УДК 37+378
Казачихина Ирина Анатольевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарного факультета, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДхОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫх ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. В условиях быстрого устаревания знаний и необходимости постоянно адаптировать учебный процесс для того, чтобы готовить высококвалифицированные кадры, поиск современных средств обучения, их освоение и применение становится одной из приоритетных задач университетов. Одним из современных средств обучения является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), с помощью которого возможно создание благоприятных условий формирования исследовательской и профессиональных компетенций обучающихся. Анализ опыта отечественных исследователей показывает необходимость переосмысления подходов к разработке учебных заданий, входящих в ЭУМК и позволяющих преподавателю оперативно выстраивать всю систему обучения в соответствии с новым образовательным контекстом. В качестве решения, которое уже сегодня можно использовать преподавателям в своей образовательной практике для разработки учебных заданий для ЭУМК, предлагается обновленное содержание системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Виды учебных заданий, демонстрирующих применение предлагаемых подходов, рассматриваются на примере ЭУМК, адресованных магистрантам направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование».
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, информационно-коммуникационные технологии, электронная образовательная среда, учебные задания, подходы к разработке учебных заданий.
Введение. В современном обществе признанным фактом является понимание того, что образовательная среда особенно в высшей школе не может быть изолирована от научной, о чем свидетельствуют такие появившиеся в последнее десятилетие термины, как «научно-педагогические работники», «национальные исследовательские университеты», «воспроизводство высокопрофессиональных кадров научно-образовательной сферы», «научно-образовательные ресурсы», «научно-образовательная информационная среда». Местом преобразования академической среды и выращивания научно-педагогических кадров становится электронное и интернет-пространство [10], язык которого понятен digital natives/ цифровому поколению с рождения. Преподаватель, «не говорящий со студентами на их родном языке», затрудняется в организации учебного процесса привычным для студентов образом, как и в использовании всех возможностей динамично меняющейся электронной среды обитания студентов, которая по международным прогнозам будет неуклонно расширяться. Так, на сектор ИКТ в России уже «приходится около 2,7 %
занятых в экономике и 3,1 % ВВП страны, что соответствует среднеевропейским показателям»; «к 2020 г. доля ИКТ в мировом ВВП достигнет 8,7 %»; ожидается «развитие научной и образовательной деятельности в сфере медиаграмотности»; все сферы экономики будут претерпевать значительные изменения в связи с увеличением в них доли ИКТ; уже сегодня, как отмечают аналитики исследования «Мониторинг глобальных технологических трендов», можно наблюдать «трансформацию подходов к воспитанию и образованию, направленную на интеграцию цифровой и классической составляющих культурного наследия» [4, с. 8-10].
Постановка проблемы. При существующем положении дел формирование современной научно-образовательной среды как неотъемлемой части инновационной инфраструктуры университета приобретает особую актуальность [14]. Однако несмотря на активное внедрение университетами дистанционно-образовательных технологий, существует потребность в преподавателях, готовых разрабатывать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и организовывать научно-образовательное пространство
в соответствии со стратегиями развития университетов [9]; при этом остаются нерешенными вопросы о подходах к разработке учебных заданий для ЭУМК, в том числе для учебных дисциплин с научной составляющей, в которых учебные задания направлены не только на достижение обучающих целей учебной дисциплины, но и на создание условий для развития исследовательской компетенции.
Методология исследования. Тем не менее для решения данной проблемы предпосылки есть: законодательно-правовая база, подкрепляющая использование ИКТ в образовательном процессе - ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., ФГОС ВО, ГОСТ Р 536202009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: электронный учебно-методический комплекс, нормативные акты по защите объектов интеллектуальной собственности, университетские положения о работе информационных систем, электронных информационно-образовательной сред, электронных образовательных ресурсах, электронных учебных изданиях и др.; вопросы теории эи практики дистанционного обучения (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева); основы электронной дидактики (Л. П. Крившенко и М. Е. Вайндорф-Сысо-ева); принципы проектирования электронного учебника в высшей школе (К. Р. Овчинникова); принципы проектирования и применения ЭУМК в системе подготовки будущих учителей (Т. И. Пономаренко); практический опыт применения ЭУМК при изучении различных дисциплин в российских вузах; модель подготовки российского ученого к интеграции в мировое научное пространство (Н. М. Эдвардс и С. И. Осипо-ва). Однако разработка теоретических основ проектирования учебных заданий ЭУМК для осуществления учебной деятельности и стимулирования студентов к научно-исследовательской деятельности являются новыми аспектами в электронной дидактике.
