Научная статья на тему 'Компетентностный подход как условие повышения качества кадрового потенциала таможенных органов'

Компетентностный подход как условие повышения качества кадрового потенциала таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПОДГОТОВКА ТАМОЖЕННЫХ КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОГРАММА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ PICARD / CUSTOMS / HUMAN RESOURCES / THE COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCE MODEL / PROFESSIONALIZATION OF CUSTOMS / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION PICARD PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Ирина Евгеньевна, Баранова Алина Владимировна

В статье рассматриваются возможности использования компетентностного подхода для повышения качества кадрового потенциала таможенных органов в соответствии с перспективными потребностями таможенной службы и требованиями международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Competency-Based Approach for Improving the Quality of Human Resources in Customs

This article considers possibilities of using the competency-based approach for improving the quality of human resources in Customs in accordance with emerging Customs' needs and international standards.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как условие повышения качества кадрового потенциала таможенных органов»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И. е. Ткаченко, а. В. Баранова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье рассматриваются возможности использования компетентностного подхода для повышения качества кадрового потенциала таможенных органов в соответствии с перспективными потребностями таможенной службы и требованиями международных стандартов.

Ключевые слова: таможенные органы; кадровый потенциал; компетент-ностный подход; компетенция; компетентностная модель; подготовка таможенных кадров; образовательные и профессиональные стандарты; программа Всемирной таможенной организации PICARD.

В настоящее время совершенствование кадрового потенциала таможенных органов как одного из ключевых ресурсов таможенной системы является важнейшим направлением таможенной политики государства. От кадрового потенциала напрямую зависит эффективность деятельности таможенных органов. Первостепенная значимость этого направления таможенной политики отражена в Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

Без высококвалифицированных должностных лиц таможенных органов, имеющих устойчивую положительную мотивацию своей работы, выполняющих ее в комфортных условиях при достаточной социальной защищенности, говорить о развитии Федеральной таможенной службы бессмысленно [1]. Кадровый потенциал таможенных органов становится стратегическим фактором инновационного развития таможенной службы.

Особое значение приобретают вопросы повышения качества кадрового потенциала с принятием Указа Президента РФ от 31.12.2010 № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». В связи с сокращением предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников Федеральной таможенной службы значительно возрастают требования, предъявляемые к качеству подготовки и уровню квалификации таможенных кадров.

С началом действия Таможенного союза особую актуальность приобретают вопросы комплектации штата таможенных органов высококвалифицированными специалистами с профильным образованием. Главной задачей стало обеспечение надлежащего уровня подготовленности кадров государств - участников Таможенного союза для осуществления эффективного таможенного контроля на внешней границе, обеспечивающего экономическую безопасность на российском рынке.

Введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и многочисленные изменения в таможенном законодательстве, стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ставят новые задачи перед системой подготовки кадров в таможенных органах. В настоящее время задача совершенствования качества подготовки кадров для таможенных органов выходит на первый план и становится важнейшей составной частью единой таможенной политики Таможенного союза.

В связи с интеграционными процессами на евразийском пространстве необходимы создание общего образовательного пространства, а также дальнейшая гармонизация образования в таможенной сфере. В условиях активного развития процессов глобализации, унификации таможенного законодательства возрастает потребность в применении единых подходов и стандартов к подготовке таможенных кадров, принятых в международной практике. Приведение в соответствие образовательных систем и унификация образовательных стандартов позволят поднять на новый качественный уровень подготовку кадров для таможенных органов России и стран Таможенного союза, что, в свою очередь, будет способствовать росту качества оказания таможенных услуг в соответствии с мировыми стандартами.

Все государства - участники Таможенного союза заинтересованы в создании общих образовательных программ на основе единых государственных стандартов и методов. Модератором разработки единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенников должна стать Российская таможенная академия.

Согласно Уставу Российской таможенной академии на ее базе создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации (далее - РУЦ), который «осуществляет деятельность по обучению и оказанию помощи в совершенствовании профессиональных навыков специалистов стран СНГ по плану Всемирной таможенной организации, а также по обмену профессиональными, научными и техническими сведениями» [2].

