Научная статья на тему 'Исследование некоторых особенностей учебной деятельности младших школьников в гимназии и средней школе'

Исследование некоторых особенностей учебной деятельности младших школьников в гимназии и средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1783
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / УЧЕБНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / LEARNING ACTIVITY / ACADEMIC SUBJECTS PREFERENCES / WILLINGNESS TO LEARN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева З.А.

Статья посвящена сравнительному исследованию мотивационных особенностей и учебных предпочтений младших школьников, обучающихся в гимназии и средней школе. В работе сделана попытка установить, как тот или иной статус учебного заведения влияет на желание детей учиться и на школьные предпочтения. В исследовании приняли участие 119 детей от 8 до 11 лет (2-4 класс), из них 55 учащихся гимназии и 64 ребенка из средней школы. Работа проводилась с помощью методов наблюдения, экспертного опроса педагогов и анкетирования учащихся. В результате выявлено, что учащиеся гимназии имеют неблагоприятный мотивационный статус, у них отмечается снижение интереса к учебе и выявляются нелюбимые предметы, уже начиная со 2 класса, в то время как в средней школе детям свойственен соответствующий возрасту уровень любознательности, стремление получать знания, несмотря на трудности в учебе. Данные статьи могут быть полезны руководителям и педагогам начального звена различных учебных заведений, родителям при определении школы для ребенка, психологам в практической работе с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PARTICULAR QUALITIES OF LEARNING ACTIVITY OF 8-10 Y.O. CHILDREN IN GYMNASIUM AND REGULAR SCHOOL

The article is devoted to a comparative study of motivational characteristics and educational preferences of younger students in gymnasium and a regular school. We make an attempt to find out how a particular status of school affects the children's desire to learn and academic subjects preferences. The study involved 119 children aged from 8 to 11 (2-4 grade), 55 of them were from gymnasium and 64 children from regular school. Work was carried out using the observation method, the expert survey and questioning children. The result revealed that pupils from gymnasium have a poor motivational status, they noted decline in learning interest starting from the second grade. As for the children from regular school, they showed adequate level of curiosity, the desire to acquire knowledge despite learning difficulties. These results can be used by managers and primary school teachers of different educational institutions, by parents while determining a school for their child, by school psychologists in their work with primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Исследование некоторых особенностей учебной деятельности младших школьников в гимназии и средней школе»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГИМНАЗИИ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© З. А. Киреева

Курганский государственный университет Россия, 640000 г. Курган, ул. Советская, 63.

Тел.: +7 (3522) 46 47 99.

E-mail: alphatour@inbox.ru

Статья посвящена сравнительному исследованию мотивационных особенностей и учебных предпочтений младших школьников, обучающихся в гимназии и средней школе. В работе сделана попытка установить, как тот или иной статус учебного заведения влияет на желание детей учиться и на школьные предпочтения. В исследовании приняли участие 119 детей от 8 до 11 лет (2-4 класс), из них 55 учащихся гимназии и 64 ребенка из средней школы. Работа проводилась с помощью методов наблюдения, экспертного опроса педагогов и анкетирования учащихся. В результате выявлено, что учащиеся гимназии имеют неблагоприятный мо-тивационный статус, у них отмечается снижение интереса к учебе и выявляются нелюбимые предметы, уже начиная со 2 класса, в то время как в средней школе детям свойственен соответствующий возрасту уровень любознательности, стремление получать знания, несмотря на трудности в учебе. Данные статьи могут быть полезны руководителям и педагогам начального звена различных учебных заведений, родителям при определении школы для ребенка, психологам в практической работе с младшими школьниками.

Ключевые слова: образовательная система, учебные предпочтения, желание учиться.

