Научная статья на тему 'Особенности организации электронной системы учета результатов образовательной деятельности'

Особенности организации электронной системы учета результатов образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ПОРТФОЛИО / ФОРУМ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Марина Михайловна, Новожилова Наталья Васильевна

В статье рассматривается первый опыт гимназии №1518 г. Москвы по организации учета результатов образовательной деятельности через виртуальную среду электронного журнала. Анализируются дополнительные возможности использования электронной системы в организации образовательного процесса для повышения эффективности деятельности гимназ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Марина Михайловна, Новожилова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации электронной системы учета результатов образовательной деятельности»

В статье рассматривается первый опыт гимназии №1518 г. Москвы по организации учета результатов образовательной деятельности через виртуальную среду электронного журнала. Анализируются дополнительные возможности использования электронной системы в организации образовательного процесса для повышения эффективности деятельности гимназии.

Фирсова Марина Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор Директор гимназии № 1518 m.firsova.1518@mail.ru Новожилова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент

заместитель директора по инновационной работе ГБОУ гимназия № 1518 г. Москва nov.n.v@mail.ru

Особенности организации электронной системы учета результатов образовательной деятельности

Какие дополнительные возможности для повышения эффективности своей деятельности могут появиться у разных участников образовательного процесса (ученики, учителя, администрация) при использовании электронного журнала?

Ключевые слова: образовательная деятельность, электронный журнал, портфолио, форум, дистанционное обучение

В настоящее время актуализируются проблемы поиска технологий становления и развития новых педагогических практик на основе ИКТ. Изучение отдельных примеров таких практик очень ценно для образовательного сообщества. Поэтому коллектив гимназии № 1518 г.Москвы достаточно успешно работающий в этом направлении постоянно делиться с педагогами из других образовательных учреждений своими идеями, наработками, решениями проблемы оптимального встраивания современных ИКТ в образовательный процесс. Коллектив гимназии является участником реализации московского проекта «Строим школу будущего», проектируя и реализовывая новые образовательные практики в рамках модуля «Школа информатизации».

Одним из направлений, в котором движется развитие всех структур гимназии является внедрение и освоение всех возможностей электронной системы учета результатов образовательной деятельности учеников, учителей и гимназии в целом.

Убеждены, что внедрение этой системы позволяет эффективно развиваться, повышать свою конкурентоспособность всем участникам образовательного процесса. Прежде всего, это очень важно нашим ученикам, т.к. им скоро предстоит жить и трудиться в мобильном, конкурентном, быстроизме-няющемся обществе. Поэтому владение компетенциями систематизации и грамотного предъявления своих достижений способствует постановке новых реалистичных целей, выбору эффективных путей достижения.

В настоящее время в связи с переходом на новую систему оплаты труда важность и значимость сформированных у учителей навыков грамотного оформления и предъявления результатов своей деятельности значительно возрастает. Коллектив нашей гимназии уже приступил к решению данных вопросов, внедрив электронную систему учета личных достижений всех участников образовательного процесса.

Работая в этом направлении, коллектив гимназии большое внимание уделяет вопросам совершенствования образовательного процесса для повышения качества и доступности образования. Согласно Программе развития в гимназии введена электронная система контроля и учета результатов освоения учебных программ учащимися, начиная с 5-го класса, что позволило индивидуализировать образовательный процесс и включать в него элементы дистанционного обучения.

Электронная система контроля и учета результатов обучения на базе комплексной информационной системы NetSchool действует и развивается в гимназии уже третий год, начиная с 2007г. Поэтапное, в режиме гимназического эксперимента внедрение системы позволило добиться того, что сейчас в ней работают все участники образовательного процесса: администрация гимназии, учителя, ученики и родители. Согласно основным принципам реализации данного эксперимента (преемственность, непрерывность, технологичность, учет функциональной готовности к работе в новых условиях и др.) в него постепенно включались разные группы учителей, осваивая все новые и новые возможности электронной системы организации образовательного процесса в гимназии.

Процесс внедрения электронной системы контроля и учета результатов образовательной деятельности состоял из трех этапов:

1 этап. В эксперимент включены учителя и ученики, работающие и обучающиеся в 5-х классах. Наш выбор основывался на том, что в 5-ых классах работает самое большое число учителей, таким образом, большее число учителей на практике освоят основы работы в электронной системе.

