стно-деятельностного и профессионально-деятельностного подхода, самостоятельности, саморазвития [4, с. 4-20].
Профессионально-деятельностный принцип позволяет организовать развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий эффективно, так как находит свою реализацию в постановке перед обучающимися задач, аналогичных тем, которые им предстоит решать в самостоятельной практической деятельности, не в ущерб гармоничному воспитанию личности. В соответствии с этим строится модель профессиональной подготовки целостной личности специалиста, где отмечается, что профессиональная компетентность должна включать общие профессиональные знания и умения, типичные профессионально-личностные качества специалиста, и качества, соответствующие специализации.
Между идеальными моделями и фактической подготовкой специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования существует, однако, заметная разница. На практике в образовательном процессе доминирует функциональный подход, который выражается в слабых связях между учебными дисциплинами, подготовке к отдельным видам производственной деятельности. В результате чего
Библиографический список
можно сделать вывод, что в нашей педагогической действительности нет еще целостного педагогического процесса, который мог бы обеспечить развитие профессиональной компетентности специалистов.
Сегодня гарантом развития профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий служат профессиональные стандарты, устанавливающие требования к уровню их профессиональной квалификации. Создание и ввод в действие профессиональных стандартов выступает в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия дополнительного профессионального образования, гарантирует его необходимый уровень. Кроме того, через профессиональные стандарты российская профессиональная школа вписывается и в мировое культурно-образовательное пространство [5].
Таким образом, развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе профессионально-деятельностного подхода является перспективным направлением в практике повышения квалификации специалистов и, соответственно, данная проблема является весьма актуальной для педагогической науки.
1. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1998.
2. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кравченко,
Н.А. Морозова: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. - М., 1999.
4. Копошилко, С.Б. Предпосылки целостного педагогического процесса (Вопросы теории и практики) / С.Б. Копошилко // Профессиональнотворческая подготовка студентов в вузе: Сб. науч. тр. / под редакцией Т.А. Хмель. - М., 1990.
5. Байденко, В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: монография. - Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. Статья поступила в редакцию 10.07. 09
УДК 378.147
Н.А. Русова, соискатель МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail: sumop@masu.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
В данной статье рассматриваются вопросы развития профессиональной компетентности студентов вузов по средствам внедрения в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов. Развитие профессиональной компетентности способствует формированию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, развитию устойчивого профессионального намерения к успешной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты вуза, инновационные технологии, учебно-методический комплекс.
Образовательная индустрия в современных условиях немыслима без системного, всестороннего учета всех составляющих, и прежде без разработки и внедрения целостного комплекса информационно-педагогических технологий, производстве качественно нового поколения образовательных ресурсов, обучающих программ, информационных учебнометодических и дидактических средств.
Анализируя основные тенденции развития системы образования, по мнению В.Н. Гурова, можно выделить следующие направления: переход к непрерывному образованию; открытость образования; актуализация образования; фунда-ментализация образования; гуманизация и гуманитаризация образования; инновации в образовании [1, с. 85].
Общая тенденция развития общества, социальноэкономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют от человека непрерывного повышения общекультурной и профессиональной подготовки. Многие исследователи,
Н.В. Борисова [2], Ю. Ветров [3], И.А. Зимняя [4], А.Я. Найн
[5], М.И. Пальчук [6] и другие, анализируя перспективы развития образования в мире и в России, независимо друг от друга приходят к выводу, что современному обществу, с растущими потребностями, необходим компетентный в своей профессиональной деятельности специалист, способный продуктивно выполнять определенные трудовые функции, владеющий современными средствами решения профессиональных
задач, а также всегда готовый к саморазвитию и самообразованию в процессе трудовой деятельности.
Отметим и то, что постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца Х1Х-середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Как считает О.В. Сафронова, целью современной системы образования стало обеспечение подготовки специалиста высокого качества как саморазвивающейся личности с инновационным стилем мышления и компетентностью за счет обеспечения преемственности и развития многообразных видов деятельности, поиска инновационных подходов и технологий в обучении и воспитании молодежи [7, с. 66].
