МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Педагогические условия формирования профессионально важных качеств курсантов вузов системы МЧС России
Баранова Ольга Юрьевна,
кандидат технических наук, Уральский институт ГПС МЧС России
E-mail: [email protected]
Борисенко Александр Владимирович,
кандидат физико-математических наук, Уральский институт ГПС МЧС России E-mail: [email protected]
Курочкин Александр Рудольфович,
кандидат физико-математических наук, Уральский институт
ГПС МЧС России
E-mail: [email protected]
Сушкевич Александр Анатольевич,
кандидат технических наук, Уральский институт ГПС МЧС России
E-mail: [email protected] Усков Валентин Сергеевич,
кандидат физико-математических наук, Уральский институт
ГПС МЧС России
E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий развития профессионально важных качеств личности курсантов системы МЧС России. Рассматриваются подходы к трактовке понятия «профессионально важные качества личности» и «профессионально важные качества личности сотрудника МЧС». Определена теоретическая модель профессионально важных качеств личности с использованием подходов В.Д. Щадрикова и Э.Ф. Зеера. На основе анализа теоретических исследований и профессиограмм определен перечень профессионально важных качеств личности курсантов МЧС. Обосновывается необходимость развития профессионально важных качеств личности курсантов как будущих сотрудников, готовых действовать в экстремальной ситуации. В статье проведен анализ исследований, посвященных развитию профессионально важных качеств личности курсантов МЧС России в рамках внедрения компетентностного, личностно-ориентированного и иных подходов. Выделены и обобщены основные педагогические условия формирования данных качеств в процессе обучения в вузе, поскольку профессионально важные качества являются основой профессионализма и обеспечивают профессиональную адаптацию и эффективность выполнения задач профессиональной деятельности в области деятельности по охране жизни и здоровья граждан, а также предупреждению и ликвидации катастроф. Предложены собственные педагогические условия развития профессионально важных качеств личности курсантов МЧС России.
Ключевые слова: курсанты МЧС, профессионально важные качества личности, обучение курсантов МЧС, педагогические условия.
о с
U со
Проблема изучения профессионально важных качеств личности специалиста на сегодняшний день является актуальной проблемой для прикладной психологии в рамках исследования психологической структуры личности сотрудников в зависимости от профессиональной сферы занятости, а также совершенствования принципов и методов профессионального отбора.
Для педагогической науки данная проблема актуальна с точки зрения развития и формирования профессионально важных качеств личности в ходе процесса обучения будущих специалистов на этапах начального, среднего и высшего профессионального образования.
Сотрудники МЧС относятся к экстремальному профилю занятости, поскольку их профессиональная деятельность сопряжена с высоким уровнем риска для жизни и здоровья, высоким уровнем стрессогенности, связанным не только с опасностью, но и с высоким уровнем ответственности за других людей, постоянным уровнем готовности к ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Поэтому проблема психологического отбора и психолого-педагогической подготовки сотрудников МЧС является первоочередной для вузов соответствующего профиля обучения.
Профессионально важные качества личности профессионала экстремального профиля довольно подробно освещены в исследованиях таких авторов, как Е.С. Браиловский, Г.И. Левигуро-вич, В.М. Новиков, П.М. Рубинштейн, В.А Бодров, Р.М. Грановская, Г.М. Зараковский, А.А. Крылов, П.А. Корчемный, Б.Ф. Ломова, В.Л. Марищука, А.Г. Маклаков, В.Н Машков, В.А. Пономаренко, Ю.П. Платонов, Я.В. Подоляка, В.А. Пухов и др., профессиограммы сотрудника МЧС на сегодняшний день содержат исчерпывающий список профессионально важных качеств.
Рассмотрим сначала общее понятие профессионально важных качеств личности. Наиболее подробное и исчерпывающее определение профессионально важных качеств личности было дано В.Д. Шадриковым. Данный автор представляет два толкования профессиональных качеств. Во-первых, под профессиональными качествами он понимает «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и на успешность освоения этой деятельности». К таковым относятся способности, однако,
по мнению исследователя, они не исчерпывают всего объема профессиональных качеств.
Во-вторых, В.Д. Шадриков считает, что система профессионально важных качеств личности работника - это внутренние условия, которые детерминируют внешние действия и требования к деятельности. Следовательно, развитие профессионально важных качеств и их компонентов может считаться одним из основных аспектов психологической системы деятельности [12].
Э.Ф. Зеер выделил ряд профессиональных качеств, необходимых любому компетентному специалисту, независимо от сферы занятости, была представлена теоретическая модель личности профессионала: это наблюдательность, различные виды памяти, внимательность, техническое мышление, решительность, пространственное воображение, настойчивость, эмоциональная устойчивость, выносливость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др [5].
