Научная статья на тему 'Опыт конструирования компетентностно-ориентированных заданий на примере изучения дисциплины «Безопасность на дороге и в общественном транспорте»'

Опыт конструирования компетентностно-ориентированных заданий на примере изучения дисциплины «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ / ТЕХНИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ / LABOUR FUNCTION / COMPETENCES OF PEDAGOGICAL EDUCATION / CARD OF COMPETENCES / TECHNIQUE TO COMPILE COMPETENCE-BASED ASSIGNMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Людмила Юрьевна

Статья посвящена актуальному вопросу оценивания сформированности компетенций студентов. Автор предлагает собственное видение структурно-содержательного наполнения формируемых компетенций, комплементарного фабуле трудовых функций педагога. В качестве формы оценочной процедуры предложены разные виды компетентностно-ориентированных заданий, исследователь делится опытом их конструирования. Предложенная техника разработки и сами задания могут быть использованы педагогами всех направлений подготовки в организации оценочных процедур и оценке сформированности компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерохина Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTEMPT OF COMPILING COMPETENCE-BASED ASSIGNMENTS BY THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE “SAFETY ON THE ROAD AND IN PUBLIC TRANSPORT”

The article is devoted to the relevant problem of assessing students’ competences. The author proposes her own model of structural and meaningful content of competences being formed based on the content of the teacher’s labour functions. The assessment procedure includes different types of competence-based assignments. The researcher shares her experience of compiling such assignments. The proposed technique and the assignments themselves can be used by teachers in all areas of training when organizing the assessment procedure and assessing students’ competences.

Текст научной работы на тему «Опыт конструирования компетентностно-ориентированных заданий на примере изучения дисциплины «Безопасность на дороге и в общественном транспорте»»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.4.27

Ерохина Людмила Юрьевна

ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ И В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ"

Статья посвящена актуальному вопросу оценивания сформированности компетенций студентов. Автор предлагает собственное видение структурно-содержательного наполнения формируемых компетенций, комплементарного фабуле трудовых функций педагога. В качестве формы оценочной процедуры предложены разные виды компетентностно-ориентированных заданий, исследователь делится опытом их конструирования. Предложенная техника разработки и сами задания могут быть использованы педагогами всех направлений подготовки в организации оценочных процедур и оценке сформированности компетенций студентов. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИЭМ^У.^т!

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 151-158. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

SERVICE-LEARNING AS A TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL LEGAL TRAINING ON THE BASIS OF HIGHER SCHOOL JURIDICAL CLINICS

Gorbul' Yuliya Aleksandrovna, Ph. D. in Law, Associate Professor Yur'eva Larisa Anatol'evna, Ph. D. in Law, Associate Professor Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University ug1709@mail. ru; yurijeva@rambler. ru

The article is devoted to studying organizational and methodological aspects of clinical training and the potential of using "service-learning" technology in higher juridical education. Using formal juridical, historical, comparative methods and modelling techniques, the authors analyse the genesis of a juridical clinic as a means to form juridical students' practical skills and abilities, examine modern doctrinal approaches to identifying the essence of this methodology. The authors justify the necessity to summarize the domestic experience of juridical clinics functioning, make proposals to improve their efficiency.

Key words and phrases: juridical clinic; free juridical assistance; "service-learning"; legal education; legal awareness; practical skills; competence-based approach.

УДК 378.147 Дата поступления рукописи: 27.09.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.27

Статья посвящена актуальному вопросу оценивания сформированности компетенций студентов. Автор предлагает собственное видение структурно-содержательного наполнения формируемых компетенций, комплементарного фабуле трудовых функций педагога. В качестве формы оценочной процедуры предложены разные виды компетентностно-ориентированных заданий, исследователь делится опытом их конструирования. Предложенная техника разработки и сами задания могут быть использованы педагогами всех направлений подготовки в организации оценочных процедур и оценке сформированности компетенций студентов.

Ключевые слова и фразы: трудовая функция; компетенции педагогического образования; карта компетенций; техника конструирования компетентностно-ориентированных заданий.

