психологические науки
Беляшов Владимир Андреевич, Егорова Татьяна Евгеньевна АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...
УДК 159.923.2
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА
© 2018
Беляшов Владимир Андреевич, аспирант кафедры социологии и психологии Егорова Татьяна Евгеньевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал - Нижегородский институт управления (603950, Россия, Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 46, e-mail:tegorova@list.ru)
Аннотация. В статье поднимается проблема повышения аутопсихологической компетентности будущего специалиста, определяется цель исследования, раскрывается роль и значение данного феномена в процессе развития личности и формирования его профессионального мастерства. Приводится исторический контекст исследования аутопсихологической компетентности специалиста, раскрываются подходы к исследованию данного феномена, анализируется их возможности, вскрываются противоречия между имеющимися знаниями в области определения данного феномена и возможностями их применения к современным условиям образовательной практики, поднимается проблема создания инвариантной модели аутопсихологической компетентности. В процессе исследования дается оценка системного подхода. Аутопсихологическая компетентность рассматривается как системное образование, обращается внимание на необходимость рассматривать данный феномен в контексте других видов компетентности психологической культуры, что позволяет актуализировать в структуре аутопсихологической компетентности ценностно-смысловой компонент. В результате исследования дается авторское определение аутопсихологической компетентности, ее структура, которая имеет четыре компонента (когнитивный компонент; эмоционально-оценочный, процессуально-деятельностный (технологический) и ценностно-смысловой как системообразующий компонент), определяются содержательные характеристики данного феномена. В контексте исследования выделяются закономерности развития аутопсихологической компетентности, выявленные в психологической науке, раскрываются такие характеристики аутопсихологической компетентности, которые следует учитывать в процессе её психологического сопровождения.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, аутопсихологические способности, психологическая культура, гносеологический, онтологический, системный подход, субъект деятельности, личностное, профессиональное развитие, психологическое сопровождение.
AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL
DEVELOPMENT SPECIALIST
© 2018
Belyashov Vladimir Andreevich, post-graduate student, Department of sociology and psychology Egorova Tatyana Evgenievna, doctor of psychological Sciences, associate Professor, Professor of sociology and psychology Russian Academy of national economy and state service under the RF President, branch - Nizhny Novgorod Institute of management (603950, Russia, Nizhniy Novgorod, prospect Gagarina, d. 46,e-mail:niu@niu.ranepa.ru)
Abstract. The article raises the problem of improving the autopsychological competence of the future specialist, defines the purpose of the study, reveals the role and significance of this phenomenon in the process of personality development and formation of his professional skills. The article presents the historical context of the study of autopsychological competence of a specialist, reveals the approaches to the study of this phenomenon, analyzes their capabilities, reveals the contradictions between the existing knowledge in the field of definition of this phenomenon and the possibilities of their application to modern conditions of educational practice, raises the problem of creating an invariant model of autopsychological competence. In the course of the research, an assessment of the system approach is given. Autopsychological competence is considered as a systemic education, attention is drawn to the need to consider this phenomenon in the context of other types of competence of psychological culture, which allows to update the structure of autopsychological competence value-semantic component. As a result of the study, the author's definition of autopsychological competence, its structure, which has four components (cognitive component), is given; emotional-evaluative, procedural-activity (technological) and value-semantic as a system-forming component), determine the content of the characteristics of this phenomenon. In the context of the study, the regularities of development of autopsychological competence identified in psychological science are identified, such characteristics of autopsychological competence are revealed, which should be taken into account in the process of its psychological accompaniment.
Keywords: autopsychological competence, autopsychological abilities, psychological culture, gnoseological, ontologi-cal, systemic approach, subject of activity, personal, professional development, psychological support.