Что касается профессий по профилю МЧС, особенности их работы предполагают выполнение рабочих обязанностей в экстремальных условиях, которые характеризуются внезапным возникновением, высоким уровнем риска, их развитие сложно предсказать и спрогнозировать. Для эффективных действий в таких условиях специалисты экстренных служб должны быть способными активизировать внутренние ресурсы, успешно бороться с влиянием стрессогенных факторов, сохраняя при этом достаточный уровень работоспособности, адекватность и своевременность реакции на внезапные изменения в опасных обстоятельствах, умение быстро принимать решения в условиях неопределенности, а также способность преодолевать последствия воздействия значительных физических и психоэмоциональных нагрузок [4].
Учитывая изложенное, можно утверждать, что специалисты гражданской защиты (в частности, спасатели) должны обладать совокупностью личностных и профессиональных качеств, которые будут не только всесторонне способствовать эффективной повседневной работе в особых условиях, но и помогать мобильному восстановлению и полноценному здоровому отдыху.
Симбиоз морально-этических, индивидуально-психологических и профессиональных качеств личности определяет не только степень профессионализма индивида, но и то, как будет происходить коммуникация с коллегами, от этого и зависит уровень производительности всей команды и каждого, в частности. К общим личностно-этическим или социальным качествам сотрудника МЧС относят: чувство долга и гражданской ответственности, гуманизм, чистосердечие, внимательность, доброжелательность, сознательное отношение к труду и дисциплинированность, требовательность принципиальность, скромность, общительность, объективность, самокритичность, высокую моральную культуру.
Все вышеуказанные качества будущие специалисты гражданской защиты приобретают в течение обучения в учреждениях высшего образования. Вузы в системе МЧС имеют свою специфику и несколько отличаются от других. Так, в учреждениях высшего образования со специфическими условиями обучения, формирование личностных и профессиональных качеств у соискателей высшего образования происходит не только через взаимодействие с преподавателями как субъектами педагогического влияния, моделирования, то есть воспроизведения в образовательном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов (например, выезды на реальные пожары, оказание психологического помощи пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций), но и в курсантских взводах и во внеаудиторное время [13].
Если в первом случае взаимодействия (курсант - преподаватель) субъект способствует поиску собственного «я» курсанта (объект педагогического влияния), стимулирует к активному участию в жизни университета и коллектива в частности, готовит к специфике работы в подразделениях ГО и ЧС, помогает в формировании четкой общественной позиции и ценностных ориентиров, то в остальное время на личность влияет коллектив и тот досуг, который предпочитает субъект. Поэтому важно, на каком уровне организована учебная, культурно-просветительская, воспитательная и спортивная деятельность, в связи с этим необходимо выделить педагогические условия становления профессионально важных качеств курсантов вузов системы МЧС России в различных видах деятельности.
Исследователи В.Н. Ковалев, А.А. Прошин, А.А. Якубенко считают, что наиболее значимыми педагогическими подходами к формированию профессионально значимых качеств курсантов МЧС являются компетентностный и личностный подходы [6].
В основе компетентностного подхода лежит понятие компетенции как определенного сформированного умения, и с этой точки зрения важно формирование у курсантов специальных профессиональных компетенций, а также общекультурных и социальных компетенций.
Личностный подход подразумевает, что в центре педагогической деятельности находится сама личность как целостное и многофакторное образование, где происходит ее развитие под воздействием комплекса педагогических средств.
Личностно-ориентированный подход предполагает, что развитие специалиста МЧС будет происходить согласно трехкомпонентной системе профессиональной готовности, которая включает мотивационный, когнитивный и мотивационно-волевой компоненты.
Рассматривая мотивационный компонент, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что основными мотивами деятельности сотрудника МЧС являются мотивы служения (А.И. Барыки-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
на) [1], мотивы самореализации в общественно-значимой деятельности. В.В. Харин, О.В. Стрельцов и С.И. Рюмина [11] включают в этот компонент также такие качества, как развитое чувство долга, эмпатию, ответственность. Эти мотивы и качества определяют смыслообразование в учебной и профессиональной деятельности будущих и действующих сотрудников МЧС.
А.Э. Болотин, С.С. Аганов, М.С. Довженко считают, что в мотивационный компонент готовности курсантов МЧС входят не только личностные смыслы, но качества, которые необходимы для эффективного межличностного взаимодействия, такие как устойчивость, направленность на дело, активность, установка на сотрудничество и т.д.
[2]. В.С. Кошкаров, Р.Т. Латыпов в качестве значимого педагогического условия формирования мотивационного компонента выделяют профессиональную группу. В качестве профессиональной группы можно рассматривать учебную группу, организованная под руководством преподавателя, который выступает не просто в качестве транслятора знаний и умений, но и в качестве фасилитатора, наставника, использует диалогическую форму педагогического общения, способен быть примером и авторитетом для курсантов [7].
