УДК 378.4 КАРАПУЗИКОВ А.А.
преподаватель, кафедра пожаротушения и аварийно-спасательных работ, Уральский институт ГПС МЧС России
E-mail: [email protected] БЕЛКИНД.С.
преподаватель, кафедра пожаротушения и аварийно-спасательных работ, Уральский институт ГПС МЧС России
E-mail: [email protected] АРКАНОВ П.В.
старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Уральский институт ГПС МЧС России E-mail: [email protected]
UDC 378.4
KARAPUZIKOV A.A.
Teacher, Fire Extinguishing and Rescue Work Department, Ural Institute of State Fire Service of the Russian Ministry of
Emergency Situations E-mail: [email protected] BELKIN D.S.
Teacher, Fire Extinguishing and Rescue Work Department, Ural Institute of State Fire Service of the Russian Ministry of
Emergency Situations E-mail: [email protected] ARKANOV P.V.
Senior teacher, Department of Special Training, Ural Institute of State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of
Russia
E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ИННОВАЦИИ COMPETENCE APPROACH IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS, PROBLEMS, EXPERIENCE, INNOVATION
В данной статье рассмотрены проблемы высшего образования, различные методологические подходы, способствующие модернизации процесса обучения в вузах. Дано определение компетентностного подхода, а также проблемные вопросы его реализации в образовательном процессе. Представлена структура компетенций, формируемых в вузах МЧС России при изучении специальных дисциплин, а также инновационная деятельность образовательного процесса.
Ключевые слова: Образование, компетентностный подход, инновационные технологии, инфокоммуникативность.
This article considers problems of higher education, various methodological approaches contributed to education modernization of in higher educational institutions. A definition of the competency-based approach as well as problematic issues of its implementation in the educational process were given. The structure of competences in studying of special subjects in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia as well as innovative activity of the learning process is represented.
Keywords: Education, competency-based approach, innovative technologies, informative communicativeness.
В настоящее время в системе высшего образования большое внимание уделяется вопросам связанных с повышением уровня образования и в большинстве случаев обучение специалистов направлено на их актуализацию, самоорганизацию и саморазвитие. Также следует отметить, что сегодня рынок труда, а также развитие инновационных технологий требуют от выпускников постоянного самосовершенствования в различных отраслях и направлениях. Действующая система образования не в полной мере обеспечивает формирование у будущих специалистов инициативности, мобильности, конструктивности и других не мало важных качеств необходимых в последующей профессиональной деятельности. Все это и показывает актуальность в применении в процессе обучения в высших учебных заведениях различных инновационных методов и форм обучения. Это касается и тех, которые уже введены в образовательный процесс, но реализуются не в полной мере.
В процессе обучения курсантов вузов МЧС России в ходе обучения для достижения высокого уровня готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и в том числе деятельностью, связанной с выполнениями работ в экстремальных условиях, используется большое и разнообразное количество методологических подходов и основными из них являются: системный (И.М. Блауберг, В.Г. Афонасьев,
A.И. Уемов и др), личностно-ориентированный (В.Д. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др.), деятельност-ный (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, и др.), диалогический (М.М. Бахтин, Е.Т.Соколова, А.А. Ухтомский и др.), аксиологический (А.В. Кирьякова, В.А. Сластенина,
B.И. Бойко и др.), антропологический (К.Д. Ушинский, А.Е. Фирсова, Е.В. Белякова и др.), ресурсный (А.М. Кондаков,
A.И. Терентьева и др.), средовой (Ю.С. Мануйлов,
B.И. Андреева, В.А. Ясвин и др.) и др. Важную роль в процессе подготовки курсантов специальных вузов МЧС России в модернизации системы образования играет компетентност-ный подход и основной целью данного подхода является обеспечение и повышение качества образования.
Актуальность компетентностного подхода сильно возросла после перехода системы образования на ФГОС ВО третьего поколения, где и возник особый интерес к нему.
На протяжении последних лет много авторов посветили свои работы рассмотрению компетентностному подходу, так О.Е. Лебедев считает данный подход как совокупность общих принципов определений целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [1].
А.А. Вербитский полагает, что реализация компетент-ностного подхода в вузах, означает переход к новому виду обучения и предполагает длительный процесс с изменением всей педагогической системы в целом [2].
По мнению Т.М. Ковалевой компетентностный подход способен дать ответы на запросы производственной сферы, а в системе образования - это идея открытого заказа на содержания образования [3].
В целом компетентностный подход - это комплексное овладение навыками и умениями, а не усвоение их по отдельности. Исходя из этого меняются и методы обучения. При использовании компетентностного подхода, качество образования оценивается в соответствии с уровнем специалиста, подготовленном в вузе. Это дает возможность определить профиль специалиста, путем сопоставления его с целой сово-
© Карапузиков А.А., Белкин Д.С., Арканов П.В. © Karapuzikov A.A., Belkin D.S., Arkanov P.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
купностью компетенций.
