УДК 372.8 СЕРГЕЕВА Н.И.
кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО
E-mail: [email protected]
UDC 372.8 SERGEEVA N.I.
Candidate of Pedagogics, associate professor, FSO
Academy
E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
DISTANCE TEACHING IN SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE» ON THE BASIS OF AN ELECTRONIC TEACHING AIDS SET APPLICATION
В статье рассматриваются вопросы использования электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе по дисциплине «Иностранный язык при дистанционном обучении. Эффективность применения всех элементов ЭУМК для дистанционного обучения зависит от направленности содержания учебного материала на достижение основной цели дистанционного обучения (обеспечение практического владения иностранным языком), от технологий обучения, обеспечивающих автономную работу, а также от качества подготовки всех компонентов ЭУМК.
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), содержание учебного материала, цель обучения, технология обучения.
The article discusses questions related to the application of an electronic teaching aids set (ETAS) in subject «Foreign Language» in the process of distance learning. The application effectiveness of all ETAS elements depends on the orientation of the content of educational material on the achievement of the main educational goal - providing practical language skills development, on the choice of teaching techniques which enable autonomous learning as well as on the quality of all ETAS components.
Keywords: electronic teaching aids set (ETAS), content of educational material, educational goal, teaching techniques.
При разработке основ дистанционного обучения иностранным языкам на основе применения электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), на современном этапе развития инфокоммуникационных технологий необходимо учитывать дидактический потенциал телекоммуникаций и мультимедийных средств обучения. Вместе с тем необходимо принимать во внимание базовые дидактические и педагогические подходы и принципы организации такого обучения как основы современной системы образования, а также особенности, характерные для обучения иностранным языкам, в общем, и основные положения определенной методической системы, которая избрана при разработке определенного курса дистанционного образования.
Обучение на основе применения инфокоммуникационных технологий, как указывает Т.Ф. Левина, обеспечивает широкие возможности:
- с их помощью возможна оперативная трансляция информации (независимо от объема и характера) на любые расстояния;
- осуществление любого вида обработки информации (хранение, редактирование, обработка, распечатка информации и т. д.);
- прямой доступ к разнообразным источникам информации и их активное задействование в процессе обучения;
- осуществление совместных телекоммуникационных проектов с использованием распределенных рабочих мест и ресурсов, например, междугородных и международных компьютерных аудио- и видеоконференций [1].
Другие исследователи расширяют список возможностей:
- активная коммуникация обучающих и обучающихся;
- большой потенциал для постоянного мониторинга и управления со стороны преподавателя процессом обучения;
- возможность выбирать время для учебной деятельности, удобное для обучающегося, а также стиль, темп обучения и характер учебной деятельности, которые соответствуют его психотипу [2].
При разработке методики преподавания иностранных языков в системе дистанционного образования А. Форсиков рекомендует учитывать следующие факторы:
1. Наиболее плодотворным фактором эффективности обучения является прямое межличностное взаимодействие обучающихся с преподавателем. Оно осуществляется в основном на практических занятиях (в установочный и сессионный период), однако с помощью современных телекоммуникаций прямое общение
© Сергеева Н.И. © Sergeeva N.I.
возможно и в межсессионный период.
2. В качестве основного субъекта образовательного процесса выступает преподаватель: он исполняет функции. как непосредственного источника учебной информации, так и менеджера процесса обучения. Кроме того, он является и консультантом по ориентированию вЭУМК.
3. Следует обучать в комплексе всем видам речевой деятельности, делая основной акцент на аудировании, чтении и говорении
4. Поскольку представляется бесперспективным обучение иностранным языкам без речевого взаимодействия с носителями языка, которое может быть организованно естественно или искусственно, особенно важно применять в образовательном процессе различные ау-дио- и видеоисточники, позволяющие обучающимся слышать и учиться понимать речь аутентичного пользователя |.Т|.
Современные ЭУМК, которые создаются кафедрами иностранных языков и размещаются в настоящее время на сервере вузов или в сети Интернет, благодаря дидактическим возможностям новых информационных технологий позволяют реализовать все вышеперечисленные дидактические и педагогические условия. Дистанционное обучение иностранному языку, организованное на основе ЭУМК, представляется вполне эффективным, а его эволюция в данном направлении - перспективной и реалистичной.
Еще некоторое время назад все теоретики и практики дистанционного обучения иностранному языку сходились во мнении, что наиболее приемлемым, учитывая экономические возможности большей части обучающихся, является совместное использование CD-ROM дисков и возможностей электронной почты. При этом диски, содержащие основную учебную информацию, были составной частью учебного курса. Необходимый для той или иной дисциплины справочный материал, а также прочие материалы размещались на сервере вуза.
