Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного образования на основе профессиональнодеятельностного подхода'

Развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного образования на основе профессиональнодеятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАНДАРТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / THE EXPERT / THE INDUSTRIAL ENTERPRISES / PROFESSIONAL COMPETENCE / STANDARDS / COMPETITIVENESS / MOBILITY / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Ю. В.

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе профессионально-деятельностного подхода. Является перспективным направлением в практике повышения квалификации специалистов и, соответственно, данная проблема является весьма актуальной для педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES IN ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL FORMATION ON THE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY THE APPROACH

In clause the problem of development of professional competence of experts of the industrial enterprises in establishments of additional vocational training on the basis of professional activity of the approach is considered. Is a perspective direction in practice of improvement of professional skill of experts and, accordingly, the given problem is rather actual for a pedagogical science.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного образования на основе профессиональнодеятельностного подхода»

стараясь вызвать у детей познавательную и речевую активность.

В ходе анализа различного рода занятий, досугов, игр, экскурсий с детьми, методических мероприятий с коллегами и родителями предлагается определить уровень коммуникативного обеспечения мероприятий и коммуникативной компетентности у будущих педагогов. Особое внимание обращается на следующие моменты:

- умение студента активизировать коммуникативную деятельность детей;

- реализация индивидуального подхода к каждому ребенку;

- характер постановки вопросов к дошкольникам;

- умение слушать и слышать партнера по общению;

- эмоциональность, позитивная атмосфера в ходе коммуникации;

- установление субъект-субъектных отношений в процессе решения коммуникативных задач и пр.

Следует помнить, что при личностно-ориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

Анализируя в ходе практики различного рода мероприятия с педагогами, детьми, их родителями, студенты на массе примеров убеждаются, как важно иметь правильную, логичную, выразительную речь, владеть коммуникативными знаниями и умениями при решении конкретных педагогических задач.

Кроме того, в период педагогической практики учащимся могут быть выданы индивидуальные задания с учетом их склонностей и интересов. Выбор темы определяется, исходя из необходимости освоения будущим педагогом различных

Библиографический список

форм и методов организации общения с детьми разных возрастных групп.

Выполняя индивидуальное задание, практиканты проявляют инициативу, демонстрируют свои коммуникативные способности, знания и умения, проверяют свою компетентность в реальных коммуникативных ситуациях. Такая деятельность студентов способствует развитию междисциплинарного мышления, естественности и успеху в педагогическом общении.

Таким образом, применение специально разработанных технологий коммуникативного обучения, взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов, последовательная реализация базовых дидактических принципов позволяют провести целенаправленную работу по формированию коммуникативных знаний и умений у будущих педагогов, результатом которой должен стать высокий уровень их коммуникативной компетентности.

Закономерностями коммуникативного обучения в педагогическом вузе, по нашему мнению, явятся следующие положения:

- процесс обучения эффективной коммуникации выражен в двух аспектах: приобретение коммуникативных знаний, умений и навыков и готовность проявления их в действии, что определяет наличие компетентности;

- коммуникативное обучение будущих педагогов дошкольного образования начинается с выявления адекватного представления о профессии и профессиональной значимости коммуникативной компетентности;

- обучение эффективной коммуникации, основываясь на компетентностном содержании образования, отражая коммуникативную компетенцию в государственных образовательных стандартах, ориентировано на переход обучения от «что можем» к «что необходимо»;

- в ходе коммуникативного обучения в педагогическом вузе необходимо изменение позиции преподавателя-транслятора коммуникативных знаний на позицию фасилита-тора, применение им интерактивных методов, что повышает мотивацию познавательной деятельности студентов при решении проблемных коммуникативных задач (приоритет субъектно-смыслового обучения над информационным);

- обучение эффективной коммуникации будущих педагогов дошкольного образования - это процесс, в котором внимание сосредотачивается не только на преподавании специальных дисциплин, но и на внедрении коммуникативных знаний в предметы общепрофессионального направления и профильной подготовки.

1. Зеер, Э., Сыманюк, Э. Компетентностный подход к модернизации российского образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5.

3. Косило, Е.Е. Структурный анализ формирования коммуникативной компетентности у студентов высших учебных заведений / Е.Е. Косило // Инновации в образовании. - 2003. - № 3.

4. Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003.

Статья поступила в редакцию 05.07.09

УДК 377: 331

Ю.В. Давыдова, соискатель БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе профессионально-деятельностного подхода. Является перспективным направлением в практике повышения квалификации специалистов и, соответственно, данная проблема является весьма актуальной для педагогической науки.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, специалист, промышленные предприятия, профессиональная компетентность, стандарты, конкурентоспособность, мобильность, профессиональная деятельность.