Ерохина Людмила Юрьевна, к. пед. н.

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург erok-lyudmila@yandex. гы

ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ И В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»

Требования на современном рынке труда определяют высокий уровень компетентности профессиональной деятельности. Качество подготовки к профессиональной деятельности подтверждается уровнем сформированности компетенций выпускника педагогического вуза. Формирование и оценка сформированности компетенций являются взаимосвязанными и многоуровневыми процессами, на каждом этапе которых необходимо осуществлять контроль.

Формирование компетенций выпускников - процесс, требующий введения уровней, критериев, маркеров, показателей сформированности, которые каждая образовательная организация определяет самостоятельно. Также самостоятельно вуз определяет и оценочные процедуры. Основным инструментарием проведения оценочных процедур является фонд оценочных средств (ФОС). Использование ФОС как совокупности методов, форм, средств и содержания оценки позволяет выявить сформированность компетенций, являющихся интегральной характеристикой образовательных результатов, что и составляет актуальность данного исследования.

Научная новизна исследования заключается в представлении методики конструирования компетентностно-ориентированных заданий, используемых в формировании и оценке сформированности компетенций.

Среди основных требований компетентностного подхода к образовательным результатам выпускников высших учебных заведений фигурируют понятия «компетенция» и «компетентность» [8]. Актуализированная версия Профессионального стандарта «Педагог» в качестве квалификационных характеристик профессиональной деятельности педагогов использует понятие «трудовая функция» [6]. Авторский анализ структурно-содержательного наполнения ключевых дефиниций обоих нормативных документов [5] привел к выводу, что компетенции ФГОС ВО должны соответствовать необходимым знаниям, умениям и трудовым действиям, прописанным в Профессиональном стандарте. Профессиональный стандарт определяет не только содержательное наполнение формируемых компетенций, но и позволяет определить механизм формирования и диагностирования уровня их сформированности, для чего необходимо разработать диагностические материалы и контрольно-оценочные процедуры. В этой связи актуальность организации диагностических процедур не вызывает сомнения.

Целью настоящей статьи является ознакомление с техникой разработки компетентностно-ориенти-рованных заданий, которые использовались нами при оценивании сформированности компетенций в рамках конкретного учебного курса.

Задачи:

- проиллюстрировать содержательно-критериальное наполнение компетенций, формируемых у студентов при изучении дисциплины «Безопасность на дороге и в общественном транспорте»;

- описать технику разработки компетентностно-ориентированных тестов и заданий, в основу которой заложена дифференциация содержания учебного курса.

Нормативные требования предписывают дифференциацию сформированности компетенций на трех уровнях:

- базовый (пороговый) уровень - осуществление деятельности в сфере формируемой компетенции; умение находить решения основных задач при наличии заданных типовых условий;

- продуктивный уровень - осуществление деятельности в сфере формируемой компетенции; умение находить эффективные решения основных задач в условиях нестандартной ситуации;

- высокий уровень - владение инновационными способами деятельности, необходимыми для решения инновационных задач в сфере компетенции [10].

Одним из способов формирования и оценивания сформированности компетенций выступают компетент-ностно-ориентированные задания (КОЗ). В. А. Болотов рассматривает компетентностно-ориентированное задание «как задание, которое требует использование знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность обучающихся, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий» [Цит. по: 4, с. 10].

Существует несколько параметров классификации КОЗ. Например, О. В. Харитонова классифицирует КОЗ, закладывая в основу классификации содержание задания:

- предметные КОЗ. В условии описана ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей предметного содержания, изучаемого в разных разделах дисциплины;

- межпредметные КОЗ. В условии описана ситуация, для решения которой требуется исследование условия с точки зрения нескольких предметных областей;

- практические КОЗ. В условии описана практическая ситуация, для разрешения которой нужно применять не только знания из разных предметных областей, но и умения, приобретенные студентами на практике [3].

