Научная статья на тему 'Модернизация таможенной службы в Грузии:перемены, результаты, перспективы'

Модернизация таможенной службы в Грузии:перемены, результаты, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1802
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / СТРАТЕГИЯ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ РЕФОРМ / РЕФОРМА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ / СИСТЕМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В ГРУЗИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиковани Елена, Авалани Мариам

После 2004 года Грузия провела комплексную реформу таможенной службы, направленную на замену прежней коррумпированной системы. При этом страна стремилась согласовать действующее законодательство с европейскими правовыми нормами, увеличить доходы бюджета от таможенных сборов благодаря улучшению таможенного администрирования, упростить таможенные процедуры и повысить культуру работы таможенных органов. На протяжении процесса реформ Грузия применяла целый ряд инновационных подходов. Предметом статьи являются серьезные проблемы в таможенной системе, принципиальные преобразования и нововведения, осуществленные в ходе реформы, достигнутые успехи и перспективы развития. Первые результаты вселяют надежды и свидетельствуют о том, что стратегия модернизации таможенной службы была задумана и осуществлена должным образом. Однако из-за новых вызовов, обусловленных особенностями современной ситуации в мире и геополитическим местом Грузии в сегодняшних мировых процессах, необходимы дальнейшие усилия, направленные на формирование надежного, либерального и открытого таможенного режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чиковани Елена, Авалани Мариам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация таможенной службы в Грузии:перемены, результаты, перспективы»

Елена ЧИКОВАНИ

Кандидат экономических наук, профессор Школы делового администрирования

(Тбилиси, Гоузия).

Мариам АВАЛАНИ

Магистр делового администрирования, руководитель проекта в Агентстве развития образовательной и научной инфраструктуры (ESIDA) Министерства образования и науки Грузии, преподаватель маркетинга и управления проектами Грузинско-американского университета

(Тбилиси, Грузия).

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ГРУЗИИ: ПЕРЕМЕНЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Резюме

После 2004 года Гоузия провела мену прежней коррумпированной систе-комплексную реформу таможен- мы. При этом страна стремилась со-ной службы, направленную на за- гласовать действующее законодатель-

ство с европейскими правовыми нормами, увеличить доходы бюджета от таможенных сборов благодаря улучшению таможенного администрирования, упростить таможенные процедуры и повысить культуру работы таможенных органов. На протяжении процесса реформ Грузия применяла целый ряд инновационных подходов. Предметом статьи являются серьезные проблемы в таможенной системе, принципиальные преобразования и нововведения, осуществленные в ходе реформы, достигнутые

успехи и перспективы развития. Первые результаты вселяют надежды и свидетельствуют о том, что стратегия модернизации таможенной службы была задумана и осуществлена должным образом. Однако из-за новых вызовов, обусловленных особенностями современной ситуации в мире и геополитическим местом Грузии в сегодняшних мировых процессах, необходимы дальнейшие усилия, направленные на формирование надежного, либерального и открытого таможенного режима.

В в е д е н и е

Важнейшей целью экономической политики Грузии после провозглашения независимости было сформировать и развить рыночную экономику путем приватизации находившихся в государственной собственности предприятий, дерегулирования ценообразования и либерализации торговли и инвестиционного режима. С созданием в стране законодательной базы для развития конкуренции на рынке большинство целей были достигнуты благодаря дерегулированию ценообразования, отмене исключительных прав, предоставлявшихся некоторым экономическим субъектам, устранению ограничений конкуренции в некоторых сферах деятельности и сокращению кредитов по субсидируемым ставкам, выдаваемых государственным предприятиям. Торговая политика и политика в смежных сферах в рассматриваемый период опирались на эти достижения и способствовали приведению нормативно-правовой системы Грузии в соответствие международным нормам. Для этого принимались новые законы или вносились поправки к действующим законам, регулирующим такие ключевые сферы, связанные с торговлей, как таможенный контроль. Пересмотр законодательства был направлен на упрощение таможенных процедур и согласование таможенного законодательства и процедур контроля с таможенным кодексом Европейского экономического сообщества, а также с пересмотренной Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенцией Киото). Соглашения, подписанные с ВТО и Европейским союзом, обязывали Грузию привести ее таможенное законодательство, процедуры и ставки импортных пошлин в соответствие с нормами ВТО и ЕС и тем самым унифицировать и упростить условия и процедуры работы для импортеров, экспортеров и отправителей грузов.