Региональный учебный центр предназначен для подготовки и переподготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для национальных таможенных служб с целью их адаптации к условиям работы в XXI веке. При эффективном использовании имеющихся возможностей Академии РУЦ может стать основным учебным центром Всемирной таможенной организации (далее -ВТО) не только на постсоветском пространстве, но и во всем европейском регионе. Для этого необходимо интенсифицировать работу РУЦ Академии и соотнести потребности таможенных служб, опыт, накопленный ВТО, и результаты научно-исследовательской деятельности ученых Академии; привести в соответствие образовательные программы подготовки специалистов для таможенных органов с профессиональными стандартами ВТО, которые были разработаны ВТО в рамках программы PICARD (Партнерство в сфере таможенных научных исследований и развития) во взаимодействии с Международной сетью таможенных университетов (INCU). Вузы, включившие в свои образовательные программы более 80% профессиональных стандартов ВТО, смогут получить аккредитацию ВТО и выдавать дипломы международного образца. Это будет способствовать не только росту престижа вуза и повышению конкурентоспособности его выпускников, но и повышению качества подготовки будущих специалистов таможенных органов. Поэтому представляется целесообразным согласовать образовательные программы

Академии с профессиональными стандартами PICARD ВТО и получить аккредитацию ВТО.

Основной целью Конференции PICARD, проводимой с 2006 г., является содействие обмену опытом в области высшего образования в таможенной сфере и стимулирование научных исследований по таможенной тематике. 2011 г. был объявлен ВТО «годом знаний», проходящим под лозунгом «Знания как катализатор эффективности таможенного администрирования». Выбор для 2011 г. темы знаний привлек еще большее внимание таможенного сообщества к вопросам подготовки кадровых ресурсов, развитию менеджмента и более интенсивному применению результатов научно-исследовательской деятельности на практике.

С 14 по 16 сентября 2011 г. в Женеве проходила 6-я ежегодная Конференция ВТО PICARD. Одним из выводов, сделанных на Конференции, стало то, что «профессиональная подготовка таможенных кадров должна отвечать возникающим потребностям таможенных органов» [3].

эффективно действующая система подготовки кадров является важнейшим условием совершенствования кадрового потенциала. Самая важная цель подготовки специалистов - это удовлетворение потребностей таможенных органов. Поэтому следует поддерживать тесную связь системы подготовки кадров с таможенными органами.

Такое взаимодействие необходимо в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения потребностей таможенной системы в компетентных специалистах и позволяет формировать содержание образовательных программ в соответствии с текущими и перспективными требованиями таможенных органов. В свою очередь, подготовка кадров по таким программам будет способствовать формированию профессионально подготовленного и динамично развивающегося кадрового потенциала таможенных органов.

На втором заседании Комитета ВТО по вопросам институционального развития, проходившем в Брюсселе 3-5 мая 2011 г., была отмечена принципиальная важность «развития персонала» для модернизации таможенных служб. ВТО и ее партнеры пришли к выводу о необходимости принятия странами интегрированных схем образования, профессионального обучения и карьерного роста, которые должны быть разработаны совместно таможенными службами и образовательными учреждениями. Для поддержки членов ВТО в вопросах подготовки кадров и их карьерного роста Секретариату ВТО было поручено разработать методические основы и практические рекомендации по «развитию персонала» таможенных служб и создать виртуальную рабочую группу для решения этой приоритетной задачи [4]. Планируется, что рабочая группа будет заниматься внедрением профессиональных стандартов для специалистов в области таможенного дела и определением компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и карьерного роста в таможенных органах.

На наш взгляд, необходимо обеспечить преемственность образовательных и профессиональных стандартов для специалистов в области таможенного дела, в основу которых должен быть положен научно обоснованный набор компетенций, необходимых специалисту для профессиональной деятельности.

Разработка стандартов образовательно-профессиональных компетенций может оказаться той площадкой, на которой научно-образовательное сообщество, органы управления образованием, таможенные органы, бизнес смогут согласовывать

свои интересы в сфере развития кадрового потенциала [5]. В самой формулировке «образовательно-профессиональная компетенция» отражается связь образования и профессиональной деятельности через компетенции.

Инструментом сопряжения сферы образования и сферы профессиональной деятельности специалистов таможенного дела должна стать компетентностная модель. Под компетентностной моделью специалиста в области таможенного дела будем понимать модель специалиста, сформированную на основе компетентност-ного подхода.

В словаре-справочнике современного российского профессионального образования компетентностный подход характеризуется следующим образом: «Ком-петентностный подход как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника» [6]. Следовательно, при компетентностном подходе, обеспечивающем взаимосвязь сферы образования и сферы труда, компетенция выступает своего рода связующим звеном набора знаний, умений, навыков и их практической применимости в профессиональной деятельности.

Использование компетентностного подхода при формировании модели специалиста таможенного дела обусловлено динамично возрастающими требованиями к эффективности профессиональной деятельности таможенного служащего. Ведь освоение компетенции предполагает развитие способности специалиста ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Одно из основных отличий «компетентностного специалиста» заключается в том, что он не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен эффективно применять их на практике.

Помимо профессиональных знаний, умений и навыков, «компетентностный специалист» должен обладать творческим потенциалом, быть мобильным, непрерывно обучаться и профессионально совершенствоваться. Эти требования соответствуют положениям Болонского процесса.

Важность создания системы непрерывного обучения в таможенных органах отражена в проекте «Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года». Согласно данному документу «важнейшей составляющей формирования высококвалифицированного кадрового состава является созданная и постоянно совершенствуемая система непрерывной профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов» [1]. При этом компетентностная модель должна выступить в качестве системообразующего фактора, являющегося основой функционирования и совершенствования системы непрерывного образования.

Профессиональная компетентность формируется в учебных заведениях Российской таможенной академии и других вузах и совершенствуется в процессе всей трудовой деятельности как самостоятельно, так и в системе переподготовки и повышения квалификации [7]. Следовательно, в таможенных органах непрерывность системы обучения и преемственность образовательных и профессиональных стандартов будут обеспечиваться использованием компетентностной модели

в учебном процессе и в процессе трудовой деятельности. Разработка компетент-ностной модели специалиста позволит определять реальные образовательные потребности каждого специалиста таможенных органов, т. е. потребности в переподготовке и повышении квалификации. Реализация компетентностного подхода в таможенном образовании обеспечит подготовку высококвалифицированных кадров, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов.

Компетентностный подход способен объединить не только требования таможенных органов и федеральных государственных образовательных стандартов, но и рекомендации международных профессиональных стандартов, а также международных стандартов в области качества. Для этого необходимо создать интегрированную систему требований, предъявляемых таможенной системой и международными стандартами к специалистам в области таможенного дела. В компе-тентностную модель следует включить такой набор компетенций, который будет удовлетворять предъявленным требованиям и позволит должностным лицам таможенных органов максимально эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.

Компетентностная модель специалиста в области таможенного дела позволит:

- формировать общую стратегию развития персонала таможенных органов и системы таможенного образования не только в Российской Федерации, но и во всех странах, входящих в Единое экономическое пространство;

- описывать с единых позиций требования к квалификации должностных лиц и выпускников вузов при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

- определять реальные образовательные потребности каждого специалиста таможенных органов;

- разрабатывать процедуры оценки результатов образования и аттестации специалистов в области таможенного дела;

- выстраивать эффективно работающую систему подбора кадров, систему профессионального и должностного роста.

Таким образом, решить задачу совершенствования профессиональной подготовки кадров для таможенных органов становится возможным при разработке компетентностной модели специалиста в области таможенного дела. Использование возможностей компетентностного подхода позволит в значительной мере повысить качество кадрового потенциала таможенных органов, что будет способствовать укреплению экономического суверенитета государства.

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 27.08.2009 № 1333 «О решении коллегии ФТС России от 26.06.2009 "О проекте Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года"».

2. Устав государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».

3. Susan Wilander and Dr. Juha Hintsa. WCO PICARD Conference calls for repositioning Customs in people's mind // WCO News. October 2011. № 66. P. 52-53.

4. Bénédicte Meille. Professionalism in Customs and workforce development: WCO initiatives to equip Customs with whole-of-career development strategies and practices // World Customs Journal. University of Canberra, Australia and University of Münster, Germany. September 2011. Vol. 5. № 2. P. 141-143.

о. л. Чеботарева

5. Мячин Д. А., Федорова И. В. Компетентностный подход в мировых системах образования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 3 (37). С. 154-167.

6. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. С. 4.

7. Барамзин С. В. Направления инновационной деятельности в Федеральной таможенной службе // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.