2 этап. Эксперимент расширяется и охватывает все классы основной школы с 5-го по 9-ый.

3 этап. Все ученики и учителя включены в эксперимент и работают в электронной системе, осваивая возможности системы более высокого уровня. Эксперимент завершается и становится практикой работы всего коллектива гимназии.

Уже сегодня можно констатировать, что наши ожидания по поводу повышения качества и доступности обучения оправдываются в полном объеме. Многоформатный мониторинг качества деятельности гимназии по разным направлениям, позволил нам зафиксировать ряд положительных системных эффектов в управлении и организации образовательного процесса.

Прежде всего, следует отметить повышение качества деятельности как отдельных учителей, так всего коллектива в целом. Электронный журнал позволил администрации гораздо быстрей реагировать на текущие изменения (буквально в режиме реального времени) в образовательном процессе, сократив время между реальным событием и управленческим решением до минимума, что в свою очередь делает принятые решения своевременными, адресными и самое главное более эффективными. Ежедневный аудит образовательного процесса, проводимый завучами, позволяет «видеть»: число отсутствующих в гимназии учеников; темп и результативность прохождение учебных программ по разным предметам в разных классах; типы уроков и виды деятельности на них; соотношение объемов домашних заданий по разным предметам на один день и т.д. На основе анализа полученной информации завучи рекомендуют учителям внести в свою текущую деятельность необходимые коррективы для синхронизации с деятельностью других учителей, что делает процесс обучения более сбалансированным, оптимальным по нагрузкам, видам деятельности для учеников, что в свою очередь положительно отражается на качестве обучения.

Второй системный эффект от внедрения электронного журнала обнаружился самими учителями. Практически все учителя отметили, что они стали систематически и предметно общаться со своими коллегами по вопросам интеграции своих действий по организации и проведению образовательного процесса. Вследствие чего в гимназии с 2009-2010 уч.г. открыты и достаточно успешно развиваются новые методические объединения учителей разных предметов, работающих в одних классах и осваивающих общие технологии и форматы учебных занятий. Это в свою очередь привело к тому, что в гимназии появились новые педагогические практики, такие например, как единые домаш-

ние задания по ряду предметов, новые формы интегрированных урочных занятий.

Необходимо отметить, следующий системный эффект от освоения всех возможностей электронного журнала: он является эффективным инструментом дифференцированного изучения гимназистами учебных программ в особых условиях.

Так, в текущем учебном году из-за угрозы распространения эпидемии гриппа практически во всех регионах России в школах были объявлены карантины и прекращены учебные занятия на разное время, московские школьники не учились более недели. Перед учителями гимназии возникла проблема организации образовательного процесса специальным образом, с целью прохождения учебных программ в полном объеме. В противном случае ребята не смогут освоить часть учебного материала, что может негативно сказаться на их дальнейшей успешности при подготовке к государственной аттестации и т.д.

Невозможность обучения ребят в учебных кабинетах гимназии не должна стать преградой для освоения образовательных программ по разным предметам, решили учителя, тем более, что практически все ученики были здоровы и просто находились дома. К моменту объявления карантина все учителя владея технологиями работы в электронном журнале в полном объеме и имея опыт организации дистанционной поддержки традиционного (в кабинетах гимназии) способа изучения своего предмета, предложили учащимся новую форму освоения учебных программ.

В гимназии была разработана программа включения всех учеников и учителей в новый для них формат организации учебного процесса, осуществляемый в специальной открытой информационно- образовательной среде, обеспечивающей интерактивное учебно-методическое сопровождение процесса обучения, индивидуальную траекторию освоения материала и актуальное дидактическое обеспечение учебного процесса. Специальная открытая информационнообразовательная среда создавалась на базе сайта гимназии и электронного журнала.

Прежде всего через электронную почту, SMS-сообщения был проведен экспресс-опрос родителей и учеников на предмет выявления их желания и возможности обучаться в дистанционном режиме во время карантина. Практически все респонденты ответили положительно и администрация, учителя гимназии приступили к новой для них практике организации образовательного процесса дистанционным образом.