Приоритетная цель начального образования -развитие личности школьника, формирование у него желания и умений учиться. Для достижения данной цели министерство образования и науки разрабатывает различные образовательные программы, основная цель создания которых заключается в том, чтобы обеспечить современное образование младшего школьника. Разработчики сегодняшних образовательных систем и комплексов указывают, что учебники и в целом педагогический процесс усвоения материала построены с учетом психологической специфики младшего школьного возраста (в том числе в плане понимания заданий), с учетом мотивации учащихся. Также говорится о том, что современные образовательные системы решают проблему разноуровневого обучения: в учебниках реализован принцип минимакса, т.е. содержание образования предлагается учащимся по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта, т.е. у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может понять.

Однако практика показывает, что справляться с современными программами детям все сложнее -часто без помощи родителей ребенок не может освоить даже минимум информации, изложенной в учебнике. Таким образом, налицо расхождение между целями, которые ставит школа перед учеником, и возможностями самого ученика.

В свете изложенной проблемы исследование особенностей учебной деятельности младших школьников в условиях современных образовательных систем представляется актуальным направлением.

учебная деятельность младшего школьника,

В настоящее время имеется тенденция противопоставлять традиционное «советское» образование, на котором выросли все родители сегодняшних младших школьников, с «продвинутыми» развивающими формами образования. Основные аргументы сводятся к тому, что раньше знание давалось ребенку в готовом виде, и от него требовалось только выучить его. В современных программах образования акцент делается на самостоятельное получение знания, при этом учитель и учебники выполняют скорее направляющую, чем информирующую функцию.

Не следует, однако, забывать, что помимо получения знаний, ребенок в школе должен освоить навыки взаимодействия, сформировать свою самооценку и выучиться учиться самостоятельно. То есть школа должна способствовать становлению сознательной и уверенной в себе личности, обладающей набором необходимых в современном обществе компетенций. Залогом такого результата в начальной школе является позитивное отношение к учебе. Между тем, упомянутые сложности в освоении материала все чаще приводят к тому, что дети не хотят учиться уже с первого - второго класса.

В попытке разобраться в причинах этих расхождений нами было проведено исследование, в ходе которого сравнивались особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста из гимназии и средней школы.

Целью нашего исследования было выяснение того, как организация учебной деятельности влияет на мотивацию учения и школьные предпочтения.

Объектом исследования явились особенности учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования - мотивационные особенности и школьные предпочтения детей, обучающихся в гимназии и средней школе.

В соответствии с целью, предметом и объектом была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в следующем: особенности образовательного учреждения (статус школы) влияют на желание ребенка учиться, а также определяют специфику школьных предпочтений.

Для реализации цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать современные образовательные системы и возможности их реализации в различных образовательных учреждениях.

2. Провести исследование мотивации учения и школьных предпочтений детей из школы и гимназии.

3. Сравнить результаты и на их основе сделать выводы о том, как влияет организация обучения в образовательном заведении на особенности учебной деятельности младших школьников.

Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней - цензов [1]. Образование можно получать в рамках учебных заведений и самостоятельно, на дому. В нашей стране больше развито школьное массовое образование, право на которое закреплено в Конституции РФ и «Законе об образовании».

Школа (с греч. - «досуг») - учебное заведение для получения общего образования.

На протяжении длительной истории развития общества термин «школа» имел много значений. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как «занятия на досуге», дом радости в процессе познания мира.

В русский язык слово пришло не напрямую, а через латынь и польский язык. Слово «школа» (по латыни Schola) - это аббревиатура, введенная в обиход Яном Коменским (1592-1690), чешским педагогом-гуманистом, основоположником класс -но-урочной системы. Разработав свою идею всеобщего образования на родном языке, он и дал ей название SCHOLA, составленное из первых букв девиза «Sapienter Cogitare, Honeste Operare, Logue Argute», что можно перевести как «Мудро Мыслить, Благородно Действовать, Умело Говорить» [2].

С тех пор пойти в школу - для любого ребенка означает перейти на новую ступеньку своего развития, вырасти в интеллектуальном и личностном плане. Именно в школе ребенок не только приобретает знания и навыки, но и проходит своеобразную подготовку к будущей взрослой жизни. Понятно

поэтому, что время, проведенное в ее стенах, - это чуть ли не самый значимый период в жизни любого человека.

