Научная статья на тему 'Аутопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы'

Аутопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2262
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулина Ирина Вячеславовна

В статье раскрывается сущность понятия аутопсихологической компетентности, рассмотрены аутопсихологические способности личности, специфика аутопсихологической деятельности, представлены аутопсихологические умения преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никулина Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

И.В. Никулина*

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается сущность понятия аутопсихологи-ческой компетентности, рассмотрены аутопсихологические способности личности, специфика аутопсихологической деятельности, представлены аутопсихологические умения преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: компетентность, аутопсихологическая компетентность, аутопсихологические способности личности, аутопсихологическая деятельность, аутопсихологические умения преподавателя высшей школы.

Перемены, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в структуре высшего образования. На смену прежним концепциям постепенно приходит новая парадигма высшего образования, в частности, на подготовку вузовского преподавателя нового типа, способного быстро и легко адаптироваться к меняющимся условиям социума, готового продуктивно работать в инновационном режиме.

Решение новых задач, поиск эффективных методов обучения и воспитания предъявляют повышенные требования к компетентности преподавателя высшей школы. Развитие и эффективное использование человеческого ресурса подразумевают создание социокультурных, психологических и организационных условий для самореализации каждой личностью своих потенциальных возможностей. Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности.

* © Никулина И.В., 2010

Никулина Ирина Вячеславовна (ivstaro@mail.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Исследование аутопсихологической компетентности преподавателей высшей школы обусловлено необходимостью оказания им помощи в достижении вершин профессионального мастерства. Решение этой прикладной задачи невозможно без основательного научного осмысления понятия аутопсихологической компетентности личности. Несмотря на то что данное понятие было введено в психологическую теорию и практику сравнительно недавно, проблемы, описываемые им (саморазвитие, самоконтроль, самореализация), традиционно рассматривались в контексте изучения личности как одной из базовых психологических категорий.

Методологическим основанием проблемы аутопсихологической компетентности выступает комплекс представлений, раскрывающих суть понятия субъекта и личности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцы-ферова, А.В. Брушлинский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.). Самосознание, самопознание, самооценка и самоотношение находят свое отражение в работах Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др. Результаты данных исследований привели к пониманию закономерностей формирования адекватного самовосприятия и самоотношения, а также причин и природы кризисов и конфликтов в сфере самосознания, то есть широкого круга нарушений адекватности представления человека о своем «Я», его самооценки, разнообразных искажений и трансформаций «образа Я», а также спонтанных личностных механизмов самокомпенсации и самокоррекции.

В зарубежной психологии вопросы самосознания, самоотношения, саморегуляции отражены в понятиях «образа Я», «Я-концепции», «самоактуализации», «самопознания», субличности (Р. Ассаджоли, М. Бубер, У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, А. Менегетти, Д. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг и др.) [1].

С позиции развивающейся концепции компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Г. Халаж, Н. Хомский, А.В. Хуторской, Р. Уайт и др.) аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению своих черт и поведенческих характеристик; умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов; способность ориентироваться в интропсихическом (внутриличностном) пространстве.

Определение аутопсихологической компетентности как готовности и способности личности к самоизменениям требует серьезного теоретического обоснования, так как готовность личности к самоизменениям объединяет моти-вационно-смысловые факторы, детерминирующие инициирование и дальнейшее функционирование процесса самоизменения; а аутопсихологические способности выражают технологическую составляющую процесса самоизменения и объединяют набор конкретных психологических навыков, приемов, психотехнологий, обеспечивающих реализацию процессов самоизменения [2].

С позиции акмеологического подхода (С.А. Анисимов, A.C. Гусева, A.A. Дер-кач, О.И. Жданов, Т.Е. Егорова, И.В. Елшина, В.В. Лешин, А.П. Ситников, Л.А. Степнова и др.) аутопсихологические способности личности рассматриваются как специфические способности к преобразовательной деятельности в самом себе: самоосознаванию, самопознанию, саморегулированию. Функционально аутопсихологические способности осуществляют процессы энергоинформационного преобразования: прием (интериоризация), переработку (рефлексия) и перевод (интраадаптация) новой актуализированной информации о потенциальных возможностях субъекта на уровень его сознания, играя побуждающую роль в саморазвитии.