Весь этот потенциал в настоящее время объединяет ЭУМК по иностранному языку, выполненный на современной электронной платформе (например, электронная обучающая среда Moodle). расположенный на сервере вуза, а возможно и в сети Интернет при условии организации ограниченного доступа к его материалам. Таким образом, работа на основе использования ЭУМК благодаря мультимедийным, интерактивным, гипертекстовым технологиям обеспечивает управление автономной познавательной деятельностью обучающихся.
Управляя процессом познавательной деятельности обучающихся, преподаватель организует работу в парах, группах, коллективные чаты, тестирование, и т. д. Однако, это может обеспечить высокую эффективность только при условии правильной организации разработки дидактических и методических аспектов мультимедийных и телекоммуникационных курсов. При этом речь идет об электронных учебных материалах, построенных по модульному принципу и имеющих свою специфику. Данную комплексную задачу могут решить только ква-
лифицированные ученые-методисты, которые владеют инфокоммуникационными технологиями, или обычные преподаватели в сотрудничестве с программистами. Как показал опыт создания и применения ЭУМК в образовательном процессе, такой комплекс может быть разработан продвинутыми в области программирования обучающимися под руководством преподавателя иностранного языка при финальном контроле специалистов, например, преподавателей спецкафедр.
Опыт применения компонентов ЭУМК позволяет выделить следующие шаги осуществления дистанционного обучения иностранному язык}' на основе ЭУМК:
- предоставление электронных учебных изданий обучающимся по телекоммуникационным каналам (электронная почта, сеть Интернет, доступ к ЭУМК на сервере вуза), с приложением вопросов для контроля и самоконтроля по освещающимся в них темам;
- предоставление электронных версий практических занятий, предусматривающих закрепление изученного ранее материала;
- предоставление тестовых заданий по изученной тематике с использованием гиперссылок и программ автоматического подсчета верных ответов и оценки знаний обучающихся:
- прием и проверка контрольных работ и рефератов по каналам электронной почты или с использованием возможностей ЭУМК;
- проведение итоговой аттестации слушателей традиционными методами.
Причем необходимо отметить, что внедрение электронных компонентов в сложившуюся систему дистанционного образования должно проходить несколько этапов: начиная с использования ЭУМК как дополнительного к устоявшимся традиционным средствам обучения, вплоть до активного и постоянного использования ЭУМК как основного инструментария дистанционного образовательного процесса.
Образовательный процесс в рамках дистанционной формы обучения иностранному языку, как известно, охватывает:
- установочные занятия;
- межсессионный период (автономная деятельность по усвоению содержания образования, включающая выполнение контрольных, курсовых работ и самостоятельную работу над проектами);
- аудиторную деятельность (практические занятия, зачеты, экзамены и т. д.) в сессионный период.
На всех этих этапах применение ЭУМК вносит определенные коррективы в сложившуюся методику организации познавательной деятельности обучающихся.
На установочных занятиях с использованием ЭУМК кроме традиционных методических рекомендаций по особенностям овладения дисциплиной, обучающимся даётся вся информация и рекомендации по применению ЭУМК. Причём ознакомление с этой электронной средой обучения следует проводить, непосредственно демонстрируя её работу и все её возможности обучающимся. Несомненно, установочные занятия по
применению ЭУМК необходимо проводить в компьютерном классе, поскольку здесь все обучающиеся могут просмотреть свой диск, содержащий ЭУМК, или под руководством преподавателя обратиться к ЭУМК, расположенному на сервере учебного заведения. Это позволяет обучающемуся ознакомиться с особенностями, характерными для ориентирования в ЭУМК и его режимами работы, а также всеми материалами, представленными в ЭУМК (как основными, так и дополнительными). Или используется ноутбук и видеопроектор в обычной аудитории, для того чтобы продемонстрировать методы работы с ЭУМК. проецируя все материалы, последовательность работы и процесс навигации на экран.
В процессе таких занятий необходимо смоделировать всю работу обучающихся, давая рекомендации относительно последовательности учебной деятельности, поиска необходимой информации, получения консультации, самоконтроля и самооценки уровня освоения дисциплины в целом или определения качества выполнения отдельного задания. Данная работа осуществляется с помощью контрольно-оценочного блока, содержащего тестовые задания к каждому модулю ЭУМК. Разъясняется, какие виды связи можно использовать для получения помощи, консультаций преподавателя или методиста, работающего с ЭУМК.
Эффективность использования ЭУМК определяется начальным уровнем подготовки обучающегося. Для того чтобы установить этот уровень, на первых установочных занятиях необходимо провести входное диагностическое тестирование знаний, умений и навыков обучающихся, чтобы в дальнейшем выстроить индивидуальную траекторию формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Вполне понятно, что обучающийся не должен ограничиваться материалами ЭУМК при изучении дидактического материала, он может прибегать к информации, размещенной в любых печатных и электронных учебных и научных изданиях. Это особенно необходимо при выполнении контрольных работ и реализации учебных и исследовательских проектов.