Слово «гимназия» происходит от древнегреческого понятия <^утпа8юп» - помещение для занятий гимнастикой, спортзал. В свою очередь слово гимнастика происходит по одной из версий от «gymnazo» - «упражняю, тренирую». Первоначально в гимназиях изучали и тренировали фехтование, борьбу, танцы. Позднее - музыку, риторику и математику. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий.

В настоящее время гимназия - это общеобразовательное учреждение, дающее общие средние знания по основным направлениям наук. Образовательная программа гимназии, как и обычной школы, основана на федеральном образовательном стандарте. Это своего рода обязательный минимум для любого общеобразовательного учреждения.

Регламентированных отличий гимназии от школы нет. Стандартного перечня требований, которому должна соответствовать гимназия не существует. Оба типа учебных заведений дают основное и полное среднее образование. По окончании школы и гимназии учащиеся получают совершено одинаковые аттестаты государственного образца. В Аттестате прописано название учебного заведения и выставлены оценки по всем предметам.

Однако на практике отличия все же выявляются.

1. Требования к программе обучения в гимназиях

Кроме предметов общеобразовательного стандарта, обязательного для всех, в гимназиях существенно расширен круг дополнительных предметов для развития детей. Повышены требования к уровню и качеству знаний. Помимо стандартного общеобразовательного набора дисциплин, характерного школе, гимназия вводит ряд факультативов, направленных на всестороннее развитие ребенка. Обычно уровень оценки знаний в гимназиях значительно выше: материала для изучения дается больше, а требования к ответам - строже.

2. Преподавательский состав

Преподавателями в гимназиях могут быть

только педагоги с профильным высшим образованием. Иными словами не допускается, чтобы учитель математики вел еще и химию, а учитель физкультуры - физику.

3. Информационно -техническое оснащение

Техническое оборудование учебными и наглядными пособиями в гимназиях, как правило, выше, чем в обычных школах.

4. Профильное образование в старших классах

Основное реальное отличие гимназий от школ

в последнее десятилетие - выбор профильного направления для учеников старших классов. В некоторых гимназиях, «профилирование» начинается уже с 8-го класса. Имеются направления: гуманитарное, физико-математическое, физико-химическое, медико-биологическое, архитектурно. В неко-

торых гимназиях для тех, кто не определился с выбором, остается один общеобразовательный класс.

5. Повышенные шансы на поступление в вузы

Процент учеников, оставшихся для получения

полного среднего образования, а не ушедших учиться в техникумы и колледжи, в гимназиях существенно выше. Практически - это почти 100%. Качественное образование повышает шансы на поступление в университеты и академии. В силу строгости и более высокого уровня образования, выпускники гимназии чаще поступают в вузы на бюджетные места, чем выпускники обычных школ.

6. Соотношение учащихся начального и старшего звена

В гимназии количество учащихся 8-11-х классов должно превышать 50% от общего числа учеников. Ситуация, когда количество учащихся младших классов значительно превышает количество старшеклассников, допустима только в обычной школе. Обычно администрация гимназии не может набрать больше 75-100 детей в первые классы, чтобы не переступить 50% порог, связанный с естественным выбыванием детей из гимназии по мере взросления.

7. Дисциплина

Естественно, гимназия должна быть лучше школы и по дисциплине. Сегодня практически во всех лицеях и гимназиях введена специальная форма, в которой каждый ученик должен являться на уроки. Собственная символика, логотип, гимн и автобус для всевозможных экскурсий - также атрибуты преимущественно лицеистские [3].

Таким образом, гимназия, как и средняя школа, является учебным заведением, но рассчитанная на детей, способных справиться с большей умственной нагрузкой, чем в средней общеобразовательной школе. Как правило, в гимназиях преобладает гуманитарный уклон, а образовательные программы отличаются повышенной сложностью.

В настоящее время идет тенденция противопоставлять друг другу две системы обучения: традиционную и развивающую. При этом большинство средних общеобразовательных школ работают как в традиционном, так и развивающем формате (на уровне отдельных классов для «сильных» детей), а гимназии и лицеи делают ставку на развивающие формы обучения.

1. Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познавательной деятельности школьника. В технологии В. В. Давыдова обучение путем решения учебных задач является ос-

новным методом. Решить задачу теоретически -значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способов решения задачи в предметной, графической или знаковой форме [4].

Среди большого числа экспериментальных развивающих форм обучения в РФ получили распространение образовательные системы «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», система развивающего обучения Л. В. Занкова и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Главная цель образовательной системы «Школа 2100» - развивающее обучение в массовой школе. Именно с помощью этой образовательной программы, по данным обследования, проведенного сотрудниками Психологического института РАО, и обеспечивается максимальный эффект развития детей при условии грамотного использования образовательных технологий. Учебники в данной системе включают не только обязательный минимум содержания по предмету, но и максимум, который помогает ребенку при желании расширить свой кругозор, найти ответы на возникающие вопросы (так называемый принцип минимакса).

«Школа 2100» - это образовательная система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. Принципиальной для этой системы становится установка: для современного человека главное не отдельные знания, а умения ими пользоваться; в школе ребенок должен научиться самостоятельно открывать новое.

В рамках «Школы 2100» формируются коммуникативные, организационные, интеллектуальные и оценочные умения, т.е. акцент в образовании сделан не только на содержание учебы, но и на развитие общекультурных социально важных навыков [5].

Таким образом, современные образовательные системы направлены на разностороннее развитие личности и интеллекта ребенка, способствуют формированию активной жизненной позиции.

Однако на практике развивающий эффект обучения имеет несколько побочных действий - а именно, дети больше устают, желание учиться снижается уже в начальной школе. Чтобы разобраться, с чем связаны такие последствия, мы предприняли попытку сравнить особенности учебной деятельности детей в разных школах.

Возможными условиями, объясняющими мотивацию современных школьников, могут быть как образовательная система, так и статус образовательного учреждения или стиль работы педагога [6].

В ходе нашей исследовательской работы мы стремились достигнуть поставленную цель и выяснить, как статус образовательного учреждения влияет на желание учиться и на наличие трудностей в учебе.

Таблица

Предпочитаемые и отвергаемые школьные предметы

Гимназия Школа

девочки | мальчики девочки | мальчики

Любимые уроки

Нелюбимые уроки Сложные уроки

Русский язык Музыка ИЗО Физкультура

История Информатика Математика

Математика

Математика Физкультура Литература

Русский язык Окружающий мир Ритмика Русский язык Окружающий мир

Русский язык Математика ИЗО

Математика

Математика Физкультура

Русский язык

В исследовании приняли участие 119 детей от 8 до 11 лет (2-4 класс), из них 55 учащихся гимназии и 64 ребенка из обычной школы. Все дети занимаются по программе «Школа 2100», с 1 по 4 класс классные руководители не менялись, т.е. дети все годы занимаются с одним учителем. Всего охвачено 6 классов: 3 гимназических и 3 общеобразовательных. Учителя в учебных заведениях имеют одинаковый уровень квалификации (первая и высшая категории) и приблизительно сходный стаж педагогической профессиональной деятельности (от 15 лет и выше). Учитывая соблюдение требований репрезентативности при подборе испытуемых, считаем возможным показателями индивидуального стиля деятельности и личностными особенностями учителей пренебречь.

В качестве основного метода исследования нами была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов, выясняющих желание детей ходить в школу, предпочитаемые, нелюбимые или сложные предметы. Также использовался метод наблюдения и экспертных оценок.

Были получены следующие результаты.

Среди учащихся средней общеобразовательной школы 75% после каникул хотят учиться, 25% хотят в школу, но не на уроки, а пообщаться с друзьями. В гимназии желающих учиться меньше - 56%, остальные (34%) идти в школу согласны только чтобы пообщаться, 9% детей в школу совсем не хотят.