Исследовательская часть. Целью иссле-
дования на данном этапе является выявление аспектов изучения ЭУМК как компонента электронной образовательной среды. О заинтересованности исследователей и преподавателей-практиков разработкой учебных заданий для ЭУМК свидетельствуют опубликованные российскими исследователями результаты исследований, посвященные разработке теории и практики применения ЭУМК в учебном процессе. Для выявления аспектов рассмотрения ЭУМК были изучены результаты исследований, опубликованных в научных журналах, входящих в перечень ВАК. Доступ к полнотекстовым публикациям осуществлялся через научную электронную библиотеку КиберЛенинка (Open Science). Данные для демонстрации существующего положения по интересующей нас проблематике получены из 41 публикации за 2015-2017 гг.
Результаты исследования. Результаты исследований, представленных в публикациях, можно достаточно четко отнести к одной из трех групп: 30 % публикаций посвящены вопросам информационно-технического обеспечения учебного процесса с использованием ЭУМК: средствам ИКТ, обоснованию их использования в современном образовательном контексте и их дидактическому потенциалу; 9 % публикаций посвящены научно-методическому обоснованию разработки учебных заданий для ЭУМК; 61 % публикаций посвящены структуре и формированию контента всего ЭУМК или его отдельных компонентов и их целевому назначению в контексте целей обучения, например, портфолио как «вид реализации персональной среды обучения»; «используется для отслеживания персональных достижений студентов с учетом компетентностно-го подхода, формирует мотивацию студентов к образовательным и профессиональным достижениям» [8, с. 116].
Обобщая проанализированные данные, можно прийти к следующим выводам.
Самая высокая доля исследований - две трети - свидетельствует, на наш взгляд, об актуальности переосмысления новой образовательной среды, о попытке выстроить процесс обучения с использованием новых для преподавателей средств обучения, которые за короткий срок претерпели эволюцию с середины ХХ в. от ТСО (технические
средства обучения) до ЭОС (электронная образовательная среда); а поскольку, судя по прогнозам, технологический прогресс будет только набирать темпы роста и всё глубже внедряться в сферу науки, образования и во все социальные сферы жизни [4], то актуальность этой темы будет только повышаться.
Только одна треть опубликованных исследований касается инструментального компонента ЭУМК, т. к. очевидно, что рассматривать подобные вопросы компетентны только специалисты в области программного обеспечения, информатики и ИКТ-технологий [2]. Тем не менее значимость данного компонента ЭУМК нисколько не уменьшается, поскольку именно он является критически значимым в организации учебного процесса с использованием ЭУМК - собственно без него УМК не будет электронным.
Факт столь скромного (1/10) количества исследований по научно-методическому обоснованию разработки учебных заданий для ЭУМК указывает, на наш взгляд, на новизну научной проблематики; в противном случае хотя бы количество публикаций, обобщающих педагогический опыт в данном аспекте, было бы несомненно больше, поскольку во всех вузах отмечается «активизация работы по повышению оснащенности компьютерным оборудованием и средствами информационного обеспечения образовательного процесса» [5] и преподаватели активно создают ЭУМК на разных LMS. Тем не менее, как подтверждают результаты оценки внедрения перспективных технологий в образовательный процесс Северо-Восточного федерального университета, пока можно констатировать «преимущественно эпизодический характер использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов (ЭОР)» [5]. Можно предположить, что преподавателям, которых обязывают разрабатывать ЭУМК и использовать их в учебном процессе, часто приходится переносить свою традиционную преподавательскую практику на новую электронную образовательную среду.