В процессе дистанционного обучения иностранному языку на основе применения ЭУМК взаимодействие обучающегося и преподавателя проходит следующие этапы (рис. 1).
Установочное заня- Самостоятельная работа с Входное
тие по использова- ЭУМК в межсессионный пери- тестирование
нию ЭУМК од, консультации по e-mail
Рис. Этапы взаимодействия обучающегося и преподавателя в ходе дистанционного обучения на основе применения ЭУМК
Использование ЭУМК на аудиторных занятиях по иностранному языку может быть организовано в форме практических занятий и зачетов. На практических занятиях в сессионный период преподаватель может ис-
пользовать ЭУМК для иллюстрации представляемого содержания образования (в виде презентации в мультимедийной проекции на экран). Это особенно актуально для преподавания иностранного языка, поскольку визуализация учебного материала и его звучание, а также системное представление расширяют возможности восприятия обучающихся, позволяют освоить логическую связь и внутреннюю структуру, что, в свою очередь, повышает эффективность усвоения учебного материала.
ЭУМК также представляет богатые ресурсы дополнительной информации (справочной или хрестоматийной), содержит в себе электронный словарь, курс упражнений как своеобразный тренажер и систему для тестирования и самоконтроля.
Как показал опыт применения ЭУМК, зачеты можно проводить с помощью его контрольно-оценочного блока, однако экзамен по иностранному языку рекомендуется проводить в традиционной форме.
В период между сессиями обучающийся в процессе автономной работы, руководствуясь учебным планом, рабочей программой, методическими указаниями и пользуясь материалами ЭУМК (электронные учебники, справочники, словари, система тестового контроля знаний), а также другие доступные ему учебные материалы, осваивает содержание учебной дисциплины.
Обучающийся самостоятельно организует свою познавательную деятельность, однако он находится в постоянном, заранее согласованном взаимодействии с преподавателем. Эта обратная связь может осуществляться как через электронную почту, так и непосредственно через сетевую платформу ЭУМК. В последнем случае обучающийся может получать консультации преподавателя по иностранному языку онлайн, для этого в ЭУМК имеются специальные технические возможности. В методических рекомендациях по использованию ЭУМК указывается е-таП-адрес преподавателя по иностранному языку и оговаривается способ связи для консультации. Поскольку взаимодействие обучающегося и обучающих становится все более объемным и интенсивным, определяется круг лиц, которые несут ответственность за получение сообщений. Это могут быть с одной стороны, например, методист центра дистанционного обучения, а с другой стороны - обучающийся лично. Все это обеспечивает более эффективное управление самостоятельной работой обучающегося.
Как показала практика использования ЭУМК в дистанционном обучении иностранному языку, вся работа может быть организована более эффективно, если у каждого обучающегося есть индивидуальный план и график выполнения работ. Он регламентирует время изучения отдельных модулей и тематических блоков учебной дисциплины, позволяет обучающемуся эффективно планировать автономную работу, а преподавателю предоставляется возможность оперативно оценивать её интенсивность и степень эффективности.
Для осуществления контроля процесса автономной работы обучающихся в межсессионный период, а также для наблюдения за ее ходом преподаватель име-
ет возможность провести промежуточную оценку знаний, умений и навыков обучающихся. Это может быть осуществлено через рецензирование письменных контрольных работ, которые получены по электронной почте, или путем тестирования с помощью сети Интернет, если имеется ЭУМК, например, в электронной оболоч-
ке Моос11с. Результаты тестирования и рецензирования контрольных работ позволяют определить успешность усвоения обучающимися материалов ЭУМК еще до начала экзаменационной сессии и могут являться основой для вынесения решении о допуске обучающегося к сессии.
Библиографический список
1. Левина Т.Ф. Использование дистанционного обучения в преподавании иностранных языков. / Режим доступа: http: // diadhilev.-penn.ni/pedsovet/s/s2-3-l.htm.
2. Делтин В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам //Высшее образование в России. № 1.2001. С. 127. '
3. Форсиков А. А. Задачи организации процесса дистанционного обучения. / Режим доступа: http: //conf.stavsu.ni/YOUTH_ SCI/SEC6/for-sikiv.htm.
References
1. Levina Т. E Using of distant learning methods in foreign languages teaching. / Access mode: http: // diadhilev.-penn.rn/pedsovet/s/ s2-3-l.htm.
2. Denikin V, Gulbinskaya E. Characteristic features of foreign languages distant teaching. // Higher Education in Russia. № 1.2001. P. 127.
3. ForsikovA. A. Organization tasks of the distant teaching process. / Access mode: http: // conf.stavsu.ra/YOUTH_SCI/SEC6/for-sikiv.htm.