Сложности в понимании учебного материала испытывают 87 % гимназистов и 91% обычных школьников. С легкостью понимают учебный материал по 17% учащихся из каждого учебного заведения. 56% гимназистов иногда не могут что-то понять с первого раза, в средней школе число таких учеников - 83%. 26% учащихся гимназии постоянно разбирают материал дома с родными или старшими. В школе таких детей нет.

При выполнении домашних заданий не прибегают к посторонней помощи 8% учеников школы и гимназии. Изредка спрашивают, как сделать то или иное задание 61% гимназистов и 75% школьников. Часто нуждаются в помощи 13% детей из гимназии и 16% - из школы. 13% учеников-гимназистов всегда делают домашнее задание с родителями.

Хотят, чтобы не было домашних заданий 16% учащихся школы и 31% гимназистов. 17% учени-

ков гимназии готовы совсем в школу не ходить, если б так можно было. Среди школьников таких нет, дети отмечают, что в школе все равно много интересного и ходить туда все равно будут.

При определении школьных предпочтений в отношении уроков, выяснилось следующее:

• Во-первых, четко прослеживается зависимость сложности урока и пола ребенка. Так, для мальчиков всех учреждений самым сложным кажется русский язык, а для девочек - математика.

• Во-вторых, у гимназистов сложность урока явно вызывает к нему неприятие, и, как следствие, сложный для ребенка предмет попадает в число нелюбимых. У школьников зависимость иная -сложный предмет девочки указывают в числе любимых, мальчики сложным называют русский язык.

• В-третьих, выяснилось, что у гимназистов есть уроки, которые дети не любят, в то время как в средней школе учащиеся отмечают, что нелюбимых предметов вообще нет.

Сводные результаты приведены в табл.

Полученные в ходе нашей работы данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Дети, обучающиеся в средней школе, больше хотят учиться, чем гимназисты. Они хотят ходить в школу, даже если ее сделать необязательной, в то время как среди учащихся гимназии почти половина предпочли бы в таком случае остаться дома. Это можно объяснить тем, что программа в гимназии сложнее, дети получают больше домашних заданий, часто устают и не успевают как следует отдохнуть на каникулах. Кроме того, в обычной школе больше отличников и хорошо успевающих учащихся, а, как известно, для детей интереснее учиться, если они чувствуют себя успешными.

2. Некоторые сложности в учебе испытывает большинство детей и в школе, и в гимназии, однако в гимназии немного больше тех, которым учиться легко. Очевидно, это связано с высоким уровнем развития гимназистов, которые были специально отобраны еще при поступлении в 1 класс.

3. В гимназии больше детей, которые не могут без помощи родителей понять учебный материал и сделать домашнее задание, в то время как в школе таких детей нет. Это связано со сложностью программы обучения (в гимназии больше внеучеб-ного материала, и объем получаемых знаний боль-

ше, чем в общеобразовательной школе) и системой оценок, которая в гимназии строже, чем в обычной школе.

4. Среди учащихся общеобразовательной школы нет детей, не любящих какие-либо уроки. Можно было бы предположить, что детям повезло с учителем, материал им преподается легко и интересно, независимо от области знаний - русский или литература, математика или окружающий. Но, как было отмечено, классы выбирались наугад, т.е. индивидуальные особенности учителей в данном эмпирическом исследовании не могут быть определяющим фактором, объясняющим полученные результаты.

5. У гимназистов есть нелюбимые уроки - в основном, это история, русский, математика, т.е. главные предметы школьной программы, которые преподаются на высоком уровне сложности. Очевидно, не все дети могут понять трудный для понимания и запоминания материал, в связи с чем урок вызывает неприятные переживания.

6. Сложные уроки есть и у посещающих гимназию, и у обычных школьников. Самыми сложными для всех детей являются русский и математика.

7. В гимназии 50% девочек не хотят делать домашние задания, в то время как 100% мальчиков отвечают, что домашняя работа важна. В обычной школе отлынивают от домашних заданий больше мальчики, а девочки показывают себя прилежнее.