Для разработки диагностического материала в форме КОЗ необходимо знать их виды:

- ситуационные задания (задача с неопределенностью исходных сведений или постановки вопроса; задача с избыточными исходными данными; задача, основанная на предвидении дальнейшего развития событий; задача на обнаружение ошибки в решении) [7];

- практическое задание (построено на изучении ситуации окружающего мира);

- контекстное задание (описание конкретной жизненной ситуации или задание, ориентированное на структурирование и построение логических цепочек);

- метод конкретных ситуаций (конкретная ситуация, в которой можно обнаружить достаточно проблем для их дальнейшего решения в группе) [2];

- компетентностно-ориентированный тест (КОТ) позволяет оценить сформированность предметных и межпредметных результатов.

Компетентностно-ориентированное задание имеет определенную структуру - стимул, задачную формулировку, источник информации и бланк для выполнения задания [4].

Дополнительно каждый КОЗ содержит характеристику задания, инструмент проверки выполнения задания (ключ, модельный ответ, аналитическая шкала, балльно-рейтинговая система оценивания) [9].

Расскажем о собственном опыте конструирования КОЗ, используемых при оценке компетенций, формируемых в рамках учебного курса «Безопасность на дороге и в общественном транспорте».

Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» согласно учебному плану направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности» изучается с опорой на элементы компетенций, освоенные студентами в ходе изучения дисциплин «Общая психология», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «Опасные ситуации природного характера».

Определив компонентно-содержательное наполнение компетенций, формируемых в рамках учебного курса, мы разработали компетентностно-ориентированные задания, которые использовали в качестве оценочного средства. Установленная взаимосвязь структуры, содержания компетенций и оценочных средств приведена в Таблице 1 (фрагмент).

Для оценки уровня сформированности компетенций разработаны три группы заданий по каждому уровню. Данные задания включают элементы компетенций, сформированных в рамках учебного и смежных с ним курсов.

Для выявления сформированности компетенций на пороговом уровне использовался КОТ, разработка которого осуществлялась поэтапно: определение компетенции; определение аспектов компетентности; определение уровней сложности для каждой компетенции; определение структуры теста, количества заданий и их типов; разработка шкалы оценивания.

Таблица 1. Карта формируемых компетенций (фрагмент)

Результаты освоения дисциплины Критерии оценивания результатов обучения

уровни й «

компетенции компоненты составляющие компонентов пороговый продвинутый высокий Вид оценочны средств, номер задани

о и о а о & & способность определять признаки, причины и послед- Знание: классификации признаков и последствий опасных природных явлений воспроизводит классификацию опасных природных явлений, распознает устанавливает взаимосвязь между опасным природным явле- просчитывает вероятностные последствия техногенной аварии, произошедшей № 19, КОТ

« в о о К о ^ ч ^ ¡3 ^ [з а «ё ствия опасностей природного характера Умение: устанавливать взаимосвязь между опасным природным явлением и вероятностью/ реальностью техногенной аварии признаки опасных природных явлений, выявляет причины опасных природных явлений нием и вероятностью возникновения техногенной аварии в результате природного опасного явления № 20, ситуационное задание

и « м Й 8 & о 3 С х к 2 3 о а ® Й Л & & С О § К о 8 Й & В С ^ Ё1 3 0 § н « и & о £ о о К ю о о о С О способность определять признаки, причины и последствия опасностей техногенного характера Знание: - классификации опасностей техногенного характера; - понятия, классификации, причин транспортных аварий; - поражающих факторов транспортных аварий; - последствий транспортных аварий имеет представление о классификации опасностей техногенного характера, воспроизводит классификацию транспортных аварий, распознает причины транспортных аварий, выделяет классификационные параметры, анализирует причины транспортных аварий, классифицирует поражающие факторы, разрабатывает новые классификационные параметры и проектирует новые классификационные схемы, прогнозирует возникновение транспортной аварии на основе № 21, структурно-логическая схема, № 22, описательная модель ОС

Умение: - анализировать причины транспортных аварий; - определять последствия каждого вида транспортных аварий указывает поражающие факторы транспортных аварий, перечисляет последствия транспортных аварий устанавливает взаимосвязь между причинами и последствиями транспортных аварий конкретной причины, оценивает последствия транспортной аварии № 23, ситуационное задание, № 24, моделирование ОС

КОТ включает в себя закрытые задания и открытые варианты заданий с кратким и развернуто структурированным ответом. В структуре теста содержатся информационная часть (инструкция), оперативная часть (основное содержание задания) и оценочная часть. На каждый вид компетенции определено количество заданий с учетом разработанной Карты формируемых компетенций. Для оценки правильности решения компе-тентностно-ориентированного теста разработана бальная система оценивания.