Стратегия и задачи таможенных реформ в Грузии

Основы таможенной реформы были определены в нескольких стратегических документах правительства Грузии: Стратегии Министерства финансов Грузии на 2007—2011 годы и основных направлениях международной помощи1, Стратегии управления финан-

1 Cm.: Strategy of Development of the Ministry of Finance of Georgia and Directions of International Assistance for 2007—2011 Years. Tbilisi, Georgia, March 2007. 19 pp.

совой деятельностью государственного сектора на 2009—2013 годы2 и Стратегии управления охраной границ Грузии3, утвержденной Указом Президента Грузии № 59 от 4 февраля 2008 года.

Разработанная в Грузии стратегия управления охраной границ базируется в первую очередь на приоритетных направлениях Европейской политики соседства и на модели интегрированного пограничного контроля, созданной странами — членами ЕС. Однако была учтена и специфика Грузии.

В качестве основы стратегии управления охраной границ Грузии принята единая четырехшаговая модель пограничного контроля4. Она предусматривает все меры, необходимые для эффективной охраны границ. На каждой из предусмотренных моделью стадий ключевое значение имеет межведомственное, внутриведомственное и международное сотрудничество5.

Внутриведомственные реформы проводились по нескольким основным направлениям. В 2007 году три самостоятельных департамента Министерства финансов: налоговая инспекция, таможенная служба и финансовая полиция — были объединены в единую структуру — Службу доходов Грузии. Служба осуществляет свои полномочия на всей территории страны. Принципы интегрированного пограничного контроля определены несколькими базовыми законами, такими как Закон Грузии «О государственной границе Грузии», Таможенный кодекс Грузии, Закон «О продовольственной безопасности» и т.д. Процедура их применения регламентируется подзаконными актами, такими как совместный приказ министра финансов и министра сельского хозяйства Грузии и совместный приказ министра финансов и министра внутренних дел Грузии6.

Межведомственное сотрудничество в рамках программы «Наука за мир и безопасность» (SPS) включает интегрированное управление, осуществляемое Министерством финансов и Министерством сельского хозяйства Грузии, причем принятие решений политического характера возложено на это последнее. Именно Министерство сельского хозяйства определяет необходимые в рамках программы процедуры, действуя через подчиненный ему орган — Национальное управление продовольственной безопасности, ветеринарного и фитосанитарного надзора. За таможенный и паспортный контроль отвечает Служба доходов. Интегрированное управление, реализуемое Министерством финансов и Министерством внутренних дел, выстроено следующим образом: Министерство внутренних дел Грузии принимает решения политического характера; на Службу доходов возложен таможенный контроль автомобилей и паспортный контроль пассажиров в главных контрольно-пропускных пунктах на границах (Сарпи, Садахло, Красный Мост, Лагодехи); Министерство внутренних дел Грузии отвечает за пограничный контроль на контрольно-пропускных пунктах.

Чтобы расширить внешнюю торговлю и международное экономическое сотрудничество, Грузия заключила ряд международных соглашений. Правительство Грузии быстро увеличивает число заключенных договоров об избежании двойного налогообложения. Сегодня у Грузии действуют договоры об избежании двойного налогообложения с 31 государством во всем мире. За 2011 год к этому списку добавятся еще 14 договоров. Пять из них уже ратифицированы, еще девять должны быть подписаны и/или ратифицированы в ближайшем будущем7. Для создания эффективных механизмов борьбы с трансграничной пре-

2 Cm.: Public Sector Financial Management Strategy for 2009—2013 Years. Tbilisi, Georgia: Ministry of Finance of Georgia, 2009. 19 pp.

3 Cm.: Border Management Strategy of Georgia, Approved by the President's Decree of Georgia No. 59, 4 February 2008. 43 pp.

