УДК 159.923 ББК 88.37 С 50
В.М. Смирнова
Заведующая отделом досуговых, творческих и оздоровительных программ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный аграрный университет», Волгоград; E-mail: smirnowa04@bk. ru
РОЛЬ САМОПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. В работе дается характеристика понятиям «аутопсихологическая компетентность», «самопреобразующая деятельность». Обосновывается необходимость формирования аутопсихологической компетентности у студентов вуза - будущих педагогов. Автор освещает степень научной разработанности данной проблемы. Особое внимание уделяется самопреобразующей деятельности в исследуемом процессе. Рассматривается авторская модель формирования аутопсихологической компетентности студентов педагогических специальностей вуза. В модель заложены четыре последовательных этапа, прохождение которых включает студентов в самопреобразующую деятельность. Результатом модели является аутопсихологически компетентный выпускник вуза.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, самопреобразующая деятельность, психологические ресурсы личности, модель формирования аутопсихологической компетентности.
V.M. Smirnova
Head of Department of Leisure, Creative and Health-Improving Programs of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “Volgograd State Agrarian University”, Volgograd; Email: [email protected]
ROLE OF SELF-TRANSFORMING ACTIVITIES DURING FORMATION OF AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL
SPECIALTY
Abstract. The paper describes the concepts of “autopsychological competence” and “selftransforming activity”. The author proves that it is necessary to form autopsychological competence in university students - future teachers. The degree of scientific study of the problem is shown. Special attention is given to self-transforming activity in this process. The author proposes a model of autopsychological competence of students of the university teaching specialties. The model incorporates four successive stages, the passage of which involves students in self-transforming activity. The result of the model is the autopsychologically competent graduate.
Keywords: autopsychological competence, self-transforming activity, psychological resources of the individual, model of autopsychological competence.
Повышение качества высшего образования во многом зависит от профессиональной подготовки будущих специалистов, сочетающих в себе стремление к достижению профессионального успеха, чувство собственной эффективности, разнообразные виды компетентности [1, 2, 3 и др.]. Одним из видов компетентностей является
аутопсихологическая, которая рассматривается через призму интенсификации психологических ресурсов личности, включения выпускников вузов в самопреобразующую деятельность.
Отметим, что термин «аутопсихологическая компетентность» представляется в
определенной мере инновационным для отечественного образования. Перейдя из психологии, это явление стало активно утверждаться в образовательной теории и практике, доказывая мысль об условности существования границ между различными областями научных знаний и обнаруживая универсальность их межведомственного использования.
На сегодняшний день проблема формирования аутопсихологической компетентности у выпускников вузов - будущих специалистов и связанные с этим процессы вызывают повышенное внимание ученых. По мнению Н.В. Кузьминой, Г.И. Метельского, Л.А. Степновой, Н.Е. Паевской и др., сущность аутопсихологической компетентности заключена в формировании системы знаний о себе, а также умений и навыков изменения своего внутреннего состояния для достижения значимых результатов в профессиональной деятельности [4, с. 5].
Дальнейшее обращение к научным исследованиям в области аутопсихологической компетентности показало, что в ее основе лежит самопреобразующая деятельность человека, которая, согласно Н.Е. Паевской, является одновременно и механизмом формирования аутопсихологической компетентности, и способом ее накопления и проявления [5]. Кроме того, как отмечается Н.Е. Паевской и другими учеными, именно самопреобразующая деятельность создает возможность для личности достигнуть вершин в профессии и жизни, повысить свою профессиональную зрелость.
Анализ научных трудов показал, что ученые по-разному детализируют самопреобразующую деятельность. Н.В. Кузьмина выделяет в ней такие акмеологические компоненты, как:
- способность видеть, чувствовать, понимать и самокритично относиться к
собственным психологическим структурам;
- способность осуществлять планирование самопреобразующей деятельности;
- способность осуществлять внутренний диалог;
- способность осуществлять перестройки и изменения внутри личности -
нейтрализовать негативные психологические образования и активизировать позитивные;
- способность наращивать арсенал психологических действий и осуществлять внутренние акмеологические самовоздействия;
- способность не только корректировать, но и предотвращать неблагоприятное внутреннее психологическое развитие [6, с. 77].