Приведем пример КОТ (фрагмент) для оценки сформированности компетенции СК-2 на пороговом уровне.

Задания.

1. Закончить предложение (отметить три природных явления).

Опасными природными явлениями в Нижнем Тагиле, которые могут способствовать возникновению ДТП, являются...

Аспект компетенции: анализ предъявленной ситуации, определение правильных природных явлений в Уральском регионе, знание темы «ДТП».

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ - 1 балл, неверный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.

2. Соединить стрелками соответствующие элементы первого и второго столбцов.

Природное явление Причины возникновения

Сель Ударная ионизация

Ураган Интенсивные ливни, прорыв подземных озёр и искусственных водоемов

Молния Обильные ливни, резкое таянье снега, прорывы плотин и дамб

Наводнение Образование в атмосфере циклонов

Аспект компетенции: анализ информации, нахождение понятия и соответствующего признака.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 4.

3. Установить соответствие. К каждой позиции первого столбца подобрать соответствие второго.

Потенциально опасный объект Пример аварии на ПОО

А) А на химическом опасном объекте 1) А и взрывы в метрополитене

Б) А на радиационном опасном объекте 2) Разрушение плотин

В) Пожар и взрыв ОО 3) А на очистительных сооружениях

Г) А на транспорте 4) Пожары и взрывы на транспорте

Д) А на гидродинамических ОО 5) А с ядерными боеприпасами

Е) А на коммунально-энергетических объектах 6) А с химическими боеприпасами

Аспект компетенции: анализ информации, нахождение понятия и соответствующего признака. Критерии оценивания: за каждый правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 6.

4. Закончить схему, вместо пропусков написав недостающее слово.

Аспект компетенции: анализ информации, использование информации для определения понятий, знание темы «Виды транспортных средств».

Критерии оценивания: правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.

5. Заполнить пропуски в предложениях, вставляя соответствующие слова-ответы.

1. Неисправность пути подвижного состава, технических средств управления, ошибка работников -это......аварий на................транспорте.

2. Ошибки экипажа или диспетчерской службы, неисправность бортовой техники, плохое качество топлива, плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха), захват судна, декомпрессия - это............аварий на............транспорте.

Аспект компетенции: анализ информации, использование информации для определения понятий, знание темы «Виды транспортных средств».

Критерии оценивания: правильный ответ - 2 балла, допущена одна ошибка - 1 балл, допущено более одной или неправильный ответ - 0 баллов.

6. Обвести букву, соответствующую правильному варианту ответа.

Поражающие факторы транспортной аварии (ТА) зависят от следующих условий:

A) вида транспорта и вида транспортного груза;

Б) вида транспорта и метеорологических условий;

B) вида транспорта и причины аварий.

Аспекты компетенции: определение признаков по понятию, анализ информации, отбор необходимой информации.

Критерии оценивания: правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.

7. Отметить ответ, с которым вы согласны. Вторичными поражающими факторами ДТП являются:

№ п/п Утверждение ДА НЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 обломки транспортных средств

2 задымление

3 динамический удар

4 опасные вещества

5 взрыв

Аспекты компетенции: применение знаний по теме «ДТП», анализ основных понятий, знание первичных и вторичных поражающих факторов, воспроизведение отличительных признаков данных понятий. Критерии оценивания: правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.

8. Закончить предложение.

Основными последствиями ДТП являются...............

Аспекты компетенции: применение знаний по теме «ДТП», анализ и воспроизведение классификации последствий ДТП.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.

