Научная статья на тему 'Представления старшеклассников о смысле жизни'

Представления старшеклассников о смысле жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андронов Дмитрий Александрович

Проблема смысла жизни одна из важнейших проблем психологии. смысл жизни это важный ориентир, определяющий поведение и направляющий судьбу человека. Суть данного понятия заключается в отношении личности к себе и к обществу, к пониманию своего места в обществе и к осмыслению социального значения своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления старшеклассников о смысле жизни»

ПЕДАГОГИКА

д. А. АНДРОНОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Омский государственный СТАРШЕКЛАССНИКОВ

педагогический университет

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

УДК 37.034 -

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ. СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЭТО ВАЖНЫЙ ОРИЕНТИР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ И НАПРАВЛЯЮЩИЙ СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА. СУТЬ ДАННОГО ПОНЯТИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТИ К СЕБЕ И К ОБЩЕСТВУ, К ПОНИМАНИЮ СВОЕГО МЕСТА В ОБЩЕСТВЕ И К ОСМЫСЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

То или иное понимание смысла жизни определяет всю линию поведения человека и является тем нравственным стержнем, на котором «крепятся» его моральные установки. Под «смыслом жизни» принято понимать осознание людьми основного содержания всей деятельности (прошлое, настоящее, будущее), которое определяет их место и значение в жизни общества.

Человеку необходимо быть уверенным в том, что индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и людям, и обществу. Правильное понимание человеком смысла жизни придает ему такую нравственную силу, которая помогает в преодолении жизненных трудностей.

Вопрос о смысле жизни встает перед человеком не сразу. Формирование этого понятия - процесс становления личности. По мере своего развития и совершенствования человек пересматривает смысл жизни и свое представление о человеческих ценностях. Решающим обстоятельством, влияющим на такое переосмысление, являются жизнь, опьгг человека и примеры других людей. Одним из таких ярких примеров являются духовные искания Л.Н. Толстого, которые нашли отражение в его «Исповеди»: «Я понял, - пишет Л.Н. Толстой, - что для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже разум, для того, чтобы понять ее... Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью

паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его» [4, с. 147].

Другим примером является драма Родиона Расколь-никова, который построил образ себя, основанный на интеллектуально обоснованной идее превосходства. Однако этот образ не выдержал столкновения с жизнью и привел не только к краху задуманного этим литературным персонажем предприятия, но и к смысловому краху.

Таким образом, разделяя позицию Д.А. Леонтьева, можно утверждать, что жизнь любого человека объективно имеет смысл, поскольку она к чему-то устремлена, хотя это и не всегда осознается человеком [2, с. 47].

Вопрос о смысле жизни актуален на любом этапе возрастного развития человека, о нем задумывались люди во все времена. В наше время в ситуации социально-экономической нестабильности России возникает проблема смыслоутраты - потери смысла, что делает изучение данной проблемы весьма важной.

Понятие смысла, рассматриваемое как личностное отношение к тому, что составляет для человека определенную ценность, значимость, что обладает содержательными характеристиками и что необходимо индивиду для удовлетворения той или иной потребности, влечения, интереса, всегда связано с целью. Ведь всякое личностное отношение - это не просто связь человека с явлением,

субъектом, предметом, это наполненная чувствами, переживаниями связь, начало которой находится в сознании личности, наделяющем значимостью предметы реального мира. Эти реалии, наделенные человеком значимостью, становятся целями, придающими смыслу направленность, подчиняя поведение человека тому, ради чего это поведение совершается.

Изучению проблемы смысла жизни посвятили свои работы А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, Б.С. Братусь, В. Франкл, А. Маслоу и др.

Одни психологи и философы, например, такие, как В. Франкл, Ж. П. Сартр отождествляют понятия «смысл» и «ценность». Согласно В. Франклу, смысл жизни реализуется посредством ценностей - смысловых универсалий, выкристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми сталкивалось человечество -это ценности творчества, переживания и отношения [5].

Другие авторы акцентируют внимание на сопоставлении смысла жизни и цели. Так, М.М. Тареев пишет: «Понятие цели есть смысл жизни» [5, с. 24]. В.Э. Чудновский утверждает, что смысл жизни - это идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [6, с. 46].

Однако, на наш взгляд, необходимо разграничить эти понятия. Цель, как известно, так или иначе ориентирована на достижение определенного результата, смысл же жизни направлен на самоактуализацию - реализацию своего предназначения в этом мире, развитие и реализацию личностных возможностей, что А. Маслоу определяет как высшую ступень в иерархии потребностей [7].