Для организации образовательного процесса в таком формате использовались электронный журнал, войти в который возможно через сайт гимназии, сам

сайт гимназии и скайп - технологии. Каждому ученику в электронном журнале отправлялись индивидуальные задания, которые они выполняли и отсылали на проверку. Учителя устанавливали примерные сроки выполнения заданий и проверяли присланные работы.

В разделе «Форум» электронного журнала были открыты консультационные линии, которые вели учителя. Общаясь на форуме, ребята могли задать вопрос учителю, получить ответ, обсудить с другими учениками наиболее трудные вопросы, задачи или поделиться своими идеями по тому или иному изучаемому материалу. Анализ использования возможностей форумов для образовательных целей показал их высокую эффективность. Мы могли наблюдать элементы взаимообучения ребят, что также является очень ценным, объясняя другому, ученик сам лучше закрепляет изученное.

На сайте гимназии (www.gou1518.ru) в разделе «Образование» размещались текстовые и иллюстрационные материалы к урокам. Эти материалы являлись дополнительными, не повторяли материал учебников.

По скайпу проводились индивидуальные консультации и проверка усвоенного материала. Необходимым условием реализации такой модели обучения в гимназии стала современная материальнотехническая база гимназии. В гимназии 62 учебных кабинета, в каждом из которых, установлен АРМ учителя, интерактивное оборудование (смарт-доска, документ-камера), имеется доступ к высокоскоростному Интернету.

В табл. 1 представлены ресурсная база и виды образовательной деятельности, которые реализовывались в разных режимах и на разных платформах в условиях карантина.

Следует отметить, что такая специальная форма организации учебной деятельности в особенных случаях (карантин), способствовала активизации кооперации деятельности учителей. Мы это наблюдали, на примере деятельности учителей математики. Ими было составлено единое расписание групповых консультаций на форуме, в рамках которого они работали поочередно, консультируя ребят из разных классов. Тоже самое можно было наблюдать при подготовке дополнительных информационных материалов, выкладываемых на сайте и др.

После окончания карантина и возобновления учебных занятий в гимназии, был проведен анализ этой новой образовательной практики, который показал высокую степень её эффективности. По мнению учеников, было увлекательно, необычно и интересно, учителя отметили заметный рост мотивации у ребят к изучению нового, администрация - хорошее качество усвоения материала и полное прохождение учебных программ. В целом можно отметить, что все участники образовательного процесса приобрели определенные знание и овладели новыми компетенциями.

Сделать полный сравнительный анализ «+» и «-» применения технологий обучения, которые становятся возможными при использовании электронного журнала является одной из актуальных задач администрации гимназии в поиске эффективных инструментов повышения доступности качественного образования.

Важным элементом информатизации образовательного процесса в гимназии являются портфолио личных достижений учащихся, в котором учитываются результаты освоения учеником индивидуальных образовательных программ профильного обучения. В гимназии разработана и внедрена система электронных портфолио, которые ведутся всеми гимназистами. Платформой, на которой формируются и хранятся портфолио достижений учеников является электронный журнал. Нами разработана структура портфолио, право заполнять его имеют только сами ученики. Учителя, родители могут лишь видеть содержимое портфолио ученика.

Ученическое портфолио включает следующие разделы:

- Мой портрет. В нем размещаются материалы, наиболее значимые для ребят в данное время. Например, фотографии своей семьи, друзей, рассказы о своих интересах, увлечениях и т.д. Иногда ученики выкладывают в этом разделе музыкальные файлы с любимой музыкой или исполнителем; свои рисунки, фотографии своих путешествий или любимых мест отдыха и т.д. По мере заполнения этого раздела мы можем наблюдать динамику развития его интересов и увлечений, что является важным фактором в построении педагогической модели сопровождения личностного развития наших учеников.