Данные средней школы кажутся более правдивыми, т.к. известно, что в учебе девочки аккуратнее и прилежнее мальчиков. Можно предположить, что гимназисты-мальчики не совсем искренне отвечали на вопрос, или девочки действительно больше устают от домашних заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод, что мо-тивационный статус учащихся общеобразовательной школы более благоприятен и больше соответствует возрастной норме, чем мотивационная сфера

гимназистов. Отсюда можно предположить, что сама образовательная система «Школа 2100», которая считается одной из трудных, не оказывает определяющего влияния на мотивационные особенности, а вот специфика организации учебного процесса, строгость требований и критерии оценки, которые устанавливаются на уровне отдельного образовательного учреждения, как раз могут обусловливать полученные результаты.

Следовательно, при выборе для ребенка учебного заведения родителям необходимо ориентироваться на то, какую цену они готовы заплатить за более высокий развивающий эффект гимназического образования. Как показывают результаты, плата за более высокие шансы на поступление в вуз оборачивается нежеланием учиться и вынужденным занятием нелюбимыми видами деятельности. Поэтому представляется психологически более оправ -данным в гимназию отдавать ребенка, морально и умственно готового справляться с большими нагрузками, что является одной из приоритетных задач в подготовке ребенка к школьному обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мазикина С. В. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов программ «Перспектива», «Школа 2100» и примерных программ для начальной школы. Официальный сайт МБОУ Гимназия №10 г. Челябинска. 2014. URL: http://gimn10.ru>ctati/3.doc

2. Лактионова Е. Б. Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели // Психологическая наука и образование. 2013. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59142.shtml.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2006. 304 с.

4. Чем отличается школа от гимназии. Энциклопедия отличий. URL: http://thedb.ru/items/

5. Отличия гимназии от школы // Вести образования. 2011. URL: http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/1221.html/

6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. СПб., 1890-1907.

Поступила в редакцию 09.04.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecraaK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2

721

THE STUDY OF PARTICULAR QUALITIES OF LEARNING ACTIVITY OF 810 Y.O. CHILDREN IN GYMNASIUM AND REGULAR SCHOOL

© Z. A. Kireyeva

Kurgan State University 63 Sovietskaya st., 640000 Kurgan, Russia.

Phone: +7 (963) 865 00 03.

E-mail: alphatour@inbox.ru

The article is devoted to a comparative study of motivational characteristics and educational preferences of younger students in gymnasium and a regular school. We make an attempt to find out how a particular status of school affects the children's desire to learn and academic subjects preferences. The study involved 119 children aged from 8 to 11 (2-4 grade), 55 of them were from gymnasium and 64 children - from regular school. Work was carried out using the observation method, the expert survey and questioning children. The result revealed that pupils from gymnasium have a poor motivational status, they noted decline in learning interest starting from the second grade. As for the children from regular school, they showed adequate level of curiosity, the desire to acquire knowledge despite learning difficulties. These results can be used by managers and primary school teachers of different educational institutions, by parents while determining a school for their child, by school psychologists in their work with primary school pupils.

Keywords: educational system, learning activity, academic subjects preferences, willingness to learn.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Mazikina S. V. Sravnitel'nyi analiz uchebno-metodiches-kikh kompleksov programm «Perspektiva», «Shkola 2100» i primernykh programm dlya nachal'noi shkoly. Ofitsial'nyi sait MBOU Gimnaziya No. 10 g. Chelyabinska. 2014. URL: http://gimn10.ru>ctati/3.doc

2. Laktionova E. B. Model' psikhologicheskoi ekspertizy obrazovatel'noi sredy i ee empiricheskie pokazateli Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. No. 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59142.shtml.

3. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika. Uchebnik dlya vuzov [Pedagogy. Textbook for High Schools]. Saint Petersburg: Piter, 2006.

4. Chem otlichaetsya shkola ot gimnazii. Entsiklopediya otlichii. URL: http://thedb.ru/items/

5. Otlichiya gimnazii ot shkoly Vesti obrazovaniya. 2011. URL: http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/1221.html/

6. Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona: V 86 tomakh [Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: in 86 Vol.]. Saint Petersburg, 1890-1907.

Received 09.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.