Электронный учебно-методический комплекс
как средство совершенствования педагогического процесса курсов повышения квалификации
Н.М. Кузнецова ([email protected]), В.В. Коняшкина ([email protected]),
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Современный этап развития системы высшего профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение ИКТ позволяет не только повысить эффективность традиционных форм обучения, но, и это главное, обеспечивает доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам современного образовательного процесса.
В нормативных документах Министерства образования и науки РФ появились требования и рекомендации по разработке соответствующего учебно-методического обеспечения. Основу такого обеспечения составляет электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения [4]: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Применение ЭУМК направлено на решение актуальных задач современного образования: сокращение аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов; восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого студента учебными и учебно-методическими материалами; экономия учебных площадей; автоматизация контроля знаний студентов; расширение контингента студентов и предоставление более гибкого и доступного образования.
Современный учебно-методический комплекс дисциплины, наряду с обязательными и традиционными требованиями, должен обеспечивать самостоятельное изучение теоретического материала, комплексный контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль, промежуточную аттестацию), методическое сопровождение обучения, дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Поэтому электронный УМК должен содержать комплект электронных учебных документов (аннотация и содержание учебного курса, рабочая программа и учебный график, методические рекомендации); электронные учебные издания (учебники, учебные пособия, виртуальные лабораторные практикумы, комплекты тестов и программы контроля знаний); учебно-справочные и учебно-библиографические электронные издания.
При организации ЭУМК основной трудностью является разработка электронных учебных материалов -электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но технологические и дидактические возможности такого УМК несоизмеримо шире. Это и адаптация изучаемого материала в уровню знаний студента и под индивидуальные запросы обучаемого, и компьютерная визуализация учебной информации изучаемого объекта, процесса, и встроенный автоматизированный контроль усвоения знаний, и интерактивное взаимодействие между студентами и элементами комплекса, и полномасштабное мультимедийное оформление и др.
Таким образом, при использовании в учебном процессе современного вуза электронных учебно-методических комплексов создаются предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации.
Основополагающим фактором создания и использования в практике современного высшего образования электронных учебно-методических комплексов является достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности преподавателя высшей школы. В структуре ИКТ-компетентности преподавателя можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная ИКТ-компетентность. Системное применение ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя - это система развития, совершенствования, углубления базовой ИКТ-компетентности преподавателя, того инварианта знаний, умений и опыта, который позволяет ему решать образовательные задачи средствами ИКТ, и непременно трансформируется в предметно-ориентированную, предполагающую освоение специализированных технологий и ресурсов и внедрение их в образовательную область учебной дисциплины.
212
ИТО Марий Эл - 2009
Совершенно очевидно, что необходимым и обязательным элементом такой системы является повышение квалификации в области ИКТ. Интегративным качеством такой системы и, одновременно с этим, диагностируемым результатом ее деятельности как системы является информационно-педагогическая среда, ее качественный состав, масштаб и степень устойчивости во времени.
Определяя перечень ИКТ-компетентностей преподавателя, мы ведем речь о педагоге, готовом и способном не только использовать в своей деятельности ИКТ как таковые, но и создавать на этой основе новые, научно подкрепленные, эффективные практики (или практико-ориентированные, методически обоснованные решения конкретных проблем).
Для решения задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе университета в Марийском региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров при Марийском государственном университете была разработана и реализуется программа повышения квалификации «Технология создания и внедрения, электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза». Для сопровождения программы был создан одноименный электронный образовательный ресурс - электронный учебно-методический комплекс программы повышения квалификации.
Отличительной особенностью ЭУМК «Технология создания и внедрения, электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза» является интерактивность обучения, реализуемая за счет использования в комплексе различных визуальных, вербальных, мультимедийных средств. Интерактивная анимационная модель позволяет использовать методику проблемного обучения, обеспечивающую усвоение научных понятий и закономерностей на основе личного опыта взаимодействия с моделью.
Программа курсов повышения квалификации направлена на формирование предметно-ориентированной ИКТ-компетентности, на обучение созданию учебно-методических комплексов по преподаваемой дисциплине с целью дальнейшего использования в учебном процессе.
Методика обучения созданию ЭУМК и дальнейшей работы с ним - сложный процесс, здесь невозможно применение каких-либо эталонных или шаблонных форм даже технологически, хотя бы потому, что структура создаваемого ЭУМК, в первую очередь, определяется спецификой предметной области. Преподаватель сам выбирает и структурирует учебный материал в своем комплексе, определяет уровень интерактивности, степень самостоятельности изучения теоретического материала, виды и формы контроля знаний глубину методического сопровождения обучения и так далее.
Системный подход является основополагающим в построении методики реализации данной программы повышения квалификации, что предполагает поэтапное формирование знаний, умений и опыта сначала работы с электронным учебно-методическим комплексом, а затем, на основе проектной методики, создания ЭУМК по преподаваемой дисциплине.
Первоначально слушателю предлагается ознакомиться со структурой комплекса, изучить основные разделы. На последующих лекционных занятиях происходит ознакомление с программными средствами, позволяющими создавать различные модули комплекса. На занятиях подробно рассматривается структура и содержание каждого модуля. Даются подробные указания по составлению и размещению учебного материала в ЭУМК. Также рассматривается дальнейшее применение электронного ресурса в педагогической деятельности, выявляются проблемы, встречающиеся при работе с ним, и предлагаются наиболее оптимальные пути преодоления этих проблем.
На практических и семинарских занятиях первоначально слушателями проводятся исследования уже существующих электронных учебно-методических комплексов, выявляются их преимущества и недостатки, проводится анализ содержательной части, оценивается дизайн.
В дальнейшем слушателю предлагается выбрать программу, в которой он будет создавать ЭУМК, и только после этого происходит последовательное конструирование самого комплекса.
На самостоятельную работу выводится создание теоретической и практической части ЭУМК. Слушатель сам выбирает основные темы и задания, которые будут включены в комплекс. А преподаватель курсов помогает правильно их разместить. Преимуществом создания ЭУМК является то, что слушатель постоянно его может дополнять и изменять, то есть его самостоятельная работа не заканчивается на курсах, а продолжается и на месте его работы. Следовательно, формирование высокого уровня ИКТ-компетентности не заканчивается по окончании курсов, а совершенствуется и в дальнейшем, чему способствует и система педагогической поддержки преподавателя в применении ИКТ в профессиональной деятельности.
Практика курсов повышения квалификации по программе «Технология создания и внедрения электронных учебно-методических комплексов в образовательный процесс вуза» показала, что методика преподавания на кур-
сах требует еще серьезной доработки. В первую очередь это связано с тем, что использование любых электронных ресурсов в образовании достаточно новое явление, в педагогических исследованиях не получили достаточного научно-методического обоснования новые практики использования ЭУМК в современной информационно-образовательной среде. Остаются чрезвычайно актуальными и требующими решения многие проблемы педагогики информационных технологий в образовании: проблема неразработанности понятийно-категориального аппарата, проблема оптимального состава УМК для эффективного обучения, проблема размещения дидактических элементов УМК на различных носителях, проблемы психолого-эргономического представления учебного материала, проблемы восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде, и его понимания, проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную информационно-образовательную среду. Все это определяет направления наших дальнейших исследований.
Литература
1. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект: основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынни-кова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2004. - 504 с.
2. Лебедева, М.Б. ЭУМК по дисциплине информационные и коммуникационные технологии в образовании / М.Б. Лебедева // Создание и использование УМК в системах традиционного и дистанционного обучения: сб. / под. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Изд. МГОУ.
3. Об электронных изданиях: письмо Министерства РФ от 21 января 2003 г. .№ 43-52-06/12.
4. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. - М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. - 320 с.
5. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для учащихся высш. учеб. завед. / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001
6. Роберт, И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект) / И.В. Роберт. - М.: РАО, 2002.
7. Электронные учебно-методические комплексы. - http://tutors.iite.ru/files/electr_uch_met_severova.doc
Компетентностный подход деятельности выпускников программы INTEL «Обучение для будущего» МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
Е.Д. Пуртова ([email protected]), Е.А. Степанова ([email protected]),
Л.В. Горник ([email protected])
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» п. Оршанка, РМЭ
Отправным моментом к широкому использованию ИКТ-технологий стала образовательная программа кор -порации Intel «Обучение для будущего», которая реализуется в нашей школе с 2006-2007 учебного года. Обучающей площадкой является ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова».
Программа Intel «Обучение для будущего» оказывает содействие в улучшении преподавания всех предметов школьного стандарта, способствует внедрению передовых информационно-коммуникационных и педагогических технологий в практику работы учителей школы.
На площадке ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего» разные категории учителей нашей школы. Содержательные средства обучения программы Intel «Обучение для будущего» формируют у учителей-выпускников:
- социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в развитии своей школы;
- компетенции, связанные с информатизацией общества: владение новыми информационными и педагогическими технологиями, использование возможностей служб Интернета;
- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни.
Программа Intel «Обучение для будущего» способствует становлению и развитию профессиональной компетенции учителей, что повышает качество обучения. Так, учителями нашей школы разработаны и реализованы проекты по русскому языку и литературе «Образ семьи в романе «Война и мир» (авторы Т.Х. Фатерова, Т.В. Агеева), «Кентервильское привидение» (авторы М.В. Гущина, И.С. Бутина), по математике «Проценты: в жизни и математике» (авторы Е.Д. Пуртова, Е.А. Рябчикова, В.В. Онучина), по биологии «Курение - вред» (авторы И.А. Максимова, И.Ю. Петухова, И.А. Максимова), для учащихся начальных и средних классов «Весна, весна и все ей радо...» (авторы Г.А. Поздеева, Л.В. Горник, Л.А. Корнеева), по обществознанию «Стой! Кто идет?» (авторы Е.В. Короткова, Т.В. Петухова), по профориентации «Мы выбираем профессию.» (авторы Е.Д. Пуртова, Л.В. Горник), по краеведению «Быть ли Оршанке городом» (авторы В.К. Ерофеева, Л.В. Орехова), по химии «Получение и свойства кислорода» (автор Н.Н. Попцова).