_I
психолого-педагогическое и кадровое
обеспечение деятельности правоохранительных органов
Н.А. ЕСАВКИНА,
* «
адъюнкт факультета подготовки кадров высшей квалификации (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
N.A. ESAVKINA, Adjunct** of the Faculty of Continuing Education, (Saint-Petersburg university of State Fire Service of the Emergency Situations Ministry)
УДК 331.363
Формирование профессиональных компетенций сотрудников мчС россии на примере гарнизона пожарной охраны
Forming of professional competence of personal of Emergency situation Ministry using example of state fire service
В статье рассматриваются необходимые профессиональные компетенции сотрудников гарнизона пожарной охраны, а также сущностные признаки профессиональной компетентности сотрудника гарнизона пожарной охраны.
Гарнизон пожарной охраны, силы и средства, специалист пожарно-спасательных подразделений, профессиональные компетенции, сущностные признаки.
The paper considers important professional competences concerning personal of the station of the State Fire Service as well as essential features of the professional competence officer of the station of the State Fire Service.
Station of State Fire Service, manpower and facilities, officer of fire-and-salvage units, professional competence, essential features.
В условиях современных вызовов и угроз национальной безопасности России угроза чрезвычайных ситуаций вследствие возникновения массовых пожаров является не менее
важной, чем угроза терроризма. Поэтому изучение возможностей оптимизации подготовки специалистов пожарно-спасательных подразделений является актуальной педагогической
* Ранее - начальник отдела кадровой и воспитательной работы ** Earlier - Chief, Department of Human Resources and Moral Building
Специального управления Федеральной противопожарной службы Activity, Special Directorate of Federal Fire Services № 72, Emergency № 72 МЧС России. Situation Ministry of Russia.
СО
0
1
£
а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а С
S
н и
0
1
J3 <
ы н
¡Зщ
и , с И
' S
Р I
< Ed
Sc:
Ö и s ы и ш с о
ы о са О а
3
44
проблемой, обращенной к обеспечению глобальной безопасности.
Установлено, что одной из отличительных особенностей современной стратегии совершенствования профессиональной подготовки кадров является применение компетентност-ного подхода, при котором оценка результатов образования, используемая ранее через понятия «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», меняется на оценку с использованием понятий «компетенция» (competency), «компетентность» (competence).
Проблема компетентностного представления результата образования в последние годы получила широкое распространение по всему миру. Впервые ориентированное на компетенции образование (competence-based education — CBE) сформировалось в конце 60-х гг. XX века в Америке [6] применительно к теории языка, трансформационной грамматике и деятельностному обучению (performance-based education). В профессиональном образовании компетентностное представление его результата было осуществлено в середине 80-х гг. в Европе (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, Л. Шелтен, Р. Бадер, С. Шо и другие). Позиции именно этих ученых легли позднее в основу европейской межгосударственной программы «Настройка образовательных структур» (Tuning), принятой в 2000 г. странами — участницами Болонского процесса.
Компетентностный подход не является инновацией для отечественной научной школы. Идеи такого подхода присутствуют в трудах П.Я. Гальперина, В.В. Краспского, М.Н. Скат-кина, Г.П. Щедровицкого, И.С. Якиманской и других. На этой основе ими были разработаны развивающие модели обучения, отдельные учебные технологии (например, формирование обобщенных единиц обучения), различные учебные материалы. Однако эти идеи не использовались в образовательной практике при построении типовых учебных программ и оценочных процедур, а потому малоизвестны широкой общественности.
Компетенция и компетентность как конечный результат процесса профессиональной подготовки кадров изучались Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.А. Петровской и другими. Развитие в России компетентностного подхода опирается на достижения отечественной педагогики и психологии, на традиции и специфические особенности российского образования. Именно в этом состоит его неоспоримая ценность для теории и методики профессионального образования, что нашло отражение в дальнейших исследованиях этого феномена в работах В.А. Адольфа,
B.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, М.Б. Есауловой,
C.В. Коршунова, А.И. Субетто, A.B. Хуторского и других российских ученых.
К настоящему времени не сложилось единого определения понятия «компетентностный подход». Например, под таковым понимают «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» или «современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.)» [3, 7].
В нашем случае под «компетентностным подходом» понимается «направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования ряда компетенций средствами решения профессиональных задач в образовательном процессе» [5].
Для успешной службы специалист пожарно-спасательных подразделений должен обладать профессиональными компетенциями, содержащимися в соответствующем государственном образовательном стандарте [1]. Немаловажными, на наш взгляд, являются компетенции в области организационно-управленческой деятельности, развивающие умение принимать управленческие решения, организовывать взаимодействие с иными структурами, вариативно мыслить в нестандартных ситуациях. К ним относятся такие компетенции, как: способность к решению правовых, социальных и кадровых вопросов, связанных с деятельностью гарнизонной пожарной службы (далее — ГПС) на территориальном уровне; способность организовывать и управлять деятельностью подразделения ГПС на уровне территориального гарнизона; знание элементов порядка функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления; способность планирования мероприятий гражданской обороны и ввода в действие планов в условиях чрезвычайных ситуаций; умение координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности; знание основ информационного обеспечения противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности; знание системы документационного обеспечения, учетной документации и управления в подразделениях пожарной охраны; способность осуществлять взаимодействие органов Государственного пожарного надзора (далее — ГПН) с другими надзорными органами; умение возбуждать и проводить административное расследование по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Наиболее важными условиями успешности формирования профессиональной компетент-
ности в вузах МЧС России, на наш взгляд, являются:
— выбор технологии обучения, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, и прежде всего доминирующий вид мышления и когнитивного стиля;
— организация процесса обучения в вузах МЧС России в соответствии с предпочитаемыми способами переработки учебного материала. При организации учебного процесса в вузах
МЧС России необходимо в полной мере использовать познавательные стратегии курсантов и студентов в соответствии с когнитивным стилем. Именно когнитивно-стилевыми особенностями детерминирован познавательный интерес и успешность в обучении. Это, несомненно, влияет и на развитие личности обучающихся в вузах МЧС России. Основываясь на анализе публикаций по данной теме, можно предположить, что профессиональная компетентность сотрудника гарнизона пожарной охраны — это интегративное свойство личности обучающегося [4], к сущностным признакам которой можно отнести следующие:
— реализуемость (обязательная применимость всех компонентов профессиональной компетентности в практической деятельности специалиста ГПС);
— востребованность (актуальность и значимость всех компонентов профессиональной компетентности данной профессиональной сферы обеспечения пожарной безопасности);
Список литературы:
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 12 // СПС КонсультантПлюс.
2. Артемов А.С., Семикин Р.С., Мирзаянов РА. Анализ системы управления гарнизоном пожарной охраны города // Технологии техносферной безопасности. 2013. № 2 (48).
3. Бермус А.Т. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: интернет-журнал. 2005.
— технологичность (устойчивость и воспроизводимость всего состава профессиональной компетентности на практике независимо от времени, места и условий (в пределах области действия ГПС);
— структурность и системность (становление — появление профессионально значимых личностных подструктур в соответствии с профессиограммой сотрудника ГПС; развитие — усложнение профессиональных функций и достижение все более высоких результатов за счет освоения новых компетенций по обеспечению пожарной безопасности);
— оптимальность (достижение возможно более высоких результатов при экономной затрате времени и сил будущего специалиста ГПС на овладение всем комплексом компетенций);
— целостность (проявляется в системном характере взаимодействия всех компонентов профессиональной компетентности, выступает как условие самоосуществления специалиста-пожарного и раскрывается через развитое самосознание, социальную зрелость, способность к преодолению возникающих противоречий и единство модальностей своей целостности («хочу» — «могу» — «умею» — «должен» — «добиваюсь» — «делаю») [2].
Таким образом, профессиональная компетентность пожарного — это знания, способность профессионально решать практические задачи по развитию личности и формированию практических умений деятельностной самореализации.
4. Грешных А.А, Бунаков М.Ю, Скачков А.В. Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности в вузах МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2011. № 3.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
6. Isaeva T.E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence-Based approach to its Structure. URL: http://www.pedlib.ru. (дата обращения: 01.08.2015).
7. Лебедева О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
E-mail: [email protected]
са О
X
£
а
О
X X
J3 <
ы н S
X
<
а
X О
о са
ьй <
Ä а S С
S
н и о X
J3 <
ы н
и , с И
' S
Р х
< ы
8 с
ö и S ы и ш с о
45