276
ИТО Марий Эл -2010
Повышение квалификации учителей в области
информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы)
Митина Лариса Арсентьевна ([email protected])
Администрация муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район»
Аннотация
В данной статье представлен опыт организации курсов повышения квалификации учителей по проектной деятельности с применением ИКТ для повышения качества образования.
В современном мире стремительно развиваются информационные технологии.
В образовании осуществляется переход к компетентностному подходу, акцентирующему внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Для того чтобы у учащихся формировались ключевые компетентности, которые основаны на знаниях, умениях и ценностях, необходимых человеку в XXI веке, применяются различные инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий является проектный метод.
В 2009-2010 учебном году возобновила работу площадка «Новый Торъял», созданная во второй половине 2007 года при поддержке МРЦПК.
С октября 2009 года повышение квалификации педагогических кадров района проходило по программе «Проектная деятельность в информационной среде 21 века», в объеме 72 часа по очно-заочной форме обучения.
Цель данной программы - формирование компетентности в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием информационных технологий на основе основного курса про -граммы Intel «Обучение для будущего».
С октября 2009 года по январь 2010 года обучение прошли 41 педагог из 5 образовательных учреждений района. 51 % от общего количества обученных составляли учителя ресурсного центра МОУ «Новоторъяльская СОШ». Самыми активными слушателями были представители начальных классов, их было 10 педагогов, что составляет 24,3 %, учителя математики и физики - 8 (19,5 %), учителя русского языка и литературы - 7 педагогов (17,1 %). Свои проекты педагоги представили по различным направлениям:
- проекты для проведения уроков по различным предметам;
- здоровье;
- занимательный материал для повышения интереса к предмету;
- исторические материалы для повышения интереса к предмету.
Наиболее востребованные темы проектов посвящены сбережению здоровья. Учителя начальных классов свои проекты реализовали в марте 2010 года.
При проведении курсов использовался опыт площадки, группы слушателей формировались по командному принципу, то есть несколько учителей из одного образовательного учреждения.
Занятия были организованы 2 раза в неделю, во второй половине дня. Слушатели на курсы приходили с высокой степенью мотивации, но после первого занятия она снижалась. Следующее занятие проходило по принципу «пришли - научимся - получится». На дальнейших занятиях чувствовалось желание узнать новое, повысить свой уровень и закрепить полученные знания и умения.
В двух первых группах слушателей каждый педагог выполнял свой проект. Ряд педагогов проектный метод в работе использует не первый год, поэтому на курсах обучались выкладыванию материала в Интернет. В двух других группах слушатели изъявили желание составить проект группой. Так учителя МОУ «Пектубаевская СОШ» трудились над проектом « В поисках истины и красоты», посвященный Пасхе - народному празднику христиан.
Группа состояла из четырех педагогов, в которой каждый выполнял свой мини-проект.
1. Из истории Пасхи. Праздник праздников, торжество из торжеств.
2. Из истории пасхальных яиц. Способы покраски. Куличи и пасхи.
Повышение квалификации в области ИКТ
277
3.Пасха в творчестве великих композиторов.
4. Пасха в творчестве поэтов и писателей.
5. Пасха за границей.
Учителя МОУ «Староторъяльская СОШ» оформили проект «Мой дом - моя крепость». Группа состояла из трех педагогов, в которой каждый выполнял свой мини-проект:
¡.Устройство крестьянской избы.
2. Предметы быта и крестьянская утварь.
3. Мой дом - моя крепость.
В 2010 году состоялась презентация групповых проектов.
На площадке работали 2 тьютора. Слушатели отметили активную поддержку со стороны тьюто -ров, которые оказали реальную и методическую помощь педагогам в составлении проектов.
По завершению курсов педагоги высказали общее мнение о том, что они теперь стали ближе к детям в использовании информационных технологий, потому что научились применять в образовании сервисы Web 2.0.
Метод проектов стал более активно применяться учителями на уроках и во внеурочной деятельности.
Сообщество творческих учителей района, нацеленных на развитие личности обучающихся, увеличивается.
Образовательный модуль «Использование интерактивной доски
в образовательном и воспитательном процессе»
Мусинская Мария Альбертовна ([email protected])
ГОУРМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» имени Иштриковой Т.В.», г. Йошкар-Ола
Аннотация
В данной статье рассказывается об образовательном модуле «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе», его целях, задачах, содержании обучения и результатах.
В настоящее время в школах появляется новое цифровое оборудование. Одним из последних современных цифровых устройств, использующихся в образовательном процессе, является электронная интерактивная доска. В совокупности с персональным компьютером она дает новые возможности об -разовательному процессу.
ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.» является одним из первых учебных заведений в Республике Марий Эл, которые приобрели данное оборудование и начали активно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях. Гимназия имеет превосходное техническое оснащение интерактивными досками, входящими в состав мультимедийных комплексов, расположенных в каждом учебном классе. Благодаря этому гимназия стала ресурсным центром повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.
В 2008-2009 учебном году в рамках работы ресурсного центра ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.» было проведено большое количество семинаров, на которых одним из обязательных разделов стали занятия со слушателями по работе с интерактивной доской. Накопленный опыт в обучении педагогов города и республики работе с интерактивной доской на семинарах был проанализирован и систематизирован, что позволило разработать образовательный модуль «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе». Автор модуля - Мусинская Мария Альбертовна, заместитель директора по информатизации. В настоящее время данный модуль является одним из самых востребованных курсов повышения квалификации педагогов Республики, предлагаемых ГОУ ДПО ПК(С) «Марийский институт образования».
Данный модуль, рассчитанный на 16 часов, раскрывает принципы работы интерактивной доски, знакомит слушателей с видами и формами использования интерактивной доски в урочное и внеурочное время, позволяет научиться работать с приложениями, создавать цифровые образовательные ресурсы программными средствами интерактивной доски.