Методологически данный аспект предлагаем разрабатывать на основе системного, компетентного, личностно-ориентирован-ного и деятельностного подходов. Несмотря на прозрачность указанных подходов, необходимо остановиться на роли каждого из
них в разработке учебных заданий ЭУМК с поправкой на современный образовательный контекст. Рассмотрим также серии заданий, иллюстрирующие подходы в действии, из ЭУМК по дисциплине «Инновационные процессы в образовании», адресованной студентам программы магистратуры «Педагогическое образование».
Перемещение процесса обучения из традиционной в электронную среду требует, во-первых, изменения всей системы обучения, а не отдельных её компонентов, а во-вторых, принципиально иного взаимодействия её компонентов. По результатам исследования Института перспективных технологий в образовании Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, ожиданиям субъектов образовательного процесса сейчас отвечает интерактивная модель обучения (уже не просто активная (стимулирующая преподавателем познавательную деятельность и самостоятельность студентов) и, тем более, не пассивная (линейная, однонаправленная)), где самой значимой чертой правильно организованного учебного процессе является организационно-педагогическое влияние, способное обеспечить успешность учебной деятельности студентов [5]. Более того, открытость, как одна из особенностей системы обучения [1], во-первых, коренным образом поменяла границы классной комнаты, точнее размыла их; во-вторых, приблизила все компоненты обучения к обучающемуся. Данные эволюционные процессы должны найти своё проявление в учебной деятельности. Попыткой реализации открытости системы обучения может быть серия заданий (1).
(1) Задания по теме: «Постулаты современной образовательной политики в Европе»
1. Перечислите 8 ключевых компетенций образования 'через всю жизнь' / lifelong learning? 2. Даже если вы затрудняетесь в ответе, предположите, какие это могут быть компетенции. Запишите их. 3. Найдите и прочитайте документ 'Key Competences for Lifelong Learning - A European Framework". 4. Совпали ли ваши представления о ключевых компетенциях, необходимых человеку в современном обществе, с перечисленными в документе? В чём совпали / не совпали? 5. "The key competences are all considered equally important, because each of them can contribute to
a successful life in a knowledge society." Тем не менее, какие 3 из 8 ключевых компетенций играют бОльшую роль лично в вашем образовании? [11]
Необходимость реализации компетент-ностного подхода к проектированию ЭУМК, как и реализация компетентностно-ориен-тированного образования (А. В. Хуторской, В. А. Адольф, А. А. Вербицкий и др.) в целом, обусловлена сильным влиянием информационной среды на жизнь современного общества: условия и темпы развития общества, внедряющего ИКТ и инновационные технологии во все сферы экономики, требуют постоянного совершенствования и обновления компетенций. Стало очевидным, что фиксированная сумма знаний как результат освоения программы вуза, образовательный процесс на основе ЗУНов, не могут обеспечить успешную профессиональную деятельность на протяжении всей жизни [6]. Поскольку развитие компетенций неразрывно связано с личностным ростом, такие уже хорошо зарекомендовавшие себя инструменты в зарубежном и отечественном образовании, как портфолио и индивидуальная траектория развития, помогают студентам в освоении учебных дисциплин, результаты обучения которых давно выходят за рамками фиксированных знаний [13]. Такой подход сведёт к минимуму недостатки образования, которые не хотят видеть в своих работниках работодатели: «неспособность интегрировать и использовать знания в процесс принятия решений, неумение адаптироваться к изменениям, недостаток творческой активности» [7]. Результаты зарубежных исследований показали, что успешными специалистами становятся те студенты, у которых развиваются такие учебные компетенции, как гипертекстовое изучение нового материала в отличие от линейного; творческий подход и создание нового знания в отличие от действия по инструкции; деятельность в соответствии с самостоятельно поставленными целями в отличие от простого выполнения заданий преподавателя; ответственность за собственные результаты обучения в отличие от обучения, строго контролируемого преподавателем; потребность в обучении, а не отношение к нему как к пытке [4] (см. серию заданий (2)).