Активизация личностного потенциала специалистов современного общества является одной из приоритетных задач современного образования. Вырастить специалистов, готовых к профессиональному росту, мобильных к изменениям профессиональной среды сложно себе представить без готовности личности к саморазвитию. Этот факт побуждает обратить внимание исследователей в области психологической и психолого-педагогической науки к такому личностному образованию, как «аутопсихологическая компетентность». Повышение аутопсихологической компетентности личности на разных ступенях её профессионального становления сегодня становится реальной необходимостью, которая может получать свою реализацию в профессиональном образовательном учреждении, что требует научного подхода к исследованию как самого феномена, так и ус-
ловий его развития, что и определило цель настоящего исследования.
Термин «аутопсихологическая компетентность» (АК) был введен в научный оборот сравнительно недавно. Первые обращения к аутопсихологической компетентности специалиста, как к предмету специального исследования, мы находим в работах Г.И. Метельского. Дальнейшее теоретическое обоснование феномен АК получает в работах Н.В.Кузьминой, которая рассматривает его как один из структурный элементов профессионального самосознания педагога [1]. К середине 90-х годов прошлого столетия описательную логику к определению данного феномена сменяет экспериментальная. Исследования выполненные в области акмеологическо-го подхода к определению понятия и сущностных характеристик АК к концу прошлого столетия значительно
Belyashov Vladimir Andreevich, Egorova Tatyana Evgenievna AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE ...
psychological science
расширили представление о данном феномене. Особое значение придавалось исследованию АК в контексте профессионального развития специалистов управленческой деятельности[2,3,4,5]. Узкопрофессиональная направленность исследований данного феномена вносила некоторые ограничения в определение его содержательных характеристик, и как следствие, затрудняла процесс актуализации и трансляции результатов исследования в широкую практику подготовки специалистов разного уровня и разного профиля. Вставала проблема представления инвариантной модели АК.
Феноменологический подход позволял рассматривать АК, как особо организованное психологическое образование, расширяющее человеку возможности самоизменяться не только соответственно требованиям конкретной профессиональной деятельности, но и требованиям многогранности его социальной жизни. В её структуре выделялись такие компоненты, как самоотношение, самопониание, самореализация и др. проявлении «само». В их числе были и сложные личностные образования: самосознание, аутопсихологические способности, рефлексивные способности, способности к саморегуляции, «особого рода чувствительность» (термин Кузьминой Н.В.), воля и направленность личности и другие. В качестве теоретико-методологического основания постановки проблемы определения содержательных характеристик АК человека чаще всего использовалась психологическая трактовка личности и субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, Д.А.Леонтьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, К.К. Платонов и мн.др.). В структуре личности АК находила свое отражение в подструктурах «знание», «опыт», «направленность» личности, а с позиции субъектного подхода могла отражать активную позицию человека по отношению к себе, «направленность на саморазвитие, на выстраивание себя как полноценной личности, способной нести гражданский долг по отношению к себе, другим людям, продуктам их труда, к природе ... .» [1, с.4].
Степнова Л.А. представляя АК в структуре личности профессионала выделяет такие компоненты, как ау-топсихологические способности, субъектную позицию, «включенность в развитие профессионально важных качеств», рефлексивную деятельность, самопонимание и самоопределение. Опираясь на имеющиеся в науке данные, в качестве сущностных характеристик АК, автор выделяет «многозначность, многоуровневость, многоплановость (полифункциональность), адаптивность, ин-тегративность, духовность, динамичность» [5]. Данные характеристики имеют большое значение при моделировании АК в контексте определенного вида деятельности и определения условий развития АК в разных сферах жизнедеятельности человека.