4 Cm.: Ibid. P. 7.

5 Cm.: Khurtsidze M. Degree of Integration of Customs and Border Services in Georgia. Tbilisi, 2010. P. 5.

6 Cm.: Trade Policies and Practices by Measure // Georgia, WT/TPR/S/ xxx, 25 June 2009. P. 5.

7 Cm.: New Tax Code. Amcham Roundtable. Tbilisi: Courtyard Marriott, 22 September 2010. P. 5.

ступностью разработаны специальные двусторонние соглашения (прежде всего с соседними странами), и Грузия строго придерживается своих международных договоров.

Учитывая сложности экономических отношений с Россией, особенно российское эмбарго на грузинскую продукцию, грузинское правительство приняло разумное решение подписать Соглашение о свободной торговле с Турцией. Соглашение о режиме наибольшего благоприятствования в торговле, подписанное 19 декабря 2006 года, предоставляло определенные льготы для некоторых товаров и облегчило экспорт грузинских товаров на турецкий рынок8. В рамках этого соглашения была установлена система квот на ввоз грузинских товаров в Турцию. 21 ноября 2007 года Грузия и Республика Турция подписали двустороннее Соглашение о свободной торговле9. В октябре 2010 года было подписано Соглашение об интегрированных процедурах пограничного контроля на пунктах таможенного контроля10. В практическом плане подписание этого соглашения означает новые возможности для развития экономических связей и функционирования транспортного коридора, поскольку упрощает процедуры проверок на пунктах таможенного контроля: ни одна из процедур прохождения контроля теперь не будет дублировать-ся11. Это упрощение стало возможно благодаря налаживанию немедленного прямого обмена информацией между различными пунктами и звеньями контроля, что повышает эффективность таможенного контроля, упрощая отнимающие много времени процедуры и сокращая связанные с ними издержки. Соглашение отменяет взимание таможенных пошлин на границе двух стран. Сокращение издержек импортеров приведет к снижению цен. В то же время сохраняются все обычные налоги (НДС, акциз) (за исключением товаров, освобожденных от налогов: лекарств, детского питания и т.д.). Однако контроль качества импортируемых товаров все еще остается проблемой для обеих стран.

Основные изменения в действующем таможенном законодательстве. Система тарифного регулирования. Объединение налогового и таможенного кодексов

С 2004 года в рамках законодательной реформы осуществлялись серьезные изменения, направленные на улучшение финансовой системы и приведение ее в соответствие международным стандартам. Главная цель законодательной реформы состояла в том, чтобы гарантировать долгосрочное и устойчивое экономическое развитие, снизить стоимость сырья и производственные издержки, привлечь иностранные инвестиции, содействовать свободному движению капитала и искоренить коррупцию благодаря упрощению таможенных процедур и новой системе налогообложения.

До 2006 года, согласно Закону «О таможенных тарифах», таможенные пошлины дифференцировались по типам товаров и действовало 16 различных ставок таможенных пошлин. В результате изменений в законодательстве в 2006 году сохранились только 3 градации ставок таможенных пошлин из прежних 16 (12%, 5% и 0)12. С 1 января 2008 года были унифицированы ставки таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран СНГ и

8 Cm.: Agreement between Republic of Turkey and Georgia on Preferential Trade, 19 December 2006. 12 pp.

9 Cm.: Agreement between Republic of Turkey and Georgia on Free Trade, 21 November 2007. Ratified by the Parliament of Georgia by the Resolution No. 5653-RS, 28 December 2007. Tbilisi, Georgia. 18 pp.

10 Cm.: Agreement between Republic of Turkey and Government of Georgia on Integrated Management of the Customs Border Check Points, 8 October 2010.

11 Cm.: Integrated Management of the Customs Check Points. News and Events, 8 October 2010 [www.mof.ge].

12 Cm.: Tax Code of Georgia, 22 December 2004, No. 692-RS, Tbilisi, Georgia, Art 2703.

ввозимые из других стран. Были отменены различия в режиме налогообложения импортируемых товаров, произведенных в странах — членах ВТО и в странах, не входящих в эту организацию. Изменения в законодательстве от 1 января 2011 года полностью отменили взимание таможенных сборов.

С 1 января 2007 года действуют изменения в подзаконных актах, внесенные в соответствии с новым таможенным кодексом, для того чтобы согласовать грузинское таможенное законодательство с европейским. Вступили в силу нормативные акты, регулирующие осуществление на таможенной границе фитосанитарного и ветеринарного контроля, контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности и для отслеживания попыток отмывания денег. Следует упомянуть, что за последние два года в Таможенный кодекс был внесен ряд изменений с целью упростить таможенные процедуры13 и привести их в соответствие международным стандартам14:

— право руководителя Службы доходов подписывать от имени таможенных властей те или иные документы по отдельным проблемам делегировано сотрудникам Службы;

— составлена спецификация списка грузинских товаров;

— отменено требование нотариально оформлять документы, подтверждающие полномочия представительства;

— решена проблема обмена информацией для служебного пользования: Министерство финансов Грузии получило полномочия подписать соглашения с таможенными властями иностранных государств по более широкому обмену информацией; создана система обмена информацией для служебного пользования с Департаментом охраны государственной границы Министерства внутренних дел;

— иностранным гражданам (в том числе и нерезидентам) предоставлено право перепродавать товары на складе;

— в случае возникновения определяемых на основе декларации таможенных обязательств разрешен выпуск товаров с таможни после уплаты всех надлежащих пошлин в полном объеме или — в случаях, предусмотренных Кодексом, — после предоставления гарантий по уплате всех пошлин в полном объеме, а также после частичной оплаты таможенных пошлин и предоставления гарантий по уплате оставшейся части;

— предусмотрена возможность выдачи разрешений на закупку товаров без оплаты таможенной пошлины для зарегистрированных в Грузии предприятий и предпринимателей (физических лиц), а также для иностранных предприятий и предпринимателей и т.д.

Последние законодательные изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 года, знаменуют собой новую стадию реформы таможенной системы. Главное направление законодательной реформы на новой стадии институциональных изменений — объединение налогового и таможенного кодексов. Единый налоговый и таможенный кодекс должен повысить общественное доверие к налоговой системе благодаря формированию стабильной и устойчивой налоговой среды, поощрению выхода бизнеса из тени, устранению двусмысленности путем упрощения законодательства, упрощению администрирования налогов, облегчению издержек, связанных с исполнением налогового законодательства, равномерному распределению налоговой нагрузки и использованию передовых между-

13 Cm.: Ibidem. 242 pp.

14 Cm.: Changes in Customs Code of Georgia // Ministry of Finance of Georgia, 25 November 2010. P. 4—41 [www.mof.ge].

народных методов и директив ЕС. Новый налоговый кодекс предусматривает объединение налоговых и таможенных активов и обязательств налогоплательщиков; он серьезно отражается на работе малых предприятий, поскольку вводит для них новый режим налогообложения. Новый налоговый кодекс более последователен и систематичен и больше ориентирован на налогоплательщика: он обеспечивает упрощенный порядок отчетности и представление налоговой декларации в электронной форме, не такую бюрократизированную систему ориентации, более справедливое и объективное регулирование, возможность быстрее и легче решать административные проблемы и проблемы в случае переплаты, большую гибкость в управлении налоговыми обязательствами и движением наличности. Он сокращает административную нагрузку, связанную с выполнением требований закона и с уровнем налогооблагаемого дохода15.

Объединение налогового и таможенного кодексов позволило свести воедино их сходные по содержанию и принципам положения16. В результате появился единый документ, позволяющий субъектам, занятым экспортно-импортными операциями, получать из одного источника всю относящуюся к их деятельности документацию и общие нормы. В одну главу сведены положения о налоговом контроле и нормы таможенного кодекса, определяющие действия после выпуска товара с таможни. Кроме того, с учетом специфики таможенной сферы положения таможенного кодекса, регулирующие предварительные решения, обращение с информацией для служебного пользования, условия и обменные курсы, объединены с относящимися к этой сфере аналогичными нормами налогового кодекса. В одну главу сведены также общие нормы, относящиеся к нарушениям налоговых и таможенных положений и к санкциям за такие нарушения. Были удалены устанавливавшиеся ранее таможенным кодексом определения таможенного режима и введено понятие «действие с товарами». Таможенные процедуры обращения товаров в собственность государства и уничтожения товаров под таможенным контролем были объединены в статью «распоряжение товарами, осуществляемое таможенными властями». Объединены в одну статью условия, аналогичные процедурам таможенного режима на таможенной территории и вне таможенной территории. После интеграции кодексов были объединены налоговая и таможенная карточки, что позволяет плательщикам взаимно компенсировать их налоговые и таможенные активы и обязательства. Возврат переплаченных сумм будет выполняться налоговыми властями автоматически, и этот режим затронет все компании, использующие электронные декларации. Однако компании вправе отказаться от такого порядка и вернуться к прежнему. Главная цель объединения — упростить администрирование налогов. Автономный статус таможенной службы будет ликвидирован, и она войдет в состав налогового ведомства. В рамках объединения налоговой и таможенной служб будет изменена терминология. Изменен юридический статус Службы: она учреждена как публично-правовое образование17.

Организационная специфика таможенной системы в Грузии. Административная реформа

Задача административной реформы — определить взаимные обязанности и партнерские отношения, необходимые, чтобы наладить сотрудничество, реорганизовать существующие или создать новые структуры на внутриведомственном, межведомственном и между-

15 Cm.: New Tax Code. P. 5.

16 Cm.: Unification of the Tax and Customs Codes [www.mof.ge].

17 Cm.: New Tax Code. P. 7.

народном уровнях и сформировать такую структуру, которая исключала бы дублирование функций и процедур двух и более учреждений. Исходя прежде всего из необходимости обеспечить налоговую стабильность и интеграцию процедур контроля на границах, пересмотрены функции таможни: таможенные органы в рамках своей компетенции контролируют и охраняют государственную границу, с тем чтобы защитить внутренний рынок, экономику и население18. Для организации успешного межведомственного сотрудничества разрабатывается удобное в применении законодательство, позволяющее разграничить функции между ведомствами, отвечающими за охрану границ. Нормативные акты устанавливают общий для всех порядок сотрудничества, информационного обмена, совместного использования инфраструктуры и оборудования, а также подготовки кадров.

Новая стратегия повышения квалификации персонала и требования к человеческим ресурсам. Новая система подготовки персонала

С учетом основных требований Арушской декларации были предприняты серьезные шаги по введению новой системы управления человеческими ресурсами и принят кодекс поведения, призванный поднять профессиональную этику и культуру организаций, развить лидерство и коммуникации, повысить прозрачность действий и решений и усилить меры по борьбе с коррупцией19. В 2005—2006 годах, на начальной стадии реформы, была выполнена полная ротация и перемещение персонала и уволены все коррумпированные сотрудники, что привело к ликвидации коррупции в таможенной системе. Кроме того, постепенно была значительно улучшена система оплаты труда и материального стимулирования служащих таможни. В министерстве вступила в действие новая стратегия работы с персоналом и новая система подготовки и повышения квалификации кадров20. Система включает начальную подготовку, профессиональное обучение и стажировку. Новая модель профессионального обучения и продвижения по службе направлена на создание необходимых институциональных структур для исследований, обучения и профессионального развития персонала, для выработки интегрированного плана сотрудничества между ведомствами, непосредственно занятыми обучением и работой по организации и планированию карьеры. Таможенная служба укомплектована высококвалифицированными специалистами. Высшее образование является обязательным требованием. Далее отобранные для дальнейшей службы в статусе стажеров получают необходимую теоретическую и практическую подготовку. Параллельно с этим, опираясь на внутренние ресурсы и помощь международных организаций, проводятся регулярные курсы переподготовки для персонала таможенной службы. В сотрудничестве с ведомствами, непосредственно занятыми деятельностью по охране границ, ведется совместное обучение их сотрудников, проводятся совместные курсы повышения квалификации персонала. Опытные сотрудники периодически проходят учебные курсы по развитию навыков и курсы «обучения обучающих». Политика управления кадровыми ресурсами охватывает все элементы планирования и организации карьерного роста персонала — от создания необходимых стимулов до поощрения служебного роста. В основе политики уп-

18 Cm.: Border Management Strategy of Georgia. P. 16.

19 Cm.: The Revised Arusha Declaration, The Customs Cooperation Council, June 2003 (101st / 102nd Council Sessions). Arts 1—9.

20 Cm.: Decree of President of Georgia on Establishment of LEPL — Financial Academy of the Ministry of Finance of Georgia, 26 April 2010, Tbilisi, Georgia, No. 254.

равления кадровыми ресурсами лежат принципы прозрачности, подотчетности, мотивации и справедливости и объективности21. Осуществляются комплексные систематические меры по противодействию коррупции, включающие социальные гарантии, материальное поощрение, внутренний аудит и частую ротацию кадров.

Модернизация инфраструктуры таможенной службы

За последние несколько лет в Грузии были сделаны важные шаги по улучшению таможенной инфраструктуры. При финансовой помощи правительства США были открыты новые контрольно-пропускные пункты Красный Мост, Лагодехи, Садахло, Казбеги, Вале и Гугути. Кроме того, правительство выделило субсидии для новых терминалов в Батуми и Поти; сооружается и реконструируется пункт таможенного контроля в Сарпи. Параллельно совершенствовались технологические схемы работы действующих пунктов таможенного контроля и таможенных постов. Вся система оснащена современным оборудованием, позволяющим эффективно выполнять таможенные процедуры в ускоренном режиме.

Упрощение процедур контроля на границе. Новая информационная система АСОТД ЮНКТАД

(ASYCUDA WORLD)

Политика в сфере торговли и законодательные изменения в таможенной системе помогли привести грузинские процедуры контроля на границах22 в соответствие с международными нормами23. Самыми важными являются следующие изменения24.

1. Сокращение числа таможенных процедур с 15 до 7.

2. Упрощение документации по экспорту и импорту и сокращение числа документов с 19 до 925.

3. Таможенный контроль на основе оценки рисков. Служба доходов Министерства финансов Грузии начала разрабатывать системы таможенного контроля и налоговых проверок на основе оценок рисков. На пунктах таможенного контроля эти системы действуют с марта 2008 года. Оценки риска опираются на работу системы АСОТД ЮНКТАД (Автоматизированная система обработки таможенных данных — ASYCUDA WORLD) и дополнительного программного обеспечения к ней, использующего анализ ножниц цен и анализ степени риска экспортеров и импортеров.

21 Cm.: Professional Standards, PICARD, WCO, Rue du Marché 30 B-1210 Brussels, Belgium, 46 pp., Tel.: +32 (0)2 209 92 11 Fax: +32 (0)2 209 92 92 E-mail:information@wcoomd.org Website. P. 21—24 [http://www. wcoomd.org].

22 Cm.: General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) 1994.

23 Cm.: International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures (Kyoto Convention). Entered into force on 25 September 1974, Customs Cooperation Council (World Customs Organization), Rue du Marché 30 B-1210, Brussels.

24 Cm.: Trade Policies and Practices by Measure. P. 3.

25 Cm.: Customs Legislation Reform // Ministry of Finance of Georgia, 2010. P. 7.

4. С января 2009 года действует проверка после таможенной очистки.

5. Реализуется программа «Золотого списка» (программа обработки по упрощенной и ускоренной процедуре товаров грузоотправителей и грузополучателей, подтвердивших в ходе специальной проверки свое соответствие всем установленным стандартам).

6. Объединены базы данных Министерства внутренних дел и Службы доходов, относящиеся к вопросам охраны границы. Введен принцип одного окна, благодаря чему упростились процедуры и повысилось качество обслуживания.

7. На основе информационной системы анализа рисков выполняется выборочный досмотр. Служащие таможни выполняют проверку по упрощенной процедуре, предполагающей возможность декларирования и экспорта товаров с отсрочкой уплаты пошлины на 30 дней26.

8. Значительно сокращен список товаров, подлежащих лицензированию и разрешению: отменено требование получать разрешение на транзит товаров ветеринарного назначения; упрощен порядок выдачи сертификата происхождения товара — теперь его можно получить непосредственно в таможенном органе.

9. Паспортный контроль. При пересечении границы различными транспортными средствами паспортный контроль и другие процедуры контроля на границе выполнялись различными ведомствами и в различных местах. После осуществления реформы паспортный контроль на главных пунктах таможенного контроля (Сарпи, Садахло, Красный Мост, Лагодехи) в подобных случаях выполняется таможенными органами. Таким образом, при пересечении границы выполняются интегрированные процедуры контроля.

10. Для транзитных грузов отменено требование представлять разрешения служб ветеринарного и фитосанитарного контроля.

11. Введена процедура выборочного взвешивания. Ранее все транспортные средства, въезжающие на территорию Грузии, подлежали взвешиванию в пунктах таможенного контроля, с тем чтобы исключить превышение нормативно допустимого веса. После реформы число взвешиваемых транспортных средств значительно сократилось и было введено выборочное взвешивание.

Новые подходы и улучшение деловой среды. Реформа и администрирование системы лицензирования и выдачи разрешений

За последние годы деловая среда в Грузии резко изменилась. После 2005 года государственное регулирование упростилось и барьеры для вхождения в бизнес снизились. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию и разрешениям, сократился на 84%. Порядок получения лицензий упростился, и в регулировании деловой активности был принят принцип «одного окна». Понизились и такие барьеры на вхождение в отрасль, как требования к достаточности капитала. Что касается регулирования работы уже действующих предприятий, для них введены более благоприятные для бизнеса процедуры выдачи лицензий на право производить те или иные работы, процедуры получения разрешений и другие процедуры подтверждения соответствия, включая налоговые и та-

26 Georgian Customs, Presentation on Current Customs Reforms. Tbilisi, Georgia, 2010. P. 7.

моженные. Реформа судебной процедуры по коммерческим спорам усилила принуждение к соблюдению контрактов27.

В результате изменений, внесенных в Закон «О предпринимателях» (от 1994 г.) в 2005, 2006 и 2007 годах, упростилась и стала более эффективной процедура регистрации. Теперь она занимает только три дня для юридических лиц и один день для индивидуальных предпринимателей; нет никаких ограничений на владение компаниями в Грузии для иностранцев28.

Закон «О лицензиях и разрешениях» (2005 г.) определяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию29. Закон устанавливает также еще примерно 50 видов деятельности, требующих специального разрешения, включая такие, как импорт и экспорт оружия, действия, влияющие на состояние окружающей среды, строительство, таможенные склады и т.д. Административный орган, выдающий лицензию, обязан издать соответствующий административный акт в течение 30 дней после регистрации заявки, а административный акт относительно выдачи разрешения — в течение 20 дней после регистрации заявки. В случае если административный орган не дает ответа на заявку в предусмотренный законом срок, лицензия или разрешение предоставляется автоматически. В некоторых сферах коммерческой деятельности установленный срок выдачи лицензий и разрешений еще короче.

В 2005 году в Грузии был принят новый Закон «О продовольственной безопасности и контроле», который, в отличие от прежней советской системы продовольственной безопасности, основанный на ГОСТах, акцентирует внимание на контроле не конечного продукта, а самого процесса его производства. Концептуальной основой нового закона является подход Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), воплощенный в системе продовольственной безопасности АРККТ (Анализ рисков и определение критических контрольных точек). Она предполагает постоянный контроль на всех стадиях производства и упаковки продовольственных товаров30. Ответственность за досмотр, инспектирование и контроль возложена на учрежденную в 2006 году Национальную службу продовольственной безопасности, ветеринарии и защиты растений. С января 2010 года Служба продовольственной безопасности, ветеринарии и защиты растений исполняет возложенные на нее функции в полном объеме (включая наблюдение за рынком). Таким образом, теперь она несет единоличную ответственность за продовольственную безопасность за исключением сферы пограничного контроля, который передан в компетенцию таможенного департамента Министерства финансов.

Новые механизмы сотрудничества в охране границ

Новый механизм сотрудничества в охране границ был создан в рамках Программы интегрированного управления границами на Южном Кавказе ^СШМ). Это региональная программа, призванная помочь правительствам Армении, Азербайджана и Грузии принять и проводить в жизнь стратегию интегрированного управления охраной границ. Наряду с данной программой Программа развития ООН (ПРООН) оказывает помощь в реализации продолжающихся реформ в сфере управления границами и дополняет усилия местных правительств.

