена (коллектив исследователей под руководством А. П. Тряпицыной) договорились понимать под компетентностью интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы, и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. ««Способность» в данном, случае выступает не как ««предрасположенность», а как ««умение». «Способен», т. е. ««умеет, делать».

Компетенции: ключевые, базовые, специальные.

В процессе исследований учеными было уточнено понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; коммуникации, в том числе на иностранном языке; социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

1. Видеть ученика в образовательном, процессе.

2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования.

3. Устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы.

4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы).

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование — так определены базовые компетенции современного учителя, в этом суть ком-петентностного подхода к педагогическому процессу.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Разумеется, все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно.

Общеизвестная истина, что образовательный процесс — это субъект-субъектные отношения учителя и ученика. Чтобы учитель принимал любое учебное затруднение не как нерадивость ученика, необоснованные претензии родителей и администрации, учителя необходимо вооружить приемами и алгоритмами разрешения учебных проблем. В современном образовательном процессе сложились противоречия, которые можно разрешить в процессе инновационной деятельности.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом (в конструировании содержания образования и систем контроля его качества) к системе ключевых компетенций.

Компетентностный подход требует изменения мировоззрения учителя. Сегодня ученику необходимо иметь опыт использования знаний, умений и навыков, полученных в школе, в активной практической деятельности. Таким образом, выпускник школы должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т. д.), опыт эмоционально-ценностных отношений. При таком подходе знания являются базой компетентности человека. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.

При переходе от традиционной системы образования к компетентностям учителю необходимо овладеть новыми педагогическими технологиями, самостоятельно проводить диагностику учебных результатов и мониторинг результатов учебной деятельности, рассматривать возникающие педагогические затруднения как учебную задачу, которую надо разрешить, а не как безвыходную ситуацию.

Диагностика — (от греч. — способный распознать), учение о методах и принципах управления и изучения признаков, характеризующих наличие дефектов в процессах, для предсказания возможных отклонений в режимах их работы. Педагогическая диагностика ставит своей задачей распознание существа и состояния процесса обучения для оказания быстрой и эффективной помощи ученику, учителю, руководителю (П. И. Третьяков).

Схема Мейера — алгоритм изучения проблемы для нахождения выхода из создавшейся ситуации. Каждая педагогическая ситуация рассматривается с точки зрения педагога, психолога, социального педагога и вырабатывается совместный план действий — сопровождения для разрешения проблемы. Данная схема разработана в рамках бельгийского проекта ППМС сопровождения. В российском образовании ППМС сопровождение разрабатывается несколькими площадками в Санкт-Петербурге, Пскове и др. городах. С 2004 года в рамках российско-фламандского проекта работают несколько образовательных учреждений г. Сургута, в том числе и гимназия «Лаборатория Салахова».

Приоритетные направления реализации программы

Понимание, что учитель должен владеть необходимым теоретическим багажом современных педагогических технологий и практическими приемами их внедрения в образовательный процесс привело к созданию данной программы.

Методическая служба гимназии видит свою задачу в сопровождении процесса освоения и развития ключевых, базовых и специальных компетенций учителя гимназии.

Программа состоит из двух направлений деятельности методической службы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) направление — повышение теоретических знаний учителя гимназии, развитие ключевых и базо-

вых компетенций. Повышение психологической грамотности каждого учителя гимназии;

2) направление — практическое применение ком-петентностного подхода в работе учителя гимназии.

Первое направление — повышение теоретических знаний учителя гимназии, развитие ключевых и базовых компетенций. Повышение психологической грамотности каждого учителя гимназии. Данное направление реализуется через освоение ключевых и базовых компетенций современного учителя и осуществляется с помощью технологии «Портфолио».

Методическая служба разработала ряд мероприятий по теоретическому освоению компетенций учителями гимназии:

. педагогический совет «Компетентностный подход в гимназическом образовании»;

. обучающие семинары по группам;

. круглые столы с представлением «Портфолио» учителя;

. семинары, которые проводили ученые, разрабатывающие данное направление, Т.В. Светенко, Е.И. Казаковой, В.Д. Повзун.

Кроме того, были разработаны методические рекомендации по новым педагогическим технологиям, технологии портфолио.

Второй этап данного направления — освоение учителями гимназии теоретических обнов ППМС (психолого-педагогического медико-социального) сопровождения был проведен, по той же схеме:

. педагогический совет «ППМС сопровождение гимназического образовательного процесса»;

. обучающие семинары по группам;

. круглые столы с представлением «Портфолио» учителя по теме ППМС;

. российско-бельгийский семинар.

Второе направление — практическое применение компетентностного подхода в работе учителя гимназии включает:

1. Использование вариативной курсовой подготовки для освоения и развития ключевых и базовых компетенций.

Освоение ключевых компетенций на курсах «1п-1е1». Обучение для будущего».

Обучение на дистанционных курсах с использованием информационных технологий «Компетенции современного учителя» (ЦДО «Эйдос»).

Электронный учебник: педагогические основы разработки (ЦДО «Эйдос»).

Обучение на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября».

2. Внедрение технологии «Портфолио» и новых педагогических технологий в педагогическую деятельность каждого учителя.

Введение очно-экстернатной формы обучения гимназистов.

Введение технологии «погружения» в предмет для интенсификации учебной деятельности.

Экспериментальная отработка рейтинговой шкалы оценивания учебных результатов.

