Научная статья на тему 'Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта'

Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / LABOR FUNCTION / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES / СООТНОШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГА И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА / RATIO OF THE TEACHER''S LABOR FUNCTIONS CONTENT AND THE BACHELOR''S GENERAL CULTURAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Ксения Евгеньевна, Ерохина Людмила Юрьевна

Актуальность исследования определена необходимостью определения содержательного соотношения трудовых функций, выполняемых педагогом в ходе профессиональной деятельности, и общепрофессиональных функций, формируемых в ходе подготовки бакалавров педагогического образования. В статье проанализировано содержание Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Результаты анализа представлены в форме сравнительной матрицы компонентов трудовых функций и общепрофессиональных компетенций. Авторами предложен вариант структурно-содержательного наполнения общепрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунова Ксения Евгеньевна, Ерохина Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General professional competencies through the prism of a professional standard

The urgency of the research is determined by the need to determine the meaningful relationship of labor functions performed by the teacher in the course of professional activity and the general professional functions that are formed during the preparation of bachelors of pedagogical education. The content of the Professional Standard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" and the Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 44.03.01 Pedagogical Education is analyzed in the article. The results of the analysis are presented in the form of a comparative matrix of components of labor functions and general professional competencies. The authors propose a variant of the structural details of the general professional competencies.

Текст научной работы на тему «Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf Статья опубликована 04.09.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Пискунова К.Е., Ерохина Л.Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.14.015.62

Пискунова Ксения Евгеньевна

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Филиал в г. Нижний Тагил, Россия, Нижний Тагил1 Студентка третьего курса факультета «Спорта и безопасности жизнедеятельности»

E-mail: k.piskunova96@mail.ru

Ерохина Людмила Юрьевна

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Филиал в г. Нижний Тагил, Россия, Нижний Тагил Зав. кафедрой «Безопасности жизнедеятельности и физической культуры» факультета «Спорта и безопасности жизнедеятельности»

Кандидат педагогических наук E-mail: erok-lyudmila@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=782432

Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта

Аннотация. Актуальность исследования определена необходимостью определения содержательного соотношения трудовых функций, выполняемых педагогом в ходе профессиональной деятельности, и общепрофессиональных функций, формируемых в ходе подготовки бакалавров педагогического образования.

В статье проанализировано содержание Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Результаты анализа представлены в форме сравнительной матрицы компонентов трудовых функций и общепрофессиональных компетенций.

Авторами предложен вариант структурно-содержательного наполнения общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: трудовая функция; общепрофессиональные компетенции; соотношение содержания трудовых функций педагога и общекультурных компетенций бакалавра

1 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 57

Современному рынку труда требуется мобильный высококвалифицированный работник. Мобильный - выполняющий свою деятельность в условиях постоянно меняющихся требований профессионального мира. Высококвалифицированный - обладающий набором трудовых функций, освоенных на достаточном для качественного выполнения профессиональной деятельности уровне.

Проблема подготовки молодого специалиста является актуальной всегда. Проведенное теоретическое исследование построено на основе сравнительного анализа содержания нормативных документов - Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и Профессионального стандарта (ПС) «Педагог»2.

В нормативных документах основной акцент сделан на требования к выпускнику педагогического вуза и педагогическому работнику.

Трудовая функция - ключевое понятие профессиональной деятельности, содержание которого включает знания, умения и трудовые действия. Кроме этого трудовая функция является структурным основанием построения профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст.195.1 ТК)3. В структуре функциональной карты вида профессиональной деятельности ПС «Педагог» отмечены две обобщенные трудовые функции: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Каждая из обобщенных функций формируется набором конкретных трудовых функций, уровень освоения которых и определяет квалификацию работника.

Выразим основную идею Профессионального стандарта «Педагог» схемой (рисунок) (составлен авторами на основе2).

2 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Гарант.РУ Информационно-правовой портал. - Режим доступа http://ivo.garant.rU/#/document/70535556/paragraph/1073743701:2.

3 Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] // Гарант.РУ Информационно-правовой портал. - Режим доступа http://base.garant.rU/12125268/31/#block_1031.

Обобщенная \ • знания 2

ВННН^^^В ■ Трудовая

трудовая I • умения 2

функция у • трудовые действия 2

•знания п рудовая •умения п ункция п •трудовые действия п

•умения 1

•трудовые действия 1

Рисунок. Структурная композиция Профессионального стандарта

Иными словами, концептуальность идеи профессионального стандарта заключается в способности и готовности педагога к решению профессиональных задач на основе сформированных знаний, освоенных умений и практического опыта, реализуемого посредством трудовых действий.

Авторы стандарта заявляют, что данный документ является объективным измерителем квалификации педагога. Выпускник педагогического вуза, согласно требованиям ФГОС ВО4, должен обладать необходимым для выполнения профессиональной деятельности набором компетенций. Так как сегодняшний выпускник вуза завтра будет работать в образовательной организации, то, на наш взгляд, требования Профессионального стандарта «Педагог» должны быть «созвучны» требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Методологической основой ФГОС ВО является компетентностный подход. Понятийно-терминологический аппарат компетентностного подхода не имеет однозначной трактовки -основные понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение авторами (В. И. Байденко [1], А. Н. Дахин [2], В. И. Загвязинский [3], Э. Ф. Зеер [4], И. А. Зимняя [6], О. Е. Лебедев [7], Дж. Равен [8], Э. Э. Сыманюк [5], А. В. Хуторской [10] и др.) трактуются по-разному. При этом необходимо заметить, несмотря на различие в толковании дефиниций, они структурированы. Чаще всего в структуру этих понятий включены знания, умения, навыки, способности, готовность решать профессиональные задачи, способы деятельности, практико-ориентированный опыт. Осуществив анализ содержательного наполнения ключевых понятий, будем подразумевать под компетентностью характеристику работника, отражающую качество его профессиональной деятельности, в рамках которой происходит реализация освоенных компетенций.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс] // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования. - режим доступа http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

Требования ФГОС ВО к выпускнику, освоившему образовательную программу, выражены в сформированности трех видов компетенций - общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных.

Общекультурные компетенции характеризуют такие способности профессионала в любом виде деятельности как способность аналитически мыслить, критически оценивать, аргументировано выстраивать собственную позицию, включаться во все виды коммуникаций, организовывать сотрудничество.

Профессиональные компетенции суть предметно-специализированные (Настройка образовательных структур в Европе) 5 компетенции, несущие контекст конкретной профессиональной деятельности, определяют конкурентоспособность специалиста.

Общепрофессиональные компетенции отражают набор основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений профессионала, являющихся инвариантом для любой профессиональной деятельности [9]. Овладение общепрофессиональными компетенциями определяет широту профессионального трудоустройства, следовательно, в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования формированию общекультурных компетенций необходимо уделять пристальное внимание.

В ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование отмечены следующие общепрофессиональные компетенции:

• готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

• способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

• готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;

• готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;

• владение основами профессиональной этики и речевой культуры;

• готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

Проанализировав содержание Федерального государственного образовательного стандарта и Профессионального стандарта «Педагог», мы составили матрицу соотношения трудовых функций, составляющих профессиональную деятельность педагога, и освоенных выпускниками педагогического вуза компетенций. Представим фрагмент результатов теоретического анализа (таблица) (составлена авторами на основе2,4).

5 Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82228236.

Мир Науки

Таблица

Матрица соотношений трудовых функций и освоенных компетенций (фрагмент)

Трудовая функция - педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования ОПК-2 - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

Знания Умения Трудовые действия Знания Умения/владение

основ общетеоретических дисциплин (психология, педагогика, возрастная физиология, методика преподавания предмета) в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач применять современные образовательные технологии определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных способов его обучения и развития психологических новообразований возрастных периодов; анатомо-физиологических особенностей возраста; особенностей физического развития детей; признаков, видов, особенностей личности одаренного ребенка/ребенка с ОВЗ составлять конспекты урочных и внеурочных занятий; определять методические особенности каждого занятия

методики учебной и воспитательной работы, средств обучения и их дидактических возможностей проводить учебные занятия, опираясь на достижения педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения планирование специализированного образовательного процесса для отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями проводить урочные и внеурочные занятия с использованием современных технологий обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся организовывать самостоятельную работу обучающихся, в том числе исследовательскую современных образовательных технологий, технологий воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями использовать в урочной и внеурочной деятельности проблемный, проектный, исследовательский методы

осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе методов и форм контрольно-оценочной деятельности осуществлять контроль результатов с использованием современных методов и технологий контрольно-оценочной деятельности

использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения

Проведенный анализ позволил сделать определенный вывод:

• формулировки компетенций ФГОС ВО требуют конкретизации и определенной степени стандартизации. Приведенная в таблице компетенция «сложносочиненная» и как минимум представлена двумя компонентами - знание социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, и способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом этих способностей. В каждую компоненту закладывается содержание, представленное формируемыми знаниями и умениями. Содержание компетенций определяет образовательная организация или преподаватель, ведущий дисциплину. В этой связи закладываемые в содержание компетенции знания, умения и опыт деятельности могут быть различными, что будет представлять определенные трудности в формировании общепрофессиональных компетенций. Кроме того, это различие приведет к сложности диагностирования уровня сформированности компетенций;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

• компетенции ФГОС ВО должны соответствовать необходимым знаниям, умениям и трудовым действиям, прописанным в Профессиональном стандарте, не только по содержательному наполнению, но и максимально приближены по механизму формирования и диагностирования уровня их сформированности.

Таким образом, рассматривая общекультурные компетенции сквозь призму Профессионального стандарта, можно определить содержательное наполнение формируемых компетенций; разработать диагностические материалы и контрольно-оценочные процедуры, позволяющие определить уровень сформированности общекультурных компетенций выпускника, способствующих качественному выполнению им трудовых функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования: монография / А. Н. Дахин. - М: Издательство НИИ школьных технологий, 2009.

- 292 с.

3. Загвязинский В. И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В. А. Загязинский, Т. А. Строкова. - Тюмень. Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 176 с.

4. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие для вузов по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». - М. МПСИ, 2005. - 216 с.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука.

- 2011. - №8(87). - С. 3-15.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -20 с.

7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / перевод с англ. (Текст). М.: «Когито-Центр», 2002. - 400 с.

9. Сивицкая Л. А. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей / Л. А. Сивицкая, Л. Г. Смышляева, А. В. Смышляев // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2010. -Выпуск 12 (102). С. 52-55.

10. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. - М.; Издательство «Эйдос»; издательство Института образования человека, 2013 - 73 с.

Piskunova Kseniya Evgenevna

Russian state vocational pedagogical university, Russia, Nizhny Tagil

E-mail: k.piskunova96@mail.ru

Erokhina Liudmila Yurievna

Russian state vocational pedagogical university, Russia, Nizhny Tagil

E-mail: erok-lyudmila@yandex.ru

General professional competencies through the prism of a professional standard

Abstract. The urgency of the research is determined by the need to determine the meaningful relationship of labor functions performed by the teacher in the course of professional activity and the general professional functions that are formed during the preparation of bachelors of pedagogical education.

The content of the Professional Standard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" and the Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 44.03.01 Pedagogical Education is analyzed in the article. The results of the analysis are presented in the form of a comparative matrix of components of labor functions and general professional competencies.

The authors propose a variant of the structural details of the general professional competencies.

Keywords: labor function; general professional competences; ratio of the teacher's labor functions content and the bachelor's general cultural competences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.