(2) Какая из компетенций у вас развита в большей/меньшей степени? Прочитайте об этой компетенции все разделы knowledge, skills and attitude. Попробуйте оценить степень присутствия у вас указанных знаний, степень вашего владения указанными навыками, например, Мне ещё предстоит овладеть ..., ... знаний у меня достаточно, ...возможно в будущем у меня изменится отношение к .[11]
Учебные задания ЭУМК необходимо разрабатывать с учетом личностно-ориен-тированного обучения (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. А. Сластёнин и др.). Задания, к какой бы учебной дисциплине они не относились, не могут быть не обращены к личности обучаемого. В условиях, когда предметные знания, на основе которых разрабатываются учебные материалы, устаревают с небывалой скоростью, студент сам становится ответственным за получение более актуальных знаний [6, с. 31]. Следовательно, задания должны ориентировать студента на личностно значимые для него аспекты изучаемой темы, должны оставлять за студентом возможность добывать знания приемлемым для него способом и представлять отчет о выполнении задания выбранным им способом. Таким образом, задание является ресурсом развития личности студента и позволяет студенту принять ответственность за достижение результата обучения. Ответственность преподавателя, разрабатывающего задание, состоит в создании условий для принятия ответственности студентом. Подобное распределение ответственности характеризует современную концепцию обучения [7, с. 6]. См. задание (3).
(3) Учитывая, что тема рассчитана на два занятия, решите, какие теоретические вопросы и практические задания по новому материалу вы подготовите к первому занятию, какие - ко второму [11].
Деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий и др.) в современном образовании также приобретает новые черты.
1. Черты обучения в деятельности или обучение через опыт (experiential learning) (Дж. Нейл, М. Рикетс и Дж. Уиллис, Д. А. Колб), когда знания студентов форми-
руются в процессе их действительно самостоятельной (по их инициативе / learning by yourself) учебной и научно-исследовательской деятельности или в результате выполнения специально разработанных заданий, ставящих студентов в ситуации обучения в деятельности. Отличие обновленного понимания деятельностного подхода от традиционного - в непрерывном процессе рефлексии каждого шага (Дж. Дьюи, Д. Шон, К. Роджерс), совершенного в процессе учебной или научно-исследовательской деятельности. Неотрефлексированная деятельность не позволяет студенту действовать адекватно новым, постоянно меняющимся условиям учебной, научной, а впоследствии и в профессиональной деятельности. Именно развитие рефлексивных способностей способствует формированию нестандартного мышления и повышения инновационной активности, и приводит не только к пониманию, что обучение, профессиональный рост студента находится «в его собственных руках» [3, с. 67], но и к желанию, и стойкой потребности постоянно развиваться в процессе осуществления деятельности. Как невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая теорию, выложенную в ЭУМК, так и малоэффективно неотрефлексирован-ное знание, пусть и лично добытое студентом в ходе специально спроектированных заданий.
2. Активное взаимодействие с субъектами учебного процесса, исследовательской и профессиональной деятельности для достижения успешных результатов - обучение в сотрудничестве (Е. С. Полат) / cooperative learning (Дж. Дьюи, К. Левин, М. Дойтч). Одним из основных условий реализации обучения в сотрудничестве является организация выполнения совместного задания, с учетом разных возможностей и опыта, уровня подготовки студентов. Такая совместная деятельность приближает учебную к реальной, где каждый участник совместного задания развивает необходимые именно ему умения и вносит свой вклад в получение наилучшего совместного результата [12]. Попытка реализации новых черт деятельностного подхода представлена в серии заданий (4).
(4) 1. Ознакомьтесь с темами модуля. Какая из трех тем первого модуля вам кажется самой инте-
ресной/непонятной/сложной/актуальной и т. п.? В какой последовательности вам было бы интереснее изучать эти темы?
Тема 1. Управление системой образования <...>
Тема 2. Инновационная деятельность (научные основы). Понятие об инновациях. Роль инновационных процессов в современной экономике, политике, социальной жизни, образовании. Педагогическая инноватика - новая научная отрасль, её предмет, задачи, методология. Основные понятия педагогической инноватики: новшество, инновации, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность. Типы, типология педагогических инноваций. Связь педагогических инноваций с педагогической теорией и педагогическим опытом. Методологические основы педагогической инноватики.