9. Указать правильную последовательность действий. Спасательные работы при ДТП при столкновении ТС включают:

1) организация зоны оцепления и ее обозначение;

2) оценка обстановки;

3) предотвращение вторичных факторов;

4) оказание 1111 пострадавшим;

5) стабилизация ТС;

6) обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;

7) извлечение пострадавших;

8) передача пострадавших скорой помощи;

9) деблокирование пострадавших.

Ответ:

Аспект компетенции: анализ информации, структурирование информации в виде алгоритма, применение знаний по теме «АСР при разных видах ДТП».

Критерии оценивания: правильный ответ - 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов.

Следующим уровнем сформированности компетенций является продвинутый. Для диагностики этого уровня сформированности разработаны контекстные и ситуационные задания. В структуре задания присутствуют компоненты: пояснительная записка, информационная часть (инструкция для выполнения задания), содержательная часть, оценочная часть. Для оценивания разработаны критерии и количество баллов в соответствии с аспектом компетенции и сложности задания.

Приведем пример СЗ (фрагмент) для оценки сформированности компетенции СК-2 на продвинутом уровне.

Компетентностно-ориентированное задание Пояснительная записка

Актуальность. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) направлены на выявление продвинутого уровня сформированности компетенций. КОЗ ориентировано на самостоятельное решение ситуационных заданий со стандартной ситуацией и дополнительными вопросами для анализа. Контекстные задания предусматривают логическое построение информации, заполнение таблиц и построение схем. В данных видах заданий студенты могут продемонстрировать умение строить высказывания, анализировать действия, находить способы решения, систематизировать материал, преобразовывать информацию в различные формы.

Цель: выявление степени сформированности компетенций (... СК-2) на продвинутом уровне.

Ожидаемые результаты:

№ п.п. Формируемые компетенции, аспекты этих компетенций Достигаемые уровни знаний, умений, личностных качеств

3 СК-2, применение теоретических знаний при заполнении таблицы, составление схемы; отбор необходимой информации; творческое решение задания, умение находить взаимосвязи между основными элементами задачи и процессами в ситуации уровень продуктивных умений уровень аналитических знаний уровень ответственности

Задание № 1

Цель - воспроизведение, обработка информации и интерпретация необходимых данных. Инструкция: заполнить таблицу по теме «Транспортная безопасность».

Транспо ртная безопасность

Нормативные документы, регламентирующие ТБ Органы, обеспечивающие ТБ Цели обеспечения ТБ Транспортные средства Мероприятия по обеспечению ТБ

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач; самоконтроль; структурирование информации.

Оценивание результатов

0 баллов - задание не выполнено или имеются многочисленные ошибки, информация отобрана неверно; 1 балл - таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полная информация по отдельным пунктам таблицы; 2 балла - таблица заполнена в полном объеме, информация отобрана верно.

Задание № 2

Цель - анализ ситуации, определение выводов и предложение нового варианта решения проблемы.

Инструкция: проанализировать ситуацию, ответить на вопросы, записать полученные ответы.

«Экипаж летного отряда выполнял рейс "Москва - Сочи". Вылет из аэропорта был произведен в 9:47 по московскому времени, данный полет проходил на безопасной высоте. На борту находилось три взрослых пассажира и один ребенок. В 10:19 самолет вошел в снегопад. Пилот, пытаясь вывести машину из опасной зоны, снизил высоту. В результате самолет столкнулся с горой, затем произошло возгорание на борту».

К какому виду ЧС относится данная ситуация? Каковы возможные причины? Какие ошибки и кем были допущены? Каковы последствия данной опасной ситуации? Какие действия возможно предпринять в данных обстоятельствах?

Аспект: письменная коммуникация, анализ и отбор необходимой информации, умение работать самостоятельно, последовательная логика рассуждения при поиске решения ситуации, извлечение, систематизация и обработка информации.

