Научная статья на тему 'Дистанционное обучение учителей в системе повышения квалификации'

Дистанционное обучение учителей в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение учителей в системе повышения квалификации»

224

НТО Марий Эл -2009

Дистанционное обучение учителей в системе повышения квалификации

Н.В. Нагибнева, ([email protected])

ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия Синяя птица им Иштриковой ТВ»

На сегодняшний день как. никогда актуальна проблема повышения престижа педагогической профессии. Но говорить о престиже профессии педагога при непрофессионализме учителей невозможно! Читая лекции на курсах повышения квалификации в Институте образования, я частенько слышу от курсантов следующие реплики: «мы сами не можем решить задачи части С (а порой, и части В) по математике», «кто придумал ввести в образовательный стандарт комбинаторику и теорию вероятностей, и как научить этим задачам детей, если мы сами не умеем их решать», «сколько можно проверять профессинапнзм учителя при прохождении аттестации» и т.д.

Лично я очень довольна тем обстоятельством, что ЕГЭ по математике должны сдавать все выпускники, несмотря на то, что работаю в гуманитарной гимназии. Да мы должны быть благодарны этому, ведь иначе мотивация изучения нашей непростой дисциплины была бы гораздо меньшей. Конечно есть категория учеников (или как теперь принято говорить обучающихся), которых не «замотивнруешь» даже необходимостью сдачи экзамена. Такие были и, наверное, к сожалению, будут всегда. Эти дети «обучаются» в школе 11 лет, но не желают ничему научиться! Основная же часть учеников и их родителей вполне реально осознают необходимость серьезного отношения к предмету.

В отношении мероприятий, связанных с прохождением аттестации, следует заметить, что для профессионала они не составят больших трудностей. И даже если сделают решение теста ЕГЭ обязательным условием при прохождении аттестации, чему сейчас многие противятся, я бы возражать не стала! Учитель-предметник вне зависимости от того, какой предмет преподает, и в каких классах работает, должен быть профессионалом «на все 100», и уж решать тест меньше, чем на 80% - это просто стыдно! Аппоненты могут мне сказать, что учительский труд недостаточно оплачиваемый! Да, безусловно, но это уже отдельная тема и к вопросу профессионализма не относится никак. Учителя, работающие в глубинке сетуют на то, что возможностей у них значительно меньше, чем у городских педагогов, ведь на курсы приехать в столицу республики удастся далеко не всегда, даже если есть на то большое желание. А вот это уже серьезно! Сельские учителя, а главное, их ученики не должны страдать от того, что живут в глубинке. И сейчас появились все возможности исправить эту ситуацию. Речь пойдет о дистанционном образовании, традиции которого зародились в Англии еще в 19 веке

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий делает проблему непрерывного образования педагогов вполне решаемой. Но при этом возникают свои сложности. Конечно, обучаясь дистанционно. учитель получает большую степень свободы, ведь он получает знания в удобное для него время, в комфортных домашних условиях (сейчас компьютер с выходом в Интернет есть у большинства учителей дома. в крайнем случае в школе), продолжительность решения той или иной задачи зависит от возможностей учителя, его никто не подгоняет.

Но вместе с преимуществами дистанционное обучение приносит педагогу и определенные сложности Во-первых, дистанционное обучение - это в первую очередь - самообразование, самодисцнплина, а к этому далеко не каждый привык. Ведь есть соблазн отложить выполнение заданий до лучших времен, а эти «лучшие времена» почему-то потом долго не наступают.

Во-вторых, вместе с содержанием образования педагогам необходимо осваивать современные педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные. Но освоение ИКТ необходимо не только .аля прохождения дистанционных курсов это веление времени. С этим никто не спорит, но тем не менее определенное сопротивление учителей, привыкших работать по старинке, существует.