Отсюда следует, как пишет Е.С. Полат, что современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных [8]:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Произошедшая смена образовательной парадигмы - от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», приводит к необходимости постоянного обучения новым технологиям, видам деятельности, быстро сменяющимся в сфере любого производства. Как следствие возникает потребность в качественно иной подготовке специалиста, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практикоориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных профессиональных проблем. Необходим поиск новых, радикальных подходов, обеспечивающих инновационное развитие образования путем использования новых идей, технологий, замены устаревших и неэффективных педагогических средств новыми и более эффективными для данных условий, а значит и развитие компетентности [9, с. 175].
Проблемы развития и внедрения педагогических технологий в учебный процесс сформулированы в работах В.П. Беспалько, Н.В. Буяновой, Г.К. Селевко и др. Основы применения компьютеров и информационных технологий в образовании обоснованы С.А. Бешенковым, Б.С. Гершунским, А.А. Кузнецовым, И.В. Роберт и др.
Дефиниция «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - наука, понятие [10, с. 163]. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Существующие различные позиции к определению педагогических технологий, заимствованные из работы Г. К. Се-левко, представим в табл. 1 [11, с. 48-51].
Таблица 1
Различные позиции к определению педагогических технологий
ционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и ив пространстве и приводящая к намеченным результатам_______
Авторы Позиция
В. Бухвалов, B. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, C.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. Де Киффер, М. Мейер и др. Средство, т.е. производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса
В.П. Беспалько, М. А. Чошанов, В. А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер и др. Процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса
П.И. Пидкаси-стый, В.В. Гузеев, М. Эраут и др. Обширная область знаний, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук
М.В. Кларин, Многомерный процесс. Система функ-
Такое множество подходов к определению педагогической технологии, по мнению О. В. Сафроновой, свидетельствует о том, что категория педагогики «педагогическая технология» обладает большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности [7, с. 65].
Понятие инновационных педагогических технологий уже достаточно прочно утвердилось среди практикующих педагогов. Инновацией в образовании называют целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы, вызывающие ее переход из одного состояния в другое [12, с. 743].
Инновационные технологии, как верно пишут А. Розенц-вайг и Ю. Смирнов, - это технологии создания существующего или нового продукта на основе новых технологий, обеспечивающих иную стоимость и иное качество этих продуктов [13, с. 89]. С подобной позицией нельзя не согласиться. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом инновационного процесса.
К инновационным педагогическим технологиям, как считает М.И. Пальчук, относятся, в первую очередь, технологии, основанные на использовании компьютеров и мультимедийных технологий, базирующиеся на комплексном применении современных технологических средств обучения: персональных компьютеров, видео, аудиовизуальных средств и т.д.
[6]. И компьютерные и мультимедийные технологии обучения предполагают активное использование как в аудиторной, так и в самостоятельной работе студентов нетрадиционных источников информации, от кассет, сидиромов и дискет до онлайновых баз данных и веб-сайтов.
Так мультимедиа-технология (от англ. multi - много и media - среда), являясь составляющей информационных технологий, открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет моделировать явления и процессы, повышающие качество обучения, эффективность самостоятельной работы.
Справедливо заметили Н.В. Борисова и В.Б. Кузов, инновационные технологии приводят к тому, что обучающий всё больше превращается в советчика, организатора обучения, его прежняя роль передатчика информации перепоручается информационной технологии, а организующая роль не всегда требует физического присутствия преподавателя [2, с. 162]. Преподаватель становится организатором познавательной деятельности обучающихся.
Реалии сегодняшнего дня диктуют педагогам университета новые подходы к формированию образовательного процесса. Несомненно, поиск сочетания нового с традиционным достаточно сложен и требует решения целого ряда психологопедагогических, учебно-методических и иных задач. От четкого представления места инновационных технологий в системе «преподаватель - студент» зависит эффективность их использования в обучении.
Одним из прогрессивных направлений создания принципиально нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса на основе компьютерной поддержки является разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), выполняющих продуктивные педагогические функции благодаря использованию инновационных образовательных технологий. Этой работе мы уделяем приоритетное внимание.
Как показал опыт внедрения в учебный процесс ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (ГОУ ВПО «МаГУ») пакетов учебно-методических комплексов (УМК) в печатном и электронном виде по дисциплинам ос-
новных образовательных программ, одним из эффективных средств обучения может явиться УМК [14, с. 152].
Использование в учебном процессе учебно-методических комплексов позволяет решать ряд актуальных задач.
1. Восполнение дефицита учебной и методической литературы. Каждый студент получит возможность иметь личный экземпляр УМК, в котором будет сконцентрирован необходимый объем теоретического материала для изучения дисциплины, обогащенный фотографиями, графиками, рисунками, видеофрагментами, звуковыми вставками, а также дополнительные учебные и информационно-справочные материалы, представленные в самом разнообразном виде.
2. Сокращение аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов, поскольку использование компьютерных средств позволяет получать первичную информацию не только от преподавателя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогут студенту при определенной степени компетентности освоить ту или иную дисциплину.
3. Автоматизация контроля знаний студентов. Компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.
4. Предоставление более гибкого и доступного образования. Студентам предоставляется возможность использовать УМК как для непосредственного изучения материала, так и в виде справочного и методического пособия, таким образом, происходит адаптирование процесса обучения под индивидуальные возможности каждого конкретного человека.
Оснащение дисциплин электронными учебно-
методическими комплексами в условиях постоянно нарастающего потока новой информации, усложнения знаний, недостаточного количества учебно-методической литературы, позволяет вузу создать условия для оптимизации процесса изучения студентами любой учебной дисциплины, как при непосредственном участии преподавателя, так и самостоятельно.
Студенты университета чрезвычайно активно используют новейшие носители информации - телевидение, компьютеры, Интернет. По сравнению с традиционными (лекция или семинар) информационные технологии более демократичны. Они позволяют охватить большее количество студентов, индивидуализировать обучение и управлять процессом усвоения знаний. Студент имеет возможность вернуться к любой точке текста, проиграть заново ситуацию, просмотреть результаты тестов и проанализировать их. При использовании информационных технологий приобретается также умение учиться самому. Происходит осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений.
Таким образом, с применением мультимедиа средств и технологий можно построить такую модель обучения, в которой разумное сочетание традиционных педагогических и инновационных форм организации учебного процесса дает принципиально новое качество в передаче и усвоении системы знаний, умений и навыков.
Использование электронных учебно-методических комплексов позволяет также создать открытую систему интенсивного обучения, когда студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора подходящей ему программы, технологии и траектории обучения. Следовательно, происходит адаптация системы обучения под индивидуальные возможности студента, а учебный процесс становится гибким, более насыщенным и результативным.
В целях оценки эффективности технологий обучения с использованием учебно-методических комплексов, нами было проведено специальное исследование. В качестве основного инструментария использовалась анкета-опросник, которая состояла из серии вопросов, позволивших изучить мнение студентов университета и пользе и влиянии информационных ресурсов на развитие профессиональной компетентности.
В анкетировании принимали участие студенты очного и заочного отделений ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» всех специальностей, всего 86 человек.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие основные выводы.
85% студентов предпочитают обучаться с использованием компьютера. В качестве основных причин выступают: существенно облегчает работу, экономится время. Однако 9% опрошенных ответили, что частично не воспринимают информацию, т. к. с экрана монитора текст воспринимать сложно.
На вопрос, на каком уровне студенты владеют навыками работы с компьютером, ответы распределились следующим образом: низкий уровень - 4%, средний - 65%, высокий -31%. Причем работа за компьютером у студентов в среднем занимает от 30 минут до 2 часов в день. Самостоятельно поиском информации и самообразованием занимается приблизительно 57% опрошенных, остальные не видят в этом необходимости. Это говорит о том, что около 50% студентов имеют низкую мотивацию к обучению и привыкли получать информацию непосредственно от преподавателя на лекциях и практических занятиях. 55% опрошенных считают, что лучшим педагогом является тот, кто умеет вызвать интерес к предмету, около 30% - кто создает в коллективе благоприятную атмосферу для учебы.
На такой вопрос, чем ЭУМК привлекательнее традиционных учебно-методических материалов, приблизительно 75% опрошенных отдали предпочтение электронным учебнометодическим комплексам. В пользу комплекса было названо следующее: все материалы собраны на одном носителе; объем, включенных материалов в ЭУМК помогает качественно подготовиться к сдаче зачета (экзамена); не надо тратить время на поиск учебно-методических источников в библиотеке; много дополнительных данных, позволяющих глубоко изучить дисциплину и расширить кругозор в изучаемой области; использование мультимедийных возможностей (презентации, аудио- и видео материалы); возможность самому проверить знания с помощью интерактивных тестов.
Дизайнерское решение комплексов (размер и цвет шрифта, используемые фоны) важно лишь для 30% студентов, причем для некоторых из них важен только размер шрифта, для некоторых его цвет и выбранный фон. Можно сделать следующий вывод, что при ярко выраженной мотивации обучения и психологической комфортности взаимодействия с компьютерной средой дизайнерское решение выступает второстепенным фактором и не оказывает выраженного влияния на учебную деятельность обучающихся.
Опросник содержал и такой вопрос: как повлияло использование ЭУМК на успеваемость, на который 56% студентов ответили, что результаты сессии улучшились; 44% студентов ответили, что не заметили никаких изменений. Ни один не сказал, что результаты сессии ухудшились. Причем 69% респондентов планируют и в дальнейшем использовать ЭУМК в процессе обучения в университете. Что позволяет сказать о том, что проводимая работа по внедрению в учебный процесс Магнитогорского государственного университета электронных учебно-методических комплексов является плодотворным.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы. Студенты отдают предпочтение электронным носителям информации по сравнению с традиционными бумажными носителями - книгами, газетами, журналами. Более того, при подготовке к занятиям предпочитают не фундаментальные книги, а справочную литературу, конспекты и сжатые хрестоматии.
Для того чтобы студент органично взаимодействовал с компьютерной средой, он должен обладать разветвленной системой навыков (от умения работать с клавиатурой и «мышью» до умения ориентироваться в структуре сетевого пространства), овладение которыми требует изменения традиционных представлений об организации деятельности. Чтобы взаимодействие студента с компьютерной информационной
средой было эффективным, необходимо формирование потребности во взаимодействии с ней и полное включение обучающихся в данную среду.
Внедрение в учебный процесс Магнитогорским государственным университетом инновационных форм и методов, а также пакетов учебно-методических комплексов (в печатном и электронном виде) по дисциплинам основных образовательных программ показало готовность студентов к выполнению стандартных и нестандартных профессиональных задач, как
Библиографический список
при поэтапном контроле качества и глубины знаний, так и при итоговых квалификационных испытаниях.
Резюмируя изложенное, отметим, что электронный учебно-методический комплекс, несомненно, является эффективным дидактическим средством обучения, которое может обеспечить качественно новый уровень обучения, построенный на принципах информационной открытости, дистанцион-ности, индивидуализации траектории обучения, а также значительно повысить качество профессиональной компетентности будущего специалиста.
1. Гуров, В.Н. Инновационная деятельность преподавателя высшей школы в контексте приоритетного национального проекта «Образование» / В. Н. Гуров // Инновации в образовании. - 2008. - № 6.
2. Борисова, Н.В. Развитие компетентности преподавателя как фактор качества образовательных технологий в условиях виртуализации образования / Н.В. Борисова, В.Б. Кузов // Система обеспечения качества в дистанционном образовании: сб. науч. тр. / науч. ред. В.Н. Голубкин, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2007.
3. Ветров, Ю. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы / Ю. Ветров, Д. Сомов, С. Печерская // Высшее образование в России. - 2007. - № 8.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
5. Найн, А.Я. Развитие уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры / А.Я. Найн // Инновационные проблемы теории и методики физической культуры. - Челябинск : ЧГНОЦ УрО РАО, 2005.
6. Пальчук, М.И. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании / М.И. Пальчук // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://MicrosoftWord - 1.rtf. 13.03.2009.
7. Сафронова, О. В. Концептуальные положения разработки технологии самоактуализации личности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя (в условиях педагогического колледжа) / О.В. Сафронова // Интеграция образования. - 2008. - № 3.
8. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов: Новые педагогические технологии / Е.С. Полат // [Электронный ресурс]. - 2006. -Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/intro.html. 10.12.2008.
9. Русова, Н. А. Опыт создания электронных учебно-методических комплексов / Н. А. Русова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VII Всерос. научно-практ. конф.: в 8 ч. / Академия пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М.: Челябинск: изд-во «Образование», 2008. - Ч. 1.
10. Школьный словарь иностранных слов: пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская / под ред. В.В. Иванова. - М.: Просвещение, 1983.
11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1.
12. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2.
13. Розенцвайг, А. Об инновациях в системе образования / А. Розенцвайг, Ю. Смирнов // Высшее образование в России. - 2008. - № 8.
14. Русова, Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения профессиональной компетентности преподавателя / Н.А. Русова // Педагогическая наука и образование: Тематический сборник научных трудов. / отв. ред. А.Я. Найн. - Челябинск: Изд-во ЧелГНОЦ УрО РАО, 2007. - Вып. 7.
Статья поступила в редакцию 22.06.09
УДК 378.036(091)
Н.А. Ковешникова канд. культурологии, доц. ОГТУ, г. Орел, Е-mail rodoris@yandex.ru
ИЗ ИСТОРИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
В XVI в. художественное проектирование выделилось в самостоятельный вид деятельности и стало особенно востребовано в художественных мануфактурах. Между тем, как показано в статье, никаких навыков проектирования в рамках академической системы образования художники того времени не получали.
Ключевые слова: Академическая система художественного образования, художественное проектирование, дизайн.
В своем исследовании исторических этапов формирования дизайнерского проектирования К. С. Ившин и С. А. Волод-ских показывают, что в эпоху Возрождения сформировался творческий процесс, который стал прообразом современного процесса художественно-технического проектирования. В это время были предприняты первые попытки научного обоснования процесса формообразования изделий. Ренессансное мировоззрение привело к образованию первоначальных смысловых понятий термина «design» и к появлению личностей, обладающих многими «мастерствами», которые входят в арсенал и современного дизайнера [1, с. 16].
Органическая связь технического творчества с художественным была, по мнению Э. Цыганковой, характерным признаком эпохи Возрождения и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники [2, с. 7].
Однако было бы ошибкой преувеличивать влияние техники на художественную культуру Возрождения - в целом оно было не столь уж значительным. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. Как это ни парадоксально, но именно в эпоху Воз-
рождения, с ее идеалом универсальной творческой личности, происходит окончательное разделение единого латинского понятия «аге» на ремесло и искусство и «аі1і£ех»-на художника и ремесленника.
Особый интерес для нас представляют формы работы и методы обучения художников, сложившиеся в ренессансных боттегах - мастерских скульпторов и живописцев. Специфика деятельности ренессансных художественных мастерских весьма обстоятельно рассмотрена В.П. Головиным [3]. Метаморфозы боттеги эпохи Возрождения автор объясняет эволюцией соотношений «мастер - мастерская» и изменением социального статуса и самосознания художника.
В XV в. художники с подмастерьями и учениками, помимо изготовления картин, расписывали вывески для лавок, флаги, подарочные тарелки ко дню конфирмации и рождеству, скульптуру, делали интарсии, геральдические девизы, рисунки для ковров. Выполнение подобных заказов не рассматривалось еще как нечто неприемлемое для репутации художника. Даже крупные мастера не отказывались от такой работы. До конца кватроченто хозяева художественных мастерских оставались в представлении общества высококвалифи-
2б2