С целью исследования особенностей представлений старшеклассников о смысле жизни нами была использована малоформализованная анкета «О смысле жизни», разработанная В.Э. Чудновским [6].

В исследовании приняло участие 74 учащихся 10-х классов средней образовательной школы № 99 Ленинского округа г Омска.

Старшеклассники были выбраны нами не случайно, так как именно в ранней юности, как отмечает И.С. Кон, возникает ярко выраженная направленность в будущее, которая «становится основной направленностью личности» [1, с. 127]. Главными новообразованиями этого возраста являются личностное и профессиональное самоопределение. Перед юношами и девушками встает проблема выбора профессии, определения жизненного пути.

Юность - время развития социальной зрелости, движения к сознательной и ответственной жизни. Юноши и девушки осознают, что необходимыми условиями полноценной жизни являются приобретение знаний, навыков, умений, личностных качеств, овладение профессией. Развиваются познавательные интересы, усиливается избирательное отношение к определенным областям знаний, умение аргументировать и доказывать положения, делать выводы, повышается интерес к мировоззренческим проблемам, к самовоспитанию.

Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентации и установок.

В результате проведенного анализа результатов опроса старшеклассников были получены следующие данные. Так, при ответе на вопрос анкеты «Что такое, по-вашему представлению, смысл жизни?» 91,8% опрошенных дали достаточно глубокое определение смысла жизни, в то же время 8,2% старшеклассников не смогли ответить на данный вопрос. В 69,4% случаев ученики отождествляют категорию смысла жизни со своим предназначением в этом мире и целями жизни, направленными на достижение определенного результата. В этих ответах прослеживаются особенности юношеского возраста, так как формирование жизненных планов для старшеклас-

сников, прежде всего, есть результат обобщения целей, которые они ставят.

По мнению учащихся, «смысл жизни - это какие-либо достижения, то, к чему должен стремиться каждый человек»; «смысл жизни - это совокупность целей и идеалов человека, на которые он опирается при решении некоторых проблем»; «смысл жизни - это цель, ради осуществления которой живет человек»; «смысл жизни - это какая-то конкретная цель, которой следует добиваться и ради достижения которой делать все, что возможно».

Анализ ответов на вопрос «Можете ли вы сформулировать смысл своей жизни?» осуществлялся по таким контент-аналитическим категориям, как широкие социальные смыслы (Я и общество); групповые смыслы (Я и мои близкие); индивидуальные смыслы (Я для себя); эмоциональные смыслы (Я и мои внутренние переживания); познавательные смыслы (Я и моя сфера познания). Были получены следующие результаты. Так, 75,5% учащихся сумели определить для себя смысл жизни. При этом в ответах каждого ученика представлено от 1 до 5 контент-аналитических категорий, отражающих жизненные смыслы, которые в изучаемой выборке присутствовали в неравной степени.

У 49% опрошенных старшеклассников наиболее значимыми выступали такие индивидуальные смыслы, как карьера, стремление устроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу, стремление жить для себя. При этом половина испытуемых на первое место ставит, прежде всего, собственные интересы и потребности, а интересы других людей отодвигаются ими на последнее место. Это говорит о необходимости активизации альтруистической направленное™ этих старшеклассников посредством развития механизма эмпатии и альтруистического механизма, способствующих снижению эгоцентрических тенденций.

Необходимость данного положения подтверждается также невысоким процентом социальных смыслов (20,4%). Наиболее яркими примерами социальных смыслов, встречающихся в ответах десятиклассников, являются следующие: «работать не только на пользу семьи, но и на пользу окружающему обществу, потому что работать только для личного блага - это мелко и ничтожно»; «я считаю, что каждый человек должен оставить после себя что-то для окружающих людей, для этого ему дана жизнь»; «смысл жизни для меня - это помогать людям, заботиться об окружающей природе».

Следующее место по количеству выборов в ответах учеников заняли групповые (44,9%) и эмоциональные (30,6%) смыслы. Среди данных смыслов можно назвать такие, как «занять определенное место в жизни, создать семью, иметь хороших друзей»; «завести надежных друзей, ведь без них и жить незачем»; «стать счастливым»; «получать удовольствия»; «быть любимой»; «прожить жизнь счастливо».

Проведенный анализ показывает, что школьники видят также смысл жизни в ценностях переживания (термин В. Франкла), таких, как счастье, любовь, удовольствие, которые могут реализовываться посредством эмоционального контакта с семьей, близкими, друзьями.

