Научная статья на тему 'О формировании аутопсихологической компетенции в системе подготовки специалистов ГПС МЧС России'

О формировании аутопсихологической компетенции в системе подготовки специалистов ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / AUTOPSICHOLOGICAL THE COMPETENCE / AKMEOLOGY / AKMEOLOGICAL THE ABILITIES / OPERATING INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Л. А., Ткачёв П. А.

Анализируется проблема компетентностного подхода к образовательному процессу в вузе. Рассматривается понятие аутопсихологической компетенции (АК) и факторы, определяющие ее развитие. Обсуждается роль АК в росте профессионального мастерства и обосновывается актуальность разработки методологических подходов к формированию АК у специалистов ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOPSICHOLOGICAL COMPETENCE ESTABLISHMENT OF EXPERTS TRAINING SYSTEM OF STATE FIRE SERVICE OF RUSSIA

The competence approach problem of educational process in high school is analyzed. The concept autopsichological the competence (AC) and the factors defining its development is examined. AC role in growth of professional skill is discussed and the urgency of development of methodological approaches to formation АC at experts state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia proves.

Текст научной работы на тему «О формировании аутопсихологической компетенции в системе подготовки специалистов ГПС МЧС России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

О ФОРМИРОВАНИИ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ

Л. А Коннова, доктор медицинских наук, профессор; П. А. Ткачёв, кандидат юридических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Анализируется проблема компетентностного подхода к образовательному процессу в вузе. Рассматривается понятие аутопсихологической компетенции (АК) и факторы, определяющие ее развитие. Обсуждается роль АК в росте профессионального мастерства и обосновывается актуальность разработки методологических подходов к формированию АК у специалистов ГПС МЧС России.

Ключевые слова: аутопсихологическая компетенция, акмеология, акмеологические способности, управляющее воздействие

AUTOPSICHOLOGICAL COMPETENCE ESTABLISHMENT OF EXPERTS TRAINING SYSTEM OF STATE FIRE SERVICE OF RUSSIA

L. A. Konnova, P. A. ТкаеЬеу

The competence approach problem of educational process in high school is analyzed. The concept autopsichological the competence (AC) and the factors defining its development is examined. AC role in growth of professional skill is discussed and the urgency of development of methodological approaches to formation АC at experts state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia proves.

Key words: autopsichological the competence, akmeology, akmeological the abilities, operating influence

Перемены, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в области целей и организации образования. Согласно ст. 2 Федерального закона России «Об образовании» образовательный процесс должен быть направлен на «свободное развитие человека, на творческую инициативу». В соответствии с новыми условиями и требованиями молодой специалист должен быть конкурентоспособным и обладать профессиональной мобильностью.

Организация образовательного процесса, согласно действующей на период до 2010 г. концепции российского образования, должна основываться на компетентностном подходе. Такой подход в последние несколько лет активно обсуждается в отечественной научно-педагогической литературе, и по сути предполагает выражение результатов образования в форме компетенций [1-3]. В отношении специалистов (инженеров, педагогов, врачей и т.д.) понятие «компетенция» рассматривается в качестве частной характеристики одной из областей деятельности. Инженер, например, может проявить свою компетенцию в области

организации или в области эксплуатации производства, или иной области профессиональной деятельности, в то время как понятие «компетентность» предполагает единую интегральную характеристику специалиста [2].

В свете научных педагогических понятий компетенция формируется из таких компонентов, как знания (когнитивный компонент), умения и навыки (функциональный компонент) и отношение к осуществляемой деятельности (ценностно-этический компонент). Одной из важных компетенцией, которая должна формироваться в процессе образования, признается сегодня аутопсихологическая компетенция (АК). Формирование АК происходит путем развития аутопсихологических способностей, которые остаются пока недостаточно исследованным феноменом в психологической науке. Данные способности предполагают саморазвитие и самокоррекцию внутриличностных способностей, поиск самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности [4]. По определению других авторов [5, 6], аутопсихологические способности заключаются в осознании собственных индивидуальных и личностных особенностей, понимании того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности. Оптимальное соединение в практической деятельности актуальных способностей, потенциала возможностей и управление ими через аутопсихологическую компетенцию создает акмеологический резерв профессионального развития. Аутопсихологическая компетенция предполагает готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик в направлении профессионального совершенствования [7, 8 ]. По сути АК является психологической категорией, высокий уровень которой дает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренними ресурсами развития личности. Медико-психологические исследования проблемы АК свидетельствуют, что АК является психологическим фактором, который укрепляет здоровье и определяет возможность самокоррекции и саморазвития на бессознательном уровне за счет актуализации резервных возможностей человека. Однозначно признается, что сформировавшаяся в процессе обучения и воспитания АК позволит специалисту быстрее выйти на уровень профессионального мастерства.

Решение задач по повышению эффективности реализации функций государственных структур управления связывают с уровнем аутопсихологической компетенции специалистов [7]. В подготовке специалистов ГПС МЧС России, деятельность которых связана с управлением и организацией работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и по минимизации их тяжести, формирование АК представляется особо значимым. Чтобы управлять людьми, особенно в чрезвычайных ситуациях, прежде всего необходимо научиться управлять собой, уметь управлять стрессовой ситуацией, обращать негативные события в дополнительный стимул к развитию позитивного мышления и стремления к самосовершенствованию.

Развитие АК детерменировано комплексом факторов, ключевыми из которых являются характер человека и специфика профессиональной деятельности. Специфика деятельности специалистов ГПС МЧС предъявляет повышенные требования к индивидууму, в том числе к когнитивным, эмоционально-волевым и личностным качествам. Специалист должен быть проактивным, что означает «искать не кто виноват, а что делать», то есть ориентированным на действие, должен обладать творческим стилем мышления, уметь выделять приоритетные задачи и быть способным к анализу и прогнозированию. АК и предполагает все перечисленные качества, ориентированные на решение практических задач по совершенствованию профессиональной деятельности (в том числе связанной и с повышением реализации функций управления). Формирование перечисленных качеств специалиста в процессе обучения в вузах ГПС МЧС зависит от ряда факторов, в том числе довузовского обучения и направленного профессионального отбора. Но главными определяющими факторами являются, с одной стороны, развитие высокого уровня

профессиональных знаний, умений и навыков, с другой - развитие личностных психологических качеств, определяющих успешность человека.

Анализ научно-педагогической литературы говорит о том, что пока нет технологии системы формирования и развития АК в процессе профессиональной подготовки специалистов, важная роль отводится психологической подготовке и организации психологического обеспечения и сопровождения [9, 10]. Новая программа, формы и методы психологического обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях МЧС России были разработаны и апробированы в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России [10].

Для реализации процесса формирования АК кроме психологического сопровождения необходимо совершенствовать традиционные педагогические методы обучения и воспитания, а также разрабатывать и внедрять инновационные подходы, направленные на развитие аутопсихологических способностей, которые остаются нереализованными из-за отсутствия специально организованной обучающей и развивающей практики [8]. Перспективными в этом плане представляются мотивационные тренинговые программы обучения и сквозные программы обучения модульного типа, включающие несколько дисциплин. В процесс подготовки специалистов ГПС МЧС необходимо для формирования АК включать тренинги, ориентированные на поведенческий компонент. Цель таких тренингов однозначна для разных специалистов и заключается в том, чтобы привить установку на личную ответственность и успешность. Очень важными являются навыки общения, направленные на развитие коммуникативности, умения находить компромисс, искать согласие, управлять своими эмоциями, быть стрессоустойчивым. Психологические факторы, к которым необходимо развивать устойчивость, педагогические, психологические и акмеологические подходы и методы, способствующие развитию АК, обсуждаются в научной и методической литературе [6-10]. Анализ публикаций, посвященных проблеме АК, позволяет представить алгоритм формирования и условия развития АК следующим образом (рисунок).

Источниками самосовершенствования являются внешние социальные факторы -требования к специалистам, престиж профессии, организация труда в коллективах и т.д. Однако главными источниками такого рода признаются внутренние, личностные побуждающие факторы, суть которых в степени принятия предъявляемых требований и в отношении к ним [8].