В качестве феноменологических признаков аутопсихологических способностей выделяют [2]: внешне наблюдаемые состояния (интерес, проявляемый к себе как к личности; переживание неудовлетворенности, возникающее в силу противоречия между реальными возможностями личности и требованиями ситуации; социальная перцепция; созидательная активность); внутренние предрасположенности (запас нервно-психической энергии для проведения необходимых личностных преобразований; степень развития рефлексии; степень принятия и дробления информации при интериоризации, зависимой от абстрактности мышления и общей и специальной «осведомленности»; интраадаптивная способность — способность усвоения на уровне нейросвязей нового опыта).

Результаты развития аутопсихологических способностей личности отражаются в степени проявления ее жизненной активности. Пассивность человека свидетельствует об отсутствии у него аутопсихологических способностей. Аутопсихологические способности минимально развиты у людей активных, но репродуктивных в деятельности. У лиц, склонных к творческому труду, неравнодушных, «жадных» до работы и общественного признания, наблюдается постоянное действие аутопсихологических способностей. С возрастом человек накапливает опыт своевременного включения аутопсихоло-гических способностей, и далее оно осуществляется автоматически на уровне внутренней психологической настройки за счет механизма: рефлексия — интериоризация — интраадаптация.

Генезис проблемы аутопсихологической компетентности связан с ее постановкой как научно-практической задачи по совершенствованию профессиональной деятельности педагога. На этом этапе в исследованиях (Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский) было впервые введено понятие аутопсихологиче-ской компетентности педагога, которое определялось как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [3]. Установлено, что педагоги, имеющие низкий уровень развития аутопсихологи-ческой компетентности, затрудняются в анализе собственной деятельности, что является причиной их неспособности к личностно-профессиональному развитию [4]. Аутопсихологическая компетентность — это полное и глубокое знание себя как личности, своего темперамента, особенностей мышления, своеобразия характера, выносливости в пиковых нагрузках, т. е. знание всех своих сильных и слабых сторон, чтобы уметь адекватно компенсировать уязви-

мые стороны своей личности и всемерно развить внутренний психологический потенциал, формируя эффективные стратегии своего развития (М.В. Белокурова).

Научно значимым является выделение аутопсихологических критериев зрелости профессиональной личности, то есть универсальных личностных новообразований, переводящих ее в статус личности профессионала. К таким личностным качествам, по мнению Л.А. Степновой, относятся блок мировоззренческих установок (смысложизненные ориентации, ценностные ориентации и т.п.); блок личностных качеств (адекватная самооценка, сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения, высокая мотивация достижений и т.д.); блок социально-психологических качеств (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект и т.д.).

Аутопсихологическая компетентность играет важнейшую роль в развитии индивидуальности человека, позволяя актуализировать имеющийся у него внутренний психологический потенциал, что способствует формированию индивидуального стиля деятельности, развитию креативности, формированию эффективных стратегий карьерного и жизненного развития.

Особое значение для исследования аутопсихологической компетентности имеют работы в области психологической компетентности, включающей социально-психологическую, социально-перцептивную, рефлексивную, психолого-педагогическую компетентность (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.М. Орлов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.). Аутопсихологическая компетентность является базисной профессиональной характеристикой личности не только педагога или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности. В этой связи важное значение имеет понятие психологической и аутопсихологической культуры личности [5].

Аутопсихологическая компетентность является метакомпетентностью, участвует в развитии других видов психологической компетентности (коммуникативной, социально-перцептивной, социально-психологической); формирование общей аутопсихологической способности личности происходит в результате развития и аккумулирования специфических аутопсихологических способностей (умений и навыков в области эмоциональной саморегуляции, самоменеджмента, самомотивации и т.п.). Аутопсихологическая компетентность развивается в процессе формирования акмеологической самопреобразующей деятельности, осознанное формирование которой позволяет управлять процессом саморазвития (Л.А. Степнова).

Исследователями аутопсихологическая компетентность личности рассматривается как процесс внутриличностной психологической деятельности по саморазвитию — аутопсихологическая деятельность; как результат данной деятельности, проявляющийся в аутопсихологических способностях, навыках, умениях.

Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. Непроизвольный характер проявляется в спонтанных, неконтролируемых аутопсихологических действиях, часто имеющих неосознанный характер. Произвольность аутопсихологических действий характеризуется осознанностью, контролируемостью, мотивируемос-тью. Постпроизвольная стадия в развитии аутопсихологической деятельнос-

ти характеризуется наличием сформированных аутопсихологических умений и навыков, их отработанностью, внутренним контролем, т. е. внутренним интериоризированным планом деятельности [6].

Ученые выделяют акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности, направленной на творческое саморазвитие: сформированная позиция внутреннего наблюдателя как метакоммуникатора, «субъекта самопреобразующей деятельности», способного коммуницировать с различными уровнями психики и в разных каналах восприятия; способность личности планировать этапы своего развития и предусматривать коррекцию неблагоприятных периодов за счет нейтрализации негативных психологических образований и активизации позитивных личностных ресурсов; умение поддерживать постоянную позитивную динамику своего развития [7].

Аутопсихологическая компетентность включает в себя знание своих типических черт, главные из которых — тип личности, свои защитные механизмы и стиль мышления. Знание стиля своего мышления позволяет человеку значительно повысить свою аутопсихологическую компетентность, а знание доминирующей личностной защиты позволяет сохранять позитивный «образ Я» в экстремальных условиях.

Процесс формирования аутопсихологической компетентности как свойства личности, представляющего собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствия и самодеятельности, оказывает стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности.

Аутопсихологическая компетентность рассматривается на трех уровнях существования личности: как общеличностная универсальная характеристика, проявляющаяся в наиболее общих тенденциях к саморазвитию; как характеристика личности профессионала, проявляющаяся в ряде специфических аутопсихологических навыков, способствующих профессиональной самореализации — аутопсихологическая компетентность профессионала; как ауто-психологическая компетентность в структуре конкретной профессиональной деятельности (например, профессионально-педагогической деятельности преподавателя), представляющая собой совокупность профессионально важных аутопсихологических качеств личности.

Аутопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы складывается из умений, направленных на самодиагностику (комплекс навыков самоанализа, самооценки, самоопределения, самосознания, самоконтроля); самокоррекцию (использование техник решения личных проблем — снятие стрессов, зажимов, комплексов, избавление от вредных привычек; техник, изменяющих внутреннее психическое состояние, саморегуляция, самовнушение, снятие боли, контроль функций организма, самоубеждение, самогипноз); саморазвитие (владение техниками изменения личностных черт, самопрограммирования) ; самомотивирование (формирование и принятие образов достижения, постановка задач, ресурсное подкрепление собственных действий); эффективную работу с информацией (быстрое чтение, развитие памяти, освоение техник переработки и анализа информации); психолингвистическую компетентность (все виды работ с текстом, формулирование контекстно-адекватных фраз, понимание скрытого значения фраз, работа с модальными операторами) [2].

Анализ результатов научных исследований показал, что аутопсихологическая компетентность является важным компонентом психологической компетентности преподавателя высшей школы. Установлено, что одним из условий высокого уровня развития психологической компетентности преподавателя является наличие аутопсихологических способностей, позволяющих интериоризировать полученные субъектом психологические знания и интегрировать их в Я-концепцию. Аутопсихологическая компетентность, являясь метакомпететностью, обеспечивает саморазвитие преподавателя высшей школы в различных видах профессиональной деятельности (педагогической, научно-исследовательской, профессиональной, административно-хозяйственной, управленческой, коммерческой общественной и др.).

Библиографический список

1. Нарушак В.Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 2001. 22 с.

2. Акмеология: методология, методы и технологии: материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Н.В. Кузьминой / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 1998. 230 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

4. Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

5. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М.: Волго-Вят. акад. гос. службы, 1997. 24 с.

6. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические технологии формирования аутопсихологической компетентности педагога // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2009. № 1. URL: http: www.psyedu.ru.

7. Ситников А.П., Деркач А.А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. М.: Луч, 1994. 225 с.

I.V. Nikulina*

AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF A HIGH SCHOOL TEACHER

This article is devoted to considering autopsychological competence concept essence, personal autopsychological abilities, special features of autopsychological activity and representing of autopsychological skills of a high school teacher.

Key words: competence, autopsychological competence, personal autopsychological abilities, autopsychological activity, autopsychological skills of a high school teacher.

* Nikulina Irina Vyacheslavovna (ivstaro@mail.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.