В-третьих, дистанционное обучение чаще всего организовано таким образом, что педагог должен уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их. выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, использовать проектные методики. Человек, привычный к обучению через воспроизведение, с трудом с этим справляется, но уж если осилит, то непременно будет использовать инновации в процессе обучения

Дистанционное обучение может осуществляться как региональными институтами образования, так и в рамках межрегиональных проектов, о чем следует сказать подробнее. Вот один из примеров

Повышение квалификации н окллсти ИКТ и мониторинг применения ИКТ..

225

20 ноября 2007 года в рамках проекта «Академия учителей» стартовал российский фестиваль ГГ-активных педагогических работников «PRO-ДВИЖЕНИЕ». Организаторами фестиваля выступили корпорация Microsoft, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, региональные учебные центры «Академия учителей».

Из 372 участников конкурса (46 субъектов Российской Федерации) - 15 учителей из Республики Марий Эл (представители Йошкар-Олы, Мари-Турека, Куженера, Оршанки. Параны и). Справились с четырьмя заданиями I тура (а это создание аватара. портфолио. эссе и выполнение заданий теста на ИКТ-компетентность) и вышли во второй тур 129 участников фестиваля, из них 10 представителей РМЭ. Результатом работы во втором туре стал образовательный сайт, созданный в результате сетевого взаимодействия педагогов различных дисциплин.

Активность педагогов нашей республики можно объяснить тем, что этими вопросами занимался региональный учебный центр «Академия учителей». Потому что в 2009 году, когда проект «Академия учителей» в республике завершился, во Втором Российском фестивале IT-активных педагогических работников «PRO-движение», в котором приняло участие 755 конкурсантов из 62 субъектов Российской Федерации, нашу республику представили всего 4 человека. Это педагоги ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им Иштриковой Т.В.» М.А. Мусинская (информатика). II В. Нагибнева (математика), Л.Е. Репина (биология) и учитель МОУ Кужснерская COI1I № I А.П. Петухов (информатика, черчение, ИЗО) постоянная участница всевозможных конкурсов и фестивалей

Фестиваль проводится с 10 марта 2009 г. но 15 мая 2009 г в виртуальном режиме в три тура. С заданиями I тура (размещение аватара, портфолио, входное тестирование на владение ИТ-технологиями, подготовка образовательного ресурса «Мои интерактивные находки», участие в Интернет-митинге, формирование творческих групп для участия во II туре) справились на должном уровне 240 человек (представители 45 peí ионов). В условиях жесткой конкуренции все четыре конкурсанта из Марий Эл вышли во второй тур. Лидерами стали Воронежская область (во второй тур вышли 65 человек) и Алтайский край (25 человек). Результатом работы во втором туре должен стать образовательный проект, созданный в результате сетевого взаимодействия педагогов различных дисциплин и их учеников.

Основные виды деятельности участников фестиваля в III type:

1. Изучение возможностей одного из офисных приложений MS Office System 2007 (на основе предложенных оргкомитетом материалов).

2. Тестирование на владение освоенным офисным приложением MS Office System 2007.

Таким образом, участие в Интернет-фестивале - это творческое дистанционное обучение в рамках которого участники фестиваля получают актуальную информацию по применению ИКТ в образовательном процессе, приобретают опыт сетевого взаимодействия, опыт участия в Интернет-проектах, в том числе совместно с группами учащихся, осваивают технологии проектной деятельности с использованием средств ИКТ.

Учитель не имеет права стоять на месте, иначе он безнадежно отстанет. Самообразование, стремление познать новое, умелое применение знаний на практике для решения разнообразных возникающих проблем необходимы для того, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Чтобы вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания того, где, каким образом и дтя каких целей эти знания могут быть применены, педагог должен сам владеть проектной методикой, технологией сотрудничества, чему по книгам и лекциям не научиться, в этом процессе нужно поработать самому, «прожив», прочувствовав его изнутри, тогда и для учеников он станет интересен, и учитель получит удовлетворение от своей нелегкой, но такой необходимой обществу работы. \\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.