Известно, что качество взаимодействия человека с отдельными сферами окружающей среды принято определять посредством такого показателя, как компетенция. Компетенцию, как принято её определять, составляют такие её компоненты, как знание (когнитивный компонент), умения и навыки (предметно-деятельност-ный компонент), отношение к осуществляемой деятельности (этический компонент). Если признать, что развитие АК происходит как развитие аутопсихологических компетенций, то становится логичным утверждение, что этот процесс должен происходить в контексте развития аутопсихологических способностей [3, 4]. Данные способности предполагают саморазвитие и самокоррекцию внутриличностных способностей, поиск самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности [2]. По существу, это те способности, которые позволяют личности осознавать свои индивидуальные качества и порождают понимание того, как человек действует и как надо действовать в различных жизненных ситуациях, в том числе, и в ситуациях, связанных с его профессиональной деятельностью [3]. В свою очередь аутопсихологическая компетенция в единстве с аутоп-
сихологическими способностями и создает те оптимальные условия, при которых происходит успешная саморегуляция важных профессиональных действий и поведенческих актов. Такое единство способностей и компетенции рядом ученых признается как «акмеологи-ческий резерв» [3, 4]. Как мы видим, в данном контексте термин «аутопсихологическая компетенция», не подменяет термина «аутопсихологическая компетентность». Первые (аутокомпетенции) проявляется и наполняет второе (АК). Первый больше апеллирует к субъектности (знаю, могу и совершаю конкретное действие), а второе к личности, его сложноорганизованному единству многих качеств и психических функций.
Аутопсихологическая компетентность рядом авторов рассматривается как интегративная личностная характеристика, представляющая собой сложные взаимосвязи структурных образований личности профессионала, что и обеспечивает им высокий уровень личностно-профес-сиональной самореализации [3]. Она состоит в умении личности выделить веер индивидуальных способностей, соотнести его с основными социальными или профессиональными требованиями и с необходимыми для их выполнения способностями. Здесь мы видим некий процесс, представляющий собой ряд последовательных операций (процессов), начинающихся с оценки наличного уровня данных способностей, выявления возможностей компенсации недостающих способностей, по-другому, нахождения резерва в дальнейшем развитии своих наличных способностей, и заканчивающийся овладением технологией развития необходимых способностей, что, как правило, становится возможным при наличии среды, соответствующей наличным способностям [3]. В свою очередь, аутопсихологические способности в структуре АК по мнению ряда авторов «позволяют интериоризи-ровать полученные субъектом психологические знания и интегрировать их в «Я-концепцию»» (А.С. Гусева, В.В.Лешин и др.) [4]. В данной позиции авторы раскрывают очень важные аспекты развития АК, в структуре личности, а именно, некую последовательность (этап-ность), в развитии такого структурного компонента, как аутопсихологические способности. Однако, обращение к понятию способности в процессе определения и опера-ционализации понятия АК, является сложной задачей по той простой причине, что эти способности сами по себе, как психологический феномен, еще слабо обоснованы в психологической науке. Поэтому в качестве аутопсихо-логических способностей мы в своей исследовании рассматриваем закрепленные в особенностях самосознания личности способы воздействия на себя и осознанной регуляции. Кроме того, если ориентироваться на двух-компонентную модель АК, то легко потерять духовную сущность данного феномена, которая подчеркивалась в ранних исследованиях Т.Е. Егоровой и Л.А. Степновой и ряда других авторов.
Аутопсихологическая компетентность является сложноорганизованным проявлением личности.
Достаточно обратиться к связи данного феномена с психологической культурой человека [6]. По мнению ряда исследователей психологической культуры человека, АК является важным её компонентом, а её включенность в структуру психологической культуры в качестве её компонента позволяет уже говорить об «аутопсихоло-гической культуре» профессионала. Но в таком случае, её уже нельзя рассматривать только как определенную систему психологических знаний, как владение технологиями и способами организации процесса своего самопознания, самодиагностики и развития в целях своего профессионального и личностного резерва. Человек должен еще понимать смысл и ценность для других, для организации, для общества и для самого себя тех качеств, тех способов действий, которые он намерен развивать в себе в качестве своего внутреннего резерва, позволяющего ему адекватно действовать и развиваться в непростых условиях современной жизни. В таком слу-
психологические науки
Беляшов Владимир Андреевич, Егорова Татьяна Евгеньевна АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...
чае, АК представляется нам как четы.