В последнее время в педагогической науке активно обсуждается идея развития компетентности, необходимость которой предопределена исторически в виде глубинных «корневых» изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов поведения людей, составляющих современный социум России. Эта идея выводит цели современного образования за пределы традиционного представления о ней как системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. Компетентности специалистов являются важным педагогическим условием достижения цели образования, так как благодаря им обучающиеся выступают в качестве активных носителей субъективного опыта. Избирая объектом исследования, дополнительное профессиональное образование как педагогический процесс, осуществляемый в интересах человека, общества, государства и направленный на обеспечение конкурентоспособности и мобильности субъекта профессиональной активности на рынке труда, мы руководствовались центральной идеей непрерывного образования -о развитии человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Компетентность не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Обладать совокупностью компетенций, необходимых для успешной интеграции обучающихся в социум, - значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность одновременно тесно связывает актуализацию и мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности.

Очевиден произошедший за последние годы перелом в сознании в пользу образованности как ценности. Исследование показало, что основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать общей компетентностью. Общие компетенции определяют сущность всех профессиональных видов деятельности. Ядро общих компетентностей, образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности. В этих условиях образование перестает быть только транслирующим, предающим механизмом культуры и в большей степени начинает становиться механизмом ее порождения. Саму траекторию развития образовательных процессов в новой социокультурной ситуации мы формулируем как достижение нового качества подготовки человека за счет развития его общих компетентностей на основе восстановления гармоничного развития взаимосвязанных систем.

Эффективное развитие общих компетентностей возможно при соблюдении следующих принципов: а) обучающийся не становится, а изначально является субъектом познания; б) образование есть единство двух составляющих: обучения и самообразования; в) приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности обучающегося как активного носителя субъективного опыта, складывающегося до влияния специально организованного обучения; г) проектирование образовательного процесса предусматривает возможность воспроизведения учения как индивидуальной деятельности по трансформации (преобразованию) социально значимых нормативов (образцов) усвоения, заданных в обучении; д) развитие учащегося как личности происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и при постоянном обогащении, преобразовании субъективного опыта; е) основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Специфика педагогических целей по развитию общих компетентностей состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения эффектов его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. При этом чтобы преподаватель не делал, в итоге он развивает и формирует у обучающегося способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Это возможно при условии, если у специалиста будет сформирована соот-

ветствующая регуляторная основа его деятельности, а именно: а) понятийная основа (формирование знаний и понимание окружающей действительности); б) эмоционально-ценностная основа (формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям); в) оперативная основа (формирование умения действовать с объектами окружающей действительности) [1, с. 87].

В начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам было введено понятие «ключевые компетентности», которое затем начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной сфере. С.Е. Шишов, ориентируясь на материалы симпозиума «Ключевые компетентности для Европы» (Берн, 1996), определяет компетентность как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Ключевые компетентности обеспечивают универсальность специалиста и поэтому не могут быть слишком специализированными. Специалист проявляет свои компетентности только в деятельности, в конкретной ситуации. Непроявленная компетентность представляет собой скрытую возможность [2, с. 112].

Анализ профессиональных стандартов в части требований к квалификационному уровню работников, показал, что в общих требованиях к образованию специалиста заложены параметры личности, относящиеся к ключевым компетенциям [3]. Так специалист должен понимать: сущность и социальную значимость своей профессиональной деятельности, проявлять к ней устойчивый интерес; иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознавать себя и свое место в современном обществе; знать основы Конституции, этические и правовые нормы, уметь учитывать их при решении профессиональных задач; обладать информационной, правовой, экологической культурой; уметь общаться на уровне элементарных умений на иностранном языке; обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; быть способным к системному действию в производственной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в профессиональной деятельности.

Специалистам промышленным предприятий присуща профессиональная квалификация, которая определяет их успешную деятельность по специальности. Ключевые квалификации обуславливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характерны для профессионалов. Ключевые профессиональные компетентности определяют социально-профессиональную мобильность специалистов и профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

Формирование профессиональной квалификации обучающихся специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного профессионального образования осуществляется в основном путем использования традиционных форм и методов обучения, отражающих когнитивно ориентированный подход в дополнительном профессиональном образовании, и заключается в освоении системы профессиональных знаний, умений и навыков. Развитие ключевых квалификаций и компетентностей в рамках когнитивно ориентированного образования затруднено, так как в их состав помимо знаний, умений и навыков входят когнитивные способности, качества личности и формы профессионального поведения. Оно возможно в условиях целостного педагогического процесса на основе профессионально-деятельностного подхода. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена реализацией следующих принципов в их взаимосвязи и взаимообусловленности: принцип целесообразности, лично-

стно-деятельностного и профессионально-деятельностного подхода, самостоятельности, саморазвития [4, с. 4-20].

Профессионально-деятельностный принцип позволяет организовать развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий эффективно, так как находит свою реализацию в постановке перед обучающимися задач, аналогичных тем, которые им предстоит решать в самостоятельной практической деятельности, не в ущерб гармоничному воспитанию личности. В соответствии с этим строится модель профессиональной подготовки целостной личности специалиста, где отмечается, что профессиональная компетентность должна включать общие профессиональные знания и умения, типичные профессионально-личностные качества специалиста, и качества, соответствующие специализации.

Между идеальными моделями и фактической подготовкой специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования существует, однако, заметная разница. На практике в образовательном процессе доминирует функциональный подход, который выражается в слабых связях между учебными дисциплинами, подготовке к отдельным видам производственной деятельности. В результате чего

Библиографический список

можно сделать вывод, что в нашей педагогической действительности нет еще целостного педагогического процесса, который мог бы обеспечить развитие профессиональной компетентности специалистов.

Сегодня гарантом развития профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий служат профессиональные стандарты, устанавливающие требования к уровню их профессиональной квалификации. Создание и ввод в действие профессиональных стандартов выступает в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия дополнительного профессионального образования, гарантирует его необходимый уровень. Кроме того, через профессиональные стандарты российская профессиональная школа вписывается и в мировое культурно-образовательное пространство [5].

Таким образом, развитие профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе профессионально-деятельностного подхода является перспективным направлением в практике повышения квалификации специалистов и, соответственно, данная проблема является весьма актуальной для педагогической науки.

1. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

2. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

3. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кравченко, Н.А. Морозова: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. - М., 1999.

4. Копошилко, С.Б. Предпосылки целостного педагогического процесса (Вопросы теории и практики) / С.Б. Копошилко // Профессиональнотворческая подготовка студентов в вузе: Сб. науч. тр. / под редакцией Т.А. Хмель. - М., 1990.

5. Байденко, В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: монография. - Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. Статья поступила в редакцию 10.07. 09

УДК 378.147

Н.А. Русова, соискатель МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

В данной статье рассматриваются вопросы развития профессиональной компетентности студентов вузов по средствам внедрения в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов. Развитие профессиональной компетентности способствует формированию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, развитию устойчивого профессионального намерения к успешной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты вуза, инновационные технологии, учебно-методический комплекс.

Образовательная индустрия в современных условиях немыслима без системного, всестороннего учета всех составляющих, и прежде без разработки и внедрения целостного комплекса информационно-педагогических технологий, производстве качественно нового поколения образовательных ресурсов, обучающих программ, информационных учебнометодических и дидактических средств.

Анализируя основные тенденции развития системы образования, по мнению В.Н. Гурова, можно выделить следующие направления: переход к непрерывному образованию; открытость образования; актуализация образования; фунда-ментализация образования; гуманизация и гуманитаризация образования; инновации в образовании [1, с. 85].

Общая тенденция развития общества, социальноэкономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют от человека непрерывного повышения общекультурной и профессиональной подготовки. Многие исследователи, Н.В. Борисова [2], Ю. Ветров [3], И.А. Зимняя [4], А.Я. Найн [5], М.И. Пальчук [6] и другие, анализируя перспективы развития образования в мире и в России, независимо друг от друга приходят к выводу, что современному обществу, с растущими потребностями, необходим компетентный в своей профессиональной деятельности специалист, способный продуктивно выполнять определенные трудовые функции, владеющий современными средствами решения профессиональных

задач, а также всегда готовый к саморазвитию и самообразованию в процессе трудовой деятельности.

Отметим и то, что постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца Х1Х-середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Как считает О.В. Сафронова, целью современной системы образования стало обеспечение подготовки специалиста высокого качества как саморазвивающейся личности с инновационным стилем мышления и компетентностью за счет обеспечения преемственности и развития многообразных видов деятельности, поиска инновационных подходов и технологий в обучении и воспитании молодежи [7, с. 66].

Отсюда следует, как пишет Е.С. Полат, что современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных [8]:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.