Во-первых, это обеспечение гимназистов высокими образовательными стандартами на основе универсальности и вариативности образования;
Во-вторых, предоставление гимназистам права выбора индивидуального образовательного маршрута, на основе разноуровневого обучения, многопрофильное™ и специализации;
В-третьих, создание в гимназии специально организованной конкурентостимулирующей среды;
В-четвертых, развитие коммуникативных умений старшеклассника в корпоративной деятельности через проективные формы работы в образовательном процессе. Причем умение личности контактировать со сверстниками, владение навыками общения, способность определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими людьми - все это помогает молодым людям почувствовать силу единения, взаимной ответственности каждого за успех общего дела. Корпоративность может рассматриваться как важнейшее качество личности, с одной стороны, и как конкурентное преимущество (термин М. Портера) в соревновании, с другой.
Говоря о педагогических условиях формирования конкурентоспособности старшеклассника в гимназии, необходимо отметить, что гимназия, где проходило наше исследование, с 1991 года была определена в качестве экспериментальной площадки, министерством образования РФ по реализации учебных планов личносгно ориентированного образования, в 2002 году был получен статус ФЭП.
В целом, на основе проведенного исследования мы можем утверждать, что сформировать конкурентоспособность как качество личности в стенах гимназии возможно. Для этого необходимо изменить образовательные цели с ассоциативно-рефлекторных, основанных на ЗУНах - на иные цели - цели приобретения учащимися компетенций. Направить учебный процесс на развитие коммуникативных умений в корпоративной деятельности всех участников образовательного процесса на основе
Л. Н. АНТИЛОГОВА
Омский государственный педагогический университет
УДК 37.034
На фоне переосмысления прошлого у людей возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием сложившихся в их сознании представлений и ожиданий с реальным изменением социальной действительности.
Осознание необходимости нравственного возрождения личности, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь, является важнейшим фактором обновления общества. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни правильное взаимодействие человека с миром, ни само подлинное развитие человека.
В нравственном становлении и развитии личности ребенка важное место занимает формирование нравственного сознания, которое, являясь, с одной стороны, частью
метода проектов. Для успешного решения данных задач требуется создание конкурентостимулирующей среды, в которой смогут реализоваться все субъекты образовательного процесса. Причем такая среда будет иметь значение для ученика, родителя, учителя только тогда, когда в данной среде субъекты образовательного процесса смогут реализовать право свободного выбора;
-преподаватели - в творческой самореализации и выборе педагогической траектории;
- родители - в выборе образовательного учреждения, профильного направления и разных уровней обучения;
- гимназисты - в выборе направления, уровня сложности изучаемого предмета, исследовательской деятельности, индивидуального образовательного маршрута.
Стиль работы гимназии, личностное мироощущение учеников и преподавателей создают особым образом организованную среду и дают возможность гимназисту «сориентироваться во внешнем мире, осознать себя человеком, способным построить перспективу будущего и наметить путь движения в избранном направлении», т.е. сделать шаг к становлению конкурентоспособной личности.
Мы не претендуем на то, что выделили все качества конкурентоспособной личности и определили все условия, необходимые для ее формирования, т. к. проблема формирования конкурентоспособности старшеклассника является сложной и многогранной. Приведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и возможность формирования конкурентоспособности старшеклассника как качества конкурентоспособной личности в гимназии и, на наш взгляд, описанный опьгг может быть использован в работе инновационных школ, гимназий и лицеев.
СИДОРОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора высшей гимназии-лаборатории Салахова по НМР, город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ.
общественного сознания, обладает всеми его общими признаками и особенностями, а с другой - непосредственным образом выявляет сущность человека, выступает как наиболее широкая по своим содержательно-ценностным ориентациям форма сознания, отражающая весь чувственно воспринимаемый мир в его человеческом значении [2].
Нравственное сознание как осознание социального бытия, осмысления человеком действительности представляет собой особый род его знаний о мире. Во-первых, составным элементом нравственного определения факта действительности является осознание его человеческой значимости, ценности; во-вторых, включенность отношения к воспринимаемому; в-третьих, особая обратная направленность на человека самого знания.
Таким образом, существенной особенностью нравственного сознания является то, что оно выступает не только
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ВСЕГДА ОСТРО СТОЯЩАЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРИОБРЕЛА ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ В СВЯЗИ С ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ, НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И БОЛЬШИМ МНОГООБРАЗИЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ, УСТАНОВОК В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ.
как знание, но и как констатация направленности, как отношение, не исчерпывающееся рационально-логическим отношением. Определяя поступок, поведение человека как нравственное или безнравственное, мы выражаем не только свое знание о возможности отнесения этих феноменов к сфере нравственного, но и выражаем наше отношение к ним.
Данные, полученные нами в ходе опроса около пяти тысяч учащихся вторых-одиннадцатых классов двадцати школ г Омска, показали, что у значительной части школьников набпкэдается низкий уровень нравственных знаний, отмечается неспособность школьников сделать правильный нравственный выбор, дать адекватную оценку своему поведению и действиям окружающих. У трети опрошенных были неверные представления о моральных нормах поведения, ответы около двух процентов подростков отличались ярко выраженной агрессивностью, готовностью сознательно вступить в конфликт с окружающими. При отнесении отдельных качеств личности к нравственно положительным или отрицательным не только младшие школьники, но и старшеклассники отнесли к отрицательным стыдливость, уступчивость, застенчивость, а к положительным - хитрость, подозрительность, мстительность.
Настораживает в целом, что взросление физическое значительно опережает взросление нравственное. Это проявляется в неумении оперировать этическими понятиями, соотносить их со своим поведением, отношениями и оценками. По нашему мнению, на состояние нравственности школьников наряду с недостатком этических знаний, внутренними факторами (воля, эмоции, мотивы, потребности) оказали влияние внешние обстоятельства: в обществе резко снизился престиж морали и нравственности. Засилье массовой культуры, пропагандирующей насилие, цинизм, культ наживы, сексуальную распущенность и порнографию, бездуховный образ жизни, приводит к девальвации таких понятий, как гражданственность, честь, долг, ответственность, доброта, сострадание, уважение к людям. Невозможно отрицать, что вое эти явления есть прямой результат тех социальных перемен, которые произошли в нашем обществе в последние несколько лег.
Все это накладывает большую ответственность на семью и школу за формирование и развитие нравственно активной личности, способной делать правильный нравственный выбор, ориентироваться на социально значимые ценности.
В настоящее время, как отмечают психологи и свидетельствуют статистические данные, семья находится в состоянии кризиса. Это проявляется, прежде всего, в деформации ценностных установок и идеалов, жизненных целей семьи, в росте отчужденности и непонимания, жестокости в воспитании детей.
Вместе с тем именно в семье содержится мощный потенциал для нравственного развития личности, поскольку семья является первой и наиболее важной школой нравственных отношений, связующим звеном между ребенком и окружающим миром, проводником тех социальных ценностей, которые существуют в обществе. Недостатки семейного воспитания служат базой, на которой развиваются всевозможные неврозы и психические заболевания. Как правило, стиль взаимоотношений между родителями чаще всего является основанием для формирования собственного жизненного стиля ребенка.
В. Сатир выделяет два типа семьи: зрелую и проблемную. Первая характеризуется наличием таких качеств, как высокая самооценка ее членов, непосредственные прямые и четкие коммуникации. Правила в этих семьях гуманны и подвижны, ориентированы главным образом на принятие и социальные связи. В проблемных же семьях самооценка, как правило, занижена, коммуникации спутаны, жизненные правила стереотипны. Взрослые в основном заняты тем, что постоянно диктуют детям и друг другу, что можно, а чего не следует делать, вследствие чего у
них не остается времени для нормального радостного общения.
Очевидно, что лишь семьи, относящиеся к первому типу, оказывают позитивное влияние на нравственное становление личности ребенка. В семье как микросреде усваивает и присваивает себе индивид общественную мораль. В различных социальных условиях, под влиянием разного ближайшего окружения и под влиянием отличающихся друг от друга воспитательных воздействий личность приобретает различную направленность: коллективистскую или индивидуалистскую, эгоистическую или альтруистическую, добрую или злую.
Семья, характер ее функционирования, взаимодействия родителей и детей определяют в основе своей ин-териоризацию и реализацию существующей в обществе морали.
Вместе с тем, как показывают исследования детско-родительских отношений, воспитательные принципы большинства родителей включают достаточно жесткие способы воздействия на ребенка: физические наказания, моральное давление, запретительные действия, игнорирование и др., что позволяет говорить о психологическом и физическом насилии как наиболее часто используемых родителями способах контроля и поддержания дисциплины детей.
Причем реализация такой жесткой системы воспитания чаще осуществляется матерью. Мать чаще, чем отец, прибегает к наказанию ребенка за непослушание, пытаясь повлиять на поведение ребенка, что подтверждают данные опросов как самих детей, так и родителей. Это позволяет говорить об агрессивной и доминантной роли матери в семье, противоречащей известным, психологически обоснованным взглядам на разделение воспитательных функций между отцом и матерью (мать обеспечивает безусловное принятие растущего ребенка, отец реализует воспитательную функцию).
Исходя из этих позиций, можно предположить, что в современной семье мать, взявшая на себя функции отца, не может себе позволить безусловное, безоценочное отношение к ребенку. Ориентированная на дисциплинирующие позиции, она не способна предложить ребенку другие формы проявления любви, кроме как через наказание и контроль. Ребенок, испытывающий недостаток в теплых, доверительных отношениях со стороны матери и ожидающий от нее принятия, склонен любые ее действия, даже излишне жестокие, рассматривать как выражение ее любви.
В то же время обращает на себя внимание отстраненное положение в семье отца, его недостаточное участие в воспитательном процессе. Возможно, это является причиной падения авторитета отца в семье и снижение влияния на детей.
Характерное изменение ролевых позиций в воспитательном процессе супругов не может не оказывать влияния на растущую и развивающуюся личность ребенка. Основываясь на ролевых моделях поведения, демонстрируемых родителями, дети формируют свое представление и зачастую повторяют отца и мать. Девочки, особенно подросткового возраста, склонны демонстрировать качества, соответствующие образу активной, властной, жесткой женщины. Это проявляется в грубости, демонстративном поведении, некоторой развязности. При проводимых опросах девочки этого возраста чаще, чем мальчики, при ответах на вопросы отмечают у себя такие качества, как решительность, смелость, самостоятельность, уверенность, целеустремленность, т.е. волевые качества. В то же время в ответах значительного числа мальчиков отмечаются такие характерные для них качества, как спокойствие, уравновешенность, терпеливость и др.
Следует заметить, что для подростка хотя и характерно стремление к независимости, свободе от родительской опеки, большинство из них не готово к самостоятельному
и ответственному принятию решений. Формирование данных качеств тормозят, в значительной степени, жесткий контроль, излишняя строгость со стороны матери и слабая организующая роль отца в структуре семейных отношений, что способствует инфантилизации личности ребенка, замедлению его взросления.
Осуществляя родительские функции, супруги должны строить так свои взаимоотношения, чтобы они носили воспитательный эффект. Не следует излишне заниматься морализаторством, поскольку один случай недостойного поведения отца по отношению к матери или наоборот, сведет на нет весь воспитательный процесс. Детям, особенно дошкольникам, свойственно подражание родителям, и это на отца и мать накладывает большую ответственность за сказанное слово, за выражение лица, за производимые действия.
Особо хотелось бы остановиться на речи родителей и других окружающих ребенка взрослых. Подражая речевым образцам взрослых, дети одновременно заимствуют образцы нравственных представлений, чувств, оценок, ценностей, что в значительной степени определяет их поведение. В ситуации нравственного выбора ребенок идентифицирует себя с усвоенными нравственными образцами и действует в соответствии с их характером, совершая тот или иной поступок.
Кроме того, через подражание дети в семье приобщаются к культуре речи, что в дальнейшем значительно облегчит усвоение ими норм литературного языка, сделает их людьми грамотными. Вот почему очень важно, чтобы родители, общаясь с детьми и друг с другом, не прибегали к ненормативной лексике, сопровождая речь бранью и сленгом.
Осуществляя процесс нравственного формирования личности, очень важно, чтобы родители опирались на знание психологии, имели представление о тех или иных психологических механизмах, лежащих в основе тех или иных привычек, потребностей, мотивов и установок, определяющих в совокупности систему ценностных ориента-ций ребенка.