В качестве содержательных характеристик АК мы усматриваем представленность в особенностях самосознания индивида такого психологического опыта, знаний и умений (владение способами деятельности), которые бы могли ориентировать его саморазвитие на разных уровнях его жизнедеятельности: 1) на психофизиологическом уровне, выводящем его на проблемы поддержания своего физического и психического здоровья, физического саморазвития; 2) на интеллектуальном (психическом) уровне - на проблемы развития интеллектуальной сферы личности, его познавательных процессов; 3) на эмоциональном уровне - на проблемы управления своими эмоциональными и психическими состояниями; 4) на личностном уровне (уровне «Я-концепции» как отношение человека к себе и к окружающему миру) и лич-ностно-коммуникативном уровне - на проблемы личностного, профессионального саморазвития, проблемы межличностных и внутриличностных отношений; 5) на духовном уровне - проблемы мировоззренческого уровня, системы ценностей, смыслов. Именно этот внутренний диссонанс, вызванный проблемами, противоречиями между желаемым образом себя и наличным, управляемый системой ценностей, смысловых ориентаций и придает аутопсихологической компетентности, как личностному образованию, социально значимый смысл.
Именно поэтому, чтобы избежать негативных явлений при стимулировании развития АК, есть прямая необходимость определять развитие АК в контексте развития психологической культуры человека как компонента его общей культуры [6]. В ней АК обретает особый свой ракурс, акцентирует духовно-нравственную составляющую, обращенность к вершине своей личностной и профессиональной зрелости. Тогда утверждающее её начало будет исходить из гуманистической направленности, ориентации на общечеловеческие духовные и нравственные ценности и смыслы, на «благоговейное отношение к жизни», на способность быть сопричастным с другими, природой, Вселенной. Это подчеркивает важность выделения в её структуре ценностно-смыслового компонента.
Системный подход позволяет обратиться к АК как сложному системному образованию, подчиненному системным отношениям с другими, подобными ему по сложности и характеру проявлений системами. Выявлено, что аутопсихологическая компетентность является базальным образованием других видов компетентности, которые могут быть представлены в конкретной профессиональной компетентности, что позволяет определить её как системообразующую компетентность.
К примеру, теоретически обосновано, что АК в контексте профессиональной компетентности связана с такими её видами, как социальной компетентностью (знание людей, эффективных способов взаимодействия с ними и применение их), психологической компетентностью (знание закономерностей поведения, взаимодействия и взаимоотношений людей в малых и больших группах и применение их), коммуникативной (знания о различных стратегиях, методах эффективного общения и применение их) [6]. Таким образом, формирование АК в контексте профессиональной компетентности и возможных составляющих её видов компетентностей нам видится ориентированной на соответствие психологической культуры человека, а значит включенной в нее как определенный этап её становления.
В рамках своего исследования мы дает определяем АК, как сложноорганизованное системное образование, представленное высокой степенью развития самосознания и саморегуляции человека, сформированных в процессе его развития и саморазвития во всех сферах его жизнедеятельности и на разных уровнях его психической жизни: психофизиологическом, психическом, эмоциональном, социальном и духовном.
Способность становиться и быть субъектом познания
и саморазвития является неотъемлемой характеристикой АК. В целом, в структуре АК можно выделить такие основные компоненты как когнитивный компонент, определяющий уровень знаний о себе, своей психической и психологической природе; эмоционально-оценочный, определяющий уровень принятия человеком себя, отношение к себе; процессуально-деятельностный (технологический) или компонент волевой регуляции, обязанной развитию системы эффективных способов воздействия на себя, регуляции своих поведенческих актов, эмоциональных состояний, познавательных процессов, что может определять поведение и деятельность человека по отношению к себе и окружающему миру; ценностно-смысловой компонент, выраженный системы ценностных ориентиров человека. Последний организует и связывает все другие компоненты в единое целое, придает структуре АК целостный системных характер. Именно этот компонент, как системообразующий компонент, должен в первую очередь учитываться при определении путей, будь-то формирование, развитие или становление АК, а так же при определении показателей и критериев её оценки.
Психологическое сопровождение развития АК может выстраиваться на следующих положениях:
1) аутопсихологическая компетентность является системным образованием и в системе других видов компетенций профессиональной, коммуникативной, социальной, психологической и др.); она является базальным образованием (возможно метакомпетентностью), что позволяет ей не только оказывать влияние на процесс развития других видов компетентностей человека, но и через их развитие актуализировать свое развитие;
2) формирование АК происходит в результате развития и аккумулирования специфических способов воздействия человека на самого себя и взаимодействия с окружающим миром, которые при условии их закрепления становятся новым достижением личности, её новообразованием, новым качеством, которые возможно определять как аутопсихологические способности;
3) развитие АК происходит в процессе развития той деятельности, в которую человек включается (учебной, профессиональной, коммуникативной, интеллектуальной, художественной и др.) при условии осознания её как возможности собственного развития, осознания её как деятельности, в которой он может научится управлять своей активностью в избранном им процессе самопреобразования;
4) самопреобразующая деятельность подчиняется особому алгоритму развития, в котором ключевым моментом является желание человека изменить себя, отношение человека к себе, другим, окружающему миру как ценности, определяющей направленность личности, его внутреннюю статусность;
5) формирование АК должно идти в контексте повышения психологической культуры человека и рассматриваться как определенная ступень её развития, только тогда она будет носить гуманистический и экологический смысл; можно научиться многим методам воздействия на себя, но в результате получить развитие со знаком минус. Человек формирующий в себе себя свою АК должен всегда понимать ценность и смысл этого процесса приложения своих усилий;
6) целенаправленный процесс формирования АК как сложного образования, включающего в себя не только системы разного качества и порядка (знания, поведенческих действия, компетенции), представляется нам процессом «поэтапного порождения нового качества» [7] (нового способа деятельности, новой поведенческой реакции, нового личностного качества), это значит, что его отдельные элементы, согласно онтологической логики проходят определенные этапы своего развития.
Последнее положение позволяет наметить пути дальнейшего исследования процесса развития АК, которое нам видится более эффективным при применении онто-
Belyashov Vladimir Andreevich, Egorova Tatyana Evgenievna
AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE ...
psychological science
логической логики.
Заключение. Итак, АК является важнейшим фактором психического развития личности и отвечает за её саморазвитие. Выделенная нами структура АК позволяет рассматривать данный феномен в качестве особо организованного сложного системного личностного образования, способного нести ряд функций - условия личностного и профессионального развития и саморазвития, средства саморазвития и повышения общей и психологической культуры личности. Развитие АК, происходит в контексте значимой для человека деятельности и, соответственно системы отношений, определяющейся в континиуме «человек-среда», где человек выступает в качестве объекта познания и субъекта своей активности в процессах самоопределения и решения внутренних проблем, касающихся отношения человека к своему физическому и психическому здоровью, своему интеллектуальному развитию, эмоциональному развитию, своему профессиональному и личностному росту. Особое значение в данной системе отношений является самоопределение человека в системе духовно-нравственных ценностей, определение своей мировоззренческой позиции, своей системы ценностей, не входящей в противоречие с общечеловеческими культурными ценностями и здравым смыслом жизни и деятельности в обществе. Раскрытие генезиса АК, нам видится в онтологической логике, которая сегодня достаточно наглядно представлена в экологической психологии и реализована в экопсихологическом подходе, разрабатываемом коллективом лаборатории экопсихологии развития под руководством В.И.Панова, раскрывающего поэтапное становление психических функций человека в процессе его взаимодействия в системе «человек-среда».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственно службы, 1997.
2. Деркач А.А, Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.
3. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопси-хологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003.
4. Гусева А.С., Лешин В.В. Развитие аутопсихоло-гических способностей личности. Методы и технологии. Уч. метод. пособие М.: Издательство РАГС, 2000.
5. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис.док.психол.наук.М., 2003
6. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография. Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы. 2006.
7. Панов, В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М: Санкт-Петербург .: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018