Тема 3. Инновационный процесс в образовании как научная категория <.. .>
2. Выберите одну из трех тем. 3. Подберите по этой теме материал для сообщения из источников, указанных в списке литературы и интернет-ресурсов. Будьте готовы кратко (на 5 минут максимум) представить тему в группе, выступая в роли ассистента преподавателя / Teacher's Assistant. 4. Разработайте 6 вопросов и/или заданий по содержанию вашего сообщения. Вопросы и задания должны быть направлены на развитие разных уровней мыслительной деятельности согласно таксономии Бенджамина Блума. Используйте в формулировках вопросов и заданий ключевые слова, представленные в табл. «Иерархия когнитивных уровней: некоторые ключевые слова» на стр. 3 файла «Рекомендации по подготовке сообщений по вопросам темы». 5. Будьте готовы проверить* при помощи составленных вами вопросов и заданий, как поняли тему ваши одно-группники (*Внимание: вы сами должны знать ответы на свои вопросы) [11].
Выводы. Обращение к фундаментальным подходам к учебной деятельности и разработке учебных заданий, а не к единичным приёмам и типам заданий, позволяет осознать степень глубоких перемен, происходящих в образовательной практике под влиянием таких процессов, как глобализация, информатизация, интеграция науки и образования. Моделирование образовательной среды для овладения исследовательской и профессиональной деятельностью возможно в процессе использования ЭУМК,
учебные задания в котором не являются искусственными и чуждыми для студентов, а напротив, позволяют им осуществлять
свою учебную деятельность привычным или необходимым для них образом в «родной» электронной и интернет-среде.
Библиографический список
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андрюшкова О. В. Leaming management system как необходимый элемент blended Leaming // Открытое образование. - 2017. - № 3. - C. 80-88.
3. Гаргай В. Б. Современные модели повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании): учебное пособие. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - 172 с.
4. Гиглавый А. В. Долгосрочные тренды развития сектора информационно-коммуникационных технологий // Форсайт. - 2013. - Т. 7, № 3. - С. 006-024.
5. Иванов П. П. Внедрение в университете современных образовательных технологий // Педагогическое образование и наука. - 2012. -№ 8. - С. 76-82.
6. Исаева Т. Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания: монография. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2010. - 152 с.
7. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: методические рекомендации / Б. В. Авво, А. А. Ахаян, Е. С. Заир-Бек, В. А. Комаров, Н. В. Гороховатская, Т. Г. Фео-филова, Н. М. Федорова, Н. Ю. Сосунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 108 с.
8. Овчаренко О. И. Проектирование и развитие информационно-образовательной среды вуза // Вестник ТИУиЭ. - 2016. - № 1 (23). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-razvitie-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-vuza (дата обращения: 30.08.2017).
9. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 4. - С. 456-467. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.4 56-467
10. Ракитов А. И. Интеграция образования и науки как глобальная проблема // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 3. - С. 331-341. DOI 10.15507/1991-9468.084.020.201603.331-341
11. Казачихина И. А. Основы инновационной деятельности в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Новосибирск, 2017. -№ ОФЭРНиО 22820. - URL: http://dispace.edu. nstu.ru/didesk/course/show/4469 (дата обращения: 30.08.2017).
12. Kirschnerab P. A., Bruyckerec P. D. The myths of the digital native and the multitasker // Teaching and Teacher Education. - Volume 67, October 2017. - P. 135-142.
13. Kim C, Kim M. K., Lee C, Spector J. M, DeMeester K. Teacher beliefs and technology integration // Teaching and Teacher Education. -January 2013. - Vol. 29, Iss. 1. - P. 76-85.