Следует иметь в виду, что основные навыки и представления человека формируются к 12-15 годам. Отсюда в нравственном воспитании важно не упустить это время.
При воспитании как целенаправленной работе происходит управляемое формирование позиций, мотивов, установок растущего человека на основе сознательного усвоения норм и образцов нравственного поведения.
Наличие представления о норме является как бы точкой отсчета, в соотношении с которой человек оценивает свои поступки. Осознание нравственной нормы позволяет включить в действие механизмы ценностного соотнесения своих поступков с нравственной оценкой. Добиться этого можно посредством нравственного воспитания и этического образования, цель которых - развитие у человека нравственно-этических знаний и убеждений, являющихся основой его нравственного сознания, деятельности и отношений, а также выработка отвечающего общественным ценностям нравственного идеала.
Нравственный идеал выступает как своеобразный итог усилий по формированию нравственного сознания. В зависимости от того, каков нравственный идеал личности, зависит и избираемый этой личностью образ жизни, имеющий для нее значимость и привлекательность.
Формирование нравственного сознания как ориентированного на достижение идеала предполагает значительные воспитательно-преобразующие усилия, направленные на развитие и совершенствование человеческой природы.
Важное место в этой работе, как уже отмечалось, занимает нравственное воспитание, которое предстает прежде всего как формирование определенной системы ориентации человека в жизни. Нравственное воспитание как комплекс сознательных, целеустремленных воздей-
ствий, задачей которых является формирование гармонически цельной личности, предполагает «определенный состав необходимых и достаточных компонентов: нравственную направленность, ядром которой является система доминирующих нравственных потребностей и мотивов, нравственные возможности и способности с ведущей способностью к нравственной деятельности и нравственному поведению; систему нравственных качеств» [1, с.4]. Под нравственными качествами личности подразумевается уровень ее нравственного сознания, чувств и поведения, в основе которых лежит знание нравственных норм, принципов, правил поведения, наличие нравственных убеждений той или иной степени прочности, готовности и умения поступать в соответствии с ними, откладывающиеся в моральных привычках и потребностях.
При правильном формировании нравственного сознания посредством воспитания оказываемые воздействия осуществляются не только через эмоциональную сферу, но и через воздействие на разум, апелляцию к убеждениям. Таким путем происходит усвоение основных этических понятий, определение их места в структуре нравственного сознания. Знание основных этических понятий помогает формированию способности ориентироваться в системе ценностей и их иерархии, что становится основой возможности нравственного выбора и определение характера поведения человека.
Организация воспитательной деятельности как управляемое воспитание ставит целью выявление в человеке всех его возможностей и способностей, создает условия для их развития. Но управление не означает полной регламентации всех деталей процесса, а подразумевает лишь влияние на общие тенденции его развития, его стратегию. Управляемое воспитание не означает манипулирование сознанием, подразумевающее не целостное развитие, а создание «удобного человека», поведение которого формируется системой поощрений и наказаний, устанавливаемых обществом, преследующим, прежде всего, свою выгоду. Воспитание же отличается от манипулирования тем, чго имеет своей целью перевод воспитательного воздействия в режим самовоспитания, побуждающего человека к самостоятельному и постоянному нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть... настоящее воспитание», - писал В.А. Сухомлин-ский [3, с.260].
Иными словами, воспитание нельзя понимать лишь как комплекс внешних воздействий, которыми можно было бы перестроить столь сложную систему, как человек, его внутренний мир, совокупность его взглядов, представлений, ценностей, идеалов. Эта система имеет свои внутренние закономерности функционирования и развития, которые нельзя не учитывать. И эту систему невозможно перестроить исключительно внешним воздействием; нужен механизм переконструирования, который действовал бы в ней по ее собственным законам.
Таким образом, чтобы воспитать нравственно зрелую личность, нужна совокупность разнообразных воздействий, причем не только на сознание, но и на подсознание воспитуемого, но при этом важно не забывать, что только теплые, дружеские отношения, царящие между родителями, родителями и детьми, способны благотворно влиять на развитие всех внутренних потенций ребенка.
Литература
1.Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. - Омск, 1989.
2. Нравственное сознание и изменение в условиях обновления общественной жизни. - М, 1988.
3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1982.
АНТИЛОГОВА Лариса Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии.