сах требует еще серьезной доработки. В первую очередь это связано с тем, что использование любых электронных ресурсов в образовании достаточно новое явление, в педагогических исследованиях не получили достаточного научно-методического обоснования новые практики использования ЭУМК в современной информационно-образовательной среде. Остаются чрезвычайно актуальными и требующими решения многие проблемы педагогики информационных технологий в образовании: проблема неразработанности понятийно-категориального аппарата, проблема оптимального состава УМК для эффективного обучения, проблема размещения дидактических элементов УМК на различных носителях, проблемы психолого-эргономического представления учебного материала, проблемы восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде, и его понимания, проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную информационно-образовательную среду. Все это определяет направления наших дальнейших исследований.
Литература
1. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект: основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынни-кова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2004. - 504 с.
2. Лебедева, М.Б. ЭУМК по дисциплине информационные и коммуникационные технологии в образовании / М.Б. Лебедева // Создание и использование УМК в системах традиционного и дистанционного обучения: сб. / под. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Изд. МГОУ.
3. Об электронных изданиях: письмо Министерства РФ от 21 января 2003 г. .№ 43-52-06/12.
4. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. - М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. - 320 с.
5. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для учащихся высш. учеб. завед. / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001
6. Роберт, И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект) / И.В. Роберт. - М.: РАО, 2002.
7. Электронные учебно-методические комплексы. - http://tutors.iite.ru/files/electr_uch_met_severova.doc
Компетентностный подход деятельности выпускников программы INTEL «Обучение для будущего» МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Е.Д. Пуртова (elena-27071962@yandex.ru), Е.А. Степанова (elenastep6@rambler.ru),
Л.В. Горник (larisagrnik@rambler.ru)
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» п. Оршанка, РМЭ
Отправным моментом к широкому использованию ИКТ-технологий стала образовательная программа кор -порации Intel «Обучение для будущего», которая реализуется в нашей школе с 2006-2007 учебного года. Обучающей площадкой является ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова».
Программа Intel «Обучение для будущего» оказывает содействие в улучшении преподавания всех предметов школьного стандарта, способствует внедрению передовых информационно-коммуникационных и педагогических технологий в практику работы учителей школы.
На площадке ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего» разные категории учителей нашей школы. Содержательные средства обучения программы Intel «Обучение для будущего» формируют у учителей-выпускников:
- социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в развитии своей школы;
- компетенции, связанные с информатизацией общества: владение новыми информационными и педагогическими технологиями, использование возможностей служб Интернета;
- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни.
Программа Intel «Обучение для будущего» способствует становлению и развитию профессиональной компетенции учителей, что повышает качество обучения. Так, учителями нашей школы разработаны и реализованы проекты по русскому языку и литературе «Образ семьи в романе «Война и мир» (авторы Т.Х. Фатерова, Т.В. Агеева), «Кентервильское привидение» (авторы М.В. Гущина, И.С. Бутина), по математике «Проценты: в жизни и математике» (авторы Е.Д. Пуртова, Е.А. Рябчикова, В.В. Онучина), по биологии «Курение - вред» (авторы И.А. Максимова, И.Ю. Петухова, И.А. Максимова), для учащихся начальных и средних классов «Весна, весна и все ей радо...» (авторы Г.А. Поздеева, Л.В. Горник, Л.А. Корнеева), по обществознанию «Стой! Кто идет?» (авторы Е.В. Короткова, Т.В. Петухова), по профориентации «Мы выбираем профессию.» (авторы Е.Д. Пуртова, Л.В. Горник), по краеведению «Быть ли Оршанке городом» (авторы В.К. Ерофеева, Л.В. Орехова), по химии «Получение и свойства кислорода» (автор Н.Н. Попцова).
214
ИТО Марий Эл - 2009
Наша школа является ресурсным центром, в задачи которого входит: 1) формирование информационной и технологической культуры педагогов; 2) удовлетворение образовательных потребностей обучающихся района. В рамках работы ресурсного центра в нашей школе проводятся республиканские, районные семинары учителей физики «Применение новых образовательных технологий на уроках физики» (12.02.2007 г.), учителей химии и биологии «Применение современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе» (18.04.2007 г.), учителей начальных классов «Инновации в учебно-воспитательном процессе» (22.05.2007 г.), педагогов дополнительного образования «Инновационная деятельность педагогов дополнительного образования в современной школе» (19.12.2007 г.), учителей начальных классов «Инновационная деятельность как условие эффективности образовательного процесса» (10.12.2008 г.), учителей математики «От меловой доски к компьютерной технологии в организации учебного и воспитательного процесса в школе» (26.02.2009 г.), учителей биологии и географии «ИКТ как важнейшее средство привития интереса к изучению предметов естественно научного цикла» (15.04.2009 г.)
С целью создания условий для применения учителями в своей педагогической практике полученных знаний Программы Intel «Обучение для будущего», в школе создан мультимедийный кабинет, работает электронная учительская - реализуется проект «Внедрение программного аппаратного комплекса оперативного сбора и анализа результатов учебной деятельности общеобразовательных учреждений», проводятся семинары по применению ИКТ-технологий учителями (семинар для педагогов района «Возможности программы Notebook и Power Point в проведении уроков математики», автор Е.Д. Пуртова)
В 2007 году в конкурсе проектов выпускников программы Intel «Обучение для будущего» на базе обучающей площадки ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» проект для учащихся начальных и средних классов «Весна, весна и все ей радо...» (авторы Г.А. Поздеева, Л.В. Горник, Л.А. Корнеева) получил 2 место. В 2009 году наши учителя участвовали в конкурсе с проектом по профориентации «Мы выбираем профессию.» (авторы Е.Д. Пуртова, Л.В. Горник).
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них - математической, естественно научной или чтения» (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003). Развитие компетентности наших обучающихся проявляется в повышении качества авторских ученических научно-исследовательских работ. Так, например 25 марта 2008 года в первой районной научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку» от нашей школы были представлены следующие работы:
по математике - «Пьер Ферма - великий математик или великий хитрец» (Трухина Любовь Ивановна, 11«а», научный руководитель Е.Д. Пуртова);
краеведению - «Жизнь Йывана Кырли в стихах» (Иванова Анна Дмитриевна, Коновалова Кристина Алексеевна, 7«а», научный руководитель В.К. Ерофеева), «Августа Бельская: отражение ее мыслей и взглядов в творчестве» (Протасова Марина Сергеевна, Рябчикова Анна Ивановна, 9«а», научный руководитель Л.В. Орехова), «Отец Илья» (Новоселова Вера Александровна, 5«а», научный руководитель Г.Н. Петухова), «М.М. Синцов -первый председатель Вятской управы» (Петухова Влада Вениаминовна, 6«а», научный руководитель Г.Н. Петухова), «Школьный музей» (Аникина Алена Олеговна, 9«а», научный руководитель Т.В. Петухова) - 1 место;
английскому языку - «Образование в Канаде» (Рябчикова Анна Ивановна, 9«а», научный руководитель Е.В. Колесникова);
физике - «Влияние электромагнитного поля на живые организмы и защита от его вредного воздействия» (Альдуганова Татьяна Ивановна, Беляев Юрий Сергеевич, Лебедев Николай Станиславович, Трухина Любовь Ивановна, 11«а», научный руководитель Л.А. Кузнецова);
психологии - «Темперамент моих одноклассников» (Рябчикова Анна Ивановна, Протасова Марина Сергеевна, 9«а», научный руководитель Л.В. Горник), «Личностные особенности подростков » (Козлов Илья Евгеньевич, 9«а», научный руководитель Л.В. Горник);
химии - «Химический анализ воды водоемов Оршанского района» (Антонова Светлана Анатольевна, 9«в», научный руководитель И.А. Максимова);
истории - «Аграрная реформа Столыпина» (Никитина Марина Вячеславовна, 11«а», научный руководитель Е.В. Короткова).
Обучающиеся нашей школы представили свои работы на межрегиональной 5 научно-практической конференции «Александровские чтения 2009»: по математике - «Пьер Ферма - великий математик или великий хитрец»
(Трухина Любовь Ивановна, 11«а», научный руководитель Е.Д. Пуртова); физике - «Влияние электромагнитного поля на живые организмы и защита от его вредного воздействия» (Альдуганова Татьяна Ивановна, Беляев Юрий Сергеевич, Лебедев Николай Станиславович, Трухина Любовь Ивановна, 11«а», научный руководитель Л.А. Кузнецова) - работа получила диплом III степени; химии - «Химический анализ воды водоемов Оршанского района» (Антонова Светлана Анатольевна, 9«в», научный руководитель И.А. Максимова).
Эти конференции явились своеобразным отчетом работы по обучению педагогов и применению ими информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и предоставили прекрасную возможность педагогам нашей школы продемонстрировать свое творчество. На районную конференцию приехали не только участники, но и заинтересованные проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс.
С приходом программы Intel® «Обучение для будущего» в школе произошли позитивные качественные изменения: найдены новые эффективные пути информатизации системы образования, учителя и дети начали говорить на одном языке. С внедрением ИКТ интересы всех участников образовательного процесса совпали.
Выпускники Программы участвуют в республиканских и районных конкурсах профессионального мастерства, где неизменно становятся победителями, лауреатами.
Работа ведется во всех методических объединениях школы: выявляются принципы и разрабатываются приемы оптимизации учебного процесса, повышающие образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
В ближайшем будущем мы ожидаем всеобщий охват и массовое повышение квалификации педагогов. Большая часть учителей школы - компетентные участники и пользователи образовательной среды.
Профессионализм наших учителей тесно связан с данной программой. Сообщество творческих учителей, нацеленных на развитие личности обучающихся, увеличивается.
Деятельностный подход в обучении, акцентирование внимания на личности учителя, на его ИКТ-ком-петентности как элемента педагогической культуры обуславливают непременный успех учителей и получение качественного образования обучающимися школы, мотивацию дальнейшего самостоятельного обучения.
Роль сетевых медиасервисов
в системе повышения квалификации работников образования
М.В. Кузьмина (kuzminamv@rambler.ru)
ГОУДПО «Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Киров
Интернет позволяет педагогам переносить в режим сетевого взаимодействия коллективную разработку учебно-методических материалов, их обсуждение, деятельность сетевых творческих лабораторий, что предоставляет равные возможности всем участникам данного полилога для самовыражения, проявления творческой активности, оценки и демонстрации результатов деятельности в определенном направлении.
Сетевые педагогические сообщества расширяют географию дистанционных партнеров, коллег, читателей, зрителей и дают возможность раскрыть глубину собственного познания и опыта как педагогам-новаторам, оперативно усваиваюшцм информацию, так и менее активным участникам педагогического общения, целью которого является получение личностно-значимой информации из перенасыщенного информационного поля, преломление ее в сознании педагога с учетом имеющегося «жизненного» и педагогического опыта, современных направлений в развитии педагогики и психологии. Интернет-технологии предоставляют возможности как по поддержанию процесса обучения педагога на протяжении его профессиональной жизни, так и по продуктивному обмену опытом и знаниями между педагогами с большим «педагогическим багажом» и молодыми коллегами, продолжению педагогической активности и самореализации учителей зрелого возраста. Конечным результатом этих деятельностных преобразований, с возможностью реализации передовых педагогических идей и креативных направлений, является разработка нового интеллектуального продукта, который может быть размещен в глобальной сети, прорецензирован, подкорректирован, обсужден и оценен на разных этапах работы.
Современное общество принято называть не только «информационным», но и «медиатизированным», зависящим от медиа и средств массовой коммуникации. Расширяющееся медиаконвергентное пространство активно влияет на культурные, социальные, психологические ценности, воспитание и образование, формируя и изменяя установки, модели поведения, деятельность и обучение. Медиа сегодня занимают особое место в жизни человека,