А.П. Ситников, А.А. Деркач, И.В. Елшина в самопреобразующей деятельности
обращают внимание на следующие процессы: самодиагностика (способность к
самостоятельному выявлению, анализу, оценке собственных психических ресурсов, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и недостатков,); самокоррекция (включает умения по использованию техник решения личных проблем - снятие стрессов, зажимов, комплексов, избавление от вредных привычек; техник саморегуляции, изменяющих внутреннее психическое состояние, - самовнушение, самоубеждение, самомотивирование); саморазвитие (предполагает обладание техниками формирования и принятия образов достижения, постановки задач, ресурсное подкрепление собственных действий) [7].
Широта содержания понятия «самопреобразующая деятельность» позволяет рассматривать его многоаспектно, включая самопонимание, самооценивание, самоанализ, саморегулирование, творческую самореализацию и другие явления внутреннего мира, заимствованные из внешнего взаимодействия с корнем «само-».
Функциональный подход к самопреобразующей деятельности прослеживается у В.Б. Нарушак. Ученый выделяет в ее структуре: 1) прием информации; 2) переработку и определение своего отношения к ней (рефлексия); 3) усвоение структурами головного мозга, то есть образование и закрепление нового личностного опыта (интраадаптация) [8]. В этом контексте совершенно ясно, что личность выступает субъектом главной своей функции -организации собственной жизни.
Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что самопреобразующая деятельность представляет собой достаточно универсальное явление, которое не только актуально для
педагогического ракурса своего рассмотрения, но и крайне востребовано сегодня в реальной практической деятельности педагога. Неслучайно в исследованиях, посвященных практической работе учителей (С.В. Баныкина, Е.А. Климов и др. [9, 10]), акцентируется внимание на том, что педагоги работают в неблагоприятных в психологическом отношении условиях, поскольку постоянно в процессе обучения и воспитания сталкиваются с трудно прогнозируемыми (нередко конфликтными) ситуациями взаимодействия с детьми, их родителями (лицами, их замещающими). В результате этого достаточно часто возникают стрессовые состояния, приводящие к хронической усталости, нервным срывам, ухудшению здоровья, что, в свою очередь, вызывает существенное снижение работоспособности, увеличивая вероятность принятия ошибочных выводов и действий. Мы уверены в том, что решение данной проблемы возможно благодаря включению в самопреобразующую деятельность и формированию аутопсихологической компетентности, наличие которой позволяет педагогу решать вышеизложенные задачи профессионального характера.
Думается, что самопреобразующую деятельность в этом случае можно рассматривать как фактор оздоровления личности педагога, как профилактическое средство против утомления, стрессов и других негативных воздействий окружающего социума. Самопреобразующая деятельность и сформированная на ее базе аутопсихологическая компетентность в данном контексте вносит неоценимый вклад, помогая педагогу не только диагностировать собственные состояния, свойства и возможности, но и позволяя излечиться за счет самокоррекции, саморазвития и актуализации психологических ресурсов человека.
Нельзя не отметить, что роль самопреобразующей деятельности подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Так, например в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (050100) говорится о необходимости формирования у студентов «знаний способов профессионального самопознания и саморазвития, ... умений использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач, . умений на практике создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду» [11, с. 12-13]. Однако отметим, что, несмотря на свою актуальность и значимость, аутопсихологическая компетентность пока не выделена в отдельную группу обязательных компетенций в ФГОС ВПО, хотя ее подтекст и прослеживается в характеристиках общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Обратившись к теории педагогического моделирования, опираясь на понимание аутопсихологической компетентности как уникального типа самопреобразующей деятельности, востребованной в практике работы современного педагога, мы разработали модель формирования у студентов педагогических специальностей вузов аутопсихологической компетентности, которая позволяет через единство аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной видов деятельности овладеть не только теорией формирования аутопсихологической компетентности, но и реально включиться в самопреобразующую деятельность.
Модель внедрялась нами в ходе опытно-экспериментальной работы и подразумевала четыре этапа: анализ исходного состояния (I), проектирование эталонного состояния (II), планирование изменений (III), реализация изменений (IV).