- Мои достижения. В этом разделе ребенок систематизирует документы, отражающие результа-

Таблица 1

Электронный журнал Сайт гимназии Скайп- конференции

- индивидуальные задания (рассылка); - групповые консультации (форум) - иллюстрации, презентации; - тексты; - примеры решений, рассуждений, эссе и др. - индивидуальные зачеты; - опрос самостоятельно изученного материала; - др. формы контроля и проверки знаний

тивность его деятельности по разным направлениям. Например, документы, показывающие какие элективные курсы он посещал и каких результатов добился в этом направлении. При этом мы просим обязательно указывать в какой форме состоялась аттестация по результатам освоения программ элективных курсов и какие личные достижения получены. Анализ данной информации является очень ценным для учителей и родителей, так как отражать профильную направленность образовательных интересов учащихся. При проектировании индивидуальных образовательных программ по предпро-фильной подготовке и профильному обучению учеников, мы опираемся на их знания, умения полученные ранее при изучении элективных курсов. Кроме того, формы изучения и аттестации по элективным курсам также предлагаются ребенку с учетом информации, которую мы получаем в том числе из его личного портфолио. Например, если мы видим, что ученик проходил аттестацию по элективам в форме выступления с докладом, подготовки проекта, написания эссе, то мы предлагаем ему другую новую форму итоговой аттестации (написать статью, подготовить рецензию на книгу, принять участие в работе конференции и др.) по выбранным элективам, с тем чтобы он осваивал новые компетенции.

В эту же папку своего электронного портфолио ученик помещает документы, отражающие его результаты обучения по учебным периодам, рейтинги, показатели (качественные и количественные) участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях интеллектуальных марафонах и т.д.

- Коллектор. В этом разделе портфолио ученика содержатся текстовые и презентационные материалы, которые подготовил школьник, участвуя в разных научно-практических конференциях, конкурсах и др.

Начиная с начальных классов, ученики учатся анализировать собственные достижения по различным видам деятельности: учебной, спортивной, проектной и др. и системно их представлять.

Мы убеждены, что формирование и развитие у гимназистов компетенций систематизации и предъявления своих достижений в современном электронном формате способствует повышению их конкурентоспособности в активной и успешной жизнедеятельности в быстроменяющемся мире. Воспитательная ценность этих компетенций заключается в том, что учителя, анализируя портфолио ребенка, имеют возможность в случае необходимости чем-то помочь ребенку, посоветовать ему, более точно спроектировать для него индивидуальную образовательную программу.

Все учителя, методические кафедры учителей-предметников гимназии также ведут свои портфолио в электронном виде. Индивидуальные и кафе-

дральные портфолио учителей гимназии ведутся и располагаются в локальной сети. В них учителя отмечают не только свои достижения, но и методические и дидактические разработки, статьи, выступления на конференциях разных уровней, темы и результаты своей опытно-экспериментальной, инновационной работы. Портфолио кафедр структурировано следующим образом: 1.Тематическое и календарное планирование. 2.Работа с одаренными детьми. 3.Курсы повышения квалификации - семинары - публикации. 4.Материалы для гимназической аттестации учащихся 5.Проектная и учебноисследовательская деятельность учащихся. 6.Методический конструктор. 7.Предметные недели, фестивали кафедры. 8.Портфолио учителей кафедры. 9.Отчеты кафедры

Для повышения мотивации к совершенствованию профессиональной деятельности учителей в гимназии практикуется проведение фестивалей мастерства, в ходе которых учителя демонстрируют лучшие образцы новых педагогических практик. Программы этих фестивалей также включают конкурсы индивидуальных и кафедральных портфолио учителей.

В электронных портфолио систематизированы все достижения и наработки учителей, что способствует повышению их профессионализма и конкурентоспособности. Показателями конкурентоспособности учителей гимназии являются их победы в профессиональных конкурсах, проектах. Так, за

4 года реализации национального приоритетного проекта «Образование» в конкурсе лучших учителей, достигших высоких результатов в обучении и воспитании учащихся на федеральном уровне победили 14 учителей, на региональном - 12. В гимназии работают 3 учителя, ставшие победителями и призерами районного и городского конкурсов «Учитель года».

Внедрение и развитие электронной системы учета результатов образовательной деятельности всех участников учебного процесса в гимназии продолжается. Одна из главных проблем от решения которой зависит успешность данного процесса в гимназии связана с разработкой научно - методического сопровождения деятельности учителей и учеников. Работа в этом направлении требует дальнейшего осмысления и экспериментальной разработки. Именно эти задачи определили основные направления организации опытно-экспериментальной и инновационной работы в гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.