В процессе обучения в вузах ГПС МЧС в качестве внешних, побуждающих развитие АК факторов, можно рассматривать не только условия обучения, но и условия жизнедеятельности курсантов и слушателей. Развитию мотивации самосовершенствования обучаемых способствует как совершенствование образовательного процесса на основе современных информационно-коммуникационной технологий (ИКТ), так и четкая конкретизация и полная информация предъявляемых к специалисту требований. В ходе мотивационных тренинговых программ необходимо обучать способам поведения, типичным для высокопрофессиональных специалистов, для которых характерным является высокий уровень профессиональной компетентности. (Поскольку изучение и анализ личностных психологических качеств известных выдающихся специалистов как современных, так и исторических лидеров, привело к противоречивым, неоднозначным результатам, сегодня исследуют не их личностные особенности, а компетенции - «метанавыки»).

Решение задач по самосовершенствованию требует индивидуальной деятельности, предполагает свободный выбор различных вариантов поведения, сравнения не с другими специалистами, а прежде всего с самим собой, с прежними результатами. Важным путем к самосовершенствованию является и его стимулирование. Пути стимулирования включают, с одной стороны, предъявление требований к обучаемым, с другой - положительное поощрение. Тактика управляющего воздействия должна выбираться преподавателем на основе учета доминирующих мотивов каждого конкретного человека. В связи с этим понятно, что многое зависит от психолого-педагогической культуры преподавателей, что

особенно важно в технических вузах, где большинство преподавателей не имеют базового педагогического образования. Это означает, что самосовершенствование преподавателей в плане педагогики и психологии является, наравне с развитием технологической культуры (связанной с внедрением ИКТ в процесс обучения) одним из определяющих условий для развития АК выпускников вуза.

МОТИВАЦИЯ: актуализация личности, самопреобразующей деятельности путём создания новой ценностной среды; применение специально организованной обучающей и развивающей практики; психотехнологии самосбережения в экстремальных условиях;

психоакмеологические технологии

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (направленность на самосовершенствование, саморазвитие, саморегуляцию)

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ В ЕЁ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (стрессоустойчивость, снятие хронической усталости, организационные способности, снижение конфликтности, креативность, лидерские качества)

Рис. Алгоритм и условия формирования аутопсихологической компетенции

Стереотипов самосовершенствования не существует, это процесс глубоко личностный, интимный. Для большинства выпускников вузов сегодня характерным остается адаптивный вид самосовершенствования, суть которого в ассимилировании уже имеющихся наработок, профессиональных умений и навыков. Однако сегодня требуется творческое самосовершенствование, двигающее вперед профессиональное дело, нестереотипный, инновационный подход к решению профессиональных задач, особенно связанных с экстремальными условиями деятельности. В этом плане перспективными представляются акмеологические технологии коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на комплексное преодоление проблем обучаемых, на восстановление резервов их личности, на включение в полноценный процесс развития с последующей успешной адаптацией в

профессиональной среде.

Таким образом, на основании анализа научной информации по проблеме АК можно заключить, что разработка методологических подходов и технологий формирования АК является актуальной проблемой для системы подготовки специалистов ГПС МЧС России, решение которой повысит уровень акмеологической культуры специалистов и, соответственно, эффективность реализации функций ГПС МЧС России. Преподаватели, воспитатели и командиры должны в полной мере осознать значимость развития у курсантов и слушателей аутопсихологической компетентности, направленной на познание и развития себя как личности, субъекта деятельности. Практически важным для развития самопреобразующей деятельности является не только формирование мотивов развития АК, но и влияние конкретных примеров, создания новой ценностной среды, возрождение и создание новых традиций, норм и стандартов поведения офицеров ГПС МЧС России.

Литература

1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателей // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С.39-45

2. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С.46-56

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. «http://aspirant.rggu/article/html».

4. Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии: Учеб. пособ. - М., 2000.

5. Степанова Л. А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности. - М., 2000.

6. Степанова Л. А. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. - М., 2000. - 208 с.

7. Алексеева В. А., Пучина М. И. Аутопсихологическая компетенция как формируемое новообразование личности. «http:www/hcstu/ru».

8. Психология и педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева и др. - М., 2002. - 585 с.

9. Кочин А .А., Уткин С. И. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - 2005. - № 1. - С.101-104.

10. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МЧС России (концепции, принципы, организационно-методическое обеспечение) // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2005. - № 3(10). - С.109-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.