Оценивание результатов

Кол-во Критерии оценивания

баллов Содержание и полнота Качество решения Структура и логика

0 Не выполнено

1 Задание выполнено не полностью, с ошибками, недочетами Ответ на вопросы содержит существенные ошибки в понятийно-терминологическом аппарате, фактах, выводах, ошибки в употреблении и трактовке терминов Незначительные нарушения в логике рассуждений при ответе

2 Задание выполнено полностью и правильно Фактические ошибки отсутствуют; ответы на все вопросы правильные. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом Выдержана структура, материал четко структурирован, упорядочен, выстроен в заданной логике, прослеживается логика рассуждений при ответе на вопросы

Задание № 3 Цель - анализ ситуации с последующим вариантом решения. Инструкция: составить схему по системе «Кластер» (тема «ДТП»), в которой должно быть отображено более трех позиций. Аспект: письменная коммуникация, анализ и отбор необходимой информации, переработка, использование информации для решения учебных задач, систематизация и обработка информации, построение логической цепочки для взаимосвязи элементов схемы.

Оценивание результатов

Кол-во Критерии оценивания

баллов Содержание и полнота Качество решения Структура и логика

0 Не выполнено

1 Задание выполнено не полностью, с ошибками, недочетами Существенные ошибки в понятийно-терминологическом аппарате, неточности в выполнении задания, не раскрыта тема задания, неправильно подобран материал Не выдержана структура и/или плохо упорядочена, нарушена логика рассуждений при переходе от одной части к другой

2 Содержание выполненного задания полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют; отражены все аспекты Раскрыта тема задания, успешно подобран материал, систематизирована в соответствии с заданием Выдержана структура, материал четко упорядочен, выстроен в заданной логике, прослеживается логика рассуждений при переходе от одной части к другой

Задание № 4

Цель - анализ и переработка ситуации, определение выводов, вариант решения проблемы.

Инструкция: проанализировать ситуацию, ответить на вопросы, записать ответы.

«Вы совершали вечернюю поездку в четвертом вагоне электропоезда по маршруту "Нижний Тагил -Екатеринбург". Весь день идет сильный снегопад и дует ветер. Вдруг неожиданный удар. Произошло резкое столкновение пассажирского поезда с товарным составом на перегоне между станциями. В результате аварии первые три вагона сошли с рельс, перевернулись, в них начался пожар».

К какому виду опасностей относится данная ситуация? Ваши действия по сохранению личной безопасности.

Аспект: умение применять теоретические знания, умение анализировать реальную нестандартную ситуацию, применение знаний в нестандартной ситуации.

Оценивание результатов

Кол-во баллов Критерии оценивания

Содержание и полнота | Качество решения | Структура и логика

0 Не выполнено

1 Задание выполнено не полностью, с ошибками, недочетами Неточности в выполнении задания, ошибки в употреблении и трактовке терминов Не выдержана структура и/или плохо упорядочена, нарушена логика рассуждений

2 Даны правильные ответы на все вопросы, проявил творческие идеи при решении Ответы систематизированы, упорядочены Ответы структурированы, выстроена логика рассуждения ответа

Для диагностики высокого уровня сформированности компетенции разработаны задания продуктивного и творческого уровня, требующие создания продукта и оценки информации, применения компетенции в проблемной, нестандартной ситуации.

Компетентностно-ориентированное задание состоит из пояснительной записки, содержательной и оценочной частей.

Приведем пример КОЗ (фрагмент) для оценки сформированности компетенции СК-2 на высоком уровне.

Компетентностно-ориентированное задание Пояснительная записка

Актуальность. Настоящие компетентностно-ориентированные задания направлены на выявление высокого уровня сформированности компетенций. КОЗ ориентировано на самостоятельное выполнение студентами решения ситуационных заданий, проектирование опасных ситуаций на дороге и в общественном транспорте. При решении данных видов заданий студенты демонстрируют компетенции, составляющие основу компетентности в области безопасности дорожного движения.

Цель: выявление степени сформированности компетенций (... СК-2) на высоком уровне.

Ожидаемые результаты:

№ п.п. Формируемые компетенции, аспекты этих компетенций Достигаемые уровни знаний, умений, личностных качеств

3 СК-2, применение теоретических знаний; письменная коммуникация; отбор, переработка, систематизация, обработка информации; построение логической цепочки; творческое решение проблемы; умение находить взаимосвязи между явлениями и процессами в ситуации; умение работать самостоятельно уровень продуктивных умений уровень аналитических знаний уровень ответственности

Задание 1

Цель - моделирование опасной ситуации на дороге, генерирование творческих идей, построение прогноза развития опасной ситуации и ее последствий.

Задание: составить описательную модель опасной ситуации (транспортной аварии), в содержании которой будут отражены причины, возможные последствия, вторичные поражающие факторы; построить два варианта прогноза развития ситуации, опираясь на следующие компоненты:

- АСР при моделируемой опасной ситуации;

- спасательные средства, используемые при опасной ситуации;

- зоны аварии (обозначить в метрах каждую зону и что происходит в данной зоне).

Бланк выполнения задания

Компетенция СК-2

Описательная модель ТА

Зоны аварии

Спасательные средства

Задание 2

Цель - определение алгоритма действий при опасных ситуациях и оценка возможных последствий. Задание: решить задачу, составить алгоритм действий и оценить возможные последствия ситуации, предложить логику построения и решение ситуации.

«Вы отправились на легковом автомобиле на Кавказ. Проезжая по горной дороге, во время сильного ливня вы наехали на бетонное ограждение».

Каковы возможные причины ДТП? Какие возможные последствия могли быть, если бы не было ограждения? Как необходимо правильно поступить во избежание возможного ДТП? Как можно преобразовать данную задачу?

Продемонстрированная техника конструирования компетентностно-ориентированных заданий реально была использована в опытно-поисковой работе на базе первого курса направления подготовки Педагогическое образование профиль «Безопасность жизнедеятельности». Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о возможности и необходимости использования КОЗ в качестве одного из средств оценочных процедур [1].

Исследователь определяет значение результатов конструирования как практико-ориентированное. Описанный в статье опыт конструирования компетентностно-ориентированных заданий обогащает разнообразие оценочных процедур, позволяет объективно оценивать уровни сформированности компетенций студентов.

Список источников

1. Ерохина Л. Ю., Пискунова К. Е. Из опыта формирования компетенций бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN218.pdf (дата обращения: 25.09.2019).

2. Мухамедьярова В. В. Case-study как одна из продуктивных образовательных технологий // Инновации в системе высшего образования: материалы II Всероссийской науч.-метод. конференции. Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина, 2011. С. 34-37.

3. Павлова Л. В. Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной научной конференции: в 2-х т. Пермь: Меркурий, 2011. Т. II. С. 111-115.

4. Пашкевич А. В. Оцениваем метапредметные результаты. Стратегия и методы оценивания. Проектирование заданий, тестов, задач. Волгоград: Учитель, 2016. 135 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пискунова К. Е., Ерохина Л. Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf (дата обращения: 02.09.2019).

6. Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 18.09.2019).

7. Сергеева И. М. Использование ситуационных задач при формировании логических познавательных универсальных действий в ходе занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы III Всероссийской заочной науч.-практ. конференции. Пермь: Меркурий, 2012. С. 128-131.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 04.09.2019).

9. Шехонин А. А. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 99 с.

10. Шкерина Л. В. Об измерении и оценивании компетенций студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. № 4. С. 76-80.

ATTEMPT OF COMPILING COMPETENCE-BASED ASSIGNMENTS BY THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "SAFETY ON THE ROAD AND IN PUBLIC TRANSPORT"

Erokhina Lyudmila Yur'evna, Ph. D. in Pedagogy Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg erok-lyudmila@yandex. ru

The article is devoted to the relevant problem of assessing students' competences. The author proposes her own model of structural and meaningful content of competences being formed based on the content of the teacher's labour functions. The assessment procedure includes different types of competence-based assignments. The researcher shares her experience of compiling such assignments. The proposed technique and the assignments themselves can be used by teachers in all areas of training when organizing the assessment procedure and assessing students' competences.

Key words and phrases: labour function; competences of pedagogical education; card of competences; technique to compile competence-based assignments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.