14. Whelan R. & Bhartu D. Factors in the implementation of a learning management system at a large university // ICT: Providing choices for learners and learning. Proceedings ascilite Singapore 2007. - URL: http://www.ascilite.org.au/ conferences/singapore07/procs/whelan.pdf (дата обращения: 30.08.2017)
Поступила в редакцию 07.09.2017
Kazachikhina Irina Anatolievna
Cand. Sci. (Psychol.), Assist. Prof. of the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanity, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
MODERN APPROACHES TO LEARNING TASK DEVELOPMENT FOR ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX
Abstract. With the rapid obsolescence of knowledge and the need to constantly adapt teaching practice to prepare highly qualified professionals, one of the priorities of the modern universities becomes the search for modern teaching/learning tools, their development and application. One of the modern teaching aids is an electronic educational and methodological complex (EEMC), which is supposed to create favourable conditions for developing students' research and professional skills.
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
The analysis of the Russian practices shows the need to rethink approaches to the design of learning activities used in EEMC, and allow the teacher to quickly build the entire teaching process in accordance with the new educational context. As a solution which teachers are able to use even today in their work for the development of learning activities for EEMC we propose updated versions of systemic, student-centered and activity-based approaches. The types of learning tasks that demonstrate application of the proposed approaches are analyzed on the tasks of the EEMC designed for master students of the programme 44.04.01 Education.
Keywords: electronic educational and methodological complex, information and communication technology, electronic educational environment, learning tasks, approaches to task development
References
1. Azimov, E. G., Shchukin, A. N., 2009. New dictionary of educational terms and notions (theory and practice of language teaching). Moscow: IKAR Publ., 448 p. (in Russ.)
2. Andryushkova, O. V., Gorbunov, M. A., Ko-zlova, A. V., 2017. Learning management system as an essential element of blended Learning. Open Education, 3, pp. 80-88 (in Russ., abstract in Eng.)
3. Gargay, V. B., 2002. Modern models of teacher in-service training in the West (on the materials of the USA and Great Britain): study guide. Novosibirsk: NIPKiPRO Publ., 172 p. (in Russ.)
4. Giglavy, A. V., Sokolov, A. V., Abdrakhmano-va, G. I., Chulok, A. A., Burov, V. V., 2013. Long-term trends in the ICT sector. FORESIGHT-RUSSIA. Vol. 7, No 3, pp. 006-024 (In Russ., abstract in Eng.)
5. Ivanov, P. P., Davydov, L. A., 2012. Modern educational technology introduction in universities. Pedagogical Education and Science, 8, pp. 76-82. (In Russ.)
6. Isaeva, T. E., 2010. Competences of students and teachers in higher education: formation and evaluation: monograph. Rostov on Don: RSUC Publ., 152 p. (In Russ.)
7. Instructional strategies and learning technologies in the implementation of the competence-based approach in the light humanitarian technology in pedagogical education: guidelines. St. Petersburg: Gertsen RSPU Publ., 2008, 108 p. (In Russ.)
8. Ovcharenko, O. I., 2016. Design and development of information and educational environment of
the university. Vestnik TIUiE, 1 (23), pp. 113-118. (In Russ.)
9. Noskova, T. N., Pavlova, T. B., Yakovle-va, O. V., 2016. Analysis of domestic and foreign approaches to the construction of the advanced educational practices in a digital network environment. Integration of Education, 20, No 4, pp. 456-467. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Rakitov, A. I., 2016. Integration of education and science as a global problem. Integration of Education, 20, No 3, pp. 331-341. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Kazachikhina, I. A., 2017. Basics of Innovation Activity in Educational Institutions. No OFER-NiO 22820. Available at: http://dispace.edu.nstu.ru/ didesk/course/show/4469. (accessed: 30.08.2017) (In Russ.)
12. Kirschnerab, P. A., Bruyckerec, P. D., 2017. The myths of the digital native and the multitasker. Teaching and Teacher Education, 67, pp. 135-142.
13. Kim, C., Kim, M. K., Lee, C., Spector, J. M., De Meester, K., 2013. Teacher beliefs and technology integration. Teaching and Teacher Education, 29, 1, pp. 76-85.
14. Whelan, R. & Bhartu, D., 2007. Factors in the implementation of a learning management system at a large university. ICT: Providing choices for learners and learning. Proceedings ascilite Singapore. Available at: http://www.ascilite.org.au/ conferences/singapore07/procs/whel.pdf (accessed: 30.08.2017)
Submitted 07.09.2017