Когнитивный компонент включает в себя качества, которые определяют особенности принятия решений, в том числе в экстремальных ситуациях, восприятие и обработку информации, решение задач профессиональной деятельности, самооценку профессиональной готовности, выбор моделей поведения в той или иной ситуации, в таковым можно отнести мнемические и интеллектуальные способности, а также развитое внимание и восприятие. В данный компонент входит также овладение профессиональными знаниями, которые необходимы для успешной деятельности сотрудника.
А.В. Ермилов здесь предлагает в качестве средства обучения ситуационные задачи, которые способствуют формированию у курсантов быстрой переключаемости внимания, повышают скорость принятия решений, развивают навыки оценки ситуации, различные типы мышления и памяти
[3].
Ю.Ю. Стрельниковой рассмотрены возможности формирования профессионально важных качеств у курсантов МЧС, в частности, когнитивных способностей на базе учебно-тренировочных комплексов. Учебно-тренировочные комплексы имитируют реальные профессиональные ситуации, давая возможность отрабатывать навыки принятия решений и действия в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени [10].
Не менее значимым является и эмоционально-о волевой компонент профессионально значимых ££ качеств. Сюда, прежде всего, относят такие качества, как нервно-психологическая устойчивость ~ и стрессоустойчивость, которые обеспечивают са-^ мообладание в экстремальных ситуациях; также
важными качествами являются выбор оптимальных и конструктивных копинг-стратегий, высокий уровень самоконтроля, способность к самомобилизации, дисциплинированность, навыки конструктивного общения в экстремальной ситуации и др. Вместе с тем важную роль играет психологическая подготовка курсантов МЧС. А.Р. Жигатов, например, предлагает целенаправленное обучение курсантов приемам психологической саморегуляции [4]. О.М. Назарова, О.А. Попова, Н.А. Сабурова считают, что у курсантов МЧС необходимо развивать коммуникативную компетентность и эмоциональный интеллект через использование специально сконструированных учебных ситуаций, ролевые обучающие игры, кейсы, также важным инструментом выступает педагогическое общение [8].
По мнению С.Н. Савинкова, приоритетной задачей в формировании профессионально значимых качеств, в частности, эмоционально-волевого компонента, представляется разработка, апробация и внедрение в практику профессиональной вузовской подготовки психологических программ развития у курсантов навыков эффективного со-владания со стрессом [9].
Таким образом, нами было определено, что профессионально важные качества личности курсанта МЧС - это комплекс качеств личности, умений и способностей, которые детерминированы особенностями профессиональной деятельности и определяют успешность ее выполнения. Был выделен мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты профессионально значимых качеств и ряд педагогических условий, которые могут способствовать их формированию.
В качестве педагогических условий выделены следующие:
1) использование компетентностного и личностного подходов в обучении курсантов;
2) роль педагога как наставника и фасилитатора, использование диалогического педагогического общения;
3) использование разнообразных средств обучения, в том числе активных и интерактивных, таких как учебные ситуации, ролевые игры, кейсы;
4) использование принципа практико-ориентиро-ванности обучения;
5) внедрение различных форм и приемов психологической подготовки курсантов к деятельности в экстремальных условиях.
Литература
1. Барыкина А.И. Представления о понятии «служение» представителей различных профессиональных групп // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 3. С. 44-59.
2. Болотин А.Э., Аганов С.С., Довженко М.С. труктура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-петербургского универси-
тета государственной противопожарном службы МЧС России. 2015. № 1. С. 159-163.
3. Ермилов А.В. Учебный модуль для формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов МЧС России // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 123128.
4. Жигатов А.Р. Использование приемов психологической саморегуляции в развитии профессионально важных качеств сотрудников МЧС // Личность как субъект управленческой деятельности: Посвящен 80-летию Пятигорского государственного университета. Том Выпуск 10. Пятигорск, 2019. С. 91-96.
5. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. 116 с.
6. Ковалев В.Н., Прошин А.А., Якубенко А.А. Анализ подходов к формированию и развитию профессионально важных качеств сотрудников МЧС // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Евпатория, 2020. С. 377-382.
7. Кошкаров В.С., Латыпов Р.Т. Роль профессиональной группы в формировании профессионально-важных качеств сотрудников ФПС МЧС России // Novainfo. 2016. Т. 1. № 55. С. 405-410.
8. Назарова О.М., Попова О.А., Сабурова Н.А. Коммуникативная компетентность и социальный интеллект как профессионально важные качества сотрудника МЧС // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 4 (20). С. 72-77.
9. Савинков С.Н. Профессиональные качества сотрудников МЧС России как научная проблема современной психологии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 344-347.
10. Стрельникова Ю.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности сотрудников МЧС России в условиях учебно-тренировочного комплекса // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Воронеж, 2013. С. 340-343.
11. Харин В.В., Стрельцов О.В., Рюмина С.И. Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. № 8. С. 390-393.
12. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
13. Шойгу Ю.С., Тарасова А.А. Взаимосвязь профессионально важных качеств и успешности профессиональной деятельности у специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Российский психологический журнал.2018.№ 1. С. 113-139.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Baranova O. Yu., Borisenko A.V., Kurochkin A.R., Sushkevich A.A., Uskov V.S.
Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia
This article is devoted to the consideration of pedagogical conditions for the development of professionally important personality qualities of cadets of the Emergency Control Ministry system of Russia. Approaches to the interpretation of the concepts of «professionally important personality qualities» and «professionally important personality qualities of an Emergency Control Ministry employee» are considered. A theoretical model of professionally important personality qualities is defined using the approaches of V.D. Shchadrikov and E. F. Zeer. Based on the analysis of theoretical studies and profes-sionograms, a list of professionally important personality qualities of the cadets of the Ministry of Emergency Situations has been determined. The necessity of developing professionally important personality traits of cadets as future employees who are ready to act in an extreme situation is substantiated. The article analyzes the research devoted to the development of professionally important personality qualities of cadets of the Emergency Control Ministry of Russia within the framework of the introduction of competence-based, personality-oriented and other approaches. The main pedagogical conditions for the formation of these qualities in the process of studying at a university are highlighted and summarized, since professionally important qualities are the basis of professionalism and provide professional adaptation and efficiency of performing tasks of professional activity in the field of activities for the protection of life and health of citizens, as well as the prevention and elimination of disasters. The authors propose their own pedagogical conditions for the development of professionally important personality qualities of cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Keywords: cadets of the Ministry of Emergency Situations, professionally important personality qualities, training of cadets of the Ministry of Emergency Situations, pedagogical conditions.
References
1. Barykina A. I. Ideas about the concept of "service" of representatives of various professional groups // Russian Psychological Journal. 2020. Vol. 17. No. 3. pp. 44-59.
2. Bolotin A.E., Aganov S.S., Dovzhenko M.S. The structure of readiness of a graduate of the university of the Ministry of Emergency Situations of Russia for professional activity // Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2015. No. 1. pp. 159-163.
3. Ermilov A.V. Training module for the formation of professionally significant personal qualities of cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia // Pedagogical education in Russia. 2017. No. 7. pp. 123-128.
4. Zhigatov A.R. The use of psychological self-regulation techniques in the development of professionally important qualities of EMERCOM employees // Personality as a subject of managerial activity: Dedicated to the 80th anniversary of Pyatigorsk State University. Volume Issue 10. Pyatigorsk, 2019. pp. 91-96.
5. Zeer E.F. Professional formation of the personality of an engineer-teacher. Sverdlovsk: Ural Publishing House. un-ta, 1988. 116 p.
6. Kovalev V.N., Proshin A.A., Yakubenko A.A. Analysis of approaches to the formation and development of professionally important qualities of employees of the Ministry of Emergency Situations // Psychological and pedagogical support of the educational process. Evpatoria, 2020. pp. 377-382.
7. Koshkarov V.S., Latypov R.T. The role of a professional group in the formation of professionally important qualities of employees of the FPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia // Novalnfo. 2016. Vol. 1. No. 55. pp. 405-410.
8. Nazarova O.M., Popova O.A., Saburova N.A. Communicative competence and social intelligence as professionally important qualities of an employee of the Ministry of Emergency Situations // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 4 (20). pp. 72-77.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
9. Savinkov S.N. Professional qualities of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia as a scientific problem of modern psychology // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2018. No. 2 (156). pp. 344-347.
10. Strelnikova Yu. Yu. Formation of professionally important personality qualities of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the conditions of the training complex // Modern technologies of civil defense and liquidation of consequences of emergency situations. Voronezh, 2013. pp. 340343.
11. Kharin V.V., Streltsov O.V., Ryumina S.I. Psychological features of readiness for professional activity of cadets of educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia // Fire safety: problems and prospects. 2017. No. 8. pp. 390-393.
12. Shadrikov V. D. Problems of systemogenesis of professional activity. M.: Nauka, 1982. 185 p.
13. Shoigu Yu.S., Tarasova A.A. The relationship of professionally important qualities and the success of professional activity among specialists of the State Inspectorate for Small Vessels of the Ministry of Emergency Situations of Russia // Russian Psychological Journal. 2018. No. 1. pp. 113-139.
o d
u
CO