УДК 37 Журавлев В.Н., Сорокин А.А.
Журавлев В.Н.
студент
институт подготовки инженерных и управленческих кадров Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
(г. Иваново, Россия)
Научный руководитель: Сорокин А.А.
майор внутренней службы старший преподаватель кафедра пожарно-строевой, физической подготовки и ГДЗС Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
(г. Иваново, Россия)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПС МЧС РОССИИ
Аннотация: в статье дается краткое описание вопросов, касающихся внедрения компетентностного подхода в вузах МЧС России, и на основе анализа полученных результатов намечаются основные тенденции развития компетентностного подхода к образованию в организациях Министерства по делам гражданской обороны России.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательный процесс, вузы МЧС
России.
Компетентностный подход в профессиональной подготовке слушателей эффективен в современной системе профессионального образования.
Он гарантирует успешную реализацию практического профессионального образования в вузах МЧС России. Это не может обойтись
без определенной инновационной новизны в системе подготовки курсантов МЧС России.
Уникальность компетентностного подхода гарантирует способность человека мотивировать и внедрять приобретенные теоретические знания и навыки, которые задействуются в профессиональной деятельности. То есть, процесс формирования профессионального опыта в экстремальных специфических условиях. Ограничение всех компонентов образовательного процесса и его определение происходит в компетентностной перспективе, ориентированной на формирование профессиональной компетентности курсанта. Рассмотрение компетенций, как части нормативно-правовой базы образования имеет решение этой проблемы.
Как было сказано выше, основываясь на мнении Е.О. Ивановой, личностно-ориентированный подход и его отличие от обычного подхода, ориентированного на знания, заключается в том, что:
• Академический, прагматический и формирование общей цели, в которой сходятся ценностные компоненты образования, - это и есть содержание образования.
• Предметы, а также качество обучения устанавливаются в зависимости от показателя успеваемости, который выходит за рамки учебного процесса на стадии самоподготовки обучающихся.
• Компетенции, описанные в действующих стандартах, корректируют содержание образования, как методологию, так и весь образовательный процесс в целом.
• Такой подход является системным, у него есть объединяющая тема из различных сфер деятельности, а также соответствующие характеристики, гарантирующие владение определенными видами знаний и навыков.
Так, например, компетентностный подход основан на получении базовых умений и навыков, для становления человека с точки зрения развитой личности, определить его конкурентоспособность и мобильность в современном обществе.
Суть компетентностно-деятельностного подхода заключается в переориентировании содержания образования, т.е. получение значимого опыта на практической основе, изменение педагогической системы и осуществление перехода к новому обучению.
Если же говорить про поисковый метод, то его задача состоит в том, чтобы развить у обучающихся процесс осмысления самой проблемы и нахождения решения к данной задаче самостоятельно теми путями, которые они смогут предположить сами.
Аксиологический подход, в свою очередь, формирует получения знаний, умений и опыта от старшего поколения, осмысляя его, на основе полученных данных происходит процесс воспитания, в ходе совместной детальности.
Системно-деятельностный подход делает акцент на приоритетах умений. При таком подходе главное внимание уделяется активной и разноплановой, в большей степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающихся.
Развивающий подход основан на усвоении знаний и умений, формировании навыков обучающихся. В данном случае происходит тесная связь преподавателя и курсантов, если она направлена на всестороннее развитие личности обучающихся.
Сравнивая несколько подходов обучения в образовательных организациях, можно говорить о их тесной взаимосвязи между собой. Их четкое сочетание способствует комплексному и всестороннему развитию личности. Каждый подход индивидуален и уникален, от того происходит четкая и неразрушимая взаимосвязь каждого компонента процесса обучения. Совокупность подходов помогает процессу усвоении знаний и навыков происходить быстрее, а главное - качественнее и глубже.
Компетентностный подход именно тогда уместен, когда он внедряется в образовательный процесс высших учебных заведений, причем последний должен быть как целеполагающим, так и контролирующим практическую реализацию знаний в образовательных учреждениях МЧС России в междисциплинарных исследованиях. Это объясняется тем, что университет
также ничем не отличается от других, где обучающиеся синхронизируют формальные и академические функции с различиями в профессиональной деятельности, связанные с бассейном или же другой физической активностью, по-прежнему очевидны, и люди рассматривают их как отдельные профессиональные функции. Как традиционные, практические, так и теоретические программы обучения представляют собой полноценную профессиональную подготовку.
Уровень подготовленности будущего сотрудника к профессиональной деятельности определяется только в конце программы обучения, во время практики.
Обучение, основанное на компетентности, также формирует качество самостоятельных действий уже в процессе обучения. Однако до сих пор не установлено, существует ли в образовании компетентностный подход. Для более широкого понимания прежде всего необходимо выделить и рассмотреть определенные этапы.