Основными категориями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность». В разных кругах эти понятия трактуются по-разному, следовательно, их четких определений на данный момент нет.
По мнению И.С. Сергеева «Компетентность - это готовность к выполнению определенных функций, а компетент-ностный подход в образовании есть ни что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций» [4].
А.В. Хуторский разделяет понятия «компетентность» и «компетенция». Он считает, что компетентность - это владение соответствующей компетенцией человека по отношению к предмету деятельности. Компетенцией является совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, а также способов деятельности, задаваемых по отношению к чему-либо для качественной продуктивной деятельности [5].
Многие авторы считают, что компетенция - некое требование к обучению специалистов, а компетентность - уровень освоения данной компетенции специалистом, в соответствии с его личностными характеристиками.
Сегодня в системе образования России возникает большое количество проблем, при использовании компетент-ностного подхода в высшем образовании. Наиболее часто встречающаяся проблема - разработка компетенций и их внедрение в образовательный процесс.
Также не мало важной проблемой в высших учебных заведениях можно считать то, что практически отсутствует или не в полной мере реализуется взаимодействие с работодателями, соответственно компетентностный подход, может быть внедрён в систему образования только при плотном сотрудничестве вузов и работодателей.
Следующая проблема в большей степени затрагивает профессорско-преподавательский состав и заключается она в том, что они, в большинстве случаев, не желают осваивать информационные технологии, вносить инновации в проведение занятий.
По нашему мнению, образовательный процесс необходимо оживлять и дополнять новыми инновационными технологиями, проводить больше занятий, с использованием интерактивной материально-технической базой, повышать инфокоммуникативность как обучающихся, так и преподавателей и важным является необходимость использования в образовательном процессе нового учебно-методического и материально-технического обеспечения занятий (учебные классы оборудованные тренажерами, электронные библиотеки, возможность связи обучающихся с преподавателями во внеурочное время с использованием электронной почты или телеконференционной связи и т.д.). Поэтому имеется необходимость в изучении вопросов, связанных с созданием организационной структуры компетентностного подхода в целом и в отдельных его областях.
В Уральском институте ГПС МЧС России компетентност-ный подход реализуется при изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин. При изучении таких дисциплин как: «Пожарная тактика» и «Оперативно-тактические действия при тушении пожаров» формируются:
- общекультурные компетенции (ОК);
- общепрофессиональные компетенции (ОПК);
- профессиональные компетенции (ПК) [6].
Содержание рассматриваемых компетенций представлена на рисунке 1.
Н.В. Уварина считает то, что процесс обучения необходимо дополнить информационной компетенцией, которая позволяет обеспечить продуктивный поиск, систематизирование информации и обеспечивает эффективную работу с информационными ресурсами [7].
Также можно отметить, что и в ведомственных вузах, как и в других существуют проблемы реализации компетентност-ного подхода такие как:
- недостаточное количество разработанных компетенций, которые должны быть внедрены в образовательный процесс;
- нехватка принципиально нового учебно-методического и материально-технического обеспечения при проведении занятий;
- затруднённое освоение компетентностного подхода профессорско-преподавательским составом, вследствие терминологической неопределенности данного подхода.
По своей сути компетентностный подход - это попытка целостного описания требований к специалисту, подготовка которого носит комплексный характер, а будущий выпускник должен не только приобрести знания, умения и навыки, но ещё и суметь применить их на практике, т.е. в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
В настоящее время многие вузы работают с так называемыми «целевыми направлениями», работодатель платит за обучение определённого человека в конкретном учебном заведении на протяжении всего процесса получения образования, а после окончания вуза выпускник идет работать к своему работодателю. «Целевые направления» - это зарождение компетентстного подхода в системе российского образования, посредством взаимодействия работодателя с учебным заведением.
К сожалению, при использовании «целевых направлений» возникает ряд определенных проблем, это связано с тем, что после окончания вуза выпускник, обладающий определенными знаниями и умениями, не всегда может проявить их в своей профессиональной деятельности. Это и касается специальных (ведомственных) вузов МЧС России, где обучаемые получают общее профессиональное образование по специализации, и в дальнейшем не все могут применить полученные знания в практической деятельности, а связано это с родом профессиональной деятельности которую будут осуществлять будущие выпускники.
По нашему мнению, для качественной реализации компе-тентностного подхода в вузе, в первую очередь, нужно полностью пересмотреть учебные программы. На первом месте по числу учебных часов должны стоять предметы по подготовке к специальности. Нужно увеличивать число производственных практик, вводить дополнительные стажировки на предполагаемых рабочих местах и местах прохождения дальнейшей службы. Именно это позволит обучающимся вузов получать основные базисные компетенции, которые позволят стать им высококвалифицированными специалистами в своей области.
Также следует отметить, что компетентностный подход имеет большой инновационный потенциал, а проведенный анализ учебных программ свидетельствует о том, что в них отсутствуют компетенции, которые должны ориентировать выпускника на инновационную деятельность. Введение новой образовательной парадигмы определяет полную замену технологий образования и его содержания, реализацию новой образовательной среды, новой оценочной системы, подготовку профессорско-преподавательского состава, способных осуществлять эти инновации.
Коллектив авторов (Э.Ф. Зеер, С.А Новоселов., Э.Э. Сыманюк) дают определение: «Инновация - новизна, новшество. Инновация предполагает введение чего-то нового. В образовательном процессе инновация предусматривает введение новых целей, методов и форм обучения, содержание учебных программ» [8].
Инновационная деятельность в образовательном процессе является педагогической деятельностью, которая направлена на практическую реализацию научных разработок и исследований, научно-технических заслуг, а также преобразование объектов интеллектуальной собственности в усовершенствованный продукт, в усовершенствованный учебный процесс. Процесс реализации обязательно должен соответствовать экономической обстановке в стране и в мире в целом, а именно в сфере образования. Внедрение инновационной
деятельности позволит студентам вузов приобрести основные базисные компетенции, которые необходимы при осуществлении профессиональной деятельности.
Резюмируя, можно утверждать, что компетентностный подход является одним из путей модернизации высшего образования. Хоть и само понятие «компетентностный подход» стало распространяться в России совсем недавно, и оно успело охватить большое количество вузов, но полностью данный подход не реализован в настоящее время не в одном учебном заведении. Это можно объяснить тем, что существует ряд фундаментальных проблем, которые уже долгое время оста-
ются не разрешимыми. Главными проблемами можно назвать терминологическую неопределенность подхода и плохое взаимодействие вузов и работодателей. Эти проблемы вполне решаемы, но на это нужно определенное количество времени. Но, несмотря на проблемы, компетентностный подход имеет большой инновационный потенциал. В образовательном процессе инновация предусматривает введение новых целей, методов и форм обучения, содержание учебных программ, разработку новых методических рекомендаций. Именно внедрение инновационной деятельности реализует компетент-ностный подход в вузах в полном объёме.
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1 - способность к I абстрактному мышлению, анализу, I синтезу I
ОК-6 - способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность _за принятые решения_
ОК-7 - способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОК-8 - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-3 - способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8 - способность понимать основные закономерности процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах, особенностей динамики пожаров, механизмов действия, номенклатуры и
способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара
ПК-14 - способность осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных
ПК-15 - способность разрабатывать оперативно-тактическую документацию
ПК-23 - способность прогнозировать поведение технологического оборудования с пожаровзрывоопасными средами в условиях пожара
ПК-24 - способность использовать знания способов предотвращения аварии и распространения пожара на I производственных объектах
ПК-20 - способность руководить оперативно-тактическими действиями подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ
ПК-22 - способность прогнозировать размеры зон воздействия опасных факторов при авариях и пожарах на технологических установках
Рис.1. - Формируемые компетенции при изучении специальных дисциплин
Библиографический список
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
3. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетенции - что общего и в чем различие / Т.М. Ковалева // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление. Красноярск, 2003. 67 с.
4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2007. С. 9.
5. Хуторской, А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобрнауки России от 17 августа 2015 г. № 851.
7. Уварина Н.В., Лоскутов А.А. Структурно-содержательное наполнение управленческой компетенции в системе профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.
8. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Сыманюк Э.Э. Институциональный подход к инновациям в образовании // Инновации в образовании. 2010. №1. С. 52-65.
References
1. Lebedev O.E. Competency approach in education//School technologies. 2004. №5.
2. VerbitskyA.A. Competency approach and theory of context learning. Moscow: Research Center for Quality Problems of Training of Specialists. 2004. 84 p.
3. Kovaleva T.M. School skills and key competencies - what is common and what is the difference/T.M. Kovalev//Pedagogy of development: key competencies and their formation. Krasnoyarsk, 2003.
4. SergeevI.S. How to implement a competent approach in the lesson and in extra-day activities. Moscow: ARKTI, 2007. P 9.
5. Khutorsky, A.V. Article "Key competencies as a component of personal-oriented education" [Text]/A. V. Khutorsky//People 's education. 2003. № 2. Pp.58-64.
6. Federal State Educational Standard of Higher Education in Specialty 20.05.01 Fire Safety (Level of Specialization) [Electronic Resource]: Ed. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 851 of 17 August 2015.
7. Uvarina N.V., LoskutovA.A. Structural-content filling of managerial competence in the system of professional education//Modern problems of science and education. 2015. № 5.
8. Zeer E.F., Novoselov S.A., Symanyuk E.E. Institutional approach to innovations in education//Innovations in education. 2010. №1. Pp. 52-65.