Нами установлено, что на последнем месте оказываются познавательные смыслы, составившие всего лишь 10,2%. Это характеризует недостаточную развитость рефлексивных процессов у старшеклассников. Познавательные смыслы формулируются ими в обобщенном виде, что связано с юношеским максимализмом. В качестве примера можно привести такие суждения учащихся, как «смысл жизни - познание всего: искусства, литературы, истории и т.д. в течение жизни»; «Если раньше я стремился к чему-то новому, то теперь к этому добавляется еще стремление к познанию»; «Смысл жизни - это познавать новое, интересное».

Как показали ответы учащихся, из школьных предметов, помогающих им глубже осознать смысл жизни, стар-

шеклассники на первое место ставят литературу (59,2%), поскольку при изучении данного предмета они на примерах других людей часто рассматривают вопрос о смысле жизни, узнают о жизни литературных героев, при этом сравнивают себя с ними.

Выбор остальных предметов обусловлен, прежде всего, тем, что в данном возрасте юноши и девушки связывают свою жизнь с будущей профессией, и значимость школьных предметов обусловлена, прежде всего, направленностью на будущую профессию. Так, для 12,2% старшеклассников важным становится изучение предмета «человек и общество»; 10,2% - русского языка, истории и физкультуры; 8,2% - информатики и биологии; 6,1% -математики и для 2% - экономики, черчения, географии, химии, физики, иностранного языка и др.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что смысловой спектр у подавляющего большинства испытуемых представлен ограниченным числом смыслов, чаще всего общего характера. Недостаточно развиты также механизмы эмпатии, альтруизма, рефлексии. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности смысловой сферы личности в данном возрасте.

Для развития смысловой сферы личности необходима целенаправленная работа со школьниками, заключающаяся в системе психолого - педагогических воздей-

Н. Н. СИДОРОВА

Высшая гимназия-лаборатория Салахова, г. Сургут

УДК 37.014.3

Актуальность проблемы формирования конкурентоспособности старшеклассника обусловлена наличием ряда проблем:

- необходимостью обоснования конкурентоспособности как педагогической категории, а также закономерностей, условий и механизмов исследования формирования конкурентоспособности как личностного качества;

- отсутствием опыта подготовки конкуренто-способ-ных людей в социальных институтах, в первую очередь -в инновационных учебных заведениях, таких, как гимназии;

- противоречивостью целей педагогов и родителей в осознании сущности и способов подготовки формирования конкурентоспособности старшеклассников.

В последние годы проводились исследования, которые рассматривали конкурентоспособную личность в профессиональном образовании в рамках экономического вуза, лицея, колледжа (А. С. Гаязов, Р Я. Ахметшин, М. И. Рожков, О. С. Гребенюк, И. Г Нохрина). Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии пока не было предметом специального исследования.

Исходными положениями нашего исследования являются теории личности, ценностей и теория деятельности.

Нами было выдвинуто предположение о том, что сформировать конкурентоспособность у старшеклассника возможно в том случае, если образовательный процесс в гимназии будет направлен на:

ствий, с одной стороны, направленных на расширение семантического поля, а с другой - на более четкую конкретизацию смыслов и одновременно на активизацию механизмов функционирования смысловой сферы, таких, как альтруизм, эмпатия и рефлексия.

Литература

1. Кон И.С. Психология ранней юности: - М.: Просвещение, 1989.

2. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1997.

3. Тареев М.М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. Антология. - М„ 1999.

4. Толстой Л.Н. Исповедь // Собр.соч. в 22 т. -Т. 16-М.: «Правда», 1983.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

6. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированное™ от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал - 1995. - Т. 16. - С. 15 -26.

7. MaslowA. Motivation and Personality. - N.Y., 1954.

АНДРОНОВ Дмитрий Александрович, аспирант кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета.

- обеспечение гимназистов высокими образовательными стандартами на основе универсальности и вариативности образования;

- предоставление гимназистам права выбора индивидуального образовательного маршрута, на основе разноуровневого обучения, многопрофильное™ и специализации;

- развитие коммуникативных умений старшеклассника в корпоративной деятельности через проективные формы работы в образовательном процессе;

- создание в гимназии специально организованной конкурентостимулирующей среды.

Анализ названных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы.

Первым положением является утверждение о том, что в современном мире конкуренция и конкурентоспособность из экономического феномена приобретают социальное и педагогическое значения. Изучая конкурентоспособную личность, мы обратились к термину «конкуренция», освещенному в литературе с различных позиций. БСЭ определяет биологическое значение конкуренции как взаимоотношение, соревнование и социальное - как борьбу, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует данное понятие как соперничество, борьбу;

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ_

СЛОЖНОСТЬ РЕФОРМАТОРСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОТСУТСТВИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕСТВА К РЫНОЧНЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫДВИГАЕТ ТРЕБОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОКОЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.