Поэтому И.А. Зимняя предлагает следующее: в последнем обсуждаются три этапа компетентностного подхода.
Таким образом, первый этап, когда признается принцип "компетентности" и "компетентностно-квалификационный подход", и определяется смысл его содержания.
На втором этапе дается определение содержания понятий 'социальная компетентность» и «компетентностный подход».
На третьем этапе компетентность формируется по мере того, как объекты преобразуются посредством конкретной деятельности, чтобы реализовать свою потребительскую ценность и стать полезными объектами результата обучения.
Естественно, что третий этап, обозначающий актуализацию практико-ориентированного обучения, определен И.А. Зимней. Следует отметить, что данный список этапов представляет собой сформированную ситуацию (то есть выходит за рамки когнитивного обучения).
На современном уровне вопросы компетентности рассматриваются сегодня в отечественной и зарубежной педагогике комплексно. В статье рассматриваются структура, условия, практические идеи и практики их формирования, новости, а также возможности и методы их формирования. То есть терминов, существуют и различные интерпретации терминов "компетенция" и "компетентность", значение педагогического процесса и форм эффективного использования компетентностного подхода
в системе образования.
В последние годы были намечены элементы компетентностного подхода в российском образовании, основные из которых были описаны А.Г. Бермусом.
1. в качестве теоретической основы компетентностного подхода можно выделить формальную концепцию личностного и общего развития обучающихся в конкретной системе развивающих и личностно-ориентированных образовательных концепций,
2. Общие философские основания дискуссии о предметной компетентности.
Особенностью рассматриваемого здесь подхода является сосредоточенность на предпосылках как цели образовательного процесса, которая определяет цели обучения (уровень компетенций), так и содержание (знания, навыки и ценность). Навыки, творческий опыт и ценностная основа должны культивироваться путем стимулирования широкого спектра ценностей из этих отношений).
В рамках компетентностного подхода выделяются две фундаментальные характеристики: первая - По словам Фредрика Хадсона, компетентность - это единство личностных качеств, направленное на определенные объекты или предмет и процессы", и второй - "компетентность - это владение навыками", определенного рода компетентностью и характером или индивидуальностью, относящимися к ней и предмету ее деятельности."
Знания также определяются как совокупность смысловых установок, знаний, умений, компетенций, опыта деятельности в определенной области,
обеспечивающих продуктивность деятельности. Также важно акцентировать внимание на некоторых нюансах применения компетенций, проводимых на базе получения специальных умений и навыков в вузах МЧС России, связанных с обучением курсантов в определенном количестве специальных регламентирующих условий. При поступлении в Университет МЧС России они одновременно зачисляются в Министерство по чрезвычайным ситуациям с получением специального звания. Органы МЧС России вносят огромный вклад в ликвидацию природных и техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Речь идет о концепции образования в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Проблемы внедрения компетентностного подхода в вузах МЧС России: инерция авторитарного ВУЗа - регламент образовательной деятельности, строгое соблюдение приказов и распоряжений, тот факт, что инновационный процесс не только многогранен, но и содержит значительную неопределенность, в частности, принятие компетентностного подхода, нерациональность в образовательных программах по формированию профессиональных компетенций курсантов, совмещающих учебу и работу, обязательные и факультативные мероприятия в периоды отдыха проводятся под наблюдением различных ведомств.
Поэтому, как следствие проведенного анализа, мы полны решимости рассмотреть основные аспекты компетентностного подхода в сфере образовательных организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям. В России: прежде всего, применение компетентностного подхода курсантами для становления профессионала деятельности, во-вторых, это комбинированная программа образовательной и профессиональной деятельности.
Применение компетентностного подхода позволяет определить последующее формирование профессиональных компетенций курсантов на этапе их формирования учебных дисциплин, таким образом, по сравнению с традиционным подходом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». -Режим доступа: http://w.eidos.ru/journal;
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с;
3. Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
Zhuravlev V.N., Sorokin A.A.
Zhuravlev V.N.
Ivanovo Fire and Rescue Academy of Ministry of Emergency Situations of Russia (Ivanovo, Russia)
Scientific advisor: Sorokin A.A.
Ivanovo Fire and Rescue Academy of Ministry of Emergency Situations of Russia (Ivanovo, Russia)
COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Abstract: the article provides a brief description of issues related to the introduction of a competence-based approach in universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia, and based on the analysis of the results obtained, the main trends in the development of a competence-based approach to education in organizations of the Ministry of Civil Defense of Russia are outlined.
Keywords: competence-based approach, educational process, universities.