Научная статья на тему 'Компетентностный подход в контексте подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности: понятийный анализ'

Компетентностный подход в контексте подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности: понятийный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
GENERAL CULTURAL AND GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES / SOCIAL WORKER / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL WORK WITH CHILDREN / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы логико-понятийного обоснования компетентностного подхода при исследовании проблем подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Обосновывается идея исследования особенностей общекультурных и общепрофессиональных компетенций специалиста по социально-педагогической работе как направления практической социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в контексте подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности: понятийный анализ»

УДК 37.02

Педагогические науки

Назарова Светлана Юрьевна, магистрант, факультет педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

e-mail: fssr@bk.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы логико-понятийного обоснования компетентностного подхода при исследовании проблем подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Обосновывается идея исследования особенностей общекультурных и общепрофессиональных компетенций специалиста по социально-педагогической работе как направления практической социальной работы.

Ключевые слова: общекультурные компетенции,

общепрофессиональные компетенции, социальный работник, социальная педагогика, социальная работа с детьми, социально-педагогическая работа, образовательные учреждения.

Abstract: The article deals with issues of the logical and conceptual substantiation of the competence-based approach in the study of the problems of a social worker's preparing for socio-pedagogical activities in educational institutions. The idea of the peculiar properties of general cultural and general professional competencies of a specialist in socio-pedagogical work as a direction of practical social work' s research is substantiated.

Keywords: general cultural and general professional competencies, social worker, social pedagogy, social work with children, socio-pedagogical activity, educational institutions.

Компетентностный подход, внедрённый в систему современного российского образования, представляет по своей сути один из ответов этой системы на социальный заказ современного общества. С позиций компетентностного подхода, в частности, появляется возможность исследования проблемы подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Это связано с тем, что компетентностный подход позволяет соединить цели образования социального работника и профессиональную социально-педагогическую деятельность; перейти от воспроизведения знания о социальной работе с детьми к его применению и организации профессиональной деятельности в образовательных учреждениях; ориентировать обучающегося на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций; увеличить возможности трудоустройства через развитие компетентностей и повышение мобильности обучающихся по программам подготовки социального работника и социального педагога [4, с. 76-77].

Процесс подготовки социального работника / социального педагога, осуществляемый через компетентностный подход, предполагает формирование различных компетентностей или компетенций, необходимых для осуществления социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях [6, с. 55-56].

В теории социальной работы и социальной педагогике сложилось мнение, что целесообразно рассматривать профессиональную компетентность как субъективное качество, проявляющееся в проектировании и реализации социально-педагогической деятельности с учётом квалификационных требований, формирующихся в контексте профессиональной подготовки

социальных работников и социальных педагогов к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях [5, с. 14-16].

В свою очередь, компетентностный подход предполагает соответствующий понятийный анализ. Термины «компетенция» и «компетентность» используются для обозначения характеристик и деятельности в профессиональной сфере, поскольку компетентность традиционно связывают не только с уровнем образования, но и с некоторыми дополнительными качествами специалиста, наличием у него творческого потенциала для осуществления профессиональной деятельности.

Понимание термина «компетентность» в современных социально-гуманитарных науках по-прежнему остаётся дискуссионным, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения возможностей его использования в практической деятельности.

В последней четверти XX века отечественная педагогическая наука начинает применять понятие «компетентность» в качестве термина для объяснения конечного результата обучения, рассматривая проблему формирования и развития компетентности как проблему формирования и развития определённых свойств и качеств личности специалиста-профессионала. Тем не менее, в настоящее время во многих работах по социальной педагогике и социальной работе с детьми термином «компетенция», «компетентность» обозначаются самые разные явления, процессы, свойства личности социального педагога / социального работника с детьми [5, с. 14-16].

Так, по мнению исследователей в справочной научной литературе эти термины определяются широко и неоднозначно. Компетенция определяется и как круг полномочий какого-либо лица, и как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В свою очередь под компетентностью понимается и обладание компетенцией, и обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо [2, с. 103-104; 3, с. 247].

Очевидно, что дальнейший понятийный анализ должен приводить к более определённому пониманию компетенции, компетентности и компетентностного подхода в контексте подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Можно предположить, что компетенцию следует рассматривать как должностную характеристику, набор квалификационных требований, предъявляемых к конкретной профессиональной деятельности (в нашем случае - социально-педагогической деятельности), а также как совокупность соответствующих действий, процедур, полномочий, прав, предполагаемых для осуществления представителем данной профессии (в нашем случае -социальным работником и/или социальным педагогом).

В свою очередь, компетентность может быть представлена как интегративная характеристика профессиональных качеств человека, ориентированных на решение реальных задач, определяемых его актуальной (или потенциальной, желаемой) должностью.

Вместе с тем, предложенная трактовка не позволяет полностью отразить содержание данных понятий. С одной стороны, под компетентностями понимаются разные по сути явления: умственные действия (процессы, функции); личностные качества человека; мотивационные тенденции; ценностные ориентации (установки, диспозиции); особенности межличностного взаимодействия; практические умения, навыки др.

С другой стороны, потребностью научного исследования продолжает оставаться необходимость выделить основные подходы к трактовке рассматриваемого понятия. В научной интерпретации понятия «компетентность» присутствуют следующие подходы: адаптационный, деятельностный, «знаниевый», интегративный, самоорганизационный и социокультурный. Анализ этих подходов к трактовке понятия «компетентность» даёт возможность предположить, что, несмотря на различие в их содержании, в каждом из них фиксируются «личностная» и «деятельностная» составляющие.

Подготовка социального работника (по программе бакалавриата) к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях предполагает формирование у него ряда общекультурных и общепрофессиональных компетенций [1].

Мы считаем, что специфика содержания социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях определяет интерес к следующим элементам общекультурных компетенций: способность использовать основы правовых знаний в социально-педагогической деятельности; способность работать в коллективе образовательного учреждения, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия членов этого коллектива; способность социального работника к самоорганизации и самообразованию; способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной социально-педагогической деятельности.

Наряду с этим, выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению «социальная работа», должен обладать элементами следующих общепрофессиональных компетенций при осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях: способность к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной социально-педагогической деятельности и выбору путей её достижения; способность учитывать в социально-педагогической деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития и социокультурного пространства региона; способность к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач личностного развития; способность обеспечивать высокий уровень профессиональной культуры социально-педагогической деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе её осуществления.

Такая спецификация и конкретизация общекультурных и общепрофессиональных компетенций может стать предпосылкой для углубления понятийного анализа при исследовании компетентностного подхода в процессе подготовки социального работника к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 социальная работа (уровень бакалавриата) от 12.01.2016 №8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_194219/2ff7a8c72de3 994f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/ (дата обращения: 20.12. 2018).

2. Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю. С. Кострова // Молодой учёный. - 2011. - № 12 (35). - C. 102 - 104.

3. Словарь-справочник по социальной педагогике и социальной работе / автор-сост. М. В. Звяглова. - Великий Новгород, 2003.

4. Смирнова, Е. М. Различные подходы к понятию социально -педагогической поддержки / Е.М. Смирнова // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 1. - С. 76-78.

5. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории: учебное пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова. - Пенза: ПГПУ, 2012. - 89 с.

6. Тугаров, А. Б. Социально-педагогическая модель социальной работы как феномен прогрессивной педагогики / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Наука и образование в современном обществе: вектор развития: сб. науч. тр. по мат-лам Международ. науч.-практ. конф-ции. В 2 частях. Часть II. - М.: «АР-Консалт», 2014. - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.