Первый этап был посвящен актуализации проблематики аутопсихологической компетентности педагога. В связи с этим у студентов формировалась база исходных знаний о сущности, механизмах и значимости аутопсихологической компетентности для работы будущего педагога. Одновременно студенты, участники эксперимента, включались в самопреобразующую деятельность по анализу исходного состояния собственной личности, выявлению сильных и слабых сторон (составление описи сторон своего «Я»).
Целью второго этапа стало включение студентов в такую составляющую самопреобразующей деятельности как самоактуализация личности. Участники эксперимента пробовали идентифицировать себя с отдельными характеристиками «идеального» учителя, вступая во внутренний диалог с собой. На этом этапе большое внимание было отведено
овладению студентами различными психотехниками, в результате чего в процессе использования имитационных, деловых игр, проигрывания профессиональных ситуаций студенты все более ощущали потребность в самопреобразующейц деятельности. Выбор и принятие решения действовать - основной результат самопреобразующей деятельности на этом этапе.
Третий этап - планирование изменений в собственном поведении. На данном этапе в ходе семинарских, практических занятий, факультатива «Практикум по формированию аутопсихологической компетентности студентов педагогических специальностей вуза», через использование метода анализа ситуаций, имитационного тренинга «Моделируем самопреобразующую деятельность», работы в системе «Открытое образование», с помощью ситуационно-ролевых задач и психотехник студенты отрабатывали возможности включения в психологическую саморегуляцию, адаптацию к профессиональной деятельности, саморазвитие, творческую самореализацию и самокоррекцию.
Четвертый этап - реализация изменений в себе. Данный этап подразумевал, что студенты активно включатся в самопреобразующую деятельность и апробируют на практике новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся «Я»-концепцию. В связи с этим большой интерес студентов вызвало составление и использование в ходе учебной практики карты «Саморегуляция +», где нашли отражение опора на индивидуальные психологические особенности студента, использование им той или иной психотехники в зависимости от специфики педагогического взаимодействия в конкретном образовательном учреждении, перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, поиск альтернативных решений, комбинирование способов деятельности применительно к возникшей педагогической проблеме.
Подводя итог всему вышеизложенному, следует сказать, что формирование аутопсихологической компетентности у студентов вуза, включение их в самопреобразующую деятельность является необходимым условием повышения качества профессиональной подготовки будущего педагога.
Примечания:
1. Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 168 с.
2. Карасева С.А., Хазова С.А. Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 4. С. 55-64
3. Argile М. The psychology of interpersonal behaviour. Harmond-sworth. Penguin books, 1973. 279
p.
4. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 642 с.
5. Паевская Н.Е. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
7. Ситников А.П., Деркач А.А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. М.: Луч, 1994. 225 с.
8. Нарушак В.Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 237 с.
9. Баныкина С.В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 20 с.
10. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Вента-Граф, 2004. 232 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», раздел V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата». URL: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc
References:
1. Metelsky G.I. Psychological features of the teacher’s gnostic activity. L.: The LGU publishing house, 1979. 168 pp.
2. Karaseva S.A, Khazova, S.A. Self-presentation competence of the modern competitive expert // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2012. No. 4. P. 55-64
3. Argile M. The psychology of interpersonal behaviour. Harmond-sworth. Penguin books, 1973. 279
pp.
4. Stepnova L.A. The development of autopsychological competence of civil servants: Diss. for the Dr. of Psychology degree. M., 2003. 642 pp.
5. Paevskaya N.E. Socio-psychological mechanisms of the development of autopsychological competence of civil servants: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. M., 2009. 22 pp.
6. Kuzmina N.V. Professional competence of teachers and training officers. M.: Vysshaya shkola, 1990. 119 pp.
7. Sitnikov A.P., Derkach A.A., Elshina I.V. The autopsychological competence of officials: applied technologies. M.: Luch, 1994. 225 pp.
8. Narushak V.B. Optimization of the development of autopsychological competence of civil servants: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. M., 2001. 237 pp.
9. Banykina S.V. Conflictological school service: the status and the content of the activity: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. M., 1997. 20 pp.
10. Klimov E.A. Psychology of a professional. M.: Venta-Graf, 2004. 232 pp.
11. Federal state educational standard of the higher vocational education in the field of 050100 «Teachers’ training», Section V «Requirements for the results of mastering the general educational programme for training bachelors» [electronic resource]. URL: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc