УДК 89. 546
ББК 411
Основина Татьяна Юрьевна
аспирант г. Нижний Тагил Osnovina Tatyana Juryevna
Post-graduate Nizhni Tagil
Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к профессиональной деятельности Professional Competence of Specialists as the Criterion of Readiness for Professional Work
В статье в рамках изучения проблемы подготовки специалистов по социальной работе к управленческой деятельности рассматривается логическая взаимосвязь понятий «подготовка», «готовность», «компетенция», «компетентность», которая является критерием готовности специалиста выполнять свои профессиональные обязанности.
The summary: In the article in the field of studying the problem of preparing specialists in social work for managing activity the logic interrelation of concepts «preparation», «readiness», «competency», «competence» are considered. And the «competence» is the criterion of readiness of the specialist to realize their professional duties.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, готовность, подготовка, профессиональная деятельность, управленческая деятельность, управленческая компетентность, профессиональные качества личности.
Key words: the competence, competency, professional competence, readiness, preparation, professional activity, administrative activity, administrative competence, professional qualities of the person.
В современных условиях, когда рынок труда предъявляет определенные требования к рабочей силе, становится актуальной готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности. На рынке труда конкурентоспо-
собны квалифицированные специалисты, обладающие профессиональной компетентностью. Следовательно, уровень компетентности может служить своеобразным мерилом готовности специалиста к профессиональной деятельности. Понятие «подготовка» имеет общее толкование в педагогической литературе как формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач. Подготовка, понимаемая как функция образования, неразрывно связана с понятием готовности как результата подготовки.
Проблемам готовности посвящено немало работ исследователей (Г. Г. Климова, А. Г. Ковалев, В. В. Сериков, Ф. В. Шарипов, В. М. Шепель и др.). Готовность специалиста к профессиональной деятельности В. В. Сериков определил как «сложное структурное образование взаимосвязанных, скрепленных убеждениями морально-волевых качеств личности, социально значимых мотивов, способов поведения, знаний о профессии, практических умений и навыков» [8]. Этим определением обозначена многокомпонентность содержания готовности к профессиональной деятельности и необходимых личностных качеств специалиста. Исследование данной проблематики выявило, что структура этого понятия более конкретно дана в формулировке В. Г. Онушкина и Е. И. Огарева. «Формирование готовности, наличие компетентности, знаний и умений - это освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом деятельности. Употребляется в двух значениях: научение - формирование готовности к выполнению предстоящих задач; готовность - наличие компетентности, знаний и умений, требуемых для выполнения поставленных задач» [12].
Развивая вопросы теории, необходимо обозначить, что определение готовности к деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства, при оценке готовности важно определить внутренние силы личности, ее потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности ее профессиональной деятельности. В подтверждение выдвину-
того предположения можно привести концепцию В. В. Серикова [8], согласно которой готовность к управленческой деятельности реализуется в активно-положительном отношении к организационной и производственной деятельности, социально ценностном профессиональном выборе, практическом включении личности в профессиональную деятельность, в способности активно и быстро овладеть профессией, добиваться достаточно высоких экономических и производственных показателей, стремлении и умении повышать свою квалификацию. Проведя подробный анализ формулировок готовности к управленческой деятельности, представленный в научной литературе, мы пришли к выводу, что все они, так или иначе, касаются «человеческого фактора», который превращает ее в сложное структурное образование взаимосвязанных, скрепленных убеждениями морально-волевых качеств личности, социально значимых мотивов, способов поведения, знаний о профессии, практических умений и навыков. Следствием вывода, к которому пришло теоретическое исследование, явилось изменение практики подготовки специалистов по социальной работе, а также критериев, определяющих степень подготовленности специалиста к профессиональной деятельности. В частности, было выявлено, что одной из составляющих профессиональной готовности специалиста с высшим образованием является способность выполнять управленческую деятельность в рамках его профессиональной деятельности.
Анализируя работы российских и зарубежных ученых, изучающих вопросы управления как профессиональной деятельности, мы выделили основные показатели готовности к управленческой деятельности специалистов, к которым следует стремится при подготовке студентов к профессиональной деятельности. Ими являются: самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль; выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных
результатов; профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля; творческое отношение к труду - способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; ответственность за выполнение профессиональных заданий.
Опираясь на данные показатели при изучении готовности к управленческой деятельности, мы выделили два подхода к ее формированию: функциональный, заключающийся в выявлении комплекса действий, необходимых для управления, и личностный, определяющий значимые качества личности руководителя. Ф. В. Шарипов считает, что формировать управленческую готовность, используя функциональный и личностный подход, необходимо при подготовке специалистов любой отрасли деятельности [10]. В исследованиях Г. Г. Климовой готовность к управленческой деятельности определяется как совокупность функций управления и характеристик человека конкретной профессии. Качества личности она рассматривает как следствие, проявление ее всестороннего развития, подготовленности к выполнению важнейших социальных и профессиональных функций [4]. С точки зрения В. М. Шепеля, готовность к управлению - это многоаспектное личностное образование, состоящее из «человедческой образ-ванности», т. е. системы антропологических знаний, и «человедческой технологичности», которая представляет собой совокупность умственных, волевых и душевных умений [11].
Анализ научных исследований позволил заключить, что готовность к управленческой деятельности может быть определена как профессиональное состояние специалиста, при котором он обладает знаниями, умениями и морально-волевыми качествами для выполнения профессиональной, коммуникативной и социальной функций управления. Данный вывод был положен в основу подготовки к управленческой деятельности специалистов по социальной работе, результаты которой доказали, что максимального уровня готовности специалиста к управленческой деятельности можно добиться лишь сочетая функциональный и личностный подходы в процессе подготовки компетентного специалиста.
Исследуя понятие «готовность», мы проследили его взаимосвязь с понятием «компетентность» как ведущим в решении проблемы подготовки специалиста. Компетентные работники всегда востребованы на рынке труда, что является одной из основных целей подготовки специалистов.
Долгое время в научной литературе существовало отождествление понятий «компетентность» и «компетенция». В психолого-педагогической литературе многие авторы характеризуют компетентность как возможность, способность к чему-либо, как готовность. Так, В. А. Кальней и С. Е. Шишов определяют компетентность как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях [3]. Согласно характеристике компетентности, данной А. С. Робо-товой - это личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и умений [6]. В. В. Нестеров и А. С. Белкин определяют компетентность как совокупность прежде всего знаниевых компонентов в структуре сознания человека, то есть систему информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, о способах реализации компетенции [1, 5].
Компетенция является второй характеристикой профессиональной деятельности. Часто авторы трактуют компетенцию как подтвержденную способность использовать умения, квалификации и знания для выполнения профессиональной деятельности в знакомых или новых ситуациях в соответствии с принятыми требованиями. И. С. Сергеев уточняет что компетенция - это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т. е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации [7]. Компетенция - это способность установить и реализовать связь между «знанием - умением» и ситуацией. Главное в компетенции - не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное в нужный момент, при этом необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида.
Разграничивая эти понятия, А. С. Белкин обозначает «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность
того, чем он владеет» [1]. Э. Ф. Зеер видит отличие этих понятий в следующем: компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразую-щих положений; компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенции [2]. Наше исследование дало возможность показать, что компетентность это система обобщенных знаний, получаемая человеком в результате образовательного, профессионального и личностного совершенствования, а компетенция - это способность человека реализовывать в деятельности свою компетентность. В результате исследования было подтверждено, что, расширяя профессиональную компетентность студента, в частности, за счет его подготовки к управленческой деятельности, мы повышаем возможности специалиста как профессионала, следовательно, помогаем ему адаптироваться в профессиональной деятельности и быть более востребованным работодателями.
Наглядным подтверждением полученных выводов может служить исследование, проведенное с 2004 по 2007 год на факультете социальной работы Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Исследования касались подготовки специалиста по социальной работе к управленческой деятельности как составляющей его профессиональных обязанностей.
Исследуя управленческую деятельность, целесообразно опираться на профессиональную компетенцию, то есть компетенцию, ориентированную на выполнение конкретных видов деятельности, обуславливающую ее продуктивность и качество. В ходе исследования было выявлено, что степень подготовки, то есть готовность специалиста к профессиональной деятельности, характеризует профессиональная компетентность, включающая профессиональные знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей.
Опытным путем удалось определить, что подготовка к управленческой
деятельности должна начинаться вместе с овладением профессией, строиться в соответствии с требованиями должностных инструкций специалиста по социальной работе и ожиданиями современного социума. На данной основе была разработана программа учебной дисциплины «Менеджмент социальной работы», в которой учтена подготовка студентов по всем составляющим управленческой компетентности, в частности, разработаны занятия, формирующие управленческие знания, умения, навыки и профессионально-личностные качества, необходимые для выполнения управленческой деятельности. Программа построена на принципах практико-ориентированного обучения, соответственно, все практические занятия разработаны с использованием интерактивных технологий. Это позволило в аудиторных условиях смоделировать реальные профессиональные ситуации, с которыми молодой специалист столкнется в профессиональной деятельности. Разработанный подход к подготовке специалистов дает возможность усвоить студентам алгоритм решения стандартных производственных вопросов, на основе которых в реальной ситуации специалист сможет решить и инновационную проблему.
Наблюдение за уровнем формирования управленческой компетентности у студентов осуществлялись на каждом практическом занятии, а результаты фиксировались. Данные наблюдений каждого занятия экспериментальной группы дали возможность оценить уровень готовности студентов к управленческой деятельности и, соответственно, эффективность разработанных методик, что было подтверждено данными, полученными из материалов практики, которую проходили студенты дневного отделения в социальных учреждениях.
Анализ отзывов руководителей, специалистов и клиентов социальных учреждений, содержащихся в «Портфеле практики», показал, что востребованность студентов на рынке труда выше при наличии у них глубоких специальных знаний, в том числе и управленческих: формирования профессиональных навыков планирования, организации и координации социальной работы как внутри социального учреждения, так и при непосредственной работе с клиентом, которые были отмечены у студентов экспериментальной группы.
В качестве показателей готовности студентов к управленческой деятельности были определены: профессиональные управленческие знания (организационных структур управления, методов управления, теорий и методов мотивации, теории организации, кадрового менеджмента, должностных инструкций специалистов социальной работы, самоменеджмента), умения (когнитивные, организационные, конструктивные, коммуникативные) и качества (организационные, коммуникативные, лидерские). Статистика результатов готовности к управленческой деятельности студентов показала, что 31% студентов по всем позициям получили высокий результат и больше 57% показали хороший результат. Это подтверждает высокую результативность и практическую значимость разработанной программы как неотъемлемой части общей подготовки специалиста к профессиональной деятельности.
При исследовании мнений руководителей социальных учреждений было выяснено, что положительные отзывы получили 32% студентов экспериментальной группы и 12% контрольной группы, предоставили отрицательные отзывы 2% студентов экспериментальной группы и 10% контрольной группы, желают пригласить 25% студентов экспериментальной группы и 3% из контрольной группы для дальнейшей работы в учреждении.
Рейтинг экспериментальной группы студентов у руководителей, специалистов и клиентов социальных учреждений гораздо выше, чем у контрольной. Это показывает высокий уровень управленческой компетентности у студентов, который они демонстрируют в практической деятельности, то есть готовность студентов к управленческой деятельности.
Таким образом, данные, полученные в результате проведенного исследования, позволяют утверждать, что компетентность специалиста в определенной профессиональной области можно рассматривать как его готовность к выполнению этой профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 168 с.
2. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука, 2005. - № 5. - С. 31-37.
3. Кальней, В. А. Мониторинг качества образования. / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. Вологод. ин-т повышения квалификации, 1998. - 203 с.
4. Климова, Г. Г. Формирование профессионально - педагогической готовности выпускников вуза к управленческой деятельности : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 25.10.02 : утв. 23.04.03 / Климова Галина Геннадьевна. - Екатеринбург, 2002. - 170 с.
5. Нестеров, В. В. Педагогическая компетентность : учеб. пособие. / В. В. Нестеров, А. С. Белкин. - М. : Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003.
- 188 с.
6. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и др. М. : Academia, 2000. - 208 с.
7. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. / И. С. Сергеев. // История и обществознание в школе. - 2004. - № 3. - С. 29-31.
8. Сериков, В. В. Моделирование производственной деятельности при изучении основ наук. / В. В. Сериков // Сов. Педагогика. - 1986. - № 6.
- С. 23-26.
9. Шарипов, Ф. В. Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально управленческой деятельности : автореф. дис. на со-иск. учен. степ. докт. пед. наук : (13.00.01) / Шарипов Фанис Вагизович ; [Ин-т сред. спец. обр-я РАО]. - Казань, 1997. - 42 с.
10. Шепель, В. М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. / В. М. Шепель. - М. : Дом педагогики, 2000. - 544 с.
11. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. Т. 2, М. : Рос.Академия обр., Ассоциация проф. обр-я, 1998. - 439 с.
Bibliography
1. Belkin, A. S. The Situation of Success. How to Create it. / A. S. Belkin. - M. : Education, 1991. - 168 pp.
2. Zeer, E. F. Competencity Approach to Education./ E. F. Zeer // Education and a Science, 2005. - № 5. - P. 31-37.
3. Calney, V. A. Monitoring of Education Quality / V. A. Calney, S. E. Shishov. / The Institute of Improvement of Professional Skills in Vologda, 1998. - 203 pp.
4. Klimova, G. G. Making Up the Professional and Pedagogical Readiness of High Educational Institution's Graduates for Administrative Activity : the Dissertation of the Pedagogical Science's Candidate : 13.00.08 : Protecting 25.10.02 : Appr. 23.04.03 / Klimova Galina Gennadjevna. - Ekaterinburg, 2002.
- 170 pp.
5. Nesterov, V. V. Pedagogical Competence : The Educational Grant. / V. V. Nesterov, A. S. Belkin. - M. : Ekaterinburg : the Center «The Educational Book», 2003. - 188 pp.
6. Robotova, A. S. The Introduction in Pedagogical Activity : The Educational Grant. / A. S. Robotova, T. V. Leontjeva and Others. M. : Academia, 2000. -208 pp.
7. Sergeyev, I. S. How to Realize Competencity Approach in Education. / I. S. Sergeyev. // A History and Social Science at School. - 2004. - № 3. - P. 29-31.
8. Seriko, V. V. Modelling of Industrial Activity Studying Bases of Sciences. / V. V. Serikov // The Soviet Pedagogics. - 1986. - № 6. - P. 23-26.
9. Sharipov, F. V. Designing the Process of Educating Students of the Technical College in Social and Administrative Activity : the Author's Abstract of the Dissertation to Competition of a Scientific Begree of the Pedagogical Sciences' Doctor : (13.00.01) / Sharipov Fanis Vagizovich ; [The Institute of Special Education RAO]. - Kazann, 1997. - 42 pp.
10. Shepell, V. M. Human Competence of the Manager. Managmental Anthropology. / V. M. Shepell. - M. : The House of Pedagogics, 2000. - 544 pp.
11. The Encyclopedia of Vocational Education. In 3 Parts. P. 2. M. : The Russian Academy of Education, Association of vVocational Training, 1998. - 439 pp.