27 Cm.: Trade Policies and Practices by Measure. P. 15.

28 Cm.: Ibid. P. 15—16.

29 Cm.: Law of Georgia on Licensing and Permits, No. 1775-RS. Tbilisi, Georgia, 24 June 2005. P. 5—11.

30 Cm.: Trade Policies and Practices by Measure. P. 20—22.

За время, прошедшее с 2005 года, Грузия достигла заметного прогресса в реформировании ведомств, отвечающих за охрану границ. Она одобрила Стратегию интегрированного управления охраной границ и план по ее реализации. Были предприняты важные шаги в том, что касается контроля документации, таможенного досмотра и совершенствования законодательной базы, инфраструктуры и условий труда персонала.

Улучшение обслуживания клиентов

Чтобы упростить систему, налогоплательщикам была предложена новая услуга: введена электронная система подачи деклараций. В 2009 году были предприняты важные шаги по реализации этой формы обслуживания налогоплательщиков. В марте 2009 года в электронной форме можно было подавать уже все типы деклараций. Электронная декларация может подаваться на основе декларации, поданной представителем импортера при заявлении о декларировании товаров. При декларировании товаров в электронной форме возможен автоматический возврат переплаченных денег; физические лица, представляющие декларацию в электронной форме, освобождены от обязанности представлять счет-фактуру с выделением НДС. В 2009 году Министерство финансов Грузии провело ряд учебных курсов, направленных на популяризацию системы и на ознакомление с нею налогоплательщиков. В центрах обслуживания Службы доходов Грузии проводились «дни открытых дверей», где обсуждались характерные практические примеры и раздавали специальные листки с описанием порядка подачи электронной декларации. Налогоплательщик может бесплатно воспользоваться услугами контактного центра, позвонив по телефону 077, и получить бесплатную консультацию по вопросам, относящимся к данному виду услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшие перспективы реформы

Главные направления реформ на будущее — упрощение обслуживания для налогоплательщиков31; упрощение процедур подачи деклараций и декларирования товаров, ввозимых физическими лицами; упрощение процедуры вывоза грузов для физических лиц (освобождение от обязанности декларировать товары таможенной стоимостью до 10 000 лари); передача таможенным властям полномочий на выдачу сертификата происхождения товара32; упрощение таможенных процедур в случае временного ввоза товаров, предназначенных для реэкспорта (присоединение к Стамбульской конвенции о временном ввозе); введение института авансовой таможенной декларации и авансового таможенного решения; организация системы личных налоговых агентов для крупных плательщиков налогов33; дальнейшее развитие системы электронной подачи деклараций; налаживание системы обмена информацией между Службой доходов и Государственным регистром; создание единой базы данных о выдаче сертификатов происхождения товаров; электронная обработка форматов инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей лечебных средств; установка электронной системы АСОТД ЮНКТАД непосредственно на местах таможенной обработки; отражение в электронной системе обработки данных различных процедур фитоса-

31 Cm.: Public Sector Financial Management Strategy for 2009—2013 Years.

32 Cm.: Action Plan of the Public Sector Reform Strategy for the 2009 Year. Tbilisi, 2009. P. 3.

33 Cm.: Ibid. P. 11—12.

нитарного и ветеринарного пограничного карантинного контроля и санитарного карантинного контроля; установка специального программного обеспечения «системы отслеживания» для выданных лицензий и разрешений и т.д. Планируется также строительство нового учебного комплекса Финансовой академии.

В ы в о д ы

На протяжении последних лет Грузия провела в жизнь динамичную и всестороннюю программу таможенных реформ. Ее основные компоненты — упрощение и сокращение числа тарифных ставок; система управления рисками, основанная на упрощенных таможенных процедурах; высокоавтоматизированные и полностью безбумажные процедуры администрирования; улучшенное управление кадровыми ресурсами с радикальной заменой персонала и высоким уровнем мотивации. Грузия также объединила таможенную и налоговую администрацию и соответствующее законодательство, что привело к формированию дружественной бизнесу и эффективной культуры работы с клиентами, позволило улучшить процедуры администрирования и сбора государственных доходов.

Большинство этих реформ соответствуют международным нормам и стандартам, содержат смелые и творческие инновации, которые могут быть успешно реализованы и другими странами, вступившими на путь модернизации таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.