3. Внедрение в работу каждого учителя мультимедийных технологий.

Использование 12-канального внутреннего телевидения для учебного процесса.

Работа в компьютерных залах Центра новых информационных технологий учителей всех предметов 1 — 11 классов.

Научно-практическая конференция «Использование информационных технологий в образовательном процессе гимназии».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008

4. Повышение психологической компетентности учителя для разрешения учебных, межличностных затруднений и конфликтных ситуаций.

Работа по схеме Мейера при разрешении конфликтных ситуаций и учебных затруднений.

Организация работы ППМС отдела в составе методической службы для психолого-педагогической помощи ученикам, родителям, учителям.

5. Участие учителей гимназии в конкурсах, методических семинарах, научно-практических конференциях с обобщением своего опыта.

Методическая служба пропагандирует опыт учителей гимназии, рекомендует его для участия в фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.

Материалы «Из опыта работы представлены на сайте гимназии, в научно-методическом журнале «Грани».

Центральные методические газеты и журналы «Методист», предметные еженедельники издательского дома «Первое сентября» постоянно публикуют работы учителей гимназии.

Реализация программы «Методическое сопровождения процесса развития профессиональных компетенций учителя гимназии», на наш взгляд, дает первые результаты: усилился интерес и стремление применить новые педагогические технологии в своей работе. Это дало возможность учителям активно применять информационные технологии, мультимедийные уроки, что повышает эффективность каждого занятия.

Но более значимым успехом мы считаем то, что работа в рамках экспериментальной работы деятельности привела к стремлению учителя гимназии рассматривать психолого-педагогического сопровождение как возможность решать возникающие учебные затруднения. Кажущаяся простота психолого-педа-гогического сопровождения на самом деле меняет психологию учителя. Это не только требование к учителю — знать психологические особенности ученика, но и научиться рассматривать каждое учебное затруднение, в первую очередь, с позиции самого ученика: насколько ученик хорошо понял инструкцию учителя, как отработаны общие и специальные навыки, как влияет социальное окружение на данную учебную ситуацию. ППМС сопровождение дает возможность учителю обращаться к узким специалистам — логопеду, психологу, социальному педагогу с целью решения учебных проблем. Каждый учитель гимназии сам разобрал учебное затруднение и проблему, постарался найти выход из затруднения. Это дало возможность создать саве^^у — банк данных разрешения учебных проблем. Это дает возможность любому педагогу ознакомившись с банком найти ответ на проблему, которая возникла у учителя.

Работа методической службы гимназии по развитию профессиональной компетенции учителя дает возможность учителю стать конкурентоспособным на современном рынке труда, что и является целью нашей деятельности.

Библиографический список

1. Акулова, О.В., Васильева Т.В.Модернизация общего образования: вариативный личностно-направленный учебный план школы: Книга для администрации школы / под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. — СПб: ООО «Береста», 2002. — 95 с.

2. Башарина, Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. — СПб: КАРО, 2003 — 144 с.

3. Бездухов, В.П., Мишина, С.Е., Правдина, О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.

4.Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 2002 — 192 с.

5. Давыдова, Н.Н. Мониторинг качества образования: теория и практика : сб. ст. — М 77, Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. - 100 с.

6. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. - Изд. 4-е, перераб. и доп. -М.: АРКТИ, 2000.- 53 с.

7. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1999. - 40 с.

8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. проф.В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.

9. Кормилкина, Н.П., Левицка, Л.П. и др. Педагогическая инициатива как условие развития образования. — Тюмень: ТОГИРРО. 1998. — 147 с.

10. Косов, Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 128 с.

11. Лебедев, О.Е. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы / под общей редакцией О.Е.Лебедева; авторы: О.Е Лебедев, Н.И. Неупокоева, А.Н Ба-кушина, Н.Ю Конасова. — СПб : СпбАППО, 2003. — 154 с.

12.Лизинский, В.М. О методической работе в школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 — 160 с.

13. Мигаль, В.И., Мигаль, Е.А. Управление современной школой. Выпуск 1. Внутришкольный контроль и сетевое планирование: практическое пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов-н/Д : Изд-во Учитель, 2003. — 64 с.

14. Повзун, В.Д., Сидорова, Н.Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии: монография. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2005. — 138 с.

15.Светенко, Т.В., Галговская, И.В. и др. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галговской. — Псков : ПГПИ, 2003. — 336 с.

16. Сидорова, Н.Н. Критерии рейтингового отбора в профильные 10-е классы естественно-математического направления (физико-математический профиль) // Практика административной работы в школе. — № 2. — 2006. — С. 18 — -19.

17. Сидорова, Н.Н. Портфолио и образовательный рейтинг ученика // Сургутский педагогический вестник. — 2004. — №1. — С. 51.

18. Сидорова, Н.Н. Формирование конкурентоспособной личности в элитарном учебном заведении (гимназии). Программа развития учреждения на 2005—2010 гг. // Сургутский педагогический вестник. — 2006. — № 1. — С. 9-12.

19. Хайтова, В.В., Ваганова, Н.Н. Организация деятельности экспериментальных площадок. Нормативные документы, материалы из опыта работы // серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / - М.: Центр инноваций в педагогике. 1996. — 80 с.

20. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося / М.: Сентябрь, 1998. — 144 с.

СИДОРОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Сургутского государственного университета, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Гимназии «Лаборатория Салахова», г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Статья поступила в редакцию 28.11.07